Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

 Урок по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана.  Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_khimii_dlya_8_klassa_po_teme.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты»

по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана

Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.

2. Развивающие:

а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятия - кислоты;

б) классификацию кислот;

в) физические и химические свойства кислот.

Уметь:

а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;

б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;

в) определять валентность кислотного остатка;

г) пользоваться Периодической системой химических элементов  Д.И. Менделеева;

д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни

Оборудование и реактивы:

Кислоты: фосфорная, серная; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенол фталеин; пробирки; металлический цинк, алюминий, медь; штатив для пробирок;  карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот); учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010; А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 8-9» М.: Просвещение, 2012.

Ход урока.

1. Организационный  момент: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.

На доске отражена тема урока: «Кислоты».

2. Изучение темы урока.  

Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может  заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. Девизом нашего урока пусть будет высказывание великого мыслителя П. Лапласа:

                               То, что мы знаем – ограничено;

                                То, что не знаем – бесконечно.

Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических  соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ .

Ответ  учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ  учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами( ОН)

Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их. 2 ученика работают у доски. Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.

Вариант 1HCl        Ca(OH)2        Cu(OH        )2    Fe2O3         HNO3          H2CO3

Вариант 2 CaO         Fe(OH)2         Al(OH)3     H2SO4      H3PO4          H2SiO4

Ответ учащегося:

1Fe2O3 – оксид железа (III)

CaO – оксид кальция

2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция

CuOH – гидроксид меди (I)

Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)

Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)

Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки. Что общего у этих веществ?

Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.

Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.

Записываем формулы кислот и даем их название.

H3PO4—Фосфорная  кислота        

HCl—Соляная  кислота

        

H2SiO3--- Кремниевая  кислота        

        

HNO3—Азотная  кислота

Н2СО3-- Угольная        кислота

H2SO4-- Серная кислота

Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.

H3PO4        

HCl        

H2SiO3        

HNO3        

H2CO3        

H2SO4

Учитель: К доске приглашаются 2 ученика  для записи уравнения реакции. Класс работает в тетрадях.

Ответ учащегося:  записывает уравнение, проверяет правильность составления формул продуктов реакции, уравнивает уравнение, указывает тип реакции:

Mg  +   2HCl ---- MgCl2  + H2

Al  +  H2SO4 ---- Al2(SO4)3  + H2

     При составлении формул полученных веществ пользовались правилом, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

     Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.

Учитель: По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие. (Схема 15  учебника, стр. 101)

По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.

Учитель называет кислоты (формулы), учащиеся коллективно заполняют таблицу в тетради:

H3PO4        

HCl        

H2SiO3        

HNO3        

H2CO3        

H2SO4

кислоты

По основности

По наличию или отсутствию кислорода в кислотном остатке

одноосновные

двухосновные

трехосновные

бескислородные

кислородсодержащие

HCL

+

+

H3PO4

+

+

H2SiO3

+

+

HNO3

+

+

H2CO3

+

+

H2SO4

+

+

Учитель: Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.

Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства.

Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Учитель. Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота   H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

Учитель: А теперь мы познакомимся с  химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Рассмотрим химические свойства кислот.

1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие вещества называют индикаторами?

Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.

Учитель: Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.

Демонстрируем изменение окраски:

Лакмус---. красный        

        

Метиловый

Оранжевый.------        розовый

Фенолфталеин.--- бесцветный

        

2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами. В пробирки с кислотой опускаем металлический алюминий, цинк и медь.

алюминий        

цинк        

медь

Пузырьки газа выделяются интенсивно

Al  +  H2SO4 ---- Al2(SO4)3  + H2

        

Пузырьки газа выделяются менее интенсивно

Zn +  H2SO4 ----Zn(SO4) + H2

         

Пузырьки газа не выделяются.

Cu+  H2SO4 ---

Знакомство с рядом вытеснения металлов. Учебник, стр. 102. Все металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот.

3. Кислоты способны реагировать с основными оксидами и основаниями. Разбор таблицы 13 стр. 103 пункт 3,4,6.

Учитель:  А теперь запишем уравнения реакций, которые практически осуществимы. Выполняем упр. 8 стр. 104 учебника. После решения ученики меняются тетрадями  и взаимопроверяют друг друга. Учитель контролирует работу учеников на рабочих местах.

Учитель: А теперь решим задачу из дидактического материала стр. 30 вариант 1 № 3. Один учащийся работает у доски.

(В реакцию с соляной кислотой вступило 12 г магния. Рассчитайте массу и количество вещества полученного водорода.)

Подведение итогов урока:

1) с каким классом неорганических веществ мы познакомились

2) дайте определение кислот.

3) по каким признакам можно классифицировать кислоты?

4) как отличить кислоту от веществ других классов?

Домашнее задание:

$ 32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (второй столбик).

Присоединяйтесь!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

Создать свой персональный мини-сайт.

Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ  и Сертификат о создании персонального сайта.

Стоимость свидетельств и сертификатов - 90 руб. Подробнее...

Документы для Вашего портфолио:

Свидетельства о публикации на проекте «Алые паруса»

По теме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии 9 кл. по теме: "Спирты"

Урок разработан с использованием системно-деятельностного приёма обучения...

Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....

разработка урока биологии в 9 классе по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"

конспект урока + презентация по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"...

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...

Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"

Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....

Разработка урока по химии 9 класс "Обобщение по теме "Водород и его соединения"

данная разработка урока составлена к УМК   И.И.Новошинскому и Н.С.Новошинской...