Статья в журнал "Химия в школе" с разработкой урока "Натрий против серы. Бои без правил".
статья по химии (9 класс) на тему
деятельностный подход к изучению химических свойств веществ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о деятельностном подходе в изучении химии с разработкой урока | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в изучении свойств веществ (натрия и серы).
Мир меняется, и мы, учителя современности, чтобы меняться вместе с ним, должны учитывать в своей работе и ФГОС, и Личностно-ориентированное обучение и метапредметный подход, и другие инновационные технологии. В реализации своего педагогического опыта я пришла к выводу, что ум - это единство знаний и действий, выражающихся в оперировании образами, понятиями, суждениями. А для того, чтобы ум совершенствовать, надо больше рассуждать, чем заучивать (Декарт Р.)
Сейчас дети владеют инновационными технологиями и ориентируются в бесконечном информационном потоке зачастую лучше продвинутых учителей, поэтому их довольно сложно удивить чем-то новым. Подростков нужно мотивировать, ориентируясь на ту информацию, которая, возможно, им уже частично известна. Конечно, с одной стороны возникает противоречие – учащиеся не владеют в достаточной мере навыком работы с химическими реактивами, чтобы позволить им эффектные реальные эксперименты, а с другой стороны – в обучении химии эксперимент ключевая «фишка», парадигма обучения. Поэтому часть практики можно компенсировать виртуальными лабораториями, информационными ресурсами, которые нужно использовать для изучения химических свойств веществ. Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность.
В современном мире ценится умение делать: анализировать, сравнивать, оценивать, обобщать. Оценка каждого свойства любого предмета базируется на субъективном опыте личности каждого человека, поэтому в начале преподавания каждого учебного курса мы должны продолжать формирование универсальных учебных действий, что, в конечном счете, позволит добиться метапредметного подхода в преподавании химии с моей стороны и целостного мировосприятия со стороны ученика. Наш мир представляет собой одно живое целое, где все процессы, свойства и идеи взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому, постигая одни явления, дети постигают другие явления, находящиеся с ними во взаимосвязи.
Ориентируясь на требования к современному уроку, сложно дать оценку затраченного на его подготовку учителем времени. (Обычно – много). Поэтому, реально действовать по следующему алгоритму: 1) цель, 2)план, 3)тезисное содержание, 4)предполагаемый результат, 5)информационное обеспечение тезисов, которое может корректироваться по ходу урока.
Роль учителя - дать возможность «сильным» обучающимся самореализоваться в уроке, «слабым» - научиться использовать уже имеющуюся информацию. Постоянно ориентироваться на личностные особенности каждого ребенка необходимо, но не всегда мы в состоянии за 40 минут сформировать у себя в уме частный образовательный маршрут для каждого учащегося. Поэтому моя задача дать такой урок, в котором каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя эмоционально комфортно, получил бы значимую для себя информацию.
Началом мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью учащихся в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одних учащихся задание является проблемным, а для других – нет. Дифференцированные задания, имеющие поисковый, деятельностный характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует уровню его подготовки. Я использую на уроках химии задания с "дозами помощи" - подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов в решении проблемы. Объем информации, содержащийся в ней, определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы легко создавать и поддерживать ситуацию успеха. Особенность моих уроков состоит в интенсивной самостоятельной деятельности учащихся, а одним из видов самостоятельной деятельности учащихся, используемых мною, является эксперимент (а в химии без него невозможно).
Обучение через опыт и сотрудничество, смещение акцента в обучении на методы поискового характера позволяют наиболее полно раскрыть потенциальные возможности каждого учащегося.
Привожу в пример фрагмент урока, в котором применяются методы деятельностного подхода.
«Бои без правил – натрий против серы». Весовая категория 23 против 32. Металл против неметалла. (9 класс, цикл тем о неметаллах).
Цели урока:
1. Выучить химические свойства серы и натрия, и их основные соединения. 2. Продолжать формировать общеинтеллектуальные компетенции – сравнивать, анализировать, делать выводы, раскрывать сущность мира с точки зрения химии.
3. Формировать бережное отношение к здоровью, способствовать становлению понятий о безопасности деятельности на уроке и в жизни.
План урока.
- Организационный момент, приветствие учителя. Обозначение проблемы и формулирование темы и цели урока – выяснить, какой элемент « сильнее» – натрий или сера?
- Актуализация опорных знаний, работа с периодической системой химических элементов Менделеева.
- Работа с дополнительными источниками информации (статьи из Википедии, учебника химии, видеоматериалы, и др. альтернативные источники информации); заполнение таблицы сравнения, запись уравнений химических реакций; обсуждение полученной информации.
- Формулирование выводов о реакционной способности химических элементов и их соединений.
- Рефлексия в конце урока, самооценка своей деятельности на уроке, выставление оценок учителем, домашнее задание.
Оборудование: ноутбуки – 1 на парту, мультимедиапроектор. В компьютеры заранее можно поместить информацию, которая будет использоваться на уроке, так как некоторые запрашиваемые интернет – ресурсы, могут медленно загружаться (видео реакций - натрия с водой, с расплавленной серой и др.).
Химические реактивы и оборудование: кристаллическая сера, химический стакан с водой, ложки для сжигания химических веществ, сухое горючее в чашках (учащиеся получат SO2).
Особенности урока: так как в кабинете химии парты стационарно прикреплены к полу, основная работа на уроке проводится в парах, обсуждения и выводы возможны в микрогруппах по 4 человека.
Ход урока. Используя дополнительную информацию (статьи и видеоматериалы с реакциями изучаемых веществ), заполни таблицу (учителем дан примерный план – «дозы помощи»), таблица напечатана для каждой пары обучающихся. Учитель ориентируется во времени урока, относительно скорости работы каждой пары обучающихся, пункты № 5, 10 выполняют только те, кто успевает сделать основную работу.
| Na | S | |
| |||
| 23 | 32 | |
| восстановитель | окислитель | |
| Море: прочитай статью из Википедии | Суша (руда): прочитай статью из Википедии, выпиши необходимую информацию | |
| Кровь: прочитай статью из Википедии, выпиши необходимую информацию | Плоть: сера — один из биогенных элементов. Входит в состав некоторых тиамин), ферментов. Сера участвует в образовании третичной структуры белка (формирование дисульфидных мостиков). Человек содержит примерно 2 г серы на 1 кг своего веса. | |
| Ожог! Прочитай правила обращения с натрием. Обсуди в группе из 4х человек ТБ при работе с веществами | Воспламенение! Прочитай правила обращения с серой. Обсуди в группе из 4х человек ТБ при работе с серой | |
| Посмотри видеофрагмент. Запиши уравнение реакции. Горит в воде. | Помести небольшое количество серы в воду. Опиши, что наблюдаешь? | |
Реакция нейтрализации. Получение оксида серы (IV). Аллотропия. | Запиши уравнение нейтрализации серной кислоты гидроксидом натрия. Посмотри видеофрагмент. Натрий в этой реакции восстановитель или окислитель? | Сера горит в воздухе. На проведение эксперимента определяется одно время для всех обучающихся, учитель проговаривает вслух ход опыта, проводит инструктаж по ТБ. Эксперимент. Убери вещи на край стола. Помести немного серы на ложку для сжигания (сера при плавлении увеличивается в объеме, может вспыхнуть, поэтому возьми НЕМНОГО серы). Зажги сухое горючее, внеси ложку с серой в пламя. Как протекает горение серы? Запиши уравнение химической реакции. Сера здесь окислитель или восстановитель? | |
| Посмотри видеофрагмент, запиши уравнение реакции. Натрий в этой реакции восстановитель или окислитель? |
Примерные вопросы завершающего этапа урока: Какой же элемент более «сильный»? Почему? Можно ли дать однозначный ответ? Можно ли утверждать, что восстановитель более активно реагирует с другими веществами, чем окислитель?
Что нового ты узнал сегодня? Как пригодится это тебе в жизни?
Оцени свою работу на уроке. (Примерный лист самооценки: поставь себе баллы за каждый этап урока, за участие в обсуждении завершающего этапа урока).
Д/з: выучи химические свойства натрия и серы; объясни, почему серная кислота и щелочь могут быть опасны; когда и как были открыты натрий и сера.
Деятельностный подход в изучении свойств веществ (натрия и серы).
Учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения проблемной задачи: какой элемент «сильнее» - натрий или сера? В ходе урока учитель осуществляет:
-формирование целостности картины мира;
- деятельностный подход, познание в сравнении;
-проведение эксперимента, изучение и соблюдение правил техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Представлен фрагмент урока.
Фамилия, инициалы: Дзюба О.В. / Dzyuba O.V.
Ключевые слова.
Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой.
Research work of students, activity approach in educational process, reflection, connection of theory and practice.
Информация об авторе: Дзюба Ольга Валериевна, учитель химии и биологии муниципального общеобразовательного учреждения Гимназии города Лабытнанги, первая квалификационная категория.
Dzyuba Olga the teacher of chemistry – biology the Municipal Educational Institution of the Gymnasium of Labytnangi Yamalo-Nenetski Autonomous region.
Сведения об авторе
Дзюба Ольга Валериевна
04.06.1977
учитель химии и биологии муниципального общеобразовательного учреждения Гимназии города Лабытнанги, первая квалификационная категория
Домашний адрес: ЯНАО, г.Лабытнанги, 629405, ул. Рижская д.31, кв.14.
Дом. тел. 8-908-86-2-31-71, раб. тел. 8 (34992) 5-90-44
e-mail: athufycrbq3rjym@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вступление к серии статей "Мы устали"
В многочисленных российских педагогических училищах, педагогических институтах и университетах получают образование будущие учителя и педагоги. Они получают хорошее надёжное фундаментальное академичес...
Методическая разработка серии уроков по праву
Данная методическая разработка представляет собой серию уроков-тренингов, которые могут применяться как на уроках права, так и во внеурочной деятельности....
Серия уроков по литературе "Игра "Кто хочет стать пятионером" по произведениям А.С.Пушкина "Дубровский" и "Капитанская дочка" и сказкам М.Е. Салтыкова- Щедрина.
данная разработка дает возможность провести интересный урок и проверить знания по произведениям большого количества учащихся....
Статья "Возможности УМК по английскому языку серии "Форвард" для профессионального развития учителя английского языка в условиях введения ФГОС
Проблема качественного преподавания иностранного языка в начальной школе была и остается одним из актуальных направлений развития иноязычного образования в школе. Особое значение она приобретает...
Статья в сборнике НПК "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - СРЕДСТВО ПСИХОДИДАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВА И ФИЛОСОФИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ"
Именно образование призвано обеспечить формирование такой личности, которая способна осуществить качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности.Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов Философия...
Правильно ли мы говорим? (серия статей, посвященных речевым и грамматическим ошибкам в современной речи)
Правильно ли мы говорим? Детальный разбор формирования слов "волнительный" и "касаемо"....
Серия "Все о футболе" - "Правила в футболе"
Каждому спортсмену, выходящему на поле, необходимо знать правила футбола....