К вопросу о путях интегрирования знаний при изучении предметов естественно-научного цикла
статья по химии на тему

Статья в помощь молодым учителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balakireva_statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             Балакирева СД

К вопросу о  путях интегрирования знаний  при изучении предметов естественно-научного цикла

         Интеграция различных отраслей знания, интенсивно происходящая в современной науке, постепенно проникает и в сферу образования. Явление это крайне полезное, так как существующая система обучения, разделившая окружающий мир на отдельные части, изучаемые разными науками, мало занимается сведением этих частей в единое целое. Практика, однако , показывает, что зачастую у выпускников школ знания об окружающем мире состоят из разрозненных фактов, явлений, формул и правил, не связанных в единую систему. Между тем одна из педагогических заповедей гласит, что в обучении основной упор следует делать не на частности , а на систему знаний. Межпредметные связи- одна из конкретных форм общего методологического принципа системности, который детерминирует особый тип мыслительной деятельности-системное мышление. Этот тип мышления , характерный для современного научного познания, заключается в оперировании структурно-функциональными и гинетическими связями объектов, взаимодействие различных форм движения материи. В учебном  познании основным фактором развития  системного мышления учащихся являются межпредметные связи. Интеграция научных знаний  биологии , физики и химии позволяет решать  глобальные проблемы, такие как продовольственная, экологическая, энергетическая. Взаимосвязь и взаимозависимость различных наук способствует более глубокому  усвоению знаний. Для проведения совместных уроков химии, биологии и физики важно знать точки соприкосновения школьных программ. Химия и физика- родственные предметы , имеющие много общего в своих теоретических основах и способах изучения веществ. В них заложены неограниченные  возможности для использования межпредметных  связей на основе комплексного изучения одних и тех же понятий, явлений , физических величин, а также общих теорий и законов. Комбинированные уроки химии и физики могут быть проведены по теме : «Роль электролиза  в развитии представлений  о веществе и химическом  процессе».  При изучении в курсе органической химии темы: «Предельные углеводороды» можно привлечь  следующие знания  учащихся из курса  физики-внутренняя энергия тел, зависимость внутренней энергии тела от температуры, закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Использование таких физических понятий как «остаточная деформация твердых тел» ,  «упругость», «пластичность» помогут  разобраться учащимся в некоторых физических особенностях  полимерных материалов. Школе №298  совместный урок  химия-физика был проведен в 11 классе по теме «Изотопы. Радиоактивность». Цель урока-найти рациональные способы создания единой системы представлений  об изотопах и  явлении радиоактивности. Отбор материала для  обобщающего урока позволил наметить связи как на внутрипредметном, так  и межпредметном  уровне.  Рассмотрение в комплексе этих вопросов позволяет  сформировать  представление  о материальном единстве окружающего мира, существовании причинно-следственных связей между  составом-строением-свойствами-применением веществ.  Большое внимание было уделено и цели воспитания сознания необходимости бережного отношения  к природе и человеку, решения экологических проблем. В курсе химии и биологии  общими для этих дисциплин являются  биохимические понятия. Они наиболее полно и конкретно  выражают связи этих дисциплин,  позволяют глубже  раскрыть  сущность  биохимических и химических явлений, усиливают  интерес  к данным предметам.  В процессе изучения химии можно закрепить и развить  знания учащихся, приобретенные на уроках биологии. Так можно показать  зависимость биохимических функций водорода, кислорода ,азота, углерода, серы, фосфора от строения атома, сделать акцент  на особенности химической  природы  биогенных элементов. Почти все  темы  курса органической химии имеют прямую  или косвенную  связь с курсом общей биологии. Для проведения бинарного урока химия-биология в школе №298 была выбрана тема «Белки», поскольку изучение этой темы в курсах  химии и биологии  идет параллельно. Цель   обобщающего урока  химия-биология по теме «Белки»: -закрепление, обобщение и систематизация  знаний по теме «Белки»; интеграция химических и биологических  знаний для активации  учебно-познавательной деятельности; развитие умения логически мыслить, свободно излагать  свои  знания и критически их оценивать.  При проведении бинарного урока  учащиеся  имеют возможность показать связь состава, строения и свойств белков с их биологическими функциями и биологической активностью, осуществить ряд важных для смежных дисциплин практических заданий. Бинарный урок химия-биология включает элементы  семинарского занятия, эврестической беседы. Учителя  используют ИКТ и практический эксперимент. Используемые методы обучения в процессе применения межпредметных связей характеризуют информационно-интегрирующий  тип обучения. Данный тип обучения нацелен  на развитие потребности приобретения новых знаний, на проявление  творческих усилий со стороны учителя и ученика.

Литература

.  Ковалева Г.С. Составные российского образования (по результатам международных исследований

. Кольцов Ю., Пищулин Н. Концепции современного естественнонаучного образования // Педагогика. 1999. - № 5. - с. 123.

 Усова А.В. Естественнонаучное образование в средней школе// Педагогика. 2001. - № 9. - С. 40-45.
Колесникова Е.В. Использование интегрированных практикумов с целью формирования обобщенных умений в процессе изучения химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск: Омский гос. пед. ун-т, 1996.- 17 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса обучения неслышащих школьников предметам естественно - научного цикла.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!" гласит народная мудрасть....Учебные предметы цикла Естествознания в коррекционной школе имеют познавательно-практическую направленность, играют большую ...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественно-научного цикла

В рамках модернизации образования системно-деятельностный подход в обучении становится все более и более актуальным. Инновационные методы в обучении позволяют развивать творческую, инициативную личнос...

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла....

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...