Классы неорганических соединений
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
Классификация,номенклатура , свойства,получение и применение оксидов,кислот,оснований,солей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oksidy.docx | 20.07 КБ |
tablitsa_kislot.docx | 151.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКСИДЫ.Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, с валентность равной 2. Лишь один химический элемент - фтор, соединяясь с кислородом, образует не оксид, а фторид кислорода OF2.
Формула | Название | Формула | Название |
CO | оксид углерода ( II ) | Fe2O3 | оксид железа (III ) |
NO | оксид азота ( II ) | CrO3 | оксид хрома (VI ) |
N2O5 | оксид азота (V ) | Mn2O7 | оксид марганца (VII ) |
солеобразующие | Несолеобразующие (безразличные) | ||
основные | амфотерные | кислотные | |
– это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов 1 и 2 групп, а также металлов побочных подгрупп с валентностью I и II (кроме ZnO ,BeO) | это оксиды, которым соответствуют основания и кислоты. К ним относятся оксиды металлов главных и побочных подгрупп с валентностью III, иногда IV, а также цинк и бериллий | это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих – безразличных), а также оксиды металлов побочных подгрупп с валентностью от V до VII | – это оксиды безразличные к кислотам и основаниям. К ним относятся оксиды неметаллов с валентностью I и II (Например, N2O, NO, CO) |
CaO-оксид кальция Li2O-оксид лития MgO-оксид магния | ZnO - оксид цинка BeO – оксид берилия Al2O3-оксид алюминия | CO2-оксид углерода IV SO3-оксид серы VI P2O5-оксид фосфора V | N2O-оксид азота I NO- оксид азота II CO оксид углерода II |
MnO-оксид марганца II СrO-оксид хрома( II) | Mn2O3 оксид марганца III Cr2O3-оксид хрома( III) | Mn 2O7 - оксид марганца (VII) CrO3-оксид хрома (VI) |
Характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.
СrO-оксид хрома( II)-основный , Cr2O3-оксид хрома( III)амфотерный, CrO3-оксид хрома (VI)кислотный
По растворимости в воде: Кислотные оксиды-растворимы в воде ,исключение –SiO2 (не растворим в воде)
Основные оксиды- воде растворяются только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов (это металлы I «А» и II «А» групп, исключение Be ,Mg)
Амфотерные оксида с водой не взаимодействуют. В воде не растворимы
Получение оксидов : 1. Горение веществ (Окисление кислородом) а) простых веществ2Mg +O2=2MgO
б) сложных веществ 2H2S+3O2=2H2O+2SO2 2. разложение сложных веществ а) солей СaCO3=CaO+CO2
б) оснований Cu (OH)2=CuO+H2O в) кислородсодержащих кислот H2SO3=H2O+SO2
Физические свойства оксидов При комнатной температуре большинство оксидов - твердые вещества (СаО, Fe2O3 и др.), некоторые - жидкости (Н2О, Сl2О7 и др.) и газы (NO, SO2 и др.).
Химическая связь : в основных и амфотерных оксидах- ионная, в кислотных оксидах-ковалентная полярная
С точки зрения ТЭД оксиды-неэлектролиты ( не распадаются на ионы в растворах и расплавах, их рестворы расплавы не проводят электрический ток)
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ
1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения) CaO + SO2 = CaSO3
2. Основной оксид + Кислота = Соль + Н2О (р. обмена) CaO + H2sO4 = CasO4 + H2O
3. Основной оксид + Вода = Щёлочь (р. соединения) Na2O + H2O = 2NaOH
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ
1. Кислотный оксид + Вода = Кислота (р. соединения) СO2 + H2O = H2CO3, SiO2 – не реагирует
2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н2О (р. обмена) P2O5 + 6KOH = 2K3PO4 + 3H2O
3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения) CaO + SO2 = CaSO3
4. Менее летучие вытесняют более летучие из их солей CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 +CO2
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АМФОТЕРНЫХ ОКСИДОВ
Взаимодействуют как с кислотами, так и со щелочами.
ZnO + 2 HCl = ZnCl2 + H2O
ZnO + 2 NaOH + H2O = Na2[Zn(OH)4] ( в растворе)-тетрагидроксоцинкат натрия
ZnO + 2 NaOH = Na2ZnO2 + H2O (при сплавлении)
Применение оксидовНекоторые оксиды не растворяются в воде, но многие вступают с водой в реакции соединения:SO3 + H2O = H2SO4
CaO + H2O = Ca(OH)2 В результате часто получаются очень нужные и полезные соединения. Например, H2SO4 – серная кислота, Са(ОН)2 – гашеная известь и т.д.
оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, поэтому используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Поскольку ZnO практически не растворим в воде, то цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков. Нерастворимость и неядовитость позволяют использовать этот оксид при изготовлении косметических кремов, пудры. Фармацевты делают из него вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. TiO2 не растворяется не только в воде, но и в кислотах, поэтому покрытия из этого оксида особенно устойчивы. Этот оксид добавляют в пластмассу для придания ей белого цвета. Он входит в состав эмалей для металлической и керамической посуды.Оксид хрома (III) – Cr2O3 – очень прочные кристаллы темно-зеленого цвета, не растворимые в воде. Cr2O3 используют как пигмент (краску) при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. паста ГОИ (сокращение от наименования “Государственный оптический институт”) применяется для шлифовки и полировки оптики, металлических изделий, в ювелирном деле.
Благодаря нерастворимости и прочности оксида хрома (III) его используют и в полиграфических красках (например, для окраски денежных купюр). Вообще, оксиды многих металлов применяются в качестве пигментов для самых разнообразных красок, хотя это – далеко не единственное их применение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
"Основные классы неорганических соединений. генетическая связь неорганических соединений"
Заключительный урок обобщения по химии в 8 классе...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Важнейшие классы неорганических соединений.(Обобщение знаний по классам неорганических соединений.)
Урок обобщения в занимательной форме.Работа в группах....
Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...
Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...