занимательный час по химии
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Знатоки химии»
интеллектуальная игра для учащихся 8-х классов
Цели:
- Развивать познавательную активность и интерес к химии, применяя игровые формы учебной деятельности;
- Мотивировать учащихся на успех и творчество, коллективное и индивидуальное;
- Формировать у учащихся ключевые компетентности: решение проблем, информационную, коммуникативную;
- Развивать умение учащихся работать в команде.
Оборудование и реактивы: пробирки, колбы, сухое горючее, спички, стеклянные палочки, асбестовая сетка, штатив демонстрационный, фарфоровая чашечка, индикаторы, раствор серной кислоты, раствор хлорида бария, раствор гидроксида натрия, гидроксид аммония, дистиллированная вода, раствор карбоната натрия, дихромат аммония, этиловый спирт, концентрированная соляная кислота.
Раздаточный материал: качественные задачи для 4 этапа
Подготовка к внеклассному мероприятию:
- Формирование команд из учащихся 8-х классов (Команды выбирают капитана, придумывают название, эмблему, приветствие и девиз).
- Выбор жюри (учителя и учащиеся 10 и 11 классов).
- Подготовка занимательных опытов с учащимися 11 класса.
- Подготовка вопросов и раздаточного материала.
- Изготовление плакатов с девизами.
- Приобретение призов победителям.
Ход игры:
Девиз:
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».
А. Дистервег
Ведущий. Дорогие ребята!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз поговорить об удивительной науке - химии. Она не только интересна, но и имеет огромное практическое значение для каждого из нас. В то же время она очень трудна. Но трудности - это то, что мыслящему человеку необходимо, чтобы ум находился в постоянном поиске, работал. В связи с этим я хочу вам прочитать стихотворение, которое как нельзя, кстати, подходит к нашей игре:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, И день и ночь!
М. Заболоцкий
В сегодняшнем химическом соревновании участвуют команды 8-х классов. Начинаем конкурс
Визитная карточка
Каждая команда представит нашему вниманию свою «визитную карточку» - это название, эмблема, девиз, приветствие болельщикам, соперникам и жюри
(в проведенном конкурсе в апреле 2008 года были команды 8А и 8Б классов: «Атомы» и «Электроны»).
Визитная карточка оценивается по пятибалльной системе.
I этап. Разминка
Разминка проводится в виде загадок о химических элементах и веществах одновременно со всеми командами. Отвечает та команда, капитан которой первым поднимет руку.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Загадки:
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук,
Нет меня - огонь потух. (O2)
Я блестящий, светло- серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Mg)
Я – металл незаменимый,
Очень лётчиком любимый.
Лёгкий, электропроводный,
А характер – переходный. (Al)
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Cu)
Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. (H2O)
В конце периода стоит,
В нем вода и та горит. (F)
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Аu)
Я парнишка непростой,
Если капнешь кислотой,
Сразу стану ярко-красным,
Поменяю цвет я свой.
Если щелочи добавишь,
Вновь меня ты не узнаешь,
Сразу желтым стану я.
Назовите-ка меня! (Индикатор метилоранжевый)
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе. (H2)
Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (Cl2)
Жюри подводит итоги конкурса «Визитная карточка» и «Разминка».
II этап. Занимательные опыты
Девиз: «Ученье – путь к уменью»
Учащиеся 11 класса приготовили для вас интересные опыты. Слушайте и смотрите внимательно. Вы должны быть готовы ответить на вопросы, которые они вам зададут. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1-й ученик. Жарко здесь! Хочу я пить.
У кого б воды спросить?
2-й ученик. Я бы выпил очень много
Газировки без сиропа.
З-й ученик. Ой, а я люблю с сиропом.
Только чтоб совсем немного!
4-й ученик. Братцы, мне нужна корова
Молочка хочу парного!
Входит 5-й ученик, у котopoгo в руках большaя кол6а с жидкocтью.
Вы, ребята, пить хотите?
В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу,
Я ведь химию учу.
Подставляйте-ка стаканы!
Все у нас пойдет по плану!
Ребята 6ерут со стола стаканы, в которых находятся растворы разных веществ.
5-й ученик наливает в них жидкость из кoлбы.
Вот вода, вот газировка,
Вот парное молоко
Получилось очень ловко,
А секрет узнать легко!
Учащиеся дeлaют вид, что хотят выпить содержимое cтaкaнoв.
5-й ученик.
Стоп, ребята, погодите,
Чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте
Ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете
Есть серьезные запреты.
Вы запомните, друзья,
Здесь ни пить, ни есть нельзя!
1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученики.
Мы знакомы с чудесами, Их умеем делать сами.
5-й ученик.
Чудо первое случилось?
Что в стакане находилось?
1-й ученик. А ответ совсем простой. Был у меня стакан пустой.
2-й ученик. У меня в стакане - сода.
З-й ученик. Вместе с ней - метилоранж.
4-й ученик. В моем – бария хлорид.
5-й ученик.
О чем это говорит?
Мы надеемся на вас.
Не составит вам труда понять,
Что в колбе...
Отвечает команда, капитан которой первый поднял руку: кислота!
5-й ученик. Знаете, наверное, вы ее название?
Отвечает тот, кто первый поднял руку: серная.
1-й ученик.
У меня спокойный опыт,
Без огня и пламени.
Буду задавать вопросы.
Ребята, внимание!
Показывает oпыты с индикаторами:
Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильные.
Но в растворах щелочей
Я становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин.
Кто я? (Фенолфталеин.)
В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
В среде нейтральной
Цвет оранжевый, прекрасный
Индикатор очень важный.
Как зовусь я? (Метилоранж.)
Эта желтая бумажка
Все покажет без труда:
Посинеет - в колбе щелочь,
Покраснеет - кислота.
Коль нейтральная среда
Не изменит цвет она.
Мы за эти указания
Назовем ее... (универсальная).
2-й ученик.
Мы знакомы с чудесами,
Делать их умеем сами.
Внимание! Будет вам задание.
На обычную дощечку наливается вода
И стаканчик с талым снегом
Тоже ставится туда.
Насыпаю в стакан соль
И считаю до пяти.
Примерз стакан химический. Процесс - ... (эндотермический).
З-й ученик.
Я еще не то умею,
Из песка полезут змеи.
Страшные, кусачие.
От страха все заплачете.
Не боитесь? Ну, смотрите.
Не все сразу. Подождите.
Чтобы змеек посмотреть,
Надо хорошо прогреть,
А пока я их бужу,
Про другое расскажу.
(Рассказывает одну из химических историй, затем переходит к опыту с «черными змеями».)
Спирт горит и выделяет
Очень много теплоты.
Соду жаром разлагает он
До углекислоты.
Он обугливает сахар
Вот откуда чернота.
Пузырьками раздувает сахар
Эта углекислота.
Все понятно? Ясно тут,
Змеи отчего ползут.
Мы знакомы с чудесами,
Их умеем делать сами.
4-й ученик (выносит модель вулкана).
А сейчас, друзья, для вас
По истории рассказ.
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана
Показалось пламя.
Гул и грохот,
Через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи.
(Прикасается нагретой палочкой, начинается извержение) Тип реакции, какой? (Разложение) Кто напишет уравнение
И даст разъяснение?
Пишут уравнение разложения дихромата аммония.
1-й ученик. Наше время истекло...
2-й ученик. Мы показали не все, на что способна химия.
З-й ученик. Если вы будете с увлечением относиться к этому предмету, то очень многому сможете научиться.
Жюри подводит предварительные итоги.
III этап. Конкурс капитанов
Девиз: «Чтобы победить, надо знать, уметь, думать!»
В конкурсе соревнуются капитаны команд, которые должны быстро отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ капитан получает 2 балла.
Вопросы:
1. Какой цвет имеет йод в твердом состоянии?
2. В какой капусте много йода?
3. Какое молоко нельзя пить?
4. Почему крапива жжется?
5. Газ, используемый при резке и сварке металлов?
6. Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда?
7. Назовите «лунный» элемент?
8. Экологически чистое топливо?
9. Нитрат серебра, используемый в лечебных целях, называют …?
10. Как называется превращение солнечной энергии в химическую в зеленых растениях?
IV этап. Качественные задачи
Девиз: «Не торопись вычислять; сначала подумай, зачем это делаешь».
Качественные задачи:
- В четырех сосудах находятся воздух, кислород, водород и углекислый газ. Как узнать, какой газ, в каком сосуде?
- В 4-х пронумерованных пробирках находятся растворы гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты и фенолфталеина. Как, не используя дополнительных реактивов, распознать эти вещества?
Решение команды записывают на листочках и сдают жюри. За решение задач максимальное количество баллов – 8.
Пока команды решают качественные задачи, мы проводим игру с болельщиками (учащиеся 8-х классов, не занятые в командах)
Вопросы для болельщиков:
- Какой великий русский химик был также поэтом, историком, физиком, географом, геологом? (М.В. Ломоносов)
- Какая кислота всегда есть в желудке человека? (Соляная кислота)
- Какой металл самый легкий? (Литий)
- Какой металл самый тяжелый? (Осмий)
- Аллотропная модификация кислорода? (Озон)
- Вещества, изменяющие окраску в присутствии других веществ? (Индикаторы)
- Превращение одних веществ в другие? (Химическая реакция)
- Вещество, создающее парниковый эффект? (Углекислый газ)
- Галоген, используемый на водонапорных башнях? (Хлор)
- Токсичный туман? (Смог)
- Жженый сахар? (Карамель)
- Какой шведский ученый предложил современное обозначение Элементов? (Й.Я. Берцелиус)
Наиболее результативным болельщикам вручаются призы.
Подводятся предварительные итоги игры.
Ведущий объявляет последний конкурс
V этап. «Есть вопрос – найди ответ»
Девиз: «Ученье – путь к уменью»
В конкурсе команды по очереди отвечают на вопросы. В случае отсутствия ответа, вопрос переходит к другой команде. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы:
1. Элемент с металлическими свойствами, который входит в состав
поваренной соли (Натрий).
2. Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на
нервную систему (Бром).
3. Наиболее активный неметалл (Фтор).
4. Вещество, поддерживающее горение и дыхание (Кислород).
5. Метод полной очистки воды (Дистилляция).
6. Химически неделимая частица вещества (Атом).
7. Вещества, изменяющие скорость химической реакции (Катализаторы).
8. Самое распространенное на Земле вещество (Вода).
9. Ионы какого металла отравляют болезнетворные бактерии (Серебро).
10. Химическая реакция, сопровождающаяся выделением теплоты (Горение).
11. Наполнитель для воздушных шаров и дирижаблей (Гелий).
12. Вещество, противоположное по свойствам кислоте (Щелочь).
Пока жюри подводит итоги, проводится занимательный опыт «Дым без огня».
После подсчета баллов, жюри объявляет результаты и награждает грамотами и призами обе команды.
Вот и закончилась наша интеллектуальная игра. Для проведения рефлексии учащимся предлагаются следующие вопросы:
- Понравилась ли вам игра?
- Что нового вы узнали?
- Где вы сможете применить полученные знания?
На эти вопросы предлагается ответить и присутствующим родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занимательные опыты по химии
Простые и занимательные химические опыты...
занимательные опыты по химии
простые и занимательные опыты...
Занимательные задачи по химии (системнодеятельностный подход)
Внеурочная деятельность по предмету...
Занимательные факты по химии из жизни знаменитых химиков.
Занимательные факты по химии из жизни знаменитых химиков....
Занимательный урок по химии "В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Занимательный урок можно использовать при проведении недели естествознания для учеников 10 и 11 класса. Можно внести элемент соревнования, выяснив, кто является лучшим химиком школы....
Занимательная викторина по химии (8-9 классы)
Занимательная викторина по химии (8-9 классы) 1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород) 2. Названия, каких химических элементов включаю...
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ 8класс
Задачи для учащихся 8 класс ( окончание 1 четверти)...