МОДУЛЬ «АЗОТ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»
план-конспект урока по химии на тему
различия в представлениях об азоте как химическом элементе и азоте как простом веществе;
физические и химические свойствах азота;
нахождение в природе, основные области применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azot.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДУЛЬ
«АЗОТ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»
Цели урока : опираясь на ранее полученные знания учащихся привести их к пониманию различий в представлениях об азоте как химическом элементе и азоте как простом веществе; закрепить свои знания о физических и химических свойствах азота, его нахождении в природе, основных областях применения, акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, биологии, истории, развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.
Девиз урока: Практика есть основа понимания и критерий истины.
Реактивы и оборудование: дихромат аммония, асбестовая сетка, тренога, спиртовка, спички, стеклянная палочка, медиапректор, экран, ПК.
В данный модуль входят четыре учебных элемента:
УЭ-1. Постановочная часть урока.
УЭ-2. Азот – химический элемент.
УЭ-3. Азот – простое вещество.
УЭ-4. Тест.
УЭ-1.
Постановочная часть урока.
Цели: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить пути их достижения.
На экране название модуля: «Азот. Физические и химические свойства».
Сначала ставим учебные цели. Знакомим учащихся с содержанием модуля по карте самоконтроля и самооценки по данной теме и обращаем внимание учащихся на то, что они должны знать и уметь.(5 мин)
КАРТА САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ ПО ТЕМЕ «АЗОТ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»
Содержание | Что нужно знать | Что нужно уметь | Контрольные вопросы и задания | Источник информации |
Положение химического элемента азота в периодической системе. Нахождение азота в природе. | Положение азота в системе и особенности строения его атома | Дать сравнительную характеристику азота по положению в периодической системе | 1.Какова распространенность азота в природе? 2. Какие степени окисления могут проявлять атомы азота? | п. 24, стр. 142 п. 15, стр. 91 |
Азот – простое вещество. Получение азота в лаборатории и промышленности, физические свойства азота. | Основные физические свойства азота. Способы получения. | Описывать физические свойства азота и объяснять их. Называть способ получения азота в промышленности. | 1.В виде каких соединений встречается в природе азот? 2.Приведите реакции получения азота в лаборатории. 3.Сколько литров азота получится при разложении 80 г нитрита аммония, содержащего 20% примесей? | п. 24, стр. 143-144, лекция |
Азот– простое вещество. Химические свойства азота: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом. | Важнейшие химические свойства азота. | Составлять уравнения химических реакций азота с металлами, водородом, кислородом. Составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций. | 1.Допишите уравнения реакций: Li + N2= N2+H2= N2+О2= Дайте характеристику этих реакций по всем изученным вами признакам реакций. 2. Сколько литров аммиака получится из 10 л азота при 80 % выходе? 3. Как сместить равновесие системы вправо:N2+3H2=2NH3? | п. 24, стр. 143, Лекция: химическое равновеие. |
Азот – простое вещество. Применение азота и его соединений. | Области применения азота и его соединений. | Доказать жизненное значение азота для человека. | п. 24, стр.144-146. |
На каждой парте лежит схема-кластер: «Азот – химический элемент. Азот – простое вещество».
УЭ-2.
Азот – химический элемент.
Цель: сформировать понятие об азоте как химическом элементе.
Учащиеся в течение 10 мин работают по плану:
- Положение химического элемента азота в периодической системе.
- Строение атома азота.
- Нахождение азота в природе (использовать табл.)
ЭЛЕМЕНТ | СОДЕРЖАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА (мас. %) |
О С Н N Са Р К S Na Cl | 63 21 10 3 2 1 0,27 0,16 0,10 0,08 |
Часто говорят, что в организме человека содержится вся таблица химических элементов Д. И Менделеева . И это не далеко от истины: в организме человека обнаружено более 80 химических элементов. Для их классификации используют два подхода – химический и биологический. Согласно первому, азот относится к макроэлементам, т.к. его содержание более 0,01 %. Согласно второму, азот играет большую биологическую роль, так как входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Человек для своего нормального развития должен ежедневно потреблять 80-100 г белка, что соответствует 12-17 г азота.
И хотя содержание азота в растениях 1,5 % (в два раза меньше, чем в человеке), без азота не может жить и развиваться ни одно растение, а следовательно и животное, и человек. Дело в том, что азот входит не только в состав растительных белков, но и в состав хлорофилла, с помощью которого растения под действием солнечной идет процесс фотосинтеза.
УЭ-3.
Азот – простое вещество.
Цели: Сформировать понятие об азоте как простом веществе, повторить и закрепить знаний из курса химии 8 класса о физических, химических свойствах азота, его нахождения в природе, основных областях применения.
Сообщаем учащимся историю открытия азота.
Далее учащиеся обсуждают физические свойства азота. У каждого ученика на парте листок , на котором перечислены некоторые свойства веществ:
- Газообразный при обычных условиях.
- Не имеет запаха.
- Бесцветный.
- В воде малорастворим.
- Легко сжижается.
- Степень окисления -3.
- В молекуле между атомами ковалентные полярные связи.
Заполним схему-паучок «Физические свойства азота».
На изучение химических свойств азота отводим 10 мин. Ученики работают с учебником.
Обращаем внимание учащихся на то, что азот может быть и окислителем, и восстановителем в зависимости от условий. Реакциям 2 и 3 даем характеристику по всем изученным ранее классификациям химических реакций.
Получение азота:
- В промышленности: учебник, стр. 92-93.
- В лаборатории: учебник, стр. 146, упр №5,
А так же разложением дихромата аммония ( опыт «Вулкан»), при горении пороха (видеофрагменты).
Шесть веков продолжалось господство черного пороха в военном деле. За столь длинный срок его состав практически не изменился, менялся лишь способ производства. Только в середине 19 века вместо черного пороха стали использовать новые взрывчатые вещества с большей разрушительной силой. Они быстро вытеснили черный порох из военной техники. Теперь он применяется в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике (ракеты, фейерверки), а также как охотничий порох.
В современных взрывчатых веществах используется аммиачная селитра – нитрат аммония. После первой мировой войны человечество потрясло известие о грандиозном взрыве 2 сентября 1921 года в Германии. Взорвался склад, в котором хранилась селитра (5000 тонн). Взрыв унес 509 человеческих жизней, около 2000 человек были ранены и искалечены.
Не менее трагичный случай произошел в США в 1947 году, когда в результате взрыва аммиачной селитры погибло 600 человек и около 1000 были ранены.
А ведь аммиачная селитра – важнейшее минеральное удобрение, которое тысячами и миллионами тонн используют для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Итак, азот используют для получения важных соединений азота, а вы знаете, где используются сам азот?
Так мы обсудили применение азота.
УЭ-4.
Тест.
Цель: повторить и обобщить знания учащихся об азоте, выявить степень усвоения учащимися модуля «Азот. Физические и химические свойства азота».
ВАРИАНТ 1
- Число валентных электронов в атоме азота равно
1) 1 2) 2 3) 3 4) 5
2. Название этого элемента в переводе с греческого «безжизненный»
1) кислород 2)азот
3) углерод 4) водород
3. Азот N2 является окислителем при реакции с
1)F2 2) O2
3) Li 4) не имеет таких свойств
4. Определите вещество Х в схеме превращений: N2 – X – NO
1) NH3 2)NO2 3)Li3N 4)HNO3
5.Равновесие в системе
N2+3H2=2NH3 + О
сдвигается вправо при
1) повышении температуры
2) уменьшении давления
3) уменьшении концентрации водорода
4) уменьшении концентрации аммиака
Домашнее задание: п. 24, №1, 3, 4, карта самоконтроля
ВАРИАНТ 2
- Число электронных уровней у атома азота равно
1) 1 2) 2 3) 3 4)5
2. Ковалентная связь в молекуле азота
1) одинарная 2) двойная
3) тройная 4) полярная
3. Азот N2 является восстановителем при реакции с
1) F2 2) Na
3) Li 4) не имеет таких свойств
4. Определите вещество Х в схеме превращений: NH3 – X – NO
1) HNO3 2)NO 3)Li3N 4) N2
5. Равновесие в системе
N2+O2=2NO –О
сдвигается вправо при
1) понижении температуры
2) увеличении давления
3) увеличении концентрации кислорода
4) увеличении концентрации оксида азота (II)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические и химические свойства ацетилена
Урок продолжает формирование понятий о влиянии строения на свойства углеводородов, углубляет представления о генетической связи между углеводородами на примере гидрирования непредельных углеводородов....
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"
Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...
«Азот. Его физические и химические свойства.»
Презентация к уроку «Азот. Его физические и химические свойства.»...
Методическая разработка по химии 9 класс по теме «Галогены в периодической системе химических элементов. Строение их атомов. Физические и химические свойства»
Методическая разработка урока...
Интегрированный урок по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"
Интегрированный урок по географии и химии в 9 классе по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"...
конспект урока "Азот. Его физические и химические свойства. Способы получения"
Конспект урока по химии , 9 класс...