ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
статья по химии на тему
Тезисы о развитии дистанционного образования детей-инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
М.Ю.Пономарева
МБОУ СОШ № 117, г . Нижний Новгород, Российская Федерация
Одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» является дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями (http://mon.gov.ru/pro/pnpo/).
В основе проекта лежит творческий характер обучения. Такая форма образовательного процесса включает ученика в развернутые системы информационных баз данных, снимает пространственно-временное ограничение в работе с различными источниками информации, что очень актуально в современном постиндустриальном, информационном обществе [1]. Открытое образование, предполагающее использование новых средств телекоммуникаций, вовлекает ребенка с ограниченными возможностями в обширный информационный мир, что позволяет ему полнее реализовать свои потенциальные возможности. Без такого подхода невозможно развитие индивидуальности, а в целом – невозможна и эволюция всего общества.
В Нижнем Новгороде 1 сентября 2010 года на базе «ГОУ Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида» начал работу ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов — i — школа (http://www.cdo-nnov.ucoz.ru/) Сейчас в центре обучаются примерно 250 детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной задачей центра является создание безбарьерной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает социальную адаптацию и социализацию детей с ограниченными возможностями.
Ученикам, которые обучаются на дому, передается комплект оборудования (компьютер, веб-камера, принтер, сканер, цифровой микроскоп, лаборатория «Архимед» с системой датчиков, позволяющих проводить эксперименты и опыты). Обучение осуществляется преподавателями дистанционно с помощью программы Skype, удалённого управления рабочим столом компьютера ученика, публикации заданий и результатов их выполнения ребёнком на предназначенных для этого сайтах в Интернет. Основой i-класса является програмная платформа Moodle, на базе которой созданы курсы ДО по разным предметам, в том числе и химии.
ДО дает целый ряд преимуществ: создание комфортных условия для ученика и учителя (выбор удобного времени и места для обучения ); учитываются индивидуальные психологические особенности ребенка (память, скорость восприятия); возможность использования для обучения любых мировых источников (электронные библиотеки, учебники и др.); быстрая проверка результатов выполнения заданий, использование средств мультимедиа: анимации, видео, звука и цвета, что обеспечивает наглядность материала и позволяет задействовать большинство механизмов восприятия учеником новой информации; появляется уникальная возможность проводить естественнонаучные опыты в условиях ограниченного доступа к специальному оборудованию, техническим объектам и химическим веществам, что способствует эффективной подготовке к промежуточным и итоговым аттестациям, в том числе в форме ЕГЭ по естественнонаучным предметам.
Актуальность введения ДО для детей с ОВ один из способов вернуть их к полноценной жизни, помочь им самореализоваться в сложных современной жизни. Важнейшим условием успешности ДО является поддержка родителей.
ЛИТЕРАТУРА:
- Фрагменты коллективной монографии под общей редакцией В.М.Филиппова и В.П.Тихомирова (http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/russia/1.html).
- Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке» Выпуск № 2 / том 15 / 2013
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-distantsionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-ovz-kak-odnoy-iz-novyh-form#ixzz359WRViVO
Тезисы доклада должны быть изложены на одной полной странице текста формата А4. Шрифт Times New Roman Cyr, кегль12, поля слева, справа, сверху и снизу 24 мм, текст следует печатать через один интервал, красная строка 1 см. Выравнивание текста по ширине страницы.
Ссылки на литературные источники в тексте даются в квадратных скобках, например, [8]. В конце статьи приводится список литературы (шрифт 12 пт) в соответствии со следующим образцом:
Очень важно создание благоприятного настроя, эмоциональной приподнятости. Школьник должен почувствовать, что его собеседник не строгий контролер, а добрый, отзывчивый учитель, готовый прийти на помощь в любую минуту. Не менее важно создать условия для полноценной самореализации ученика, проявления успешности, самоутверждения, повышения самооценки. Необходимо избегать ситуации, когда у ребенка могут возникнуть мысли: «Я очень глуп, чтобы начать (продолжить) работу с вами». Это актуально не только при общении школьника с учителем, но и при попытке организации работы в творческой группе, т.к. часто дети, имеющие ограниченные возможности, с большим трудом идут на контакт друг с другом.
Тот факт, что в электронном образовании все материалы учебного курса оцифрованы и выложены в интернет, обеспечивает целый ряд преимуществ в организации учебного процесса:
• доступность курса в любой момент времени. Электронные технологии дают возможность ученику работать над курсом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Для участников курса электронные задания и лекции доступны в любой момент, и обучающиеся в значительной степени самостоятельно решают в каком темпе им проходить этот курс;
• доступность курса из любой точки мира, где есть доступ в интернет. При этом для большинства курсов не обязательна высокая скорость подключения к сети: обычного dial-up соединения через модем бывает достаточно. Находясь в среде интернет, обучающийся может непосредственно в процессе работы над материалом курса обратиться в любые мировые источники (ресурсы других образовательных центров, электронные библиотеки по всему миру и т.д.);
• оперативность предоставления информации. В традиционном обучении источником информации является книга, цикл обновления которой занимает месяцы, а иногда и годы. Сегодня есть целый ряд динамично развивающихся наук, в которых информация, суммированная в монографиях, устаревает уже к моменту их издания. Интернет позволяет обновлять любую информацию и обеспечивать доступ к ней для обучающихся в течение минут;
• более гибкая организация учебного процесса. В любом образовательном предмете есть разделы более простые и более сложные. Электронное обучение позволяет преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложив простые фрагменты для самостоятельной проработки;
• автоматизация учебного процесса – преподавателю нет необходимости составлять множество однотипных вариантов заданий для теста и проверять результаты их исполнения: система подберет любые параметры по желанию преподавателя, осуществит проверку и сохранит результаты;
• мультимедийность. Помимо традиционной текстовой и графической информации, в дистанционное образование предполагает использование в процессе образования всех средства мультимедиа: анимации, видео, звука и цвета. Это обеспечивает наглядность преподаваемого материала и позволяет задействовать большинство механизмов восприятия человеком новой информации;
• электронные технологии обучения лучше соответствуют менталитету современной молодежи, для которой сеть интернет практически стала «второй реальностью»;
• уверенное владение современными информационно коммуникационными технологиями является одним из ключевых компетенций выпускника современного образовательного учреждения. Прохождение студентом обучения позволяет резко повысить общую компьютерную грамотность обучающегося;
• широта и масштабность предоставляемой информации, выход на глобальные информационные ресурсы формируют у обучающегося соответствующий стиль мышления.
Одним из наиболее динамично развивающихся направлений открытого образования является дистанционное обучение (ДО), которое позволяет реализовать следующие принципы:
• доступность обучения, в частности преодоление физических ограничений человека, расширение аудитории обучающихся;
• личностная направленность обучения, создание комфортных условий для школьников и учителей, учет индивидуальных психологических особенностей (восприятия, памяти, мышления), индивидуальный темп обучения;
• развитие информационной культуры, навыков работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации;
• социализация обучения, учет личностно-коммуникативных особенностей учащихся.
Выполнение лабораторных практикумов удаленного доступа
Лабораторный практикум удаленного доступа позволяет учащемуся в интерактивном режиме проводить естественнонаучные опыты в условиях ограниченного доступа к специальному, уникальному оборудованию, техническим объектам и химическим веществам, способствует эффективной подготовке к промежуточным и итоговым (государственным) аттестациям, в том числе в форме ЕГЭ по естественнонаучным предметам.
В основе концепции открытого образования лежит творческий характер обучения. Такая форма образовательного процесса включает ученика в развернутые системы информационных баз данных, снимает пространственно-временное ограничение в работе с различными источниками информации, что очень актуально в современном постиндустриальном, информационном обществе [2]. Открытое образование, предполагающее использование новых средств телекоммуникаций, вовлекает школьника в обширный открытый информационный мир, что позволяет молодому человеку новой социальной формации полнее реализовать свои потенциальные возможности. Без такого подхода невозможно развитие индивидуальности, а в целом – невозможна и эволюция всего общества.
Безусловный плюс — несомненная важность для психологического развития ребенка — его вовлечение в систематическую учебную деятельность под непосредственным руководством взрослого, процесс овладения культурой и социализация проходят при посредничестве учителя.
Вместе с тем нельзя упускать из вида и обратную сторону дистанционного обучения. К проблемам дидактического плана следует отнести адаптацию сетевых образовательных ресурсов к возможностям, условиям, уровню подготовки каждого школьника. Американские исследователи полагают, что вопрос «Являются ли компьютер и Интернет помощниками школьника на пути познания, саморазвития личности или, наоборот, ограничивают его возможности?» еще долгое время будет оставаться открытым. Дискутируется проблема отрицательного эффекта использования информационных технологий в дистанционном обучении [3, 4]. При очевидной пользе дистанционного обучения остается вопрос: как сделать это оптимальным для каждого ребенка?
Сложность состоит в том, что затруднено общение: между субъектами образовательного процесса нет непосредственного, живого контакта. Посредником выступает компьютер. Для дистанционного обучения очень важна оперативность связи со школьником. При очном обучении каждый ученик имеет возможность задать вопрос и немедленно получить на него ответ полный или частичный, с указанием срока получения полного ответа. Ученик же, находящийся на расстоянии от учителя, лишен такой возможности. Спустя некоторое время у него может угаснуть интерес, рассеяться внимание. Поэтому к учителю в системе ДО — тьютеру — предъявляются серьезные требования:
1) отвечать очень быстро на все письма;
2) поощрять оперативность своих слушателей;
3) установить четкий график общения в режиме on-line2 и неукоснительно соблюдать его;
4) создать атмосферу психологического комфорта.
Несомненно, следует отметить, что образовательные ресурсы, создаваемые для системы ДО, можно и нужно использовать учителю химии, работающему в системе очного образования. Так, материал электронных сетевых учебников, задачников, практикумов целесообразно включать в дидактические средства нового поколения: электронные презентации, индивидуальные технологические карты и т.д., – для фронтального объяснения нового материала, обобщения, закрепления и отработки специальных учебных навыков. В школах, где есть возможность организовать уроки химии в интернет-классах, расширяются возможности учителя в плане усиления личностной направленности образования. Использование web-ресурсов3 на уроках при условии непосредственной работы школьников с компьютером существенно повышает познавательный интерес [см. 1]. Учителя, рекомендующие учащимся использовать образовательные ресурсы Интернета при подготовке к урокам, индивидуальным сообщениям, проверочным работам, также отмечают высокую педагогическую результативность этой формы работы: усиление учебной мотивации, расширение кругозора и как результат — повышение качества знаний. Особая форма использования образовательных веб-технологий — организация проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые имеют возможность не только осуществлять поиск, отбор и анализ информации в глобальном масштабе, но и сопоставлять собственные результаты с выводами и полученными данными проектных работ, выполненных другими учениками, публиковать свои работы на веб-серверах, принимать участие в обсуждениях, сетевых конференциях и форумах.
Другими словами, учитель химии современной школы знает и активно использует в своей работе материалы, размещенные в сети для организации ДО. Важность данного вопроса отмечают практически все авторы, обозревающие интернет-ресурсы, применяемые в школьном химическом образовании [5, 6].
В i-школе находят воплощение различные формы современного образования. Регулярно проводятся фестивали увлекательной науки (http://touchscience.dezcenter.ru), в подготовке и проведении которых активное участие принимают сотрудники кафедры методики преподавания Московского института открытого образования (МИОО). В «Мастерской химических чудес» дети с ограниченными возможностями, изучающие химию дистанционно, могут «встретиться» со своими преподавателями. Для школьников проводятся яркие демонстрации интересных, занимательных опытов, организован химический практикум.
- ЛИТЕРАТУРА
1. Дорофеев М.В. Информатизация школьного курса химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2002,
№ 37.
2. Фрагменты коллективной монографии под общей редакцией В.М.Филиппова и В.П.Тихомирова (http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/russia/1.html).
3. Anderson S.K., Middleton V. You Want Me to do What? The Cultural and Psychological Struggle of Putting a Course Online. The Technology Source, 2002 (http://ts.mivu.org/default.asp?show=article&id=917).
4. McBride J.R. Teaching General Chemistry as a Distance Education Course. The Technology Source, 2002 (http://ts.mivu.org/default.asp?show= article&id=932).
5. Добротин Д.Ю., Журин А.А. Интернет в обучении химии. Химия в школе, 2001, № 7, с. 52–55.
6. Загорский В.В. Интернет-ресурсы для учителя. Химия в школе, 2003, № 9, с. 2–7.
7. Anderson T., Elloumi F. Theory and Practice of Online Learning. Athabasca University, 2004 (http://cde.athabascau.ca/online_book/).
8. Prensky M. Digital Game-Based Learning. New York: McGraw-Hill, Training Magazine, 2000.
9. Дорофеев М.В. Дистанционное обучение химии школьников с ограниченными возможностями. Химия. Методика преподавания в школе, 2004, № 8, с. 41–48.
10. Морозов М.Н., Танаков А.И., Герасимов А.В., Быстров Д.А., Цвирко В.Э., Дорофеев М.В. Разработка виртуальной химической лаборатории для школьного образования. Educational Technology & Society, 2004, v. 7, № 3, р. 155–164.
Учитель, используя скайп и материалы специального учебного сайта, дает материал, регулирует и контролирует деятельность учащегося, оценивает процесс усвоения учеником знаний. Центр реализует программы начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий. По окончании обучения ребятам, прошедшим итоговую аттестацию, будет выдаваться документ государственного образца о соответствующем уровне образования.
Цели работы Центра:
• реализация законодательства Российской Федерации по созданию адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием Интернет-технологий;
• создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества.
Основные задачи:
• организация единой информационно-образовательной среды для детей инвалидов, их родителей и педагогов;
• использование обучающимися и педагогами в учебном процессе специализированного образовательного ресурса (контента);
• создание интерактивного образовательного сообщества для детей с ограниченными возможностями здоровья, которое даст им возможность научиться взаимодействовать друг с другом, взрослыми, социальными институтами и ориентироваться в окружающей социальной среде, решить задачи профессионального самоопределения личности.
Помимо усвоения базового теоретического материала учащиеся могут прямо дома проводить физические, биологические и химические опыты, для этого каждому из них предоставлены системы датчиков, позволяющие проводить эксперименты и опыты с использованием электронного оборудования.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения:
- ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе;
- ребенок может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Сейчас в центре обучаются 48 детей с ограниченными возможностями здоровья из 23 районов Нижегородской области.
В Центре работает творческий коллектив педагогов, прошедших специальную подготовку на курсах дистанционного образования.
В настоящее время педагоги приступили к обучению родителей (законных представителей) обучающихся детей. Программа обучения родителей предназначена для повышения их компьютерной грамотности, необходимой для оказания ими практической помощи детям в процессе обучения.
Основная часть
1. Организация обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Дистанционное обучение (ДО) в школе можно использовать для организации:
1. Дистанционной поддержки очного образования - используя средства электронного обучения. Учащийся может получать задания и отправлять их на проверку используя систему Moodle
2. Поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения.
Система ДО может обеспечить:
1. Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
2. Прочное усвоение знаний
3. Контакт преподавателя с учеником по мере необходимости. Если ученик работает, он контактирует с преподавателем.
4. Индивидуализацию обучения
Применительно к школьному образованию, наиболее эффективной моделью внедрения ДО является интеграция очной и дистанционной форм обучения. Использование дистанционных курсов профильного направления в старших классах позволит существенно улучшить качество знаний учащихся и уменьшить учебную нагрузку. Замена урочной формы на самостоятельные, проективные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества учащихся. Дистанционную форму также эффективно применять в целях ликвидации пробелов в навыках и умениях или углубления знаний. Обучение, построенное на использовании интернет - технологий, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения: болезни, удаленность от учреждений образования и т.д.
В первую очередь, конечно же, своей гибкостью. Участники дистанционной формы обучения, как правило, не посещают регулярные занятия в виде лекций и семинаров, а работают в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Это является большим преимуществом для людей, которые не могут или не хотят изменить свой обычный уклад жизни. Дистанционное образование становится доступным не только тем, кто вынужден совмещать учебу с работой, но и людям с ослабленным здоровьем и инвалидам.
Несомненным преимуществом является и модульный принцип, который положен в основу дистанционного обучения. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям учащегося.
В модели присутствуют 5 блоков:
1. Блок содержания курса (лекции, инструкции для слушателей, источники, глоссарии).
2. Блок контроля:
• текущий (контрольная работа, веб-квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line);
• итоговый (круглый стол, проектная работа, дистанционный урок).
3. Организационный блок (форум знакомств, документация учебного процесса, текущие объявления).
4. Блок средств коммуникаций для индивидуального и группового обучения (форум, e-mail, ICQ, wiki-wiki, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.).
5. Блок подведения итогов (рефлексия после изучения каждого модуля и в конце курса).
Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 – проведение курса, и блок 5 – фиксирование результатов.
Реализация дистанционного курса происходит в несколько этапов. Для каждого этапа при подготовке курса разрабатывается методическое наполнение типовых блоков дистанционного курса, а также описываются особенности использования педагогических технологий ДО.
Возможности дистанционного обучения:
Тот факт, что в электронном образовании все материалы учебного курса оцифрованы и выложены в интернет, обеспечивает целый ряд преимуществ в организации учебного процесса:
• доступность курса в любой момент времени. Электронные технологии дают возможность ученику работать над курсом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Для участников курса электронные задания и лекции доступны в любой момент, и обучающиеся в значительной степени самостоятельно решают в каком темпе им проходить этот курс;
• доступность курса из любой точки мира, где есть доступ в интернет. При этом для большинства курсов не обязательна высокая скорость подключения к сети: обычного dial-up соединения через модем бывает достаточно. Находясь в среде интернет, обучающийся может непосредственно в процессе работы над материалом курса обратиться в любые мировые источники (ресурсы других образовательных центров, электронные библиотеки по всему миру и т.д.);
• оперативность предоставления информации. В традиционном обучении источником информации является книга, цикл обновления которой занимает месяцы, а иногда и годы. Сегодня есть целый ряд динамично развивающихся наук, в которых информация, суммированная в монографиях, устаревает уже к моменту их издания. Интернет позволяет обновлять любую информацию и обеспечивать доступ к ней для обучающихся в течение минут;
• более гибкая организация учебного процесса. В любом образовательном предмете есть разделы более простые и более сложные. Электронное обучение позволяет преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложив простые фрагменты для самостоятельной проработки;
• автоматизация учебного процесса – преподавателю нет необходимости составлять множество однотипных вариантов заданий для теста и проверять результаты их исполнения: система подберет любые параметры по желанию преподавателя, осуществит проверку и сохранит результаты;
• мультимедийность. Помимо традиционной текстовой и графической информации, в дистанционное образование предполагает использование в процессе образования всех средства мультимедиа: анимации, видео, звука и цвета. Это обеспечивает наглядность преподаваемого материала и позволяет задействовать большинство механизмов восприятия человеком новой информации;
• электронные технологии обучения лучше соответствуют менталитету современной молодежи, для которой сеть интернет практически стала «второй реальностью»;
• уверенное владение современными информационно коммуникационными технологиями является одним из ключевых компетенций выпускника современного образовательного учреждения. Прохождение студентом обучения позволяет резко повысить общую компьютерную грамотность обучающегося;
• широта и масштабность предоставляемой информации, выход на глобальные информационные ресурсы формируют у обучающегося соответствующий стиль мышления.
Заключение
Но, как и везде, в системе дистанционного обучения есть и свои минусы. Значительная часть молодежи рассматривает жизнь в сети как вторую реальность, которая в некоторых случаях превращается в реальность первую. Есть риск получить «электронное поколение» с простым механистическим мышлением, оторванное от реальной жизни. Неадекватное использование электронного обучения может способствовать развитию этих негативных тенденций. Разумеется, это не означает отказа от полноценного и масштабного внедрения электронных технологий. Вне всякого сомнения, они прогрессивны и необходимы. Вопрос заключается только в том, чтобы электронное образование не вытеснило традиционное образование, а интегрировалось в него.
Заключая этот фрагмент о соотношении между электронным и традиционным образованием, можно утверждать, что курс, подготовленный и реализованный талантливым, любящим свое дело, преподавателем будет всегда лучше аналогичного чисто электронного курса. С другой стороны, продуманный, хорошо подготовленный электронный курс может обеспечить более высокое качество образования, чем работа слабого преподавателя. Однако, в случае даже самого сильного преподавателя, электронные технологии предоставляют ему интегрированный набор мощных инструментов дальнейшего повышения качества реализации курса. Электронное образование является практически идеальным для организации дистанционного (заочного) обучения, а также для организации образовательного процесса в филиалах вуза. Однако наилучшие результаты оно обеспечивает при так называемом смешанном обучении.
Библиография
1. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.
2.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
3.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
4.Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 2007.
5.Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
6.Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
7. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия "Дистанционное обучение". [Электронный документ] / 8. А.А. Андреев.- (http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html), дата обр. к д-ту 13.03.2012г.
9. Ишемгулова, И.Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы. [Электронный документ] / И.Г. Ишемгулова.- (http://biro.ufanet.ru/files/dok/IchemgulovaIG.doc), дата обр. к д-ту 13.05.2012г.
10.Королева, Е.П. Дистанционное обучение в США и Европе. [Электронный документ] / Е.П. Королева.- (http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/do_usa/index.shtml), дата обр. к д-ту 15.03.2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье описан опыт реализации дистанционной модели образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны используемые методы и приёмы работы, возникающие затруднения и используемые с...
Статья "Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями"
В статье указаны методы с детьми с ОВЗ. Как добиться результатов при сдаче ЕГЭ по математике. В 2012 году они его успешно сдали и поступили в институты....
Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво.
О проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и пишут. Но что именно необходимо сделать, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей» таких детей, поддерж...
Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....