Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа по химии 8 класс 3 часа внеделю по учебнику Габриелян О.С. Имеются различия в содержании программы по сравнению с авторской программой О.С. Габриеляна: программа включает в себя темы, которые позволяют расширить и углубить материал отдельных разделов: изучение понятия валентность, составление электронных и электронно-графических формул химических элементов, определение степени окисления в веществах, состоящих из трех элементов, составление формул по степени окисления. Изменено название и содержание темы №8: вместо названия «Портретная галерея великих химиков» тема названа «Окислительно-восстановительные реакции», и в нее включен материал об окислительно-восстановительных реакциях и способе их составления на основе метода электронного баланса, включенный в авторской программе в тему №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Считаю, что тема №6 слишком перегружена теоретическим материалом, и суть окислительно-восстановительных реакций не соответствует названию темы №6, поэтому их целесообразнее изучать в рамках отдельной темы. Также изменено название и содержание темы №9: вместо названия «Учебные экскурсии» тема названа «Повторение». В рамках этой темы повторяется учебный материал, изученный в течение учебного года, что в авторской программе происходит в рамках темы №8. Учебные же экскурсии в виду отсутствия соответствующих объектов проводить нет возможности. Изменено количество учебных часов, отводимых на изучение тем по сравнению с авторской программой: на изучение темы «Введение» отводится 10 часов (по авторской программе – 6), на изучение темы «Простые вещества» отводится 10 часов (по авторской программе – 9), на изучение темы «Соединения химических элементов» отводится 18 часов (по авторской программе – 16), на изучение темы «Изменения, происходящие с веществами» отводится 16 часов (по авторской программе – 13), на изучение темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» отводится 17 часов (по авторской программе – 26).
Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_khimiya_8_kl_3_ch.docx | 55.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор
МКОУ «Богучарская СОШ №2» МКОУ «Богучарская СОШ №2»
__________ /Дворникова О.А./ ____________ /Ткачев И.В./
«___ » августа 2014 г приказ от «___» августа 2014 г № ___
Рабочая программа
по химии
8 класс
(О.С. Габриелян)
Составила: учитель химии Хаустова О.А.
Количество часов – 102 часа (3 ч в неделю)
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей естественных наук
протокол №1 от «__ » августа 2014 г.
Руководитель ШМО _____ /Хаустова О.А./
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.
Цели:
- Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
- Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
- Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
- Сформировать знание основных понятий и законов химии
- Воспитывать общечеловеческую культуру
- Учить наблюдать, применять полученные знания на практике
В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий, химические диктанты.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению общеобразовательной программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических работ, лабораторных опытов, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Особенность данной программы состоит в том, что весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом материале химии элементов.
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов.
Основные идеи предлагаемого курса:
- материальное единство веществ, их генетическая связь;
- причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость веществ;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов.
Основное содержание программы составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях (оксиды и прочие бинарные соединения, кислоты, основания, соли); о строении вещества (виды химических связей и типы кристаллических решеток), закономерностях протекания химических реакций и их классификации.
Представленный в курсе химический эксперимент открывает возможность формирования у учащихся специальных предметных умений работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты; для обучения школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Имеются различия в содержании программы по сравнению с авторской программой О.С. Габриеляна: программа включает в себя темы, которые позволяют расширить и углубить материал отдельных разделов: изучение понятия валентность, составление электронных и электронно-графических формул химических элементов, определение степени окисления в веществах, состоящих из трех элементов, составление формул по степени окисления. Изменено название и содержание темы №8: вместо названия «Портретная галерея великих химиков» тема названа «Окислительно-восстановительные реакции», и в нее включен материал об окислительно-восстановительных реакциях и способе их составления на основе метода электронного баланса, включенный в авторской программе в тему №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Считаю, что тема №6 слишком перегружена теоретическим материалом, и суть окислительно-восстановительных реакций не соответствует названию темы №6, поэтому их целесообразнее изучать в рамках отдельной темы. Также изменено название и содержание темы №9: вместо названия «Учебные экскурсии» тема названа «Повторение». В рамках этой темы повторяется учебный материал, изученный в течение учебного года, что в авторской программе происходит в рамках темы №8. Учебные же экскурсии в виду отсутствия соответствующих объектов проводить нет возможности. Изменено количество учебных часов, отводимых на изучение тем по сравнению с авторской программой: на изучение темы «Введение» отводится 10 часов (по авторской программе – 6), на изучение темы «Простые вещества» отводится 10 часов (по авторской программе – 9), на изучение темы «Соединения химических элементов» отводится 18 часов (по авторской программе – 16), на изучение темы «Изменения, происходящие с веществами» отводится 16 часов (по авторской программе – 13), на изучение темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» отводится 17 часов (по авторской программе – 26).
Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Обучение ведётся по учебнику О.С. Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2009 г
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Методическое пособие. М. Дрофа 2002 г
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа. 2010 г.
- Габриелян О.С. Химия 8 класс. Контрольные и проверочные работы. М. Дрофа
2010 г
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику М. Дрофа 2008 г
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. М. Дрофа 2009 г
- Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс. Сост. Н.П. Троегубова. М.
ВАКО. 2010 г.
В соответствии с учебным планом МОУ БСОШ №2 на изучение химии в 8 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
График контрольных и практических работ 2014-2015 уч г.
класс | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||||
КР | ПР | КР | ПР | КР | ПР | КР | ПР | |
8а | №1 22.10 | Зачет №1 21.11 | Зачет №2 26.12 | |||||
8б | №1 22.10 | Зачет №1 21.11 | Зачет №2 26.12 | |||||
8в | №1 22.10 | Зачет №1 21.11 | Зачет №2 26.12 |
класс | январь | февраль | март | апрель | май | |||||
КР | ПР | КР | ПР | КР | ПР | КР | ПР | КР | ПР | |
8а | №2 12.01 | №3 18.02 | №1 25.02 №2 27.02 №3 02.03 №4 04.03 №5 06.03 | №4 24.04 | №6 29.04 | Итоговая 27.05 | №7 04.05 №8 06.05 №9 08.05 | |||
8б | №2 12.01 | №3 18.02 | №1 25.02 №2 27.02 №3 02.03 №4 04.03 №5 06.03 | №4 24.04 | №6 29.04 | Итоговая 27.05 | №7 04.05 №8 06.05 №9 08.05 | |||
8в | №2 12.01 | №3 18.02 | №1 25.02 №2 27.02 №3 02.03 №4 04.03 №5 06.03 | №4 24.04 | №6 29.04 | Итоговая 27.05 | №7 04.05 №8 06.05 №9 08.05 |
Минимум содержания образования
Методы познания веществ и химических явлений
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Элементарные основы неорганической химии
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Содержание курса
Введение (10 часов)
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Классификация веществ. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Диалектический характер значения химии в жизни человеческого общества.
Краткие сведения по истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, её структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Характеристика химического элемента по его положению в периодической таблице (1 часть).
Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы и массовой доли элемента в веществе.
Демонстрации. Образцы простых и сложных веществ. Признаки химических реакций. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Ученик должен знать и понимать:
-химическую символику: знаки химических элементов;
- химические понятия: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула, относительная атомная и молекулярная массы.
-основные законы: периодический закон.
Уметь:
-называть химические элементы;
-объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева.
Тема 1. Атомы химических элементов (13 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых и больших периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Электронные и электронно – графические формулы. Правила заполнения электронных ячеек. Электронные подуровни. s-, p-, d-, f-элементы. Лантаноиды и актиноиды.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Характеристика химического элемента по его положению в периодической таблице (2 часть).
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Схемы образования ковалентной полярной и неполярной связи. Взаимодействие атомов металлов между собой. Понятие о металлической связи. Единство происхождения различных видов химической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модель кристаллической решетки хлорида натрия, алмаза, твердого оксида углерода (IY), магния.
Лабораторные опыты. Составление моделей молекул и кристаллов с разным видом химической связи.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
Изотопы, химическая связь, электроотрицательность.
Уметь:
-определять тип химической связи в соединениях, заряд иона;
-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
-характеризовать элементы (от водорода до кальция) по особенностям строения их атомов.
Тема 2. Простые вещества (10 часов).
Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ - неметаллов: водорода, кислорода, азота, галогенов. Круговорот кислорода в природе. Относительная молекулярная масса.
Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчетные задачи. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации. Кристаллические решетки металлов, образцы металлов. Образцы неметаллов, кристаллические решетки неметаллов. Получение озона. Образцы белого и серого олова, красного и белого фосфора. Демонстрация некоторых соединений количеством 1 моль. Модель молярного объема газов.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём.
Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-вычислять количество вещества, массу, объем газообразного вещества.
Тема 3. Соединения химических элементов (18 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях и в соединениях, состоящих из трех и более элементов. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Постоянная и переменная, низшая, высшая и промежуточная степень окисления. Валентность.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Классификация оснований. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Изменение окраски индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Классификация солей. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации. Образцы оксидов, оснований, кислот и солей. Качественная реакция на щелочи, кислоты. Изменение окраски индикаторов. Типы кристаллических решеток. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Лабораторные опыты. Распознавание кислот и щелочей. Знакомство с образцами веществ разных классов. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
Степень окисления, валентность, классы сложных веществ, чистые вещества и смеси, массовая и объемная доля.
Уметь:
-определять валентность и степень окисления химических элементов, составлять формулы по степени окисления;
-определять класс сложных веществ;
-вычислять массовую и объемную долю компонентов в смеси.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (16 часов).
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ. Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света - реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Тепловой эффект химической реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена. Гидролиз.
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного чистого вещества или вещества, содержащего примеси, или раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Показ реакций, идущих с поглощением и выделением теплоты. Примеры физических явлений: плавление парафина, возгонка йода, растворение перманганата калия, диффузия душистых веществ с горящей лампочки. Примеры химических явлений: горение магния, угля, серы, железа в кислороде. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Получение кислорода из перманганата калия. Реакция соединения серы с железом. Реакция нейтрализации.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
Физические и химические явления, типы химических реакций.
Уметь:
-определять тип химической реакции;
-проводить вычисления с использованием уравнений химических реакций.
Тема 5. Практикум №1. Простые операции с веществом (5 часов).
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Физические и химические явления. Признаки химических реакций.
Разделение смесей. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
физические и химические явления, признаки химических реакций, смеси и чистые вещества, способы разделения смесей, растворы; правила работы в школьной лаборатории;
уметь пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием, выполнять химический эксперимент по разделению смесей, фильтрованию, взвешиванию, приготовлению растворов.
Тема 6. Растворы. Свойства растворов электролитов (17 часов).
Растворение как физико – химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ступенчатая диссоциация кислот и оснований. Диссоциация кислых и основных солей. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями, кислотами, кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Демонстрации. Химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; основные теории химии: электролитической диссоциации;
Уметь: определять характер среды в водных растворах неорганических соединении; называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений;
-объяснять сущность реакций ионного обмена;
-характеризовать химические свойства изученных веществ;
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов (4 часа).
Решение экспериментальных задач на получение и исследование свойств веществ разных классов.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
генетический ряд, окислитель и восстановитель, ионные уравнения, диссоциация;
химические свойства и получение сложных веществ;
уметь выполнять химический эксперимент по получению и распознаванию неорганических веществ.
Тема 8. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа).
Классификация химических реакций по различным признакам. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества различных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций. Классификация окислительно-восстановительных реакций.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
Окислительно-восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель.
Уметь: расставлять коэффициенты в уравнениях реакций с помощью метода электронного баланса.
Тема 9. Повторение и обобщение (5 часов).
Химический элемент и формы его существования. Атом и элементарные частицы. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества. Виды химической связи. Типы химических реакций. Классификация веществ. Свойства неорганических веществ различных классов в свете представлений о теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций.
Учебно-тематический план
№ | Тема | К-во часов | Формы контроля |
1. | Введение | 10 | Текущий контроль Самостоятельных работ - 1 |
2. | Атомы химических элементов. | 13 | Контрольных работ- 1 Текущий контроль |
3. | Простые вещества | 10 | Зачет - 1 |
4. | Соединения химических элементов | 18 | Контрольных работ- 1 Самостоятельных работ - 1 Зачет - 1 |
5. | Изменения, происходящие с веществами | 16 | Контрольных работ-1 Самостоятельных работ - 1 Текущий контроль |
6. | Простейшие операции с веществом | 5 | Практических работ – 5 |
7. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 17 | Контрольных работ- 1 Самостоятельных работ - 2 Текущий контроль |
8. | Свойства растворов электролитов | 4 | Практических работ – 4 |
9. | Окислительно-восстановительные реакции | 4 | Текущий контроль |
10. | Повторение. | 5 | Контрольных работ-1 |
Всего | 102 | Контрольных работ-5 Практических работ-9 Зачетов – 2 Самостоятельных работ - 5 |
Критерии оценки
Оценка устного ответа: Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Ответ «4»: ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «З»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений: Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи: Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»: в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении; отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ: Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок; работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ: Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов: нет ошибок — оценка «5»; одна ошибка — оценка «4»; две ошибки — оценка «З»; три ошибки — оценка «2», для теста из 30 вопросов: 25-З0 правильных ответов — оценка «5»; 19-24 правильных ответов — оценка «4»; 13-18 правильных ответов — оценка «З»; меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка реферата: Реферат оценивается по следующим критериям: соблюдение требований к его оформлению; необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе обучения ученики 8 класса должны
знать и понимать:
-химическую символику: знаки химических элементов
- химические понятия: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула относительная атомная и молекулярная массы
-основные законы: периодический закон
-изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления
- химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём
- растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация
-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
-называть химические элементы
-объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп
- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона
-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
-вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции
- называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений
-объяснять сущность реакций ионного обмена
-характеризовать химические свойства изученных веществ
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
- выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ
- определять окислитель и восстановитель.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Календарно-тематический план
Номер урока | Дата проведения | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Примечание | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6-7. 8. 9. 10. | Введение Предмет химии. Вещества. Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в веществе. Решение задач. Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение». Самостоятельная работа №1 «Химические формулы». | 10 часов 1 1 1 1 1 2 1 1 1 | |||||
1(11). 2(12). 3(13). 4(14). 5(15). 6(16). 7(17). 8(18). 9(19). 10(20). 11(21). 12(22). 13(23). | Тема 1 Атомы химических элементов Основные сведения о строении атомов. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов. Схемы атомов Электронные формулы Электронно-графические формулы Периодическая система химических элементов и строение атомов. Ионная химическая связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Ковалентная полярная химическая связь. Металлическая связь. Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов». Контрольная работа №1. «Атомы химических элементов». | 13 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||||
1(24). 2(25). 3(26). 4(27). 5-6 (28-29). 7(30). 8-9 (31-32). 10(33). | Тема 2 Простые вещества Анализ контрольной работы №1. Простые вещества – металлы. Простые вещества - неметаллы. Количество вещества. Молярная масса вещества. Решение задач на вычисление количества вещества, массы веществ. Молярный объём газообразных веществ. Решение задач на вычисление количества вещества, массы и объёма газообразных веществ. Зачет №1 Решение задач на вычисления по формулам. | 10 часов 1 1 1 1 2 1 2 1 | |||||
1-2 (34-35). 3(36). 4(37). 5(38). 6(39). 7(40). 8(41) 9(42) 10(43). 11(44). 12(45). 13(46) 14(47) 15(48) 16(49). 17(50). 18(51). | Тема 3 Соединения химических элементов Степень окисления. Определение степени окисления по формулам соединений. Составление формул по степени окисления. Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. Калейдоскоп веществ. Самостоятельная работа №2 «Степень окисления». Аморфные и кристаллические вещества. Чистые вещества и смеси. Массовая доля компонентов смеси веществ. Объемная доля компонентов смеси. Вычисление массовой доли вещества в растворе. Зачет №2 Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества. Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов». Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов». Анализ контрольной работы №2. | 18 часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||||
1(52). 2(53). 3(54). 4(55). 5(56). 6(57). 7(58). 8-9 (59-60). 10-11 (61-62). 12-13 (63-64). 14(65). 15(66). 16(67). | Тема 4 Изменения, происходящие с веществами Физические явления. Химические реакции. Химические уравнения.
Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Реакции обмена. Самостоятельная работа №3 «Типы химических реакций». Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на вычисления по химическим уравнениям. Вычисления по химическим уравнениям, если исходное вещество содержит определенную долю примесей. Вычисления по химическим уравнениям, если исходное вещество дано в виде раствора с определённой массовой долей. Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами». Контрольная работа №3. «Изменения, происходящие с веществами». Анализ контрольной работы №3. | 16 часов 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 | |||||
1(68). 2(69). 3(70). 4(71). 5(72). | Тема 5. Практикум №1 Простейшие операции с веществом Практическая работа №1 Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Практическая работа №2 Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. Практическая работа №3 Анализ почвы и воды. Практическая работа №4 Признаки химических реакций. Практическая работа №5 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. | 5 часов 1 1 1 1 1 | |||||
1(73). 2(74). 3(75). 4(76). 5(77). 6(78). 7(79). 8(80). 9(81). 10(82). 11(83). 12(84). 13(85). 14(86). 15(87). 16(88). 17(89). | Тема 6 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Растворение. Растворы. Электролитическая диссоциация. Уравнения ЭД. Основные положения ТЭД. Самостоятельная работа №4 «Уравнения электролитической диссоциации». Ионные уравнения реакций. Кислоты в свете ТЭД. Кислоты как электролиты. Основания в свете ТЭД. Основания как электролиты. Оксиды, классификация и свойства. Соли в свете ТЭД. Самостоятельная работа №5 «Ионные уравнения». Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металлов. Генетические ряды неметаллов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов». Контрольная работа №4. «Свойства растворов электролитов». Анализ контрольной работы №4. | 17 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||||
1(90). 2(91). 3(92). 4(93). | Тема 7. Практикум №2 Свойства растворов электролитов Практическая работа №6 Ионные реакции. Практическая работа №7 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Практическая работа №8 Свойства кислот, оснований, оксидов, солей. Практическая работа №9 Решение экспериментальных задач. | 4 часа 1 1 1 1 | |||||
1(94). 2-3 (95-96). 4(97). | Тема 8 Окислительно-восстановительные реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Свойства изученных веществ в свете ОВР. | 4 часа 1 1 1 | |||||
1(98). 2-3 (99-100) 4(101). 5(102). | Тема 9. Повторение Решение задач Свойства сложных веществ Итоговая контрольная работа Анализ итоговой контрольной работы | 5 часов 1 1 1 1 |
Информационно - методическое обеспечение
- Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2009 г
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Методическое пособие. М. Дрофа 2002 г
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа. 2010 г.
- Рабочие программы по химии Сост. Е.М. Морозов. Планета 2010 г.
- Габриелян О.С. Химия 8 класс. Контрольные и проверочные работы. М. Дрофа
2010 г
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику М. Дрофа 2008 г
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. М. Дрофа 2009 г
- Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс. Сост. Н.П. Троегубова. М.
ВАКО. 2010 г.
- Рябов М.Я., Невская Е.Ю. Тесты по химии к учебнику О.С. Габриеляна. Химия 8
класс М. «Экзамен». 2009 г.
- Некрасова Л.И. Карточки заданий. Химия 8 класс. Саратов. Лицей. 2008 г.
- Ким Е.П. Рабочая тетрадь. Химия 9 класс. Саратов. Лицей. 2005 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование» http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...