рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для группы 9 класса (по очному плану обучения) составлена на основе: 1) федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждѐнного приказом МО РФ No 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. –3-е изд.,переработанное и дополненное –М.: Дрофа, 2010»; 2) Учебного плана ГКОУ «КЦОО»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа,2006-218с;
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_gruppa.docx | 90.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАЕВОЙ ЦЕНТР ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Рассмотрена на заседании МО | Согласована: | Утверждаю: |
Протокол № _____ от __________ Руководитель МО ____________ | «____»________2014г. | «____»_________2014 г. |
Методист: | Директор ГКОУ «КЦОО» | |
_____________ | __________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
9 класса
Составитель: учитель химии
Нескоромных Н.В.
2014 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для группы 9 класса (по очному плану обучения) составлена на основе: 1) федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждѐнного приказом МО РФ No 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. –3-е изд.,переработанное и дополненное –М.: Дрофа, 2010»; 2) Учебного плана ГКОУ «КЦОО»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа,2006-218с;
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю.
Из программы исключены практические работы в связи с тем, что учащиеся посещают школу только с целью получения индивидуальных консультаций.
Программа выполняет две основные функции:
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета.
Изучение химии в основной Школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически
грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Из программы исключены практические работы в связи с тем, что учащиеся посещают школу только с целью получения индивидуальных консультаций.
Изучение химии в 9 классе по индивидуальному плану обучения начинается с темы «Неметаллы».
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания
(системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление,
электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
•описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
•классифицировать изученные объекты и явления;
•наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
•структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
•моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
•анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
- В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент. - В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний, умений и умений, методом контроля усвоения материала, сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых информационных технологий.
Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков: учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных компетентностей, компетентностей разрешения проблем, способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля,)
Способы проверки и оценки результатов обучения:
устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1. Сокращено число часов на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
3. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.
4. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Особенности образовательного учреждения и класса.
«КЦОО» является учреждением, которое дает образование учащимся в возрасте от 18 до 30 лет. В школе так же обучаются учащиеся старше 30 лет по личному заявлению. Все обучающиеся это осужденные к лишению свободы, и поэтому имеющие негативное отношение к учебе. Более 50% учащихся имеют длительный перерыв в учебе и низкий уровень обученности. Химию 9 класса по заочному плану обучения изучают учащихся в основном переводные из 8 класса и только несколько учащихся имеют длительный перерыв в обучении, но все же практически все они не знают основ химии 8 класса. Большую часть учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно.
Для составления программы использовалась программа для общеобразовательных школ, которая адаптировалась для данных учащихся и в связи с особенностями образовательного учреждения.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА. В результате изучения пики ни базовом уровне ученик должен:
Знать/ понимать:
Химическую симвопику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон; УМЕТЬ:
называть химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять химический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;сущность реакций ионного обмена; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов
периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытнытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей,
хлорид-,-сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 9 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты обучения. | Метапредметные результаты обучения | Формы контроля | ||||||||||
п/п | |||||||||||||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса (1 час) | |||||||||||||||
1. | инструктаж по ТБ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | Знать/понимать:
химический элемент, атом;
Периодический закон. Уметь:
химические элементы по их символам;
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп | ||||||||||||
Тема: МЕТАЛЛЫ. (10 часов) | |||||||||||||||
2. | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства | 1 | Уметь:
положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). | Использование различных источников для получения химической информации. Умение определять средства для реализации поставленных задач. | Проверочная работа «Схемы строения атомов» | ||||||||||
3. | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.Коррозия металлов. | 1 | Уметь:
химические свойства металлов;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями). | Использование различных источников для получения химической информации | Самостоятельная работа | ||||||||||
4. | Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы. Д. Образцы сплавов. | 1 | Знать/понимать:
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. | Работа по карточкам | |||||||||||
5. | Щелочные металлы и их соединения. | 1 | Уметь:
соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);
закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;
щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;
NaCI – консервант пищевых продуктов. | Тестирование | |||||||||||
6. | Соединения кальция | 1 | Уметь:
безопасного обращения с соединениями кальция (гашеная и негашеная известь). | Самостоятельная работа | |||||||||||
7. | Алюминий и его соединения. | 1 | Уметь:
соединения алюминия по их химическим формулам;
алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия | Самостоятельная работа | |||||||||||
8. | Железо и его соединения | 1 | Уметь:
соединения железа по их химическим формулам;
особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). | Лабораторная работа | |||||||||||
9. | Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов. | 1 | Уметь:
химические свойства металлов и их соединений;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;
с химической посудой и лабораторным оборудованием; | Отчет по работе | |||||||||||
10. | Подготовка к Контрольной работе № 1 по теме 1. | 1 | |||||||||||||
11. | Контрольная работа № 1 по теме 1. | 1 | |||||||||||||
Зачет №1 | |||||||||||||||
Тема: НЕМЕТАЛЛЫ.(18 часов) | |||||||||||||||
11 | Общая характеристика неметаллов | 1 | Знать/понимать:
знаки химических элементов-неметаллов. Уметь:
химические элементы-неметаллы по их символам;
закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;
тип химической связи в соединениях неметаллов. | ||||||||||||
12 | Водород, его физические и химические свойства. | 1 | Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;
водород среди других газов; | Использование различных источников для получения химической информации | |||||||||||
13. | Общая характеристика галогенов. | 1 | Знать/понимать:
знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь:
закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;
особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;
степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;
безопасного обращения с хлором. |
14. | Соединения галогенов. | 1 | Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;
тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;
кислород среди других газов; | ||
15. | Кислород, его физические и химические свойства. | 1 | Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;
тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;
кислород среди других газов;
безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). | ||
16. | Сера, её физические и химические свойства. | 1 | Уметь:
строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;
физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;
экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). | ||
17. | Оксиды серы | 1 | Знать/понимать:
формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI). Уметь:
оксиды серы по их химическим формулам;
физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);
принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;
уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами; | ||
18. | Серная кислота и её соли. | 1 | Знать/понимать:
формулу серной кислоты. Уметь:
серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;
физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;
принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;
химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);
серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов;
| ||
19. | Практическая работа № 2.. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | 1 | Уметь:
химические свойства соединений серы; -- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;
с химической посудой и лабораторным оборудованием; |
критической оценки информации о применении в быту | Оформить работу |
20. | Азот, его физические и химические свойства | 1 | Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окисл-восстанов. реакциях;
тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. | ||
21. | Аммиак и его свойства. | 1 | Знать/понимать:
формулу аммиака. Уметь: -называть: аммиак по его химической формуле;
физические и химические свойства аммиака;
тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);
аммиак среди других газов; |
критической оценки информации о применении аммиака в быту | |
22. | Соли аммония | 1 | Знать/понимать:
катион аммония. Уметь:
соли аммония по их химическим формулам;
химические свойства солей аммония;
принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония;
химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. | ||
23. | Оксиды азота (II) и (IV. Азотная кислота и её свойства | 1 | Знать/понимать:
формулу азотной кислоты. Уметь:
физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение азотной кислоты;
принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);
азотную кислоту среди растворов веществ других классов; | использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни | |
24. | Фосфор, его физические и химические свойства. | 1 | Уметь: -объяснять: строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;
химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окисл-восстанов. рциях;
тип химической связи в соединениях фосфора;степень окисления атома фосфора в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. | ||
25. | Углерод, его физические и химические свойства. | 1 | Уметь:
строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. | ||
26. | Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода» | 1 | Уметь:
химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;
с химической посудой и лабораторным оборудованием; | ||
27. | Подготовка к Контрольной работе № 2 по теме 2. | 1 | |||
28 | Контрольная работа № 2 по теме 2. | 1 | К.р. | ||
ТЕМА: ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (6 часов) | |||||
29. | Предмет органической химии | 1 | Знать/понимать:
вещество, классификация веществ. Уметь:
строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ;
валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. | ||
30. | Предельные углеводороды (метан, этан). | 1 | Знать/понимать:
формулы метана и этана. Уметь:
метан и этан по их химическим формулам;
связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование);
принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование); | использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни | |
31. | Непредельные углеводороды (этилен). | 1 | Знать/понимать:
формулу этилена. Уметь: -называть: этилен по его химической формуле;
связь между составом, строением и свойствами этилена;химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);
|
32. | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. | 1 | |||
33. | Спирты. | 1 | Знать/понимать:
формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь:
спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;
связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение);
принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение); критической оценки информации о метаноле и этаноле. |
| |
34. | Карбоновые кислоты | 1 | Знать/понимать:
формулы уксусной и стеариновой кислот. Уметь:
уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;
связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);
принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); |
35 | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. | 1 | Уметь:
нахождение в природе и применение жиров; состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы; физические свойства белков и их роль в организме. | ||
Зачет №2 | 1 |
МОНИТОРИНГ ЗУН НО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ.
№ п/п | Тема. | контрольная работа | Зачет. |
1. | Металлы. | 1 | 1 |
2. | Неметаллы. | 1 | |
3. | Органические соединения. | 1 | 1 |
Формы и средства контроля.
Приложение.
Контрольные работы:
Входная контрольная работа
Контрольная работа. Тема: «Неметаллы».
Контрольная работа. Тема: «Органические вещества».
Итоговая контрольная работа.
Входная контрольная работа
Вариант №1
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. Если вы выбрали не ту букву ответа, то зачеркните еѐ крестом, а затем напишите букву правильного ответа.
1. К простым веществам относят:
а) нефть;
б) вода;
в) золото;
г) питьевая сода.
2. Химический элемент, в атоме которого электроны распределены по слоям так:
2,8,8,2, в периодической системе находится:
а) в 4-ом периоде, 2-ой группе побочной подгруппе;
б) в 4-ом периоде, 2-ой группе главной подгруппе;
в) в 3-ем периоде, 5-ой группе главной подгруппе;
г) в 3-ем периоде, 5-ой группе побочной подгруппе.
З. В сероводороде (H2S) и сернистом газе (SO2) степени окисления соответственно равны:
a) +2 и +6
б) +4и +6;
в) -2и +2;
г) -2и +4.
4. Неполярная ковалентная связь образуется между атомами:
а) хлора и хлора; б) хлора и серы;
в) хлора и водорода; г) хлора и натрия.
5. К химическим явлениям относится процесс:
а) гниение опавших листьев;
б) плавление пчелиного воска;
в) испарение спирта;
г) чеканка монет.
6. Ряд формул, состоящий только из кислот:
а) Na2O, HCl, SO2
в) HCl, HNO3, H2SO4
б) CO2, Cl2O7, NaOH
г) K2O, Ba(OH)2, KCl
7. Укажите химическую реакцию, которая относится к реакциям соединения:
а) CuSO4+ Fe = Cu + FeSO4
б) 4P + 5O2= 2P2O5
в) AgNO3+ NaCl = AgCl + NaNO3
г) 2Al(OH)3= Al2O3+ 3H2O
8. Верны ли суждения о правилах техники безопасности в школьной лаборатории?
А. В лаборатории запрещается трогать реактивы руками.
Б. Чтобы погасить пламя спиртовки, следует его задуть.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
9. Из предложенного перечня веществ в реакцию с раствором хлорида меди (II) вступают:
a) Fe;
б) SiO2;
в) НСl;
г)H2S;
д) K2SO4;
е) AgNO3.
Выберите ответ с соответствующим набором букв:
а) в г д; б) а б д; в) а г е; г) б в д
ЧАСТЬ 2 Ответами к заданиям No10 -11является последовательность букв, которая соответствует буквам правильных ответов (No10), либо буквам абв, расположенным в левом столбце (No11). Запишите полученные цифры в соответствующем порядке.
10. В ряду химических элементов Si→Al→ Mg
а) возрастают заряды ядер атомов:
б) возрастает число электронов во внешнем электронном слое атомов;
в) уменьшается электроотрицательность;
г) уменьшаются радиусы атомов;
д) усиливаются металлические свойства.
11. Установите соответствие между названием вещества и массовой долей кислорода в нем:
Название оксида Массовая доля кислорода
а) оксид марганца (IV) 1) 25,4%
б) гидроксид меди (II) 2) 32,7%
3) 36,8%
4) 47,1%
ВариантNo2
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. Если вы выбрали не ту букву ответа, то зачеркните еѐ крестом, а затем напишите букву правильного ответа.
1. К сложным веществам относят:
а) поваренную соль;
б) белый фосфор;
в) морская вода;
г) алюминий.
2. Химический элемент, в атоме которого электроны распределены по слоям так: 2,8,8,2, в периодической системе находится:
а) в 3-ем периоде, 2-ой группе побочной подгруппе;
б) в 2-ом периоде, 4-ой группе главной подгруппе;
в) в 4-ом периоде, 2-ой группе главной подгруппе;
г) в 4-ом периоде, 2-ой группе побочной подгруппе.
З. Степень окисления -1 и +7 хлор проявляет в соединениях:
a) Cl2O5и HCl;
б) CaCl2 и Cl2O7;
в) Cl2O7 и NaClO4;
г) AlCl3 и HClO3.
4. Формулы соединений только с ионной связью записаны в ряду:
а) PH3, P4, BaCl2, NO
б) CaO, NaCl, MgF2, K2
в) MgCl2, N2, CH4, K2O
г) HBr, Br2, NaBr, MgO
5. К физическим явлениям относится процесс:
а) образование воды из водорода и кислорода;
б) гашение соды уксусом;
в) образование зеленого налета на бронзовых памятниках;
г) высыхание лужи на асфальте.
6. Ряд формул, состоящий только из оснований:
а) CO2, SO3, NaOH
в) Cl2O7, P2O5, KOH
б) NaOH, Ba(OH)2, Fe(OH)3
г) Mg(OH)2, HCl, ZnO
7. Укажите химическую реакцию, которая относится к реакциям разложения:
а) 2NaOH + CuSO4= Cu(OH)2+ Na2SO4
в) 2H2+ O2= 2H2O
б) CuSO4+Fe = Fe SO4+ Cu
г) CaCO3= CaO + CO2
8. Верны ли суждения о правилах техники безопасности в школьной лаборатории?
А. В лаборатории запрещается переливать излишек взятого вещества обратно в исходную склянку.
Б. При нагревании пробирки держатель закрепляют в еѐ центральной части.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.
9. Из предложенного перечня формул веществ в реакцию с раствором серной
кислоты вступают: а) О2; б)Fe; в)CuO; г) CO2; д) NaCl; е)Al(OH)3.
Выберите ответ с соответствующим набором букв:
а) бве; б) агд; в) бге; г) авд.
ЧАСТЬ 2 Ответами к заданиям No10-11 является последовательность букв, которая соответствует буквам правильных ответов (No10), либо буквам абв, расположенным в левом столбце (No11). Запишите полученные цифры в соответствующем порядке.
10. В ряду химических элементов Cl→ Br→ I
а) возрастает число протонов в ядрах атомов:
б) не изменяется число электронов во внешнем электронном слое атомов;
в) увеличивается электроотрицательность;
г) уменьшаются радиусы атомов;
д) увеличивается максимальная степень окисления
11. Установите соответствие между названием вещества и массовой долей кислорода в нем:
Название оксида Массовая доля кислорода
а) оксид фосфора (V) 1) 25,4%
б) гидроксид железа (III) 2) 36,8%
3) 44,9%
4) 56,3%
Контрольная работа. Тема: «Неметаллы».
1 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 45 минут.
Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть
2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот
А2. Химическому элементу 3-го периода Vгруппы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:
1) 2,8,5
2) 2,3
3) 2,8,3
4) 2,5
А3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:
1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах
2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность
А4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле
1) F2
2) Cl2
3)O2
4) N2
А5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:
1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена
А6. Сокращенное ионное уравнение реакции
Ag++Cl-- -◊AgCl
соответствует взаимодействию между растворами:
1) карбоната серебра и соляной кислоты
2) нитрата серебра и серной кислоты
3) нитрата серебра и соляной кислоты
4) сульфата серебра и азотной кислоты
А7. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:
1) не хватает кислорода 3) повышается содержание азота
2) повышается температура 4) образуется водяной пар, гасящий пламя
А8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:
1) медь ◊ сульфат меди (II) 3) карбонат натрия оксид углерода (◊ IV)
2) углерод ◊ оксид углерода (IV) 4) хлорид серебра ◊ хлороводород
Часть В.
В1. Неметаллические свойства в ряду элементов
Si◊P◊S◊Cl слева направо:
1) не изменяются 3) ослабевают
2) усиливаются 4) изменяются периодически
Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В2. Смещение равновесия системы N2+ 3H2<=>2 NH3+Q в сторону продукта реакции произойдет в случае:
А) увеличения концентрации аммиака
Б) использования катализатора
В) уменьшения давления
Г) уменьшения концентрации аммиака
В3. Какой объем (н.у.) хлороводорода можно получить из 2 моль хлора?
Контрольная работа. Тема «Неметаллы».
2 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводит
ся 45 минут.
Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается
выполнить сразу, перейдите к следующему.Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. О кислороде как о простом веществе говорится в предложении:
1) растения, животные и человек дышат кислородом
2) кислород входит в состав воды
3) оксиды состоят из двух элементов, один из которых кислород
4) кислород входит в состав химических соединений, из которых построена живая клетка
А2. В атоме фосфора общее число электронов и число электронных слоев соответственно равны:
1) 31 и 4
2) 15 и5
3) 15 и 3
4) 31 и 5
А3. Сумма протонов и нейтронов в атоме углерода равны:
1) 14 2) 12 3) 15 4) 13
А4. Ковалентная полярная химическая связь характерна для:
1) KCl
2) HBr
3)P4
4) CaCl2
А5. Реакция, уравнение которой 3N2+ H2<=> 2NH3+Q , относят к реакциям:
1) обратимым, экзотермическим 3) обратимым, эндотермическим
2) необратимым, экзотермическим 4) необратимым, эндотермическим
А6. Для того, чтобы доказать, что в пробирке находится раствор угольной кислоты,необходимо использовать:
1) соляную кислоту 3) тлеющую лучинку
2) раствор аммиака
4) раствор гидроксида натрия
А7. Признаком реакции между соляной кислотой и цинком является:
1) появление запаха 3) выделение газа
2) образование осадка 4) изменение цвета раствора
А8. Сокращенному ионному уравнению
Ba2++ SO42-◊ BaSO4 соответствует
Взаимодействие между: 1) фосфатом бария и раствором серной кислоты
2) растворами сульфата натрия и нитрата бария
3) растворами гидроксида бария и серной кислоты
4) карбонатом бария и раствором серной кислоты
Часть В.
В1. С уменьшением порядкового номера в А(главных)подгруппах периодической системы Д.И.Менделеева неметаллические свойства химических элементов :
1) не изменяются 3) изменяются периодически
2) усиливаются 4) ослабевают
Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В2. Какие из перечисленных условий не повлияют на смещение равновесия в системе
H2+ Cl2<=> 2HCl–Q:
А) понижение температуры
Б) повышение температуры
В) введение катализатора
Г) понижение концентрации HCl
Д) понижение давления
В3. Какой объем газа ( н.у.) выделится при полном сгорании 600 г угля?
Оценка работы по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение заданий:
«5» -13-15 баллов
«4» -10-12 баллов
«3»-7 -9 баллов
«2» -1 –6 баллов
Контрольная работа. Тема: «Органические вещества».
1-Вариант
1.Назовите вещества, укажите, к какому классу они относятся:
А)СH3-CH-CH2-CH-CH3
О
Б) CH3-C = C H-CH3
В)CH3-CH2-OH
Г) CH3-CH2-C
2.Начертите структурные формулы: 2,2-диметилбутана; 2-метил-3,3-диэтил-пентана.
3.Напишите и назовите возможные изомеры гексана.
4. Напишите реакции гидрирования, хлорирования, гидрохлорирования, гидратации бутена -1.
5. Вычислите массу спирта, полученного при гидратации 50г этилена, если практический выход спирта составляет 96%.
2-Вариант
1.Назовите вещества, укажите, к какому классу они относятся:
O
А) CH3-CH2-C-CH2-CH3
Б)CH3–CH = C-CH2-CH3
В)CH3–OH
Г) CH3 –C Н-- CH3
OH
2.Начертите структурные формулы: 2,3-диметилпентана; 2-метил-3,3-диэтил-гексана.
3.Напишите и назовите возможные изомеры гептана.
4. Напишите реакции гидрирования, хлорирования, гидрохлорирования, гидратации пентена-15.
Вычислите массу спирта, полученного при гидратации 70г этилена, если практический выход спирта составляет 94%.
Итоговая контрольная работа.
Вариант 1.
Часть 1.
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 –А7) и из 4 предложенных вариантов ответов выберите один правильный.
А1К основным оксидам относится
1) оксид брома (VII)
3) оксид серы (IV)
4) оксид алюминия
А2
Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом алюминия и серной кислотой равна
1) 6
2) 8
3) 10
4) 12
А3
Электрический ток проводит
1) водный раствор глюкозы
2) водный раствор хлорида натрия
3) расплав серы
4) расплав оксида кремния
А4
Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами
1) хлорида калия и нитрата меди (II)
2) серной кислоты и хлорида бария
3) сульфата натрия и гидроксида калия
4) нитрата натрия и хлорида железа (III)
А5
В реакцию с разбавленной серной кислотой вступает
1) медь
2) вода
3) оксид углерода (IV)
4) оксид натрия
А6
Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Твердую щелочь нельзя брать руками.
Б. Чтобы определить газ по запаху необходимо наклониться над сосудом и глубоко вдохнуть.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Массовая доля кислорода в карбонате кальция равна
1) 15 %
2) 27 %
3) 48 %
4) 54 %
Часть 2
Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
В1
Выберите уравнения реакций, в которых элемент азот является восстановителем.
1) N2+ O2= 2NO
2) 2NO + O2= 2NO2
3) N2+ 3H2= 2NH3
4) N2+ 3Mg = Mg3N2
5) N2+ 6Li = 2Li3N
Ответ: ___________
В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2.
Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
А) SO2+ H2O
1) H2SO4
Б) SO3+ NaOH
2) H2SO3
В) H2SO4+ Na2O
3) SO3+ H2
4) Na2SO4+ H2O
5) Na2SO4+ H2
А
Б
В
Ответ: ___________
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ХИМИЯ 9 КЛАСС.
Габриелян О.С. Химия Ф класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005. - 267с;
методического пособия для учителя:
Программа курса химии для 8-11 классов Общеобразовательных учреждений / Ь.С. Габриелян -М.: Дрофа, 2005. -78с;
дополнительная литература для учителя:
1)Настольная книга учителя. Химия 9 класс / О.С. Габриеляй, Н.П. Вбскобойншсова, AJB. Яшуксва -М.: Дрофа, 2003.-400с;
2)Химия в тестах, задачах, упражнениях 8-9класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова -М: Дрофа, 2005.-350с;
3) Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10 класс /О.С. Габриелян, ИЛ". Остро умов - М.: Дрофа, 2003. -
400с;
дополнительной литературы для учащихся:
1)Химия 9 класс. Рабочая тетрадь. / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова,- М.: Дрофа, 2005.- 175с;
2)Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9' / О.С. Габриеляй, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...