Рабочая программа по химии
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования по химии и авторской программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская/ – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_moya.docx | 49.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования по химии и авторской программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская/ – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 г.
Она обеспечивает изучение курса химии в 8-м классе. Структура рабочей программы определена по первому виду. Тип рабочей программы - поурочно-блочный.
Основная цель курса - развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, формирование знаний о важнейших аспектах современной естественно - научной картины мира, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.
Задачи – стимулировать творческую деятельность учащихся при рассмотрении теоретических вопросов, в том числе и заданий исследовательского характера, требующих организации индивидуальной и групповой работы школьника;
- реализовать принципы развивающего обучения;
-подвести учащихся к поэтапной систематизации химических фактов и обобщению изученных вопросов.
Программа включает пояснительную записку, основное содержание обучения с распределением учебных часов, список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Авторская программа рассчитана на 68 часов. По учебному плану МАОУ СОШ № 10 на 2014-2015 учебный год количество часов достигает 68 часов, что полностью совпадает с авторской программой.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение | 5 | 5 |
2 | Тема 1.Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. | 8 | 8 |
3 | Тема 2. Химическая связь. Строение вещества. | 14 | 14 |
4 | Тема 3. Классификация сложных неорганических веществ. | 6 | 6 |
5 | Тема 4. Химические реакции. | 9 | 9 |
6 | Тема 5. Растворы. Электролитическая диссоциация. | 14 | 14 |
7 | Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства | 11 | 11 |
8 | Резерв времени | 1 | 1 |
ИТОГО | 68 | 68 |
Резервное время распределяется на повторение учебного материала.
Содержание программы
Введение – 5 часов
Предмет химии. Вещества и их физические свойства. Частицы, образующие вещества. Атомы и молекулы. Относительная атомная масса. Атомная единица массы. Химические элементы. Символы химических элементов. Понятие о коэффициентах. Решение задач на вычисление абсолютной массы атома.
Тема 1. Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.- 8 часов.
Составные части атома: ядро, электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного номера химического элемента. Изотопы – разновидности атомов одного и того же элемента. Классификация элементов на основе строения их атомов. Структура Периодической системы химических элементов и электронное строение атома. Изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов в малых периодах и главных подгруппах.
Тема 2. Химическая связь. Строение вещества.- 14 часов.
Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса вещества. Простые и сложные вещества. Понятие о валентности и химической связи. Ковалентная связь. Электронные и структурные формулы. Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность атома химического элемента.
Вещества молекулярного строения. Молекулярная кристаллическая решетка. Закон постоянства состава. Ионная связь. Вещества ионного строения. Ионная кристаллическая решетка.
Понятие степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении. Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления атомов.
Количество вещества. Моль- единица количества вещества. Число Авогадро. Молекулярная масса.
Тема 3. Классификация сложных неорганических веществ. – 6 часов.
Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация. Классификация сложных неорганических веществ.
Тема 4. Химические реакции – 9 часов.
Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы вещества при составлении уравнений химических реакций. Классификация химических реакций. Термохимические уравнения. Вычисления по химическим и термохимическим уравнениям. Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или образующихся в результате реакции веществ.
Тема 5. Растворы. Электролитическая диссоциация - 14 часов.
Чистые вещества и смеси веществ. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Понятия о растворах. Процесс растворения. Гидраты и кристаллогидраты.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Значение растворов. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации электролитов с ионной и ковалентной полярной связью. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Составление уравнений диссоциации. Кислоты, основания, соли в свете представлений об электролитической диссоциации. Среда водных растворов электролитов. Окраска индикаторов в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе (рН). Ионно-молекулярные уравнения реакций и правила их составления.
Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. - 11 часов.
Оксиды. Способы получения. Классификация оксидов по химическим свойствам. Отношение оксидов к воде, кислотам и щелочам.
Основания. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства.
Кислоты. Ряд активности металлов. Амфотерные гидроксиды. Способы получения и химические свойства.
Соли. Основные способы получения и свойства.
В процессе изучения курса химии учащиеся должны овладеть
следующими умениями и навыками:
- сформировать навыки решения проблемных задач;
- развивать самостоятельность и навык самоанализа на уроке и во внеурочной деятельности;
- получить больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни
- развить экологическую культуру
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи.
-обобщать и систематизировать полученную информацию
Перечень практических работ, лабораторных опытов, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.
Перечень практических работ и лабораторных опытов по предмету.
1.Практическая работа №1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и основы безопасности при работе в химическом кабинете.
2. Практическая работа №2. «Вещества и их физические свойства.
3. Практическая работа № 3. «Признаки химических реакций».
4. Практическая работа №4. «Очистка поваренной соли».
5. Практическая работа №5. «Приготовление раствора и измерение его плотности».
6. Практическая работа № 6. «Определение рН среды».
8. Лабораторный опыт №1. «Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.
9. Лабораторный опыт №2. «Определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам.
10.Лабораторный опыт №3. «Физические явления».
11. Лабораторный опыт №4. «Химические явления».
12 Лабораторный опыт №5. «Типы химических реакций».
13.Лабораторный опыт №6. «Гидратация сульфата меди (II)».
14. Лабораторный опыт № 7. «Окраска индикаторов в различных средах»
15. Лабораторный опыт № 8. «Реакции ионного обмена».
16. Лабораторный опыт № 9. «Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.
17. Лабораторный опыт № 10.»Взаимодействие оксида магния с кислотами».
18. Лабораторный опыт № 11. «Распознавание оксидов на основании их свойств».
19. Лабораторный опыт № 12.»Реакции нейтрализации».
20. Лабораторный опыт №13. «Обнаружение кислот и оснований».
21. Лабораторный опыт №14. «Получение и свойства амфотерного гидроксида».
22. Лабораторный опыт № 15. «Способы получения солей».
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Химия 8 класс /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. – Москва: « Русское слово – учебник», 2013, /
- Контрольные работы по химии. 8класс. /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская .-Москва: ОНИКС 21 век «Мир и Образование», 2003.
- Настольная книга учителя. Химия 8 класс./О.С Габриелян, Н.П.Воскобойникова, Л.В.Яшукова.- Москва: «Дрофа», 2003.
- Новошинский И.И, Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения : учебное пособие для учащихся 8-11 классов и абитуриентов - Краснодар: «Советская Кубань», 1999.
- А.А.Тыльдсепп, В.А.Корк. Мы изучаем химию: книга для учащихся 8-9 классов -Москва: «Просвещение», 1999.
- Егоров А.С. Химия новое учебное пособие для подготовки в вузы. Ростов н /Д : Феникс, 2004.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии и авторской программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская/ – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 г.
Она обеспечивает изучение курса химии в 9-м классе. Структура рабочей программы определена по первому виду. Тип рабочей программы - поурочно-блочный.
Основная цель курса - развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, формирование знаний о важнейших аспектах современной естественно - научной картины мира, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.
Задачи – стимулировать творческую деятельность учащихся при рассмотрении теоретических вопросов, в том числе и заданий исследовательского характера, требующих организации индивидуальной и групповой работы школьника;
- реализовать принципы развивающего обучения;
-подвести учащихся к поэтапной систематизации химических фактов и обобщению изученных вопросов.
Программа включает пояснительную записку, основное содержание обучения с распределением учебных часов, список рекомендуемой учебно-методической литературы.
В процессе изучения химии учащиеся 9-го класса должны овладеть следующими умениями и навыками
-формировать умение выделять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать и делать выводы.
-рассматривать значимость приобретенных химических знаний и умений для повседневной жизни или предполагаемой профессиональной деятельности
- уметь характеризовать химические элементы от водорода до кальция; указывать распределение электронов по слоям в атомах этих химических элементов; записывать химические формулы высших оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов металлов и кислот; определять характер их химических свойств.
- знать положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов. Уметь характеризовать общие свойства неметаллов на основе представлений об окислительно0- восстановительных реакциях; составлять химические формулы водородных соединений неметаллов; характеризовать их свойства.
- знать практическое применение изученных неметаллов, их важнейших соединений. Уметь распознавать хлорид- , сульфат – и карбонат-ионы;
- знать положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов практическое значение изученных металлов.
- уметь характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжений металлов, особенности химических свойств основных и амфотерных оксидов, гидроксидов металлов в зависимости от положения химических элементов в периодической системе. Уметь выполнять химические опыты, подтверждающие химические свойства изученных металлов и их важнейших соединений, решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.
- уметь обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности ; проводить химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса. | 2 | 2 |
2 | Тема 1. Окислительно-восстановительные реакции. | 3 | 3 |
3 | Тема 2. Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений. | 4 | 4 |
4 | Тема 3. Водород и его важнейшие соединения | 7 | 7 |
5 | Тема 4. Галогены. | 5 | 5 |
6 | Тема 5. Скорость химических реакций. | 2 | 2 |
7 | Тема 6. Подгруппа кислорода. | 8 | 8 |
8 | Тема 7. Подгруппа азота. | 7 | 7 |
9 | Тема 8. Подгруппа углерода. | 5 | 5 |
10 | Тема 9. Металлы и их соединения. | 12 | 12 |
11 | Тема 10. Органические соединения. | 10 | 10 |
12 | Повторение по курсу | 3 | 3 |
ИТОГО | 68 | 68 |
Содержание программы:
Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса – 2 часа
Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Тема 1. Окислительно-восстановительные реакции – 3 часа
Определение окислительно-восстановительных реакций. Окислители и восстановители. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И, Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений.-4 часа
Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. Современная формулировка периодического закона. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Значение Периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.
Тема 3. Водород и его важнейшие соединения – 7 часов.
Водород. Строение атома, Электроотрицательность и степени окисления. Водород – простое вещество. Общая характеристика, нахождение в природе и получение. Физические и химические свойства водорода. Применение водорода. Молярный объем газа. Относительная плотность газов. Решение задач по теме. Оксид водорода – вода. Состав, строение, физические и химические свойства. Круговорот воды в природе. Охрана водных ресурсов.
Тема 4. Галогены – 5 часов.
Общая характеристика галогенов. Физические и химические свойства.
Хлор –химический элемент. Общая характеристика. Хлор – простое вещество. Получение, физические и химические свойства, применение.
Хлороводород и соляная кислота: получение, свойства. Качественная реакция на хлорид-ион.
Фтор. Бром. Йод. Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов. Качественные реакции.
Тема 5. Скорость химических реакций – 2 часа.
Понятие о скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Необратимые и обратимые реакции. Классификация химических реакций.
Тема 6. Подгруппа кислорода –8 часов.
Кислород – химический элемент. Строение атома, Электроотрицательность и степень окисления. Кислород – простое вещество. Общая характеристика. Физические и химические свойства. Аллотропные видоизменения кислорода. Озон.
Сера. Строение атома, степени окисления, аллотропия. Физические и химические свойства. Применение. Сероводород. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Получение. Физические и химические свойства. Применение. Оксид серы (VI) . Получение и свойства Серная кислота, ее физические и химические свойства Действие на организм. Значение в народном хозяйстве.
Тема 7. Подгруппа азота – 7 часов.
Азот- химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Общая характеристика. Азот - простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства. Аммиак. Строение молекулы, получение, физические и химические свойства. Соли аммония, их получение и свойства Оксиды азота Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду. Азотная кислота, ее получение, физические и химические свойства. Применение. Нитраты. Качественная реакция на нитрат–ион.
Фосфор. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Аллотропия. Химические свойства фосфора. Важнейшие соединения. Круговорот фосфора в природе. Применение фосфора и его соединений.
Тема 8 Подгруппа углерода – 5 часов.
Углерод – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод – простое вещество. Аллотропные модификации. Физические и химические свойства. Кислородсодержащие соединения углерода.
Кремний и его соединения.
Тема 9. Металлы и их соединения – 12 часов
Металлы и их важнейшие химические соединения (обзор) – 3 часа
Положение элементов, образующих простые вещества – металлы. Простые вещества – металлы. Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Химические свойства металлов.
Алюминий - 1 час
Строение атома алюминия. Его природные соединения, получение, физические и химические свойства. Качественная реакция на ион алюминия.
Магний и кальций -3 часа
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов магния и кальция. Магний и кальций в природе, способы их получения, физические и химические свойства.
Важнейшие соединения магния и кальция.
Щелочные металлы – 2 часа.
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы I группы.
Строение атомов щелочных металлов. Физические и химические свойства простых веществ и важнейших соединений. Биологическая роль.
Железо – 3 часа.
Особенности строения атома железа, степени окисления. Природные соединения железа, его получение, физические и химические свойства. Качественные реакции.
Коррозия металлов и способы их предотвращения.
Тема 10. Органические соединения – 10 часов.
Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности строения органических веществ.
Предельные углеводороды - алканы.
Непредельные углеводороды – алкены.
Природные источники углеводородов.
Функциональные группы.(гидроксильная, карбоксильная группы, аминогруппа).
Спирты. Общая характеристика. Химические свойства. Действие на организм.
Карбоновые кислоты. Свойства и применение. Реакция этерификации.
Понятия о сложных эфирах. Жиры. Физические свойства, применение, биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.
Азотосодержащие соединения.
Перечень практических работ и лабораторных опытов в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету и прилагается ниже:
1. Практическая работа № 1. «Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена».
2. Практическая работа № 2. «Галогены».
3. Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
4. Практическая работа № 4. «Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония».
5. Практическая работа № 5. «Получение оксида (1 ) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.
6. Практическая работа № 6. «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
7. Лабораторный опыт № 1. «Окислительно-восстановительные реакции»
8. Лабораторный опыт №2. «Сущность явления периодичности».
9. Лабораторный опыт № 3. «Вытеснение одних галогенов другими из соединений».
10.Лабораторный опыт № 4. «Растворимость брома и иода в органических растворителях».
11. Лабораторный опыт № 5. «Распознавание йода».
12. Лабораторный опыт № 6. «Распознавание хлорид- , бромид-, иодид- ионов в растворах».
13. Лабораторный опыт № 7. «Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте.
14. Лабораторный опыт № 8. «Качественная реакция на сульфат-ион».
15. Лабораторный опыт № 9. «Качественная реакция на соли аммония».
16. Лабораторный опыт № 10. «Качественная реакция на сульфат-ион».
17. Лабораторный опыт № 11. «Адсорбционные свойства угля».
18. Лабораторный опыт № 12. «Распознавание карбонатов».
19. Лабораторный опыт № 13. «Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов».
20. Лабораторный опыт № 14. «Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств».
21. Лабораторный опыт № 15. «Жесткость воды и ее устранение».
22. Лабораторный опыт № 16 «Качественные реакции на ионы железа».
23 Лабораторный опыт № 17 «Свойства уксусной кислоты».
24. Лабораторный опыт № 18 «Качественная реакция на белки».
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1, Химия 9 класс Учебное пособие для общеобразовательных учреждений /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская/ - Москва: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.
2. Сборник самостоятельных работ по химии 9 класс / И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская / -Краснодар , 2002.
3.Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы решения: учебное пособие для учащихся 8-11 классов и абитуриентов.- Краснодар : «Советская Кубань», 1999.
4. Артемов. Тесты по химии. Общая и неорганическая химия. - М.: Айрис – пресс, 2005.
5. Переходные элементы и их соединения: теория, упражнения, тесты, задачи, решения: пособие для старшеклассников и абитуриентов /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- Краснодар: Советская Кубань, 2006./
6. ГИА 2009 .Химия: тематические тренировочные задания: 9 класс / Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина, Д.В.Болотов/.- М.: Эксмо, 2009.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии и авторской программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская/ – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 г.
Она обеспечивает изучение курса химии в 10-м классе. Структура рабочей программы определена по первому виду. Тип рабочей программы - поурочно-блочный.
Основная цель курса - развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, формирование знаний о важнейших аспектах современной естественно - научной картины мира, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Задачи – стимулировать творческую деятельность учащихся при рассмотрении теоретических вопросов, в том числе и заданий исследовательского характера, требующих организации индивидуальной и групповой работы школьника;
- реализовать принципы развивающего обучения;
-подвести учащихся к поэтапной систематизации химических фактов и обобщению изученных вопросов.
Программа включает пояснительную записку, основное содержание обучения с распределением учебных часов, список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение в органическую химию | 5 | 5 |
I Углеводороды | |||
2 | Тема 1. Предельные углеводороды | 8 | 8 |
3 | Тема 2. Непредельные углеводороды | 8 | 8 |
4 | Тема 3. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. | 7 | 7 |
II Функциональные производные углеводородов. | |||
5 | Тема 4. Спирты. Фенолы. Амины | 7 | 7 |
6 | Тема 5. Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные | 12 | 12 |
III Полифункциональные соединения | |||
7 | Тема 6. Углеводы | 8 | 8 |
8 | Тема 7. Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии. | 8 | 8 |
IV Биологически активные вещества | 2 | 2 | |
Повторение по курсу | 3 | 3 | |
ИТОГО | 68 | 68 |
Содержание программы:
Введение в органическую химию – 5 часов
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории А.М. Бутлерова.
I Углеводороды
Тема 1 Предельные углеводороды – 8 часов.
Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства, химические свойства. Нахождение в природе и применение алканов.
Тема 2. Непредельные углеводороды – 8 часов.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. Гомологический ряд, номенклатура. Физические и химические свойства.
Промышленные и лабораторные методы получения алкенов.
Алкодиены. Понятие о диеновых углеводородов. Получение, химические свойства. Натуральный и синтетические каучуки.
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. Гомологический ряд, номенклатура. Физические и химические свойства. Получение ацетилена, его применение.
Тема 3 Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов -7 часов.
Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.
Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства и токсичность бензола. Химические свойства. Получение и применение бензола.
Генетическая взаимосвязь углеводородов.
Природные источники углеводородов и их переработка.
II. Функциональные производные углеводородов.
Тема 4. Спирты. Фенолы. Амины. – 7 часов.
Спирты. Предельные одноатомные спирты. Многоатомные спирты.
Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы.
Тема 5. Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные – 12 часов.
Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура, изомерия предельных углеводородов. Физические и химические свойства. Качественные реакции на альдегиды.
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Номенклатура, изомерия. Физические и химические свойства. Особенности строения и свойств муравьиной кислоты.
Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура.
Жиры. Состав и строение.
Мыла – соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла.
III Полифункциональные соединения.
Тема 6. Углеводы – 8 часов.
Моносахариды. Глюкоза. Строение молекулы. Физические и химические свойства глюкозы. Фруктоза.
Дисахариды. Сахароза. Состав, физические свойства, нахождение, химические свойства, получение и применение.
Полисахариды. Крахмал. Состав, физические физические свойства, нахождение, химические свойства, получение и применение.
Целлюлоза. Строение и свойства. Нахождение в природе, биологическая роль, получение, применение.
Волокна. Природные волокна. Понятие об искусственных волокнах.
Тема 7. Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии – 8 часов.
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков. Физические и химические свойства.
IV Биологически активные вещества. – 2 часа.
Ферменты.
Витамины.
Гормоны.
Лекарственные препараты.
Перечень практических работ и лабораторных опытов в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету и прилагается ниже:
- Практическая работа 1 «Определение качественного состава органических веществ».
- Практическая работа 2 «Карбоновые кислоты и их соли».
- Практическая работа 3 «Углеводы»
- Практическая работа 4 «Волокна и полимеры»
- Лабораторный опыт 1 «Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных»
- Лабораторный опыт 2 «Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена»
- Лабораторный опыт 3 «Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита»
- Лабораторный опыт 4 «Изготовление моделей молекул циклоалканов»
- Лабораторный опыт 5 «Окисление спиртов оксидом меди (II)»
- Лабораторный опыт 6 «Свойства глицерина»
- Лабораторный опыт 7 «Окисление формальдегида гидроксидом меди (II)»
- Лабораторный опыт 8 «Сравнение свойств уксусной и соляной кислот»
- Лабораторный опыт 9 «Получение сложного эфира»
- Лабораторный опыт 10 «Свойства жиров»
- Лабораторный опыт 11 «Свойства моющих средств»
- Лабораторный опыт 12 «Качественные реакции на белки»
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1, Химия 11 класс Учебное пособие для общеобразовательных учреждений /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская/ - Москва: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.
2. Сборник самостоятельных работ по химии 11 класс / И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская / -Краснодар , 2002.
3.Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы решения: учебное пособие для учащихся 8-11 классов и абитуриентов.- Краснодар : «Советская Кубань», 1999.
4. Артемов. Тесты по химии. Общая и неорганическая химия. - М.: Айрис – пресс, 2005.
5. Переходные элементы и их соединения: теория, упражнения, тесты, задачи, решения: пособие для старшеклассников и абитуриентов /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- Краснодар: Советская Кубань, 2006./
В процессе изучения химии учащиеся 10-го класса должны овладеть следующими умениями и навыками
- освоение знаний о классификации органических соединений по функциональным; теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова; ее значении, основных направлениях дальнейшего развития; причинах многообразия органических веществ; явлении изомерии; видах изомерии; выдающихся открытиях в химической науке.
- овладение умениями записывать структурные формулы органических веществ
( полные и сокращенные), определять изомеры, гомологи; сравнивать состав, строение, свойства всех изученных рядов углеводородов; устанавливать причинно-следственные связи между классами органических веществ; приводить примеры и составлять уравнения химических реакций, раскрывающие генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов; сравнивать, обобщать, проводить аналогию между органическими и неорганическими веществами, получать, распознавать с помощью качественных реакций органические вещества на практических занятиях, соблюдая правила по технике безопасности, решать экспериментальные задачи, проводить наблюдения, делать выводы; находить информацию об органических веществах в различных источниках.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений в химии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...