Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание тем учебного курса
3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
4. Учебно-тематический план.
5. Перечень учебно-тематического обеспечения (литература).
6. Календарно-тематическое планирование (Приложение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по химии 9 класс | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9 классе.
(базовый уровень)
2 часа в неделю-68 ч в год
№п/п | № урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса(6 часов) | |||||||||||||||||
1 | 1 | Вводный инструктаж по т/б № Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева. | Урок изучения нового материала | Строение атома, хар-ка элемента. | §1 упр 1,2 | ||||||||||||
2 | 2 | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам. | Комбинированный | Строение атома, хар-ка элемента | §2 упр2 | ||||||||||||
3 | 3 | Генетические ряды металлов и неметаллов. | Комбинированный | §1,2 упр 3, 7 | |||||||||||||
4 | 4 | Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Л\О Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. | Комбинированный | Амфотерность, генетический ряд переходного элемента. | §2 упр 3 | ||||||||||||
5 | 5 | Химические свойства оксидов, кислот, оснований. Реакции ионного обмена. | Комбинированный | Оксиды, основания, кислоты | §2 упр 4 | ||||||||||||
6 | 6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Комбинированный | ПСХИ | §3 упр 5, 6, 7 | ||||||||||||
Тема № 1 «Металлы» ( 15час) | |||||||||||||||||
7 | 1 | Положение элементов металлов в периодической системе Д.И Менделеева Л\О Ознакомление с образцами металлов | Комбинированный | Металлическая связь, аллотропия, кристаллическая решетка. | §4, 5 упр 2, 3 §6 | ||||||||||||
8 | 2 | Сплавы. | Комбинированный | Бронза, латунь. победит, дуралюминий. нихром. | §7 упр 2, 4 | ||||||||||||
9 | 3 | Химические свойства металлов | Комбинированный | Электрохимический ряд напряжения металлов. | §8 упр 2, 5 | 1. | 2. | 3 | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | |||
10 | 4 | Электрохтмический ряд металлов Л\О Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей | Комбинированный | §8 упр 3, 7 |
| ||||||||||||
11 | 5 | Общие понятия о коррозии металлов | Комбинированный | Химическая , электрохимическая коррозия | §10 упр 6 | ||||||||||||
12 | 6 | Способы получения и применения металлов | Комбинированный | Пирометаллургия Гидрометалл-я. Электролиз. | §9 упр 5, 6 | ||||||||||||
13 | 7 | Общая характеристика щелочных металлов. | Комбинированный | Щелочные металлы, каустик, щелочи, металлическая связь.. | §11 упр 1,2 | ||||||||||||
14 | 8 | Соединения щелочных металлов. Л/О. Ознакомление с образцами природных соединений натрия и калия | Комбинированный | . | §11 упр 3,5 | ||||||||||||
15 | 9 | Общая характеристика щелочноземельных металлов. | Комбинированный | §12 упр 3, 4 | |||||||||||||
16 | 10 | Соединения щелочноземельных металлов | Комбинированный | Известковая вода. известковое молоко, гашёная известь. | §12 упр 5, | ||||||||||||
17 | 11 | Алюминий. Л\О ) Ознакомление с образцами природных соединений алюминия Л\О Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей | Комбинированный | Алюмотермия, бокситы, криолит, глинозем. | §13 упр 6, 7 | ||||||||||||
18 | 12 | Железо. | Комбинированный | Черная металлургия. Чугун. Сталь. | §14 упр 1,4 | ||||||||||||
19 | 13 | Генетические ряды Fe2+u Fe3+. Л\О Качественные реакции на Fe2+u Fe3+. | Комбинированный | Амфоткрные соединения | §14 упр 5,6 | ||||||||||||
20 | 14 | Обобщающий урок по теме: «Металлы» | Урок обобщения знаний | Подготовиться к к\р | |||||||||||||
21 | 15 | Контрольная работа №1 по теме: «Металлы». | Контроль знаний | ||||||||||||||
Тема №2 ПРАКТИКУМ №1 «Свойства металлов и их соединений»-3ч | |||||||||||||||||
22 | 1 | Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов» | Урок-практикум | отчёт | |||||||||||||
23 | 2 | Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов» | Урок-практикум | отчёт | |||||||||||||
24 | 3 | Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ» | Урок-практикум | отчёт | |||||||||||||
. Тема 3 Неметаллы (23ч) | |||||||||||||||||
25 | 1 | Общая характеристика неметаллов. | Комбинированный | Аллотропия, электроотриц тельность, | §15, 16 упр 1, 3,4 | ||||||||||||
26 | 2 | Водород. Строение атома и молекулы. Получение водорода | Дейтерий,протий,тритий | §17 упр 1, 2 | |||||||||||||
27 | 3 | Физические и химические свойства водорода | Комбинированный | §17 упр 3, 4 | |||||||||||||
28 | 4 | Общая характеристика галогенов | Комбинированный | Галогены | §18 упр 1, 4 | ||||||||||||
29 | 5 | Соединения галогенов. Л \О Качественная реакция на хлорид- ионы» | Комбинированный | Хлороводород, соляная кислота, хлориды | §19 -20 упр 1 | ||||||||||||
30 | 6 | Кислород. Строение.. Физические и химические свойства. | Комбинированный | Озон | §21 упр 2, 3 | ||||||||||||
31 | 7 | Сера, ее физические и химические свойства. | Комбинированный | Сера ромбическая и кристаллическая. Аллотропия. | §22 упр 1, 3 | ||||||||||||
32 | 8 | Соединения серы | Комбинированный | Сероводород, сернистый газ | §23 упр 2, 3 | ||||||||||||
33 | 9 | Серная кислота и её соли. Л\О Качественная реакция на сульфат ионы» | Комбинированный | Производство серной кислоты | §23 упр 4, 5, 7 | ||||||||||||
34 | 10 | Азот и его свойства | Комбинированный | §24 упр 2, 3, 4 | |||||||||||||
35 | 11 | Аммиак и его свойства аммония | Комбинированный | Аммиак. Ион аммония | §25 упр 7, 8 | ||||||||||||
36 | 12 | Соли аммония Л\О Распознавание солей аммония | Комбинированный | Азотная кислота, нитраты, селитра. | §26 упр 4, 5 | ||||||||||||
37 | 13 | Кислородные соединения азота | Комбинированный | Нитраты. нитриты. | §27 упр 6, 7 | ||||||||||||
38 | 14 | Азотные удобрения | Комбинированный | Аллотропия Фосфаты. Фосфорные удобрения | Стр 253-257 | ||||||||||||
39 | 15 | Фосфор | Комбинированный | §28 упр 1, 2 | |||||||||||||
40 | 16 | Соединения фосфора | Комбинированный | Фосфин | §28 упр 3, 5, 7 | ||||||||||||
41 | 17 | Углерод. | Комбинированный | Алмаз, графит, карбин. | §29 упр 2, 6 | ||||||||||||
42 | 18 | Оксиды углерода Л\О Получение углекислого газа и его распознавание | Комбинированный | Угарный газ | §30 упр 3, 5 | ||||||||||||
43 | 19 | Карбонаты Л\О Качественная реакция на карбонаты | Комбинированный | Кальцит. Поташ, сода.. | §30 упр 6 | ||||||||||||
44 | 20 | Кремний. Л\О Ознакомление с природными силикатами | Комбинированный | §31 упр 1, 3 | |||||||||||||
45 | 21 | Применение кремния и его соединений. Л\О Ознакомление с продукцией силикатной промышленности | Комбинированный | Керамика. Стекло , цемент | §31 упр 2,5 | ||||||||||||
46 | 22 | Обобщающий урок по теме «Неметаллы»». | Урок обобщения знаний | тесты | |||||||||||||
47 | 23 | Контрольная работа № 2 по теме Неметаллы. | Контроль знаний | ||||||||||||||
ТЕМА№4 ПРАКТИКУМ №2 «Свойства неметаллов и их соединений»-3 ч | |||||||||||||||||
48 | 1 | Практическая работа №4 Экспериментальные задачи по теме « Подгруппа кислорода» | Урок-практикум | отчёт | |||||||||||||
49 | 2 | Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа азота и углерода» | Урок-практикум | отчёт | |||||||||||||
50 | 3 | Практическая работа №6 Получение, собирание и распознавание газов | Урок-практикум | отчёт | |||||||||||||
ТЕМА №5 ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ -10ч | |||||||||||||||||
51 | 1 | Предмет органической химии. | Комбинированный | Органическая химия, органические вещества | § 32 упр 1, 2 ,6 | ||||||||||||
52 | 2 | Алканы. Состав, строение номенклатура Л\О Изготовление моделей молекул углеводородов | Комбинированный | Алканы , общая формула, номенклатура, изомерия, гомологи, тетраэдрического строение метана. | §33 упр 4 | ||||||||||||
53 | 3 | Непредельные соединения. | Комбинированный | Общая формула, непредельные углеводороды, двойная связь, изомерия положения кратной связи | §34 упр 1, 2 | ||||||||||||
54 | 4 | Предельные одноатомные спирты. | Спирты, гидроксильная группа, общая формула спиртов, водородная связь | §35 упр 2, 4 | |||||||||||||
55 | 5 | Многоатомные спирты Л\О Свойства глицерина | Комбинированный | §35 упр 5 | |||||||||||||
56 | 6 | Предельные карбоновые кислоты. | Комбинированный | Карбоновые кислоты, карбоксильная группа. | §36 упр 2, 3 | ||||||||||||
57 | 7 | Сложные эфиры. Жиры. | Сложный эфир, реакция этерификации, гидролиз, гидрирование жиров. | §36, 37 упр 1, 2 | |||||||||||||
58 | 8 | Углеводы, их классификация и строение. Л\О Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(2) Л\О Взаимодействие крахмала с иодом | Комбинированный | Углеводы, , моносахариды, дисахариды, полисахариды | §39 упр 1, 2, 3 | ||||||||||||
59 | 9 | Аминокислоты- амфотерные органические соединения. Белки- природные полимеры.. | Комбинированный | Аминокислоты, гомологический ряд, изомерия аминокислот, амфотерность, пептидная(амид-ная) связь. Белки высокомолекулярные вещества, Функциональная группа белковой молекулы | §38 упр 2, 4 § 40 упр 1, 2 | ||||||||||||
60 | 10 | Обобщение знаний по органической химии | Урок обобщения знаний | ||||||||||||||
Тема №6 Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч) | |||||||||||||||||
61 | 1 | Физический смысл порядкового номера, номера периода и группы в периодической системе Д.И. Менделеева. Значение периодического закона. | Урок обобщения знаний | тест | |||||||||||||
62 | 2 | Типы химических связей. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | Урок обобщения знаний | тест | |||||||||||||
63 | 3 | Классификация химических реакций по различным признакам. | Урок обобщения знаний | тест | |||||||||||||
64 | 4 | Простые и сложные вещества. Генетические ряды металлов, неметаллов и переходных элементов. | Урок обобщения знаний | тест | |||||||||||||
65 | 5 | Оксиды, гидроксиды и соли в свете теории электролитической диссоциации. | Урок обобщения знаний | тест | |||||||||||||
66 | 6 | Оксиды, гидроксиды и соли в свете представлений о процессах окисления-восстановления. | Урок обобщения знаний | тест | |||||||||||||
67 | 7 | Контрольная работа №3. «Итоговая за курс основной школы». | Контроль знаний |
| |||||||||||||
68 | 8 | Анализ контрольной работы №3. | Урок обобщения знаний |
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по химии для учащихся 9 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Габриеляна О.С., а также составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по химии с учётом учебного плана МБОУ Берёзовская основная общеобразовательная школа.
Рабочая программа составлена с учётом следующего учебно-методического комплекса:
-О.С.Габриелян Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень. Издательство Дрофа, 2009 г.;
-авторская программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян. Издательство, «Дрофа», 2007 г;
-О.С.Габриелян, А.В. Яшукова «Химия 9 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь»
-О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. «Химия 9 класс Базовый уровень. Методические рекомендации»
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета химия в 9 классе ( базовый уровень) в инвариативной части базисного учебного плана отводится 2 часа в неделю, 68 ч в год, что соответствует авторской программе курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Габриеляна О.С.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Структура программы:
Программа имеет 7 содержательных разделов: «Повторение основных вопросов курса 8класса и введение в курс 9 класса», «Металлы», «Практикум №1 Свойства металлов и их соединений», «Неметаллы», «Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений», «Органические вещества»,
« Обобщение знаний по химии за курс основной школы».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе: | |||
Уроки | Практические работы | Лабораторные опыты | Контрольные работы | |||
1 | Повторение основных вопросов курса 8класса и введение в курс 9 класса | 6 | 6 | - | 1 | - |
2 | Металлы | 15 | 14 | 6 | 1 | |
3 | Практикум №1 Свойства металлов и их соединений | 3 | 3 | |||
4 | Неметаллы | 23 | 22 | - | 7 | 1 |
5 | Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений | 3 | 3 |
|
| |
6 | Органические вещества | 10 | 9 |
| 4 | 1 |
7 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | 7 |
| - | 1 за учебный год |
8 | ИТОГО | 68 | 58 | 6 | 18 | 4 |
Содержание тем учебного курса
(2 ч в неделю; всего 68ч)
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
ТЕМА 1
Металлы (15 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
ТЕМА 2
Практикум № 1
Свойства металлов и их соединений (3 ч)
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
ТЕМА 3
Неметаллы (23 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
ТЕМА 4
Практикум № 2
Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.
ТЕМА 5
Органические соединения (10 ч)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
ТЕМА 6
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Перечень учебно-методического обеспечения (литература)
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002.
- Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
- Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2009.
5. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2007.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
.
В результате изучения химии ученик должен
знать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
- составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...