Полимеры
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Разработка урока по теме "Полимеры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_polimery.pptx | 1.15 МБ |
urok-polimery.doc | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пластмассы - это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации.
Пластмассы - это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации.
Пластмассы - это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации.
Классификация полимеров
По стереорегулярности Нестереорегулярные –полимеры с произвольным чередованием звеньев различной пространственной конфигурации; Стереорегулярные – полимеры, макромолекулы которых построены из звеньев одинаковой пространственной конфигурации или различной, но обязательно чередующихся в цепи в определённом порядке.
По стереорегулярности
В зависимости от строения основной це -пи полимеры имеют разные структуры: линейную (например, полиэтилен), разветвленную (например, крахмал) и пространственную ( например, вторичная и третичная структура белков). пространст -венная разветвлённая линейная
Волокна – это вырабатываемые из природных или синтетических полимеров длинные гибкие нити, из которых изготавливается пряжа и другие текстильные изделия. Волокна подразделяются на природные и химические . Природные , или нату - ральные , волокна - это материалы животного или растительного происхождения: шёлк, шерсть, хлопок.
Химические волокна получают путём хи- мической переработки природных (прежде всего целлюлозы) или синтетических полимеров. К химическим волокнам относятся вискозные, ацетатные волокна, а также капрон, нейлон, лавсан и многие другие.
По способу получения Полимеризационные Реакция полимеризации – это химический процесс образования ВСМ из низкомолекулярных (мономера), причём образуется только полимер. Поликонденсационные Реакция поликонденсации - это химический процесс образования ВСМ из низкомолекулярных (мономера), а также с образованием побочного низкомолекулярного вещества (чаще всего воды). Реакция гомополиконденсации , если полимер образуется из молекул одного мономера. Реакция сополиконденсации , если полимер образуется из молекул двух и более исходных веществ.
n CH 2 =CH 2 ( —CH 2 —CH 2 —) n t , кат Этилен Полиэтилен Полиэтилен высокого давления Полиэтилен низкого давления Реакция полимеризации
Реакция поликонденсации nC 6 H 12 O 6 →( ─ C 6 H 10 O 5 ─ ) n + nH 2 O Глюкоза Полисахарид (крахмал, целлюлоза) nC 6 H 5 ─OH + nH ─ C O H H или OH + _ OH CH 2 ─ + nH 2 O n Фенол Формальдегид Фенолформальдегидная смола
Свойства полимеров В зависимости от строения могут находиться в: Аморфном состоянии (отсутствие упорядоченности расположения макромолекул). По форме макромолекулы разветвлённые или пространственные. Аморфные полимеры – мягкие, эластичные материалы. Кристаллическом состоянии (упорядоченное расположение макромолекул). По форме макромолекулы линейные. Кристаллические полимеры обладают высокой механической прочностью.
Агрегатное состояние Для полимеров известны только два: жидкое и твёрдое. Это обусловлено высокой молекулярной массой. Лаки
По отношению к нагреванию: Термопластические полимеры при нагревании размягчаются и вновь затвердевают при охлаждении (полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид и др.); Термореактивные полимеры при нагревании не размягчаются и не плавятся(фенолформальдегидные смолы, эбонит)
Деструкция - разрушение полимеров под действием кислорода, света, тепла и радиации. В результате её происходит уменьшение молекулярной массы макромолекул, изменяются физические и химические свойства. Для замедления деструкции в состав полимеров вводят ингибиторы.
Выводы: 1. Полимеры классифицируют: - по стереорегулярности ; - по составу основной цепи; - по форме макромолекул; - по происхождению; - по способу получения. 2. Свойства полимеров зависят от: - строения и формы макромолекул; - высокой молекулярной массы.
3 . Полимеры имеют большое практическое применение
Пластмассы - это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации.
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 11 КЛАССЕ
Тема урока: Полимеры.
Цели урока:
- углубить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о полимерах.
- развивать логическое мышление, познавательную активность .
-способствовать повышению интереса к предмету, воспитанию потребности в приобретении новых знаний .
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- Словесные (элементы беседы, рассказ).
- Наглядные (показ презентации по теме , работа с опорным конспектом).
- Практические (демонстрация опытов в виртуальной химической лаборатории).
КМО: компьютер, программное обеспечение, опорный конспект.
Ход урока
Сегодня на уроке у нас не обычная тема, а тема, которая вошла в нашу жизнь со всех сторон. Без этих веществ нельзя обойтись ни дома, ни на улице .
- Сообщение темы и целей урока.
Итак, сегодня мы вновь поговорим с вами о полимерах. Ранее эта тема рассматривалась нами в 9 классе, однако сейчас наш разговор будет более детальным и мы обобщим и систематизируем знания по этой обширной и интересной теме.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Цели урока таковы…..
- Презентация нового материала по теме. Лекция учителя с опорой на слайды.
(Учащиеся конспектируют ключевые определения)
- Работа в парах.
А теперь , ребята, вас ждут 2 вопроса на засыпку по теме. Работаете в парах. После того, как я озвучу вопрос, у вас есть 30 секунд, чтобы посовещаться, а потом первыми дать правильный ответ. ВОПРОС № 1 Моряки второй экспедиции Колумба к берегам Америки, высадившиеся на острове Гаити в 1496 году, с удивлением наблюдали, как островитяне играют в мяч, который высоко подпрыгивает при ударе о землю. Известные в Европе мячи из кожи и шерсти не обладали такой прыгучестью. Из какого вещества были сделаны мячи островитян?
(из каучука)
ВОПРОС № 2
Что объединяет эти два предмета? (На подносе резиновая калоша и клубень картофеля).
Ответ: СВ. Лебедев получил синтетический каучук переработкой картофеля
4.Физкультминутка:
Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.
Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или
поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.
- Индивидуальная работа учащихся
(один-два ученика готовят презентацию и выступают с ней перед одноклассниками, после просмотра ставят вопросы, а класс отвечает)
5.Демонстрация опытов в виртуальной химической лаборатории по теме, сопровождающаяся пояснением учителя.
6.Устный опрос (закрепление знаний обучающихся.)
- Что такое мономер?
- Что такое полимер?
- Как образуются белки, из каких соединений?
- Написать формулу этилена. В какие реакции вступает этилен?
- Что такое реакция поликонденсации? Написать реакцию на доске.
- Что такое реакция полимеризации? Написать реакцию на доске.
- Что обозначают n в формулах полимеров?
- Что такое структурное звено?
- Написать формулу крахмала.
Подведение итогов урока и выставление оценок. 7. Выводы. Рефлексия.
Скажите, какую пользу для себя вы извлекли из данного урока? Закончи фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…..
- Мне показалось интересным….
- Для себя открыл новое….
- Я буду заботиться о своём здоровье потому, что….
8.Оценивание учащихся и оглашение домашнего задания.
Особую, очень важную, группу органических веществ составляют высокомолекулярные соединения (полимеры). Масса их молекул достигает нескольких десятков тысяч и даже миллионов.
Полимеры - это высокомолекулярные соединения, молекулы которых состоят из множества повторяющихся одинаковых структурных звеньев. Молекула полимера называется макромолекулой.
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИМЕРОВ.
Синтез полимеров из низкомолекулярных соединений (мономеров) основан на реакциях двух типов: полимеризации и поликонденсации.
Реакция полимеризации - это химический процесс соединения множества молекул мономеров в крупные молекулы полимеров.
Например, полипропилен получают из пропилен СН2=СH–CH3, который является мономером:
n СН2 = СH ⎯→ (СН2 − СH)n
⏐ ⏐
CH3 CH3
пропилен полипропилен
(пропен)
Мономер – вещество, из которого образуется полимер.
Структурное звено – повторяющаяся группа атомов.
n-степень полимеризации.
Реакция поликонденсации - это процесс образования полимеров из множества молекул мономеров, которые сопровождаются выделением побочного низкомолекулярного продукта (чаще всего воды).
nC6H12O6 → (C6H10O5)n + H2O
глюкоза крахмал
Кроме того, следует отметить, что некоторые полимеры получают не из мономеров, а из других полимеров, используя химические превращения макромолекул. (Например, при действии азотной кислоты на природный полимер целлюлозу получают новый полимер - тринитратцеллюлозы).
[C6H7O2(OH)3]n + 3nHNO3 ⎯→ [C6H7O2(ONO2)3]n + 3nH2O
целлюлоза тринитратцеллюлоза
Полимеры используют для изготовления на их основе пластмасс, волокон и других материалов.
Пластмассы - это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации.
Полимер и пластмасса - это не одно и тоже. Любая пластмасса содержит полимер, но кроме него в состав могут входить и другие компоненты: красители (придают материалу цвет), наполнители (обеспечивают жесткость пластмассы), пластификаторы (делают материал более эластичным, гибким) и др. Именно полимер связывает все компоненты пластмассы в единое целое, поэтому это самый важный компонент. (Первые пластмассы получали на основе природных полимеров - производных целлюлозы, каучука и т.д.)
Волокна - это полимеры линейного строения, которые пригодны для изготовления нитей, жгутов, пряжи и текстильных материалов.
Индивидуальные задания для слабых учащихся:
Допиши определения:
Полимеры - это _______________________соединения, молекулы которых состоят из множества повторяющихся одинаковых _________________ __________________.
Реакция __________________________- это химический процесс соединения множества молекул мономеров в крупные молекулы полимеров.
Число, показывающее, сколько молекул мономера соединилось в молекулу полимеров, называют ____________________ ______________________.
Вариант №2
Допиши определения:
Молекулу полимера называют ________________________.
Низкомолекулярное соединение, из которых образуются полимеры называют ______________.
Реакция ___________________________ - это процесс образования полимеров из множества молекул мономеров, которые сопровождаются выделением побочного низкомолекулярного продукта (чаще всего воды).
Группа атомов, многократно повторяющаяся в молекуле полимера, называется _________________ ______________________________.
III. Изучение нового материала.
1. Классификация полимеров.
Рассказ с презентацией
«Классификация полимеров по происхождению».
В зависимости от происхождения различают природные и химические полимеры. Природные полимеры встречаются в природе. К ним относятся крахмал, целлюлоза, клетчатка, белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук.
Химические полимеры получают с помощью химических реакций из различных органических веществ. Химические полимеры в свою очередь подразделяют на искусственные и синтетические.
Искусственные полимеры получают на основе природных полимеров путем химической модификации. К таким полимерам относят: вискозу, целлулоид, ацетатное волокно. Исходным веществом, для получения названных полимеров, является целлюлоза.
Синтетические полимеры получают из органического сырья (нефть, газ, каменный уголь) с помощью различных химических процессов. Синтетические полимеры являются результатом работы химиков. К синтетическим полимерам относятся: полиэтилен; полипропилен; полистирол; фенолформальдегидные полимеры; синтетические волокна (лавсан, нитрон, капрон, хлорин); синтетические каучуки. Синтетические полимеры можно выделить в две группы, по способу получения, полимеризационные и поликондесационные.
«Классификация полимеров по отношению к нагреванию».
Понятно, что превращать в готовые изделия удобнее те пластмассы, которые обратимо твердеют и размягчаются. Это так называемые термопласты, или термопластичные полимеры, которые сохраняют свою пластичность после нагревания. Их можно рационально обрабатывать и перерабатывать методом литья под давлением, вакуумной формовки, профильным прессованием. К термопластичными полимерам относят: полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, капрон.
Если же в процессе формования изделия происходит сшивка макромолекул и полимер, твердея, приобретает сетчатое строение, то это вещество уже нельзя возвратить в вязкотекучее состояние нагреванием или растворением. Такие полимеры называют термореактивными или реактопласты. Реактопласты теряют свою пластичность при нагревании. Кроме фенолоформальдегидных полимеров, к ним относят карбамидные и полиэфирные смолы.
«Классификация полимеров по форме макромолекул».
Макромолекулы полимеров могут иметь различную геометрическую форму в зависимости от строения основной цепи. Поэтому по форме макромолекул полимеры бывают линейными, разветвленными и пространственными (трехмерными).
Структурные звенья линейных полимеров соединены в длинные цепи последовательно друг за другом. Такую структуру имеют: полиэтилен (низкого давления), полипропилен, поливинилхлорид, синтетические волокна.
Разветвленную структуру имеют полиэтилен (высокого давления), синтетические каучуки. Синтетические каучуки в зависимости от пространственной конфигурации структурных звеньев разделяют на стереорегулярные и нестереорегулярные. Стереорегулярные полимеры, такие в которых структурные звенья в цепи чередуются в строго определенном порядке. Нестереорегулярные полимеры, такие в которых структурные звенья в цепи чередуются произвольно. Стереорегулярность влияет на такое важнейшее свойство каучуков, как эластичность.
Пространственную структуру, при которой линейные молекулы соединены между собой химическими связями имеют: фенолформальдегидные полимеры, резина(трехмерная структура образуется при вулканизации каучука)
Учащиеся записывают все классификации в тетрадь.
Увидеть строение полимера без ультрамикроскопа поможет физкультминутка.
Физкультминутка:
Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.
Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или
поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.
2. Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека по информационной таблице (имеется у каждого ученика).
Виды пластмасс и их маркировка
Буквенная маркировка | Название пластмассы | Влияние на здоровье человека |
полиэтилентерефталат | подходит только для однократного применения, при повтором применении могут выделяться вредные вещества. | |
полиэтилен высокой плотности | считается относительно безопасным, хотя из него может выделяться формальдегид. | |
поливинилхлорид | запрещен для пищевого применения, т.к. выделяет канцерогенные вещества. | |
полиэтилен низкой плотности | относительно безопасен для пищевого применения, в редких случаях может выделять формальдегид, полиэтиленовые пакеты не столь опасны для здоровья человека, сколь опасны для экологии планеты. | |
полипропилен | довольно безопасен, но при определенных условиях может выделять формальдегид. | |
полистирол | может выделять стирол, поэтому одноразовая посуда и называется одноразовой. |
Справочные данные:
Стирол вызывает заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая токсический гепатит.
Формальдегид, фенолформальдегид - канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет.
Давайте посмотрим, какие полимеры вы используете у себя в профессии.
3. Сообщение учащейся, используя информационные источники и презентацию, по проблеме «Полимеры в хлебопекарном и кондитерском производстве».
Послушайте доклад и запишите в тетрадь название полимеров, с которыми вы встречаетесь в профессиональной деятельности.
Сообщение ученицы
Давайте обратимся к выставке изделий из пластмасс и определим по маркировке названия пластмасс.
- Что вы можете сказать об их влиянии на здоровье человека?
IV. Закрепление знаний обучающихся.
IV. Закрепление знаний обучающихся.
- Самостоятельная работа «Распределение на группы пластмасс, волокон и каучуков в соответствии с классификацией».
I вариант- резина, натуральный шелк, полиэтилен, вискоза, натуральная шерсть, вискоза.
II вариант- хлопок, поливинилхлорид, ацетатный шелк, каучук, пенополистирол, полистирол.
Классификаторы | Примеры |
Полученные полимеризацией | |
Полученные поликонденсацией | |
Синтетические | |
Природные | |
Искусственные |
2. Тест.
3. Разработка рекомендаций по использованию пластмасс в быту.
- Давайте разработаем рекомендации людям, заботящимся о своем здоровье?
Учащиеся:
- Провести ревизию пластмассовых контейнеров и избавиться от всех, кроме изделий из полипропилена (цифра 5 или маркировка PP).
- Отдать предпочтение изделиям из стекла, дерева, металла.
- Внимательно отнестись к игрушкам из пластмассы, особенно для маленьких детей.
- Убедитесь, что продукция имеет сертификаты соответствия гигиеническим нормам.
- Покупая очередное изделие из пластмассы, возьмем за правило понюхать его.
(это просто и займёт буквально секунду, которой будет достаточно для того, чтобы уловить неприятный запах, но если он есть, то от покупки даже простой расчески для волос следует отказаться).
Вывод:
Каждый может защитить своё здоровье и здоровье своих детей, в конце концов, это не так уж и сложно.
V. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Оценку поставьте в графе “самооценка”:
а) все понял, могу этот материал объяснить другому (5 баллов)
б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла)
в) для полного понимания мне нужно повторить тему (3 балла)
г) я ничего не понял (2 балла).
Подсчитай баллы, полученные на уроке.
Поставь себе оценку.
VI. Домашнее задание:
Прочитать § 21, § 22, ответь на вопросы 1-4. Составить кроссворд по теме «Полимеры»
(10-20 слов)
Список литературы:
- Габриелян, О. С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях 11 класс [Текст] :
учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. Г.
Введенская. - 3-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2005. - 303 с. - Габриелян, О. С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс
[Текст] : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И. Г.
Остроумов, Е. Е. Остроумова. - 3-е изд. - М. : Дрофа, 2005. - 399 с.
3. Габриелян, О. С. Химия. [Текст] : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват.
учреждений / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Дрофа,
2006.-411 с.
4. Габриелян, О. С. Химия: органическая химия [Текст] : учеб. для 10 кл.
общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О. С. Габриелян, И. Г.
Остроумов, А. А. Карпова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 368 с.
5. Денисова В. Г. Химия 11 класс: Поурочные планы [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / В. Г Денисова :- Волгоград.: «Учитель», 2003. – 208.
6. Общая химия [Текст] : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл.
изучением химии / О. С. Габриелян [и др.]. - М. : Просвещение, 2005. - 384 с.
7. Химия. 10 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян
[и др.]. - 7-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006. - 300 с.
8. Материалы сети интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Полимеры. Волокна. Каучуки". 10 класс.
Информация и много изображений по высокомолекулярным соединениям к урокам 10-11 класса....
Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"
Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....
презентация к уроку "Полимеры"
Данная презентация поможет учителю более наглядно изложить учебный материал по теме "Полимеры" в 11 классе....
Полимеры в нашей жизни
Презентация к уроку в 10 или 11 классе. Содержит материал о природных и синтетических полимерах, о волокнах и использовании полимеров в нашей жизни....
ИСКУССТВЕННЫЕ ПОЛИМЕРЫ. 10 класс
ИСКУССТВЕННЫЕ ПОЛИМЕРЫ Цель: Сформировать представление об искусственных полимерах и их классификации. Познакомить учащихся с некоторыми основными пластмассами и искусственными волокнами, а...
урок химии в 9 классе по теме "Полимеры"
урок химии в 9 классе по теме "Полимеры"Урок включает новый материал и практическую работу по теме "Пластмассы и волокна"...
Презентация "Искусственные полимеры"
презентация предназначена для изучения темы "Искусственные полимеры" в 10 классе...