рабочая программа по химии в 11 классе
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по химии
11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.
Рассчитана программа на 34 часа в год, 1 час в неделю .
Цели:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ
- развитие познавательных интересов
- воспитание необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту.
Задачи:
- формирование знаний основ науки
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления
- соблюдать правила техники безопасности
- развивать интерес к химии как возможной области практической деятельности
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в гимназии используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Содержание программы
Тема 1. Строение атома.(3 часа).
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Состав атомных ядер. Строение электронных оболочек атомов элементов первых 4-х периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.
Ученики должны знать и понимать:
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы.
-основные законы химии: периодический закон.
Уметь:
-объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
-определять степень окисления химических элементов;
- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Тема 2. Строение вещества.(14 часов). Химическая связь. Ковалентная связь, её разновидности и механизм образования. Электроотрицательность. Степень окисления. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Золи, гели, понятие о коллоидах. Теория строения органических соединений. Структурная изомерия. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
Изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления;
-основные теории химии: строения органических соединений.
Уметь:
-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений.
-объяснять природу химической связи.
Тема 3. Химические реакции. (8 часов). Классификация химических реакций. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Среда растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
Ученики должны знать и понимать химические понятия:
-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие
- основные теории химии: электролитическая диссоциация
Уметь:
- определять степень окисления элементов, окислитель и восстановитель
- объяснять зависимость скорости реакции и смещения химического равновесия от различных факторов
Контрольная работа №1 по темам 1,2,3
Тема 4. Вещества и их свойства.(9 часов). Классификация неорганических веществ. Металлы. Неметаллы. Кислоты неорганические и органические. Основания неорганические и органические. Амфотерные неорганические и органические соединения. Качественные реакции на неорганические и органические вещества.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
-кислоты, основания, соли, амфотерность органических и неорганических веществ
Уметь:
-называть вещества
-определять принадлежность веществ к различным классам
- характеризовать общие свойства основных классов неорганических и органических соединений
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
Контрольная работа №2 по теме «Вещества и их свойства»
Пр.р.№2. Решение экспериментальных задач по органической химии.
Требования к уровню подготовки выпускников
Тема 1. Строение атома.
Ученики должны знать и понимать:
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы.
-основные законы химии: периодический закон.
Уметь:
-объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
-определять степень окисления химических элементов;
- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Тема 2. Строение вещества.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
Изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления;
-основные теории химии: строения органических соединений.
Уметь:
-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений.
-объяснять природу химической связи.
Тема 3. Химические реакции.
Ученики должны знать и понимать химические понятия:
-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие
- основные теории химии: электролитическая диссоциация
Уметь:
- определять степень окисления элементов, окислитель и восстановитель
- объяснять зависимость скорости реакции и смещения химического равновесия от различных факторов
Тема 4. Вещества и их свойства.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
-кислоты, основания, соли, амфотерность органических и неорганических веществ
Уметь:
-называть вещества
-определять принадлежность веществ к различным классам
- характеризовать общие свойства основных классов неорганических и органических соединений
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
Тема 5. Химия в жизни общества.
Знать:
-правила грамотного поведения в окружающей среде
Уметь:
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников
-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
-правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием
Учебно-тематический план 11 класс
тема | Кол-во часов | Формы контроля |
1. Строение атома. | 3 | Текущий контроль |
2. Строение вещества. | 14 | Контрольных работ- 1 Практических работ – 1 |
3. Химические реакции. | 8 | Текущий контроль |
4. Вещества и их свойства. | 9 | Контрольных работ- 1 Практических работ – 1 Текущий контроль |
Календарно-тематическое планирование
по химии для 11 класса.
Количество часов - 34
Учебник – О.С.Габриелян, Химия. 11 класс (базовый)
Контрольных работ - 2
Практических работ - 2
1 полугодие | 2 полугодие | |
Количество часов | 16 | 18 |
Контрольных работ | 0 | 2 |
Практических работ | 1 | 1 |
Тематическое планирование по химии, 11класс. Учебник - О. С. Габриелян (базовый уровень)
№ п/п | Тема | Час. | Изучаемые вопросы | Демонстра-ция | Требования | Домаш-нее задание | Дата план | Дата факт. |
Тема 1. Строение атома. | 3 | |||||||
1 | Атом – сложная частица. | 1 | Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. | Учащийся должен знать химический элемент, атом, изотопы. | П.1 | 4.09 | ||
2,3 | ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. | 2 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение периодического закона. | Учащийся должен знать периодический закон Д.И.Менделеева; уметь характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева. | П .2 | 11.09 18.09 | ||
Тема 2. Строение вещества. | 14 | |||||||
4 | Ионная химическая связь. | 1 | Ионная связь. Катионы и анионы. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. | Модели ионных кристаллических решеток (хлорид натрия). | Учащийся должен знать химические понятия: ион, ионная химическая связь, вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); уметь определять заряд иона, ионную связь в соединениях, объяснять природу ионной связи. | П. 3 | 25.09 | |
5 | Ковалентная химическая связь. | 1 | Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов. | Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток | Учащийся должен знать химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения; уметь определять валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную (полярную и неполярную) связь в соединениях, объяснять природу ковалентной связи | П .4 | 2.10 | |
6 | Металлическая химическая связь. | 1 | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с металлической связью | Модели металлических кристаллических решеток | Учащийся должен знать химические понятия: металлическая связь, вещества металлического строения; уметь объяснять природу металлической связи, определять металлическую связь | П. 5 | 9.10 | |
7 | Водородная химическая связь. | 1 | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи. | П .6 | 16.10 | |||
8 | Решение задач | Повт. п .3-6 | 23.10 | |||||
9 | Полимеры | 1 | П. 7 | 30.10 | ||||
10 | Газообразное состояние вещества | 1 | Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Их получение, собирание, распознавание. | Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды | Учащийся должен знать химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем. | П. 8 | 13.11 | |
11 | Практическая работа 1. Получение, собирание и распознавание газов. | Учащийся должен уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, этилена. | Стр .217 | 20.11 | ||||
12 | Жидкое состояние вещества. | Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы и их использование. Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Применение аморфных веществ | Ознакомле-ние с минеральны-ми водами. | П. 9 | 27.11 | |||
13 | Твердое состояние вещества | П. 10 | 4.12 | |||||
14 | Дисперсные системы и растворы. | 1 | Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели). | Образцы различных дисперсных систем. | П. 11 | 11.12 | ||
15 | Состав вещества. Смеси. | 1 | Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Молекулярная формула. Формульная единица вещества. Массовая и объемная доля компонента в смеси. Решение задач. | знать вещества молекулярного и немолекулярного строения, закон постоянства состава веществ. | П.12 | 18.12 | ||
16 | Обобщение знаний по теме 2. | Учащийся должен знать теорию химической связи; уметь объяснять природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения, определять тип химической связи в соединениях. | Повт п.3-12 | 25.12 | ||||
17 | Контрольная работа 1 по теме 2 | 15.01 | ||||||
Тема 3. Химические реакции. | 8 | |||||||
18, 19 | Классификация химических реакций. | 2 | . Реакции, протекающие без изменения состава веществ: аллотропия,. аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода; изомерия,. изомеры, реакции изомеризации. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология. Реакции, идущие с изменением состава веществ: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции соединения, протекающие при производстве серной кислоты. Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения | Превращение красного фосфора в белый. Модели молекул н-бутана и изобутана, гомологов бутана. Лаборатор-ный опыт. Реакции обмена, идущие с образованием осадка, газа и воды. | Учащийся должен знать химические понятия: аллотропия, изомерия, гомология, углеродный скелет, тепловой эффект реакции; теорию строения органических соединений | П. 13,14 | 22.01 29.01 | |
20 | Скорость химических реакций. | 1 | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. | Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентра-ции и температуры. Модель «кипящего слоя». Лабораторный опыт. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2) и каталазы сырого картофеля. | Учащийся должен знать химические понятия: скорость химической реакции, катализ; уметь объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов | П.15 | 5.02 | |
21 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | 1 | Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения веществ на примере производства серной кислоты. | Учащийся должен знать химическое равновесие; уметь объяснять зависимость положения химического равновесия от различных факторов. | П.16 | 12.02 | ||
22 | Роль воды в химической реакции. | 1 | Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, диссоциация электролитов в водных растворах. Степень электролитической диссоциации, Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД. | Растворение окрашенных веществ в воде: сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III). | Учащийся должен знать химические понятия: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; теорию электролитической диссоциации; уметь определять заряд иона. | П. 17 | 19.02 | |
23 | Гидролиз | Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора | Лабораторный опыт. Различные случаи гидролиза солей. | Учащийся должен уметь определять характер среды в водных растворах неорганических соединений. | П. 18 | 26.02 | ||
24 | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз | 1 | Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. | Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II). | Учащийся должен знать химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; уметь определять степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель | П. 19 | 5.03 | |
25 | Электролиз | 1 | П. 19 | 12.03 | ||||
Тема 4. Вещества и их свойства. | 9 | |||||||
26 | Классификация веществ. Металлы. | 1 | Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой, кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов, взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии. Сплавы. | Образцы металлов. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие железа с серой, меди с кислородом. Горение железа и магния в кислороде. | Учащийся должен знать основные металлы и сплавы; уметь характеризовать элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов, общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств металлов от их состава и строения. | П. 20 | 19.03 | |
27 | Неметаллы. | 1 | Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами). Благородные газы | Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (йодида) калия. Лабораторный опыт. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями | Учащийся должен уметь характеризовать элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов; общие химические свойства неметаллов; объяснять зависимость свойств неметаллов от их состава и строения. | П. 21 | 2.04 | |
28 | Кислоты органические и неорганические. | 1 | Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами. | Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие растворов соляной и уксусной кислот с металлами, основаниями, солями. | Учащийся должен знать серную, соляную, азотную, уксусную кислоты; уметь характеризовать общие химические свойства кислот; называть кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять характер среды водных растворов кислот. | П. 22 | 9.04 | |
29 | Основания органические и неорганические. | 1 | Основания неорганические и органические. Классификация оснований. Химические свойства неорганических оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. | Лабораторные опыты. Испытание растворов оснований индикаторами. Получение и свойства нерастворимых оснований. | Учащийся должен уметь характеризовать общие химические свойства оснований; называть основания по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять характер среды водных растворов щелочей. | П. 23 | 16.04 | |
30 | Соли. | 1 | Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, фосфат кальция, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). | Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция, гидроксокарбонат меди (II). Качественные реакции на катионы и анионы. | Учащийся должен уметь характеризовать общие химические свойства солей; называть соли по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять характер среды водных растворов солей | П. 24 | 23.04 | |
31 | Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ. | 1 | Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. | Учащийся должен уметь характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических и органических соединений. | П.25 | 30.04 | ||
32 | Обобщение и решение задач по теме «Вещества и их свойства». | 1 | Повт п.20-25 | 7.05 | ||||
33 | Контрольная работа №2 по теме «Вещества и их свойства». | 1 | 14.05 | |||||
34 | Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений | 1 | Учащийся должен уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений. | 21.05 | ||||
итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...