ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ХИМИИ "МОУ СОШ № 11" г.САРАНСКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НОРМАЙКИНОЙ ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ
статья по химии на тему

Нормайкина Ирина Николаевна

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:

«Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью информационных технологий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Нормайкина Ирина Николаевна

2.

Должность

Учитель химии и биологии

3.

Стаж педагогической работы

20 лет

4.

Квалификационная категория

Высшая, 2010

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г.о. Саранск Республики Мордовия

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью информационных технологий»

1.

Актуальность и перспективность опыта

Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоёмкость, становится сбор, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий. Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения,  совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по химии.

2.

Новизна опыта

Под новизной понимается организация скоординированной совместной деятельности учащихся и учителя  с использованием информационных,  телекоммуникационных, мультимедиа технологий, в результате которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные навыки.

3.

Наличие теоретической базы

Наличие кабинета химии, оснащенного приборами для выполнения лабораторных и практических работ, учебно-методическими пособиями, современным компьютером – рабочее место учителя.

4.

Ведущая педагогическая идея

Информационная технология обучения является методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Обучаемый переходит в новую категорию потому, что по форме компьютерное обучение является индивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике, реализованной в обучающей программе. Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - учителя. Изменение ролевой обстановки ведет к значительному пересмотру теории обучения. Появилась необходимость разработки теории дидактической технологии, являющейся частью информационной технологии обучения.

Научность определяет содержание, требует включения в него не только традиционных научных знаний,   но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития. При этом способы усвоения учебного материала должны быть адекватны современным научным способам познания. Системный подход к изложению учебного материала, его структурирование и выделение основных понятий и связей между ними, как раз и является как основой для разработки содержания компьютерной обучающей программы, так и одним из методов современного научного познания. Само содержание при структурировании и выделении различных уровней сложности усвоения учащимся позволяет включать не только те темы, которые обеспечивают обязательный минимальный уровень знания, но, во-первых, рассматривать более широкие понятия данного учебного предмета, расширять кругозор учащегося, делать его знания более фундаментальными, а, во-вторых, связывать эти понятия с другими предметами, изучая их во взаимосвязи и строя, тем самым, более полную и научную картину мира. Использование экспертных систем выводит обучение на новый качественный виток, позволяет практически в любом учебном заведении, оснащенным компьютерами, независимо от его местоположения, использовать методический и научный опыт экспертов высшей квалификации. Таким образом, научность содержания обеспечивается самой информационной технологией обучения.  

5.

Оптимальность и эффективность средств

Предлагаемая методика - эффективное средство повышения предметной деятельности учащихся, повышения усвоения познавательных, преобразовательных, ценностно-ориентированных, коммуникативных умений, побуждающая к дальнейшим исследованиям, к самообразованию; учебные действия перерастают в методы научного познания.

6.

Результативность опыта


    В результате работы над проблемой «Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью информационных технологий» удаётся

- активизировать познавательный интерес учащихся, повысить уровень учебной мотивации;
- научить ребят применять полученные знания в разных жизненных ситуациях;
- увеличить роль самостоятельной работы учащихся;
- обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к обучению;
- повысить качество знаний

7.

Возможность тиражирования

Основные положения опыта выставлены на сайте МОУ «СОШ № 11», в разделе страницы учителей в интернете:   http://www.schoolrm.ru/schools/sc11sar/teachers/teachers_internet.php 

на мини-сайте: http://nsportal.ru/innormaikina 

на сайте, приложение к 1 сентября, Фестиваль педагогических идей: Открытый урок: http://festival.1september.ru/articles/593355/;

http://festival.1september.ru/articles/567945/

 

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

За время работы были разработаны:

1. Рабочие программы по химии

2. Разработаны программы элективных курсов.

4. Участие учащихся школы № 11 в различных городских и республиканских конкурсах исследовательских работ, таких как: «Школьники города – науке XXI века», «Дерево Земли – на которой я живу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя искусства, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Саранска Долгачевой Елены Николаевны

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАучителя искусства, МХКМОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.СаранскаДолгачевой Елены НиколаевныИспользование системно- д...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Русяевой Ирины Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта:«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников на уроках немецкого языка»...