МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЭТИЛЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ»
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Лекция - мини-проект по теме "Этиленовые углеводороды" для обучающихся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_dlya_studentov.doc | 35.5 КБ |
mr_zanyatiya_alkeny.doc | 86.5 КБ |
alkeny.ppt | 164 КБ |
kartochka.docx | 12.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Химические свойства алкенов
- Реакции присоединения.
Химические свойства алкенов определяются наличием в их молекулах двойной связи. Под действием реагента двойная связь, а именно пи-связь, как менее прочная и более реакционноспособная, разрывается и к освободившимся валентностям двух соседних атомов углерода присоединяются «осколки» реагента:
С=С + АВ С—С
При этом двойная связь превращается в одинарную (простую, сигма- связь).
По этой схеме к двойным С=С-связям присоединяются:
- Водород (H2) (р. гидрирования): Н2С=СН2 + Н2 Н3С—СН3
В результате реакции гидрирования алкены превращаются в алканы.
- Галогены (Cl2, Br2) (р. галогенирования): Н2С=СН2 + Br2 Н2СBr—СН2Br
Реакция с бромной водой – качественная реакция на алкены (двойную связь), так как происходит обесцвечивание бромной воды.
- Галогеноводороды (HCl, HBr) (р. гидрогалогенирования):
Н2С=СН2 + НBr Н3С—СН2Br
- Вода (Н2О) (р. гидратации): Н2С=СН2 + Н2О Н3С—СН2ОН
Присоединение галогеноводородов и воды к алкенам несимметричного строения (например, к гомологам этена) идет по правилу Марковникова В.В.: «водород присоединяется к более гидрированному атому углерода, а галоген (гидроксильная группа) к менее гидрированному атому углерода при двойной связи»:
СН3--НС=СН2 + НBr Н3С—СН—СН3
- Реакция полимеризации – химический процесс, при котором молекулы мономера присоединяются друг к другу, образуя молекулу полимера, без выделения побочных продуктов.
n Н2С=СН2---------- (-Н2С—СН2-)n
Получение алкенов
(отщепление)
Основные методы получения алкенов основаны на реакциях отщепления (де) от двух соседних атомов углерода каких либо других атомов или групп атомов.
- Отщепление Н2 (дегидрирование алканов):
СН3—СН3 Н2С=СН2+ Н2
- Отщепление галогенов (Cl2, Br2) (дегалогенирование):
Н2СBr—СН2Br + Zn Н2С=СН2 + ZnBr2
- Отщепление галогеноводородов (HCl, HBr) (дегидрогалогенирование):
Н3С—СН2Br + КОН Н2С=СН2+КBr+ Н2О
- Отщепление воды (дегидратация спиртов):
При дегидратации вторичных и третичных спиртов и дегидрогалогенировании вторичных и третичных галогеноалканов отщепление атома водорода идет по правилу А.М. Зайцева: «водород отщепляется от того из соседних атомов углерода, который менее гидрирован»:
Н3С—СН2—СН—СН3 Н3С—СН=СН—СН3+Н2О
Предварительный просмотр:
Методическая разработка – занятие «Этиленовые углеводороды»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТИХВИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЯ
«ЭТИЛЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ»
ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ»
специальность 060501 «Сестринское дело» -
ОПОП СПО базовая подготовка
Выполнила
Чикалова Любовь Георгиевна
преподаватель химии
высшая квалификационная категория
г. Тихвин, 2012 год
Введение
Занятие «Этиленовые углеводороды» - это вторая лекция в теме «Углеводороды».
Тип занятия – теоретическое занятие - лекция с элементами проблемного обучения
Цель занятия: составить схему, отражающую химические свойства и получение алкенов
Задачи:
- обучающие:
- называть алкены по номенклатуре IUPAC;
- строить гомологические ряды алкенов;
- познакомить с химическими свойствами алкенов и способами их получения;
- применить полученные знания о свойствах и способах получения алкенов для составления схемы, отражающей химические свойства и способы получения этиленовых углеводородов.
- развивающие:
- развивать умение сравнивать;
- развивать умение выделять главное;
- развивать умение строить аналоги;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение излагать свои мысли;
- способствовать мотивации.
- Воспитывающие:
- воспитывать организованность, внимательность, такт, ответственность, аккуратность, умение работать в группе.
Уровни усвоения знаний:
- студент должен знать: строение алкенов; общую формулу алкенов; принципы номенклатуры IUPAC, изомерию алкенов; свойства и способы получения алкенов.
- студент должен уметь: называть алкены по номенклатуре IUPAC, строить гомологические ряды алкенов; составлять уравнения реакций, отражающих химические свойства и способы получения алкенов.
Форма проведения: комбинированное занятие
Место проведения занятия: кабинет № 9
Оформление: на доске обозначена схема, которую необходимо дополнить.
Оборудование:
- опорный конспект для студентов «Химические свойства алкенов и способы получения алкенов»;
- интерактивная доска;
- карточки с заданиями.
Участники: студенты 12 сд группы
План занятия.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:
№ | Этап занятия | Содержание этапа | Время |
1. | Организационный. |
| 2-3 |
2. | Актуализация ранее полученных знаний. |
Презентация (слайды № 2 – 8).
| |
3. | Формирование новых знаний. |
| |
4. | Применение знаний, рефлексия. |
| |
5. | Информация о д/з, инструктаж по его выполнению, подведение итогов. | Д\З: «Составьте схемы реакций, отражающие химические свойства и способы получения алкенов, используя общую формулу алкенов (СnH2n)». За работу на занятии получили оценки: (называются фамилии наиболее активных студентов). Спасибо всем за работу. |
Литература
- Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара Химия.10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобраз. учреж. – Москва, «Вентана-Граф», 2010
- О.С. Габриелян Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
- Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин Задачник по химии. 10 класс. – Москва, «Вентана-Граф», 2012
- Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
- Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
- СН2=С—СН2—СН2—СН3 2. Н3С—С=С—СН2—СН3
3.СН2=С—СН—СН2—СН3 4. Н3С—С=С—СН3
5.Н2С=СН—СН—СН2—СН3
- СН2=С—СН2—СН2—СН3 2. Н3С—С=С—СН2—СН3
3.СН2=С—СН—СН2—СН3 4. Н3С—С=С—СН3
5.Н2С=СН—СН—СН2—СН3
- СН2=С—СН2—СН2—СН3 2. Н3С—С=С—СН2—СН3
3.СН2=С—СН—СН2—СН3 4. Н3С—С=С—СН3
5.Н2С=СН—СН—СН2—СН3
- СН2=С—СН2—СН2—СН3 2. Н3С—С=С—СН2—СН3
3.СН2=С—СН—СН2—СН3 4. Н3С—С=С—СН3
5.Н2С=СН—СН—СН2—СН3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...