Внеклассное мероприятие Игра - КВН «В рамках периодической таблицы»
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Чикалова Любовь Георгиевна

Внеклассное мероприятие - КВН по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева" для обучающихся 9 - 10 классов и студентов первого курса НПО и СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация 342 КБ
Microsoft Office document icon методическая разработка73.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СПО ЛО «ТМК» Игра по химии «В рамках периодической таблицы » Чикалова Л.Г. преподаватель химии ГБОУ СПО ЛО «ТМК» г. Тихвин, 2013год

Слайд 2

Строение атома 10 30 40 50 20 Названия химических элементов 10 30 40 50 20 Закономерности в изменении свойств 10 30 40 50 20 Жизнь Д.И.Менделеева 10 30 40 50 20 Литературные химические «ошибки» 10 30 40 50 20

Слайд 3

Что обозначает порядковый номер элемента?

Слайд 4

Порядковый номер элемента обозначает заряд ядра, число протонов в ядре, число электронов в атоме.

Слайд 5

Из каких элементарных частиц состоит атом?

Слайд 6

Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов

Слайд 7

Как в атоме расположены электроны?

Слайд 8

Электроны в атоме расположены упорядоченно, на энергетических уровнях (слоями)

Слайд 9

Как найти число нейтронов в ядре?

Слайд 10

Для нахождения числа нейтронов в ядре необходимо из относительной атомной массы элемента вычесть порядковый номер элемента

Слайд 11

Элементарные частицы , из которых состоит атом, имеют целочисленные значения. Объясните, почему относительные атомные массы элементов имеют дробные значения?

Слайд 12

Относительную атомную массу элемента находят как среднее значение атомных масс изотопов данного химического элемента с учетом их распространения в природе

Слайд 13

Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих?

Слайд 14

Мышьяк

Слайд 15

Какой химический элемент был открыт сначала на Солнце, а потом уже на Земле?

Слайд 16

Гелий

Слайд 17

Какой элемент называют по имени одной части света?

Слайд 18

Европий

Слайд 19

Какой элемент носит имя древнегреческого сказочного героя?

Слайд 20

Тантал

Слайд 21

В переводе с греческого- белый, блестящий, сверкающий. Интересно, что единственная страна названа по этому химическому элементу, а не наоборот. Назовите элемент.

Слайд 22

Аргентум (Серебро) страна - Аргентина

Слайд 23

Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии ?

Слайд 24

Бром, ртуть

Слайд 25

Какое холодное масло, будучи влито в холодную воду, делает ее горячей?

Слайд 26

Купоросное масло – концентрированная серная кислота и олеум

Слайд 27

Как получить воду из огня?

Слайд 28

Вода из огня получается при реакции горения водорода в кислороде

Слайд 29

Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет?

Слайд 30

Лакмусовую бумагу опустить в раствор кислоты

Слайд 31

Твердое водородное соединение в огне не горит и в воде не тонет, не окисляется ни концентрированной серной, ни азотной кислотами. При соединении его с бесцветным соединением меди ( II ) образуется окрашенное вещество. О каком водородном соединении идет речь ?

Слайд 32

Лед- вода

Слайд 33

Какой день считается днём открытия Периодического закона ?

Слайд 34

Понедельник 17 февраля 1869 года по старому стилю или 1 марта 1869 года по новому стилю.

Слайд 35

Где родился Д.И. Менделеев, кто его родители ?

Слайд 36

27 января 1834 г в г. Тобольске в семье директора местной гимназии

Слайд 37

Какое отношение к Д. И. Менделееву имеет число 101?

Слайд 38

Химический элемент Периодической системы под № 101 «менделевий» назван в честь Д. И. Менделеева. Открыт в 1955 году Г. Т. Сиборгом.

Слайд 39

Назовите четыре пары химических элементов, поставленных в таблице Д. И. Менделеева не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс.

Слайд 40

Аргон и калий, кобальт и никель, теллур и йод, торий и протактиний.

Слайд 41

Кто был учителем русской литературы и словесности в Тобольской гимназии, где учился Д.И. Менделеев, а с 1844 года и её инспектором?

Слайд 42

Писатель Пётр Павлович Ершов – автор стихотворной сказки «Конёк – горбунок». Именно он и вручил Д. И. Менделееву аттестат об окончании гимназии.

Слайд 43

«Нью-Йорк ежедневно выбрасывает в воздух 3200 тонн двуокиси серы, 280 тонн промышленной пыли, 4200 тонн углерода, азота и других ядовитых веществ». (Новиков Н.В., Пивкин В.М. «Новосибирск – город для человека». Новосибирское книжное изд-во, 1988, с.39). Вопрос: какие неточности допущены авторами в приведённом утверждении?

Слайд 44

Из текста следует, что простые вещества углерод и азот ядовиты. Ядовиты же их оксиды. По-видимому, это имели в виду авторы. Диоксид серы назван по устаревшей номенклатуре.

Слайд 45

Литературный критик В. Огнев в статье, опубликованной в журнале «Юность», привел фразу из дневника поэта Ильи Сельвинского: «Ртуть стоит в таблице элементов рядом с золотом, ей не хватает всего двух нейтронов, чтобы стать золотом». Задание: проанализируйте научную достоверность этой фразы?

Слайд 46

Поэт И. Сельвинский, а следом за ним и критик В. Огнев допустили ошибку. Изменение числа нейтронов в ядре атома не приводит к образованию нового химического элемента (образуется другой нуклид). Чтобы перейти от ртути к золоту (порядковый номер 79), надо из ядер атомов ртути (порядковый номер 80) убрать по одному протону.

Слайд 47

Ведущий телевизионной программы «Вести», сообщив о том, что на таможне было изъято 4 кг красной ртути, заметил: «Кстати красная ртуть – единственный элемент, которого нет в периодической системе Менделеева». Вопросы: Что такое красная ртуть? Можно ли её назвать химическим элементом?

Слайд 48

Красная ртуть – химическое соединение, оксид ртути ( II ). Назвать сложное вещество элементом, да еще при этом сказать, что для него нет места в периодической системе – грубая ошибка.

Слайд 49

В научно-фантастическом романе Александра Богданова «Красная звезда» приведено описание космического корабля. При этом сказано: «Это была «кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25 тонн бертолетовой соли, из которой можно было выделить по мере надобности 10 тысяч кубических метров кислорода». Задание: по уравнению реакции разложения бертолетовой соли (хлората калия) проверьте вычислением правильность утверждения автора.

Слайд 50

Из 25т бертолетовой соли можно получить около 6,8 тыс. м 3 кислорода, что на 32% меньше указанного объема.

Слайд 51

Ж. Верн. «Опыт доктора Окса. Школа Робинзонов. Клодиус Бомбарнак». «…разговор доктора Окса и его ассистента о составе воздуха над городом: «Семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в перемешанных количествах...» Вопрос: «Какие вещества, кроме указанных в отрывке, входят в состав атмосферного воздуха? Есть ли в этом отрывке химическая ошибка? »

Слайд 52

Вещества, также входящие в состав воздуха – инертные (благородные) газы. Ж. Верн не допустил ошибки: он просто не знал о существовании благородных газов, которые были открыты 25 лет спустя после написания книги.

Слайд 53

Строки из стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева» Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все из песчинок малых до планет- Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй Менделеевский системы строгий. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка – игра «В рамках периодической таблицы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТИХВИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассное мероприятие

Игра - КВН

«В рамках периодической таблицы»

        

        ДИСЦИПЛИНА «Химия»

 (специальность 060501 «Сестринское дело» -

ОПОП СПО базовая подготовка)

Выполнила

Чикалова Л.Г.

преподаватель химии

(высшая

квалификационная

категория)

г. Тихвин, 2013 год

Тип занятия - комплексное применение знаний

Цель  занятия: отвечают на вопросы по теме «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома»

Задачи:

  • обучающие:
  • знают терминологию по теме, формулировку Периодического закона, строение периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома, значение периодического закона;
  • повышение мотивации к учению, выявление готовности обучающихся применять полученные знания на практике в сходных и несходных ситуациях.
  • развивающие:
  • развивать умение работать самостоятельно и коллективно, смекалку,  быстро и четко сформулировать и высказать свои мысли, логически рассуждать, сравнивать, делать выводы.
  • развивать память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, внимание, умение сопоставлять.
  • развивать познавательную деятельность; формировать у обучающихся умение правильно объяснять явления природы;
  • формировать умение из всей широты накопленных знаний выделять главное, существенное, делать нужные выводы.
  • развивать и укреплять интерес к химии, расширять кругозор обучающихся, повышать уровень их культуры.
  • воспитывающие:
  • воспитание умения отстаивать убеждения; развитие у обучающихся чувства прекрасного;
  • способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, вырабатывать умение правильной самооценки, формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, учить общаться в коллективе.

Внутрипредметные связи: расчет по уравнению реакции; составление уравнений реакций; название веществ; определение классов веществ.

Межпредметные связи: физические свойства воды и других веществ;

Форма проведения: игра

Место проведения занятия: кабинет № 24

Оформление: Периодическая таблица;

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор

Участники: студенты 11 с\д группы

План занятия.

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели и задач занятия
  3. Проведение занятия
  4. Подведение итогов

План занятия.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:

Этап занятия

Содержание этапа

Время

1.

Организационный.

  1. Преподаватель сообщает название занятия, цель, задачи занятия

5 мин.

2.

Формирование новых знаний.

Применение знаний, рефлексия.

Игра по презентации. Группа поделена на минигруппы. Каждая минигруппа выбирает вопрос определенной «стоимости». Правильно отвечая, получает баллы. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

75 мин.

3.

подведение итогов.

10 мин.

Перечень литературы

  1. Габриелян, О.С. Химия / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов// - Москва: Издательский центр «Академия», 2012.
  2.  Слесарев, В.И. Химия Основы химии живого /В.И. Слесарев// - СПб: Химиздат, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положения металлов в периодической таблице и особенности строения их атомов.

Конспект представляет  урок-лекцию по теме "Положения металлов в периодической таблице и особенности строения их атомов"....

Периодическая таблица химических элементов, периоды

Работа включает презентацию урока  для 8  класса - " Периоды,строение, изменение свойств элементов в периодах" и тест по данному уроку...

Характеристика элемента по положению в Периодической таблице

Работа содержит : - презентацию к уроку (теория); - презентацию тестовой работы. Для 8-го класса....

Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева"

Познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; р...

Внеклассное мероприятие по химии: «Д.И. Менделеев и его Периодическая таблица.»

Данное мероприятие проводилось в поддержку Года Периодической таблицы химических элементов(апрель 2019г). Цель мероприятия: с помощью игровой формы проведения мероприятия закрепить знания, умения...

Презентация по химии на тему: "Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов" (8 класс)

Презентация по химии на тему: "Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов" (8 класс)...

Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева

Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева...