Рабочая программа курса "Занимательная химия"
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа для проведения дополнительных занятий для детей, интересующихся химией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса:
« Занимательная химия»
Учителя МОУ СОШ №68 Т.Ю. Лебедевой
Пояснительная записка.
Данный курс рассчитан на 72 часа, на 1 год обучения, для учащихся 9 класса и предполагает проведение занятий с детьми, имеющими повышенный интерес и способности к изучению такой науки, как химия.
Программа курса рассчитана на расширение кругозора школьников по различным разделам неорганической химии с точки зрения:
- истории развития науки;
- ее места в понимании научной картины мира;
- строения веществ и их многообразия;
- характера взаимодействия атомов и молекул;
- закономерностей протекания химических реакций;
- выполнения различных расчетов;
- приемов безопасного обращения с реактивами;
- областей и способов применения веществ;
- влияния различных веществ на живые организмы;
- экологических проблем современности
Форма занятий: семинар, групповая работа.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Методы обучения:
Теоретическая подготовка.
Проектная деятельность.
Научно-экспериментальная.
Поисково-исследовательская.
Индивидуализация и дифференциация обучения в условиях современной образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые образовательные результаты:
вовлечение учающихся в практическую деятельность исследовательского характера;
участие в конкурсах и олимпиадах школьного и городского уровня;
обучение созданию проектов и презентаций.
Методическое обеспечение:
химическое оборудование, реактивы, химическая посуда, коллекции, модели кристаллических решеток, учебные таблицы, портреты ученых, проектор, интернет ресурсы.
Литература:
- Е.В. Нечитайлова Модернизация образования: Работа с одаренными детьми//Химия в школе. – 2011.-№8.-с.2//Химия в школе. – 2011.-№8.-с.2
- Е. П. Гриднева Чем одарить одаренного ребенка //Химия в школе. – 2007.-№4.-с.2
- А.С.Обухов Одаренность – это диагноз или ориентир для саморазвития? //Потенциал.- 2012.-№12.-с.29
Учебно-тематическое планирование:
Наименование разделов | Общее количество часов | Теория | Практика (практические и лабораторные работы) | |
Химия- наука о природе | 4 | 4 | ||
Смеси | 4 | 3 | 1 | |
Классы неорганических веществ | 5 | 5 | ||
Растворы | 9 | 5 | 4 | |
Химические уравнения и расчеты по уравнениям | 5 | 5 | ||
Применение веществ в быту | 4 | 1 | 3 | |
Окислительно-восстановительные прцессы | 3 | 3 | ||
Строение атома и строение вещества | 7 | 7 | ||
Металлы, их соединения | 8 | 3 | 5 | 8 |
Неметаллы, их соединения | 23 | 20 | 3 |
№ | Тема занятия | Элементы содержания | |
1. | Химия – часть естествознания. | Химия – наука о природе, о веществах, их свойствах и превращениях одних веществ в другие. Историческое развитие науки. | |
2. | Методы познания окружающего мира. | Методы изучения различных объектов: наблюдение, эксперимент, моделирование. | |
3. | Роль русских ученых в развитии химии. | Научный подвиг: М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова. Знакомство с портретами ученых. | |
4. | Химические процессы, протекающие в быту. | Какие химические превращения делают тесто пышным (Лаб.оп.), окислительно-восстановительные процессы, протекающие с металлами (Лаб. оп.) | |
5. | Виды топлива и их использование. Проект: «Водород – топливо будущего». | Топливо жидкое, твердое и газообразное. (Коллекции.) Водород – самое экологически чистое топливо. Проектная деятельность. | |
6. | Способы очистки и обеззараживания воды. | Дистиллированная и природная вода. Виды фильтров. Хлорирование и озонирование воды (общность механизма обеззараживания.) | |
7. | Чистые вещества и смеси. | Отличие свойств чистых веществ, виды смесей, получение смесей. | |
8. | Способы разделения смесей. | Лабораторная работа по разделению различных смесей: глины и поваренной соли, сахара с водой, масла с водой. | |
9. | Оксиды их классификация. | Оксиды углерода, серы, фосфора, кремния, меди. Подготовка презентации. | |
10. | Кислотные оксиды. | Свойства и применение кислотных оксидов. Решение расчетных задач. | |
11. | Основные оксиды. | Свойства и применение основных оксидов. Негашеная известь. Оксиды железа, цинка. Решение расчетных задач. | |
12. | Вода. Проект: «Свойства воды и ее использование». | Строение молекулы. Свойства и применение. Проектная деятельность. | |
13. | Амфотерные оксиды. | Оксиды алюминия и цинка. | |
14. | Растворы. | Растворимость веществ, значение растворов.(Лаб. оп.) | |
15. | Количественный и качественный анализ веществ. | Решение расчетных задач по химическим формулам. | |
16. | Способы выражения концентрации растворов в процентах и долях единицы. | Решение расчетных задач с использованием понятия массовая доля растворенного вещества. | |
17. 18. | Практическая работа. Практическая работа. | . Приготовление 5% раствора медного купороса из кристаллогидрата. Выращивание кристаллов медного купороса. | |
19. | Практическая работа. | Приготовление раствора столового уксуса ( 5% ) из уксусной эссенции. | |
20. | Тепловые явления при приготовлении растворов. | Растворение – физико-химический процесс. | |
21. | Вычисление массовых долей компонентов смесей. | Решение расчетных задач. | |
22. | Практическая работа. | Выращивание кристаллов хлорида натрия и медного купороса. | |
23. | Химические уравнения. | Составления химических уравнений различных типов. | |
24. | Решение задач по химическим уравнениям. | Вычисление масс веществ. | |
25. | Решение задач по химическим уравнениям. | Вычисления объемов газов. | |
26. | Решение задач на избыток и недостаток. | Решение расчетных задач. | |
27. | Решение задач на избыток и недостаток. | Решение расчетных задач. | |
28. | Кристаллогидраты. | Состав и применение кристаллогидратов. Подготовка презентации. | |
29. | Кислоты минеральные и органические. Проект: « Что мы знаем о муравьиной и уксусной кислоте?». | Свойства кислот, их классификация. ( Лаб. оп.) Проектная деятельность. | |
30. | Соли. Использование солей в быту. | Свойства солей, их классификация. ( Лаб. оп.) Подготовка презентации. | |
31. | Основания. Щелочи. | Свойства оснований, их классификация. ( Лаб. оп.) | |
32. | Электролиты их свойства. | Свойства растворов электролитов. | |
33. | Практическая работа. | Условия протекания химических реакций в растворах электролитов. | |
34. | Окисление. Восстановление. | Основные понятия окислительно-восстановительных процессов. | |
35. | Окислительно-восстановительные реакции. | Составление окислительно-восстановительных реакций. | |
36. | Значение окислительно-восстановительных реакций. | Окислительно-восстановительные реакции в быту. Решение расчетных задач. | |
37. | Строение атомов. | Схемы строения атомов. Электронно-конфигурационные формулы. | |
38. | Периодический закон Д.И. Менделеева. | Открытие периодического закона, современная формулировка. | |
39. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Характеристика химических элементов по положению в периодической системе. | |
40. | Бронзовый век. | Металлы и сплавы их применение. Подготовка презентации. | |
41. | Благородные металлы. | Золото, платина, металлы платиновой группы. Свойства, история применения. | |
42. | Что мы знаем о строении веществ? | Кристаллические и аморфные вещества. Типы химических связей. | |
43. | Типы кристаллических решеток. | Влияние кристаллической решетки на свойства вещества. Моделирование кристаллических решеток. | |
44. | Самые активные металлы. | Щелочные и щелочноземельные металлы, их свойства. ( Лаб. оп.) Проектная деятельность. | |
45. | Области применения активных металлов. | Подготовка презентации. | |
46. | Оксиды и гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов. | Свойства оксидов и гидроксидов металлов. (Лаб. оп.) | |
47. | Соли щелочных металлов. | Свойства и применение солей. ( Лаб. оп.) | |
48. | Металлы третьей группы периодической системы. | Свойства и применение алюминия. ( Лаб. оп.) Подготовка презентации. | |
49. | Соединения алюминия. | Свойства соединений алюминия. ( Лаб. оп.) Решение расчетных задач. | |
50. | Решение комбинированных задач. | Решение задач различной степени сложности. | |
51. | Кинетика химических реакций. | Понятие о скорости химических реакций. | |
52. | Инертные газы. | Свойства и применение инертных газов. | |
53. | Кислород. Озон. Воздух. | Свойства и получение кислорода и озона. Состав воздуха, его характеристики. ( Лаб. оп.) | |
54. | Роль кислорода в химических процессах. | Сущность химических процессов с участием кислорода. Подготовка презентации. | |
55. | Что мы знаем о свойствах серы? | Аллотропия на примере серы. Химические свойства и применение серы. Решение задач на вывод формул. | |
56. | Оксиды серы. | Свойства оксидов серы их применение. Решение расчетных задач. | |
57. | Серная кислота. | Свойства и применение серной кислоты. Окислительно-восстановительные процессы. | |
58. | Сернистая и сероводородные кислоты. | Свойства сернистой и сероводородной кислоты. Решение расчетных задач. | |
59. | Получение серной кислоты. | Химические процессы, лежащие в основе получения серной кислоты, закономерности химического производства. | |
60. | Азот. | Строение молекулы, валентность и степень окисления, оксиды азота. Круговорот азота в природе. | |
61. | Азотная кислота, ее особенности. | Свойства и применение. (Лаб. оп.) | |
62. | Нитраты. | Свойства нитратов. Селитры, их применение. ( Лаб. оп.) | |
63. | Фосфор. | Свойства и применение фосфора. Решение задач. | |
64. | Соединения фосфора. | Свойства и применение соединений фосфора. Решение задач. | |
65. | Кремний и его соединения. | Природные соединения кремния, их применение. ( Коллекция) | |
66-68 | Экологические проблемы современности. | Проектная деятельность. | |
69-70 | Обобщение знаний за курс. | Повторение основных понятий и законов. | |
71-72 | Решение занимательных задач практического характера. | Групповая работа по поиску решения задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...