Элективный курс "Биологически активные вещества"
элективный курс по химии (10 класс) на тему
Элективный курс для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, расчитан на 8 часов имеет практическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_biologicheski_aktivnye_veshchestva.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Памятинская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс
Биологически активные вещества в жизни человека
автор: учитель химии
УСТЮГОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА
с. Памятное 2012 г.
Биологически активные вещества в жизни человека
(8 часов)
Пояснительная записка
В школьном учебнике органической химии О.С.Габриеляна имеются немногочисленные данные о биологически активных веществах, которые не являются обязательными для изучения в основной программе курса за 10 класс. Для обобщения имеющейся у учащихся информации и для систематизации определённого багажа фактических знаний имеет место включить в образовательную программу элективный курс «Биологически активные вещества», который поможет учащимся при поступлении в медицинские и биолого-химические учебные заведения.
Общий объём учебной нагрузки курса определён в 8 часов. Программой предусматривается изучение теоретических вопросов (50% учебного времени), проведение лабораторного практикума (50%).
Отличительная особенность построения курса, определяющая методику его изучения, состоит в том, что содержание сопряжено с основным курсом органической химии.
Элективный курс направлен и имеет целью усиление подготовки учащихся по данному вопросу через расширение информации о витаминах, их свойствах и их значении в жизни человека, гормонах, ферментах и некоторых лекарственных веществах.
Основные задачи курса:
-систематизировать и расширить знания обучающихся о витаминах, ферментах, гормонах и лекарственных веществах;
-сформировать представления о специфических свойствах биологически активных веществ и их роли в жизни человека;
-продолжить формирование у школьников умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
-продолжить формирование умения решать расчётные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда;
-продолжить формирование навыков исследовательской деятельности;
-развивать учебно-коммуникативные умения.
Формы контроля: домашняя практическая работа, рефераты, сообщения, итоговая конференция.
Требования к знаниям и умениям обучающихся после изучения данного элективного курса заключаются в следующем:
должны знать – 1) понятия: витамины, ферменты, гормоны, лекарственные вещества; 2)классификацию витаминов, ферментов, гормонов.
должны уметь – 1) владеть навыками химического эксперимента по проведению качественных реакций на ионы, содержащиеся в составе витаминов, гормонов, ферментов, лекарствах; 2) применять полученные знания на практике; 3) работать в группе; 4) определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и её обработку; 5) представлять реферат по определённой структуре.
Содержание.
Введение (1ч.) Биологически активные вещества их значение для человека.
Тема 1. Витамины (2 часа). Классификация витаминов. Представители водорастворимых и жирорастворимых витаминов, их значение для жизни человека, строение и специфические свойства.
Лабораторный практикум:
Практическая работа №1.Обнаружение витаминов.
Тема 2. Ферменты (1 час). Классификация ферментов. Важнейшие представители их свойства и строение. Значение ферментов для человека.
Тема 3. Гормоны (1 час). Классификация гормонов. Важнейшие представители их свойства и строение. Значение гормонов для человека.
Тема 4. Лекарственные вещества (2 часа). Некоторые представители лекарственных веществ, их свойства и строение. Значение лекарств в жизни человека.
Лабораторный практикум:
Практическая работа №2. Анализ лекарственных препаратов.
Итоговое занятие (1 ч). Зачетная работа.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Образовательный продукт | ||
всего | теор. | практ. | ||||
Введение. Биологически активные вещества их значение для человека. | 1 | 1 | Лекция | Опорный конспект. | ||
1.1 | Классификация витаминов. Представители водорастворимых и жирорастворимых витаминов, их значение для жизни человека, строение и специфические свойства. | 1 | 1 | Семинарское занятие. | Реферативные сообщения о классах витаминов. | |
1.2 | Практическая работа №1. Обнаружение витаминов. | 1 | 1 | Работа в лаборатории по инструктивным картам. | Отчёт по работе. | |
2 | Классификация ферментов. Важнейшие представители их свойства и строение. Значение ферментов для человека. | 1 | 1 | Беседа с элементами лекции | Опорный конспект, рефераты | |
3 | Классификация гормонов. Важнейшие представители их свойства и строение. Значение гормонов для человека. | 1 | 1 | Семинарское занятие | Сообщения об основных видах гормонов. | |
4.1 | Некоторые представители лекарственных веществ, их свойства и строение. Значение лекарств в жизни человека. | 1 | 1 | Лекция | Опорный конспект. | |
4.2 | Практическая работа №2. Анализ лекарственных препаратов. | 1 | 1 | Работа в лаборатории по инструктивным картам. | Отчёт по работе. | |
Итоговое занятие. | 1 | 1 | Конференция. | Зачётная работа |
Темы рефератов:
- Витамины группы В.
- Витамины А и С.
- Витамины Е и D.
- Амилазы.
- Каталаза и применение её в промышленности.
- Лиазы их значение для человека.
- Лекарственные вещества.
Структура реферативной работы:
- титульный лист (ф.и.о. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, ф.и.о. руководителя);
- оглавление (в нём последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, даётся анализ использованной литературы);
- основная часть (каждый раздел её, раскрывая проблему или вопрос, является продолжением предыдушего, даются все определения понятий, теоретические рассуждения, исследования автора или его изучение проблемы);
- заключение (подводятся итоги или делается обобщённый вывод по теме, даются рекомендации);
- список литературы.
Инструктивные карты для выполнения практических работ.
Практическая работа №1
ОБНАРУЖЕНИЕ ВИТАМИНОВ
Опыт №1. Определение витамина А в подсолнечном масле.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1-% раствора хлорида железа (3). При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Опыт №2. Определение витамина С в яблочном соке.
Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляют 5% раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания. Что говорит о наличии витамина С в соке.
После выполнения работы ответьте на вопросы:
- К какому классу витаминов относится: а) витамин А; б) витамин С?
- Запишите формулы витаминов.
- Решите задачу:
В рыбьем жире содержится 15% витамина А, суточная норма этого витамина для человека 0,5-2,5 мг. Сколько потребуется рыбьего жира, чтобы человек употребил нужное количество витамина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Витамины. Роль в нашей жизни биологичеких активных веществ
Презентация может случить в качестве пособия для подготовки к уроку по теме "Витамины" и расширения кругозора учащихся....
Разработка урока по химии в 10 классе « Твоё здоровье - в твоих руках» к теме №6 «Биологически активные вещества. Витамины».
Цели урока – углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развить навыки работы с дополнительной литературой....
Презентация "Гормоны - дирижеры жизни" к уроку химии в 10 классе по теме "Биологически активные вещества".
Презентация "Гормоны - дирижеры жизни" дает общее понятие о гормонах как секретах желез внутренней секреции. Знакомит учащихся с гипо- и гиперфунуциональными нарушениями в жизнедеятельности орга...
Организация работы по профилактике употребления психо-активных веществ на уроках технологии
Технология – универсальный предмет, интегрирующий в себе знания из истории, химии, физиологии, биологии и многих других учебных дисциплин. Благодаря вве...
Проверочная работа по теме: "Кислородосодержащие и биологически активные вещества"
Проверочная работа знаний по теме «Кислородосодержащие и биологически активные вещества»Цель: систематизировать полученные знания и выявить пробелы в пройденной темеОбразовательная: изучить пон...
Проверочная работа по теме: "Кислородосодержащие и биологически активные вещества"
Проверочная работа знаний по теме «Кислородосодержащие и биологически активные вещества»Цель: систематизировать полученные знания и выявить пробелы в пройденной темеОбразовательная: изучить пон...
Презентация "Биологически активные вещества. Лекарства".
Презентация используется при изучении элективного курса "Химия вокруг нас" для учащихся 9 классов....