Метод проектов
статья по химии по теме

Метод проектов - образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, проявить ученику самостоятельность и творчество при выполнении учебных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов

В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.  Школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. В условиях модернизации образования в центре внимания педагогов находится деятельность учащихся. Важен не только конечный результат, но и   сам процесс приобретения знаний. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Как известно, достижение целей обучения зависит от выбранных учителем педагогических технологий, которые представляют собой совокупность предметного содержания, методов и средств обучения.

Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества обучения школьников и готовность их к самореализации за счет развития учебной инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических творческих задач.

           Метод проектов в педагогике декларируется сейчас, как одна из наиболее перспективных и эффективных технологий, позволяющих решать  широкий спектр компетенций одновременно, а также прививать учащимся вкус к творчеству и исследованию.

           Проблема исследовательской деятельности учащихся имеет глубокие корни. Метод проектов появился в США в начале прошлого столетия.  Зарубежные педагоги Ж.-Ж Руссо, И.Песталоцци, Ф.Дистервег Г.Кершенштейнер, Дж.Дьюи, С.Френе и др. высказали идею побуждения ребенка к познанию мира через исследования и открытия. В России данную позицию поддерживали Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. В начале XX в.  группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого стала использовать этот метод на практике. В настоящее время все чаще применяется в системе образования.

           Базовым образовательным методом, способствующим развитию исследовательских умений учащихся в основной школе, являются исследовательский метод  проектов (Г.Б. Голуб, В.В. Гузеева, Е.П. Полат, А.И. Савенков, М.Н. Скаткин, И.Д. Чечиль и др.). По мнению ученых педагогов необходимо создавать нестандартные формы организации исследовательской деятельности учащихся, способствующие реализации психолого-педагогических особенностей подростков и повышающие мотивацию к данному виду деятельности. Установлено, что у учащихся 8-9 классов активно развивается абстрактное мышление, следовательно, методы эмпирического, теоретического исследования для них являются наиболее доступными (Г.А. Соболева, Д.И. Фельдштейн и др.).  В научной педагогической литературе представлено обоснование необходимости и значимости педагогического проектирования, определена сущность метода проектов и проектного обучения, специфика осуществления проектной деятельности.

             Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающий решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

            Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основе метода проектов лежит умение ученика ориентироваться в информационном пространстве, вычленять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводить наблюдения, опыты, моделирование, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В литературе встречается несколько классификаций проектов:

1.По структуре проекта:

-исследовательские проекты

-творческие проекты;

-игровые проекты;

-информационные проекты;

2.По характеру координации:

-проекты с открытой координацией;

-проекты со скрытой координацией.

3. По характеру контактов.

-внутренние;

-региональные;

-международные.

4. По числу участников.

-индивидуальные;

-парные;

-групповые.

5. По продолжительности проведения:

-краткосрочные;

-среднесрочные;

-долгосрочные.    

1.2 Этапы работы над проектом

Этапы

работы

Содержание

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

                                      1.  Организация деятельности

Погружение

в проект

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач

Обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию.

Выявляют проблемы.

Выдвигают гипотезы.

Устанавливают цели.        

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в постановке целей, выдвижении задач.

Планирование

Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

Выбор способа представления конечного результата (форма отчета).

Установление процедур и критериев оценки результатов процесса. Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Вырабатывают план действий, определяют сроки, выбирают форму представления результатов.

Распределяют обязанности в каждой группе в зависимости от выбранной темы исследования.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Объявляет учащимся состав консультативной группы учителей-предметников.

                                             2. Осуществление деятельности

Поиск

информации

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Выполнение проекта.

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети интернет.

Проведение исследования.

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе).

Дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Организует консультации с учителями-предметниками.

Наблюдает, советует.

Обобщение

Результатов и выводов

Анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов.

Анализируют информацию, формулируют выводы.

Оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

Ненавязчиво контролирует, оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.

               3. Представление результатов деятельности

Презентация

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе.

Защищают проект, участвуют в обсуждении.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

4.  Оценка деятельности

 Оценка процесса и  результатов работы

Анализ и обобщение результатов работы в целом. Анализ достижения поставленной цели.

Рефлексия.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Самооценка реализации поставленных целей.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

           

Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении химии. С психологической точки зрения, знания, полученные  самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а, следовательно, усваивается в более полной мере. Кроме того, школьники учатся искать информацию не только в объяснениях учителя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления школьников.

Проектная деятельность имеет выраженную профориентационную направленность, что также является несомненным достоинством данного метода. Исследовательская деятельность, осуществляемая при создании проекта, может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным целостным, эмоциональным, творческим.

Список используемой литературы

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000

3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. –М.: “Педагогический поиск”, 2006

4. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Химия.-Волгоград: Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...