Рабочие программы по химии 10 - 11 классы
рабочая программа по химии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_khimii_10_-_11_klassy.rar | 88.87 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родинская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района
Алтайского края
Согласовано Руководитель МО ____Т.Н. Алексеенко Протокол № ___ от «____»_________2014г | Согласовано Заместитель директора по УВР ______И.В.Богоявленская Протокол № ______ «___»_________2014 г. | Утверждаю: Директор _____ О.И.Попова Приказ № ___ от «___»_______2014г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «ХИМИЯ»
для учащихся 10 класса
Разработчик:
Недякина Ирина Анатольевна,
учитель химии и биологии,
высшая категория
с. Родино 2014
ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
для 10 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии (базовый уровень) 2004 г.
- программы общеобразовательных учреждений: .Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008) - 54с.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Настоящая программа составлена для учащихся химии 10—11 классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне в двух вариантах: I вариант — 140 ч/год (2 ч/нед.); II вариант — 70 ч/год (1 ч/нед.). Эта программа рекомендуется школьникам, которые к 10 классу не выбрали свою будущую специальность, связанную с химией. В нашей школе преподавание ведется по I варианту.
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:
• на освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное.
Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.
Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены три практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов.
Распределение времени по темам в программе ориентировочное. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов, поэтому я распределила часы резерва следующим образом: тема «Предельные углеводороды» - 1 час, «Непредельные углеводороды» 1 час, «Спирты и фенолы» - 1 час .
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни. Закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М.Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенность их строения и свойств, прослеживается причинно – следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическим и неорганическим веществами. В конце курса даются сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Учащиеся должны:
знать / понимать
- важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
- называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства,
- выполнять химический эксперимент.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Кроме того, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
70 ч/год
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.
Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
УГЛЕВОДОРОДЫ (25 ч)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (8 ч)
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды (7 ч)
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.
Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.
Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическоепроизводство.
Лабораторные опыты. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (26 ч)
Тема 6. Спирты и фенолы (7 ч)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.
Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.
Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).
Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.
Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Практические работы
• Получение и свойства карбоновых кислот.
• Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.
Тема 10. Углеводы (7 ч)
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (8 ч)
Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
Тема 12. Белки (4 ч)
Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.
Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков
и синтетических волокон.
Лабораторные опыты. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Всего часов (факт.) |
1 | Теоретические основы органической химии | 4 ч | 4 ч |
2 | Предельные углеводороды | 7 ч | 8 ч |
3 | Непредельные углеводороды | 6 ч | 7 ч |
4 | Ароматические углеводороды | 4 ч | 4 ч |
5 | Природные источники углеводородов | 6 ч | 6 ч |
6 | Спирты и фенолы | 6 ч | 7 ч |
7 | Альдегиды и кетоны | 3 ч | 3 ч |
8 | Карбоновые кислоты | 6 ч | 6 ч |
9 | Сложные эфиры. Жиры | 3 ч | 3 ч |
10 | Углеводы | 7 ч | 7 ч |
11 | Амины и аминокислоты | 3 ч | 3 ч |
12 | Белки | 4 ч | 4 ч |
13 | Синтетические полимеры | 7 ч | 7 ч |
Итого | 66+ 4 резерв | 69+1 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол. час | Дата | Обору- дование | |
| ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Тема 1.Теоретические основы органической химии (4 ч) | ||||
1 | Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических веществ | 1 | ПК, проектор | ||
2 | Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления ее развития | 1 | |||
3 | Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ | 1 | ПК, проектор | ||
4 | Классификация органических соединений | 1 | ПК, проектор | ||
| УГЛЕВОДОРОДЫ (25 ч) Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (8 ч) | ||||
5-6 | Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов | 2 | Модели | ||
7 | Физические и химические свойства алканов | 1 | ПК, проектор | ||
8 | Получение и применение алканов | 1 | ПК, проектор | ||
9 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода | 1 | |||
10 | Циклоалканы | 1 | ПК, проектор | ||
11 | Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах | 1 | ЛО | ||
12 | Контрольная работа по теме | 1 | |||
| Тема 3. Непредельные углеводороды (7 ч) | ||||
13-14 | Электронное и пространственное строение алкенов. Гомология и изомерия алкенов. Номенклатура. | 2 | |||
15 | Свойства, получение и применение алкенов | 1 | ПК, проектор | ||
16 | Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств | 1 | ЛО | ||
17 | Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук | 1 | |||
18 | Ацетилен и его гомологи | 1 | |||
19 | Получение и применение ацетилена | 1 | ПК, проектор | ||
| Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч) | ||||
20 | Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура | 1 | |||
21 | Физические и химические свойства бензола | 1 | ЛО | ||
22 | Гомологи бензола. Свойства. Применение | 1 | ПК, проектор | ||
23 | Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов | 1 | |||
| Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч) | ||||
24 | Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование | 1 | ПК, проектор | ||
25 | Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти | 1 | Коллекция | ||
26 | Крекинг нефти. Коксохимическое производство. | 1 | |||
27 | Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
28 | Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | 1 | |||
29 | Итоговая контрольная работа по теме «Углеводороды» | 1 | |||
| КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (26 ч) Тема 6. Спирты и фенолы (7 ч) | ||||
30 | Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура | 1 | |||
31 | Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека | 1 | ПК, проектор | ||
32 | Получение спиртов. Применение | 1 | ПК, проектор | ||
33 | Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке | 1 1 | |||
34 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение | 1 | ЛО | ||
35 | Строение, свойства и применение фенола | 1 | ЛО | ||
36 | Решение задач по теме «Спирты. Фенолы» | 1 | |||
| Тема 7. Альдегиды и кетоны (3 ч) | ||||
37 | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура | 1 | |||
38 | Свойства альдегидов. Получение и применение | 1 | ЛО | ||
39 | Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение | 1 | ПК, проектор | ||
| Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч) | ||||
40 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура | 1 | |||
41 | Свойства карбоновых кислот. Получение и применение | 1 | ЛО | ||
42 | Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений | 1 | ПК, проектор | ||
43 | Практическая работа. Получение и свойства карбоновых кислот | 1 | ЛО | ||
44 | Практическая работа. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ | 1 | ЛО | ||
45 | Контрольная работа по темам 6—8 | 1 | |||
| Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч) | ||||
46 | Строение и свойства сложных эфиров, их применение | 1 | ПК, проектор | ||
47 | Жиры, их строение, свойства и применение | 1 | ЛО | ||
48 | Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии | 1 | ПК, проектор | ||
| Тема 10. Углеводы (7 ч) | ||||
49 | Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе | 1 | ПК, проектор | ||
50 | Химические свойства глюкозы. Применение | 1 | ЛО | ||
51 | Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение | 1 | ЛО | ||
52 | Крахмал, его строение, химические свойства, применение | 1 | ЛО | ||
53 | Целлюлоза, ее строение и химические свойства | 1 | ЛО | ||
54 | Применение целлюлозы. Ацетатное волокно | 1 | ПК, проектор | ||
55 | Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ | 1 | ЛО | ||
| АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (8 ч) Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч) | ||||
56 | Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов | 1 | ПК, проектор | ||
57 | Аминокислоты, их строение, изомерия. | 1 | |||
58 | Физические и химические свойства аминокислот. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач | 1 | ПК, проектор | ||
| Тема 12. Белки (4 ч) | ||||
59 | Белки — природные полимеры. Состав и строение белков | 1 | ПК, проектор | ||
60 | Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков | 1 | ЛО | ||
61 | Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты | 1 | |||
62 | Химия и здоровье человека | 1 | ПК, проектор | ||
| ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч) Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч) | ||||
63 | Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров | 1 | |||
64 | Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен | 1 | Коллекция | ||
65 | Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение | 1 | Коллекция | ||
66 | Синтетические волокна. Капрон. Лавсан | 1 | Коллекция | ||
67 | Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон | 1 | ЛО | ||
68 | Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа | 1 | ПК, проектор | ||
69 | Итоговая контрольная работа по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения» | 1 |
Условные обозначения: ПК - персональный компьютер, ЛО – лабораторное оборудование
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Учебно – методический комплект для учителя:
- Гара Н.Н. Химия. Методическое пособие для учителя Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009 – 111с.
- Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011г.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2011г. -80с.
Учебно – методический комплект для ученика:
- Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011г.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2011г. -80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...