Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Резаева Лидия Борисовна

Рабочая программа по химии 8класс 2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._poyasnitelnaya_zapiska_po_khim.8kl.docx23.43 КБ
Файл 2.soderzhanie_kursa.docx21.32 КБ
Файл 3.uch-tem.plan_.docx14.43 КБ
Файл 4.kalen_.-tem.plan_.docx56.62 КБ
Файл 5.umk_.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

 Рабочая программа по химии соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2.  Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2010 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;
  4. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Программа курса химии для 8-11 классов   общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна. Москва, Дрофа, 2011

  5. Учебный план образовательного учреждения

  • При разработке данной рабочей программы использовалась авторская программа: Программа курса химии для 8-11 классов   общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна. Москва, Дрофа, 2011 – стр. 27-46.

           Основными целями являются: 

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

  • Формировать знания основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера, развивать умения наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила ТБ.
  • Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями.
  • Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
  • Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные  опыты, практические работы.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки выпускников полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Место предмета в базисном учебном плане:

  Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 70 часов (2 часа в неделю).       

     Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:

  • работать с веществами;
  • выполнять простые химические опыты;
  • учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

 Информация о количестве учебных часов        

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из них 2 часа – повторение и реализуется на базовом уровне.  Контрольных работ -5, самостоятельных-8,  практических -5, химических диктантов-6.

 Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

 Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде,  а также правил здорового образа

жизни.

Виды и формы контроля

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
  • тематический контроль в виде  контрольных работ;
  • итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Формы контроля:  фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, химический диктант,  тестовый контроль,  в том числе с компьютерной поддержкой, устные зачеты, практические и лабораторные работы, контрольная работа.



Предварительный просмотр:

Содержание курса

Введение (7 ч) 
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. 
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. 
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. 
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. 
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. 
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. 
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1 
Атомы химических элементов (11 ч) 
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. 
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». 
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. 
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. 
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). 
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. 
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. 
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. 
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. 
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. 
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. 
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ТЕМА 2 
Простые вещества (6 ч) 

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. 
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. 
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. 
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». 
Расчетные задачи. 
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ». 
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3 
Соединения химических элементов (13 ч) 
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. 
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. 
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. 
Аморфные и кристаллические вещества. 
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. 
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. 
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». 
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. 
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды. 
Лабораторные опыты. 
1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 
2. Разделение смесей.

ТЕМА 4 
Изменения, происходящие с веществами (11ч) 

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. 
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. 
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. 
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. 
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. 
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. 
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. 
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. 
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). 
Расчетные задачи. 
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. 
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды. 
Лабораторные опыты. 
3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 
4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 
5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 
6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

ТЕМА 5 
Практикум № 1 
Простейшие операции с веществом (5 ч) 
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 
2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 
3. Анализ почвы и воды. 
4. Признаки химических реакций. 
5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

ТЕМА 5 
Растворение. Растворы. -20
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. 
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. 
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. 
Классификация ионов и их свойства. 
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. 
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. 
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. 
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. 
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. 
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. 
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. 
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. 
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. 
Лабораторные опыты. 
8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 
10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)). 
11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 
12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 
13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

ТЕМА 6  Практикум 

  1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 
  2.  Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества.

      3.    Признаки химических реакций. 
     4.     Решение экспериментальных задач.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы, зачет

1.

Введение.

7

2.

Атомы химических элементов.

11

Пр.р.№1

К.р. № 1

3.

Простые вещества.

6

Зачет № 1

4.

Соединения химических элементов.

13

Пр.р.№2

К.р. № 2

5.

Изменения, происходящие с веществами.

11

Пр.р№3

К.р. № 3

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

19

Пр.р.№4

К.р. № 4

7.

Повторение

3

Итого

70



Предварительный просмотр:

,

Календарно – тематическое планирование.

Тема урока

Знания, умения, компетенции

Использование ИКТ

Форма контроля

Дата.

Корректировка

Домашнее задание

ф

а

к

т

Введение –7 часов

1

Предмет химии. Вещества.

Знать  предмет изучения химии; понятия атом, молекула, вещество, тело

Уметь: характеризовать вещество по приведённому  плану.

§ 1

Упр.3-4

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Уметь: понимать различие между физ. и хим. явлениями, приводить примеры хим. реакций, рассказывать о роли химии в современном мире.

.

Опрос

Тест

Рабочая тетрадь

упр.3-4с.8,9.

§2

РТ стр. 7-9

3

 Знаки химических элементов. Таблица Д.И.Менделеева

Знать: символы элементов. Уметь: объяснять происхождение названий.

Таблица

§ 4, стр. 31-32

4

Знаки химических элементов. Таблица Д.И.Менделеева

Знать: символы элементов. Уметь: объяснять происхождение названий.

Диктант

§ 4, стр. 31-32

РТ стр. 10 № 1,4

5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы.

Уметь: записывать формулы веществ под диктовку, понимать смысл понятий  Ar и Mr массы, уметь рассчитывать значения Ar и Mr масс.

Карточки

 

§ 5 упр. 1,2

6

Относительная атомная и молекулярные массы.

Уметь рассчитывать значения Ar и Mr масс.

Диктант

§ 5 упр. 4,7

7

Входной контроль

Проверка знаний учащихся знаков химических элементов, умения делать простейшие расчёты.

Тест

Тема №1 Атомы химических элементов-11 час

8

Основные сведения о строении атомов.

Знать: доказательства сложного строения атома, физ. смысл пор. номера элемента, строение атомного ядра из протонов и нейтронов

«Основы химии» электронный учебник http://www.hemi.nsu.ru

Рабочая

тетрадь

упр.3,4

с21.

§ 6

РТ

№ 1-4

9

Изотопы.

Знать: современное определение понятия

хим. элемент, иметь представление о превращении ядер элементов.

Уметь: подсчитывать число протонов и нейтронов в изотопе.

Опрос, рабочая

тетрадь

упр. 1,3.

с22.

 § 7

РТ стр. 22-23

№3-5

10-11

Строение электронных оболочек

Уметь: составлять электронные формулы атомов элементов первых трёх периодов, объяснять причины изменения свойств элементов

Опрос, карточки

§ 8

Упр. № 1

12

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома.

Понимать причину изменения металлич. и неметаллич. свойств  в группах и периодах. Уметь: сравнивать строение атомов одного периода, одной группы

Электронный учебник «Основы химии»

Карточки разного уровня сложности

§ 9 стр. 53-55 РТ стр.27-28 № 3-7

§ 9 стр. 53-55 РТ стр.27-28 № 3-7

13

Ионная химическая связь

Знать: понятия: ион, заряд иона, ионная связь. Уметь:  показывать схемы образование ионной связи на типичных примерах.

Мультимедийная презентация

Самостоятельная работа

§ 9 стр. 56-58

РТ

стр.29-30

№ 1-7

Знать: понятие ковалент-ная связь, механизм образования связи.Уметь: составлять схемы образования молекул с ковалентной связью.

 

Карточки разного уровня сложности. Опрос

§ 10,11

упр. 2-5

14

Ковалентная химическая связь.

15

Металлическая связь.

Уметь: объяснять образование связи в металлах,  понимать различие между ковалентной,  ионной и металлической связями.

Опрос, РТ упр.1,

с 36

§ 12 упр. 1-3

16

Обобщение по теме «Атомы химических элементов».

Знать: виды химических связей, механизмы образования, примеры веществ с различными видами связей.Уметь: определять вид связи по формуле вещества, записывать схемы образования молекул

Слайд-презентация

Опрос, РТ

упр. 2,4

с 36-37

РТ  стр.

38 - 40

2 уров

17

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»

Знать:  состав атома, атомного ядра, строение электронных оболочек, виды химических связей.Уметь: показывать состав атома, записывать схемы строения атома, определять вид химических связей, записывать схемы образования молекул.

Тест

18

Практическая работа №1 «Правила ТБ. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием».

Знать: общее и специальное химическое оборудование, нагревательные приборы. Правила работы в кабинете химии.

Письменный отчёт

Тема №2 Простые вещества- 6 часов

19

Простые вещества – металлы

Знать: общие физические свойства металлов, особенности строения их атомов.

Уметь: объяснять зависимость свойств и строения.

Сайт «Занимательная химия: всё о металлах» http://all-met.narod.ru

Самостоятельная

работа

§ 13, РТ

Стр. 41-42

20

Простые вещества – неметаллы.

Знать: общие физические свойства неметаллов, особенности строения их атомов, понятие аллотропии.

Уметь: объяснять зависимость свойств и строения.

Опрос, РТ

упр. 2,  5.

с 43-44

§ 14 РТ

Стр. 43 - 44

21

Количество вещества. Молярная масса.

Знать: понятие количество вещества».

Уметь:  определять количество вещества по заданной массе и массу по количеству вещества. Знать: понятие молярная масса.

Уметь:  решать задачи на связь кол-ва в-ва, массы, числа структурных единиц.

Опрос, РТ

упр.  5, 8

с 46-47

 § 15,

стр. 79 – 80 образцы задач в тетради

22

Молярный объём газов.

Знать: формулировку закона и его следствия.

Уметь:  проводить расчёт с использованием понятия молярного объёма.

Карточки

разного уровня

 

§ 16

упр. 1-2

23

Решение  задач по теме «Количество вещества»

Уметь: решать задачи на связь кол-ва в-ва, массы, числа структурных единиц; проводить расчёт с использованием понятия молярного объёма

Сайт «Школьная химия» http://schoolchemistry.by.ru

Карточки, РТ   упр.  9,11 с. 52-53

РТ стр. 52-53,

№ 5,6,11

24

Обобщение по теме «Простые вещества», самостоятельная работа

Знать: общие физические свойства металлов и неметаллов, особенности строения их атомов.

Уметь: решать задачи на связь кол-ва в-ва, массы, числа структурных единиц, молярного объема

Компьютерное тестирование

Проверочная работа по вариантам

Подготовка к контр работе

Тема №3 Соединения химических элементов-13 часов

25

Степень окисления.

Уметь:  определять СО хим. элемента по период. системе, по формуле бинарного соединения,

составлять формулы

по СО.

Рабочая

тетрадь

упр. 4,5

с55

§ 17  РТ стр. 54-55

№  1-5

26

Оксиды.

Уметь: составлять  формулы бинарного соединения по СО, называть их, определять СО по формуле вещества

Сайт «Химоза»

http://www.kontren.narod.ru

Опрос, Рабочая

тетрадь

упр. 11

 с.56-57

§ 18  РТ стр. 56-57

№ 8-10

27

Основания.

Уметь: определять принадлежность веществ к классу оснований, называть вещества, составлять формулы оснований, при помощи индикатора определять наличие щелочей.

Интернет-ресурсы «Химоза»

Учебник

упр.2,3

с.101-102

§ 19

упр. 5

РТ стр. 61-63

№ 1,2,4,5

28

Кислоты.

Уметь: определять принадлежность веществ к классу кислот, называть вещества, составлять формулы кислот, при помощи индикатора определять наличие кислот

Учебник

упр.2,3,4,

с.107

 § 20

РТ стр.

66-67№ 1-3

29-30

Соли – как производные кислот и оснований.

Знать определение класса соли,  использование солей в повседневной жизни.

Уметь: составлять формулы солей, называть соли.

ЦОРы сайт «Открытый класс»

Учебник, упр. 3

стр. 113

Хим. диктант

§ 21

РТ  стр. 70-71

№ 1-4, стр.72-73

№5-7

31

Урок-упражнение по теме «Соединения химических элементов»

Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам, называть вещества, производить расчеты по формулам веществ.

Провер. работа по вариантам

РТ стр. 74 № 2

32

Кристаллические решётки

Уметь: характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида связи .

Мультимедийная презентация

Экспресс-опрос

§ 22 РТ стр.75-77 №  1,2,4

33

Чистые вещества и смеси.

Знать: понятия чистое вещество и смесь, виды смесей, способы разделения смесей.

Уметь: разделять различные виды смесей.

 

Учебник

упр.2, 3

с.124

§ 23 РТ стр. 77-78

№ 1,3,4

34

Массовая и объемная доля компонентов смеси.

Знать: алгоритм проведения расчетов.

Уметь:  вычислять массовую долю растворенного  в-ва, объемную долю вещества в газовой смеси.

Рабочая

тетрадь

упр. 4,5

с 81

§ 24

Образцы задач

Упр. 1-2

35

Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси

Уметь:  решать задачи на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси.

Химический портал http://www.chemport.ru

Самостоятельная

работа

§ 24 РТ стр. 81 № 5-6

Стр.84 № 13-14

36

Контрольная работа № 2

«Соединения химических элементов»

Знать: определение каждого класса соединений, состав, номенклатуру.

Уметь: определять класс предложенных веществ, называть, по названию составлять формулу, по формуле производить расчеты.

Контрольная работа по вариантам

 

Повт.

§ 2

37

Практическая работа № 2  «Приготовление раствора  с заданной массовой долей вещества».

Уметь: приготовить раствор вещества с определённой массовой долей его в растворе,  использовать приобретённые знания в жизни.

Виртуальная лаборатория на портале «Химоза»

Тема №4 Изменения, происходящие с веществами-11 часов

38

Физические явления

Знать: признаки физических явлений.

Уметь: различать физ. явления, знать основные способы разделения смесей.

РТ стр. 88-89

№ 1,2.3

§ 25

упр. 1- 4

39

Химические реакции

Знать: основные признаки хим. реакций, сущность экзо- и эндотермических реакций.

Уметь: отличать хим. явления от физических явлений, приводить примеры химических явлений.

Опрос, РТ стр. 89-90 № 1-5

 

§ 26

Упр.1- 4

40

Практическая работа № 3

«Признаки химических реакций»

Знать: правила ТБ,

Уметь: проводить эксперимент по инструктивной карте.

Виртуальная лаборатория на «Химозе»

§ 33 упр. 1,3

41

Химические уравнения. Реакции разложения

Знать: понятие о химическом уравнении, значение индексов и коэффициентов.

Уметь: составлять уравнения химических реакций.

Знать: сущность реакций  разложения.

Уметь: записывать ур-ия хим. реакций разложения.

Опрос, РТ стр. 92-93 № 6

§ 27 упр. 2

42

Реакции соединения

Знать: сущность реакций соединения, понятия каталити-ческие и некаталитические реакции, обратимые и необратимые  реакции.

Уметь: записывать ур-ия хим. реакций

Методический сайт «Химические реакции»

Опрос, РТ стр. 103 № 2

§ 30

Упр. 2,3

43

Реакции замещения

Знать: сущность реакций  замещения.

Уметь: писать ур-ия хим. реакций.

Сайт «Классификация химических реакций» http://classchem.narod.ru

Опрос, РТ стр. 105 № 1

§ 31

Упр. 2

РТ

стр. 106

№ 3-4

44

Реакции обмена

Знать: сущность реакций обмена.

Уметь:  определять возможность протекания реакций обмена,  записывать уравнения химических реакций.

Опрос, РТ стр. 107

№ 1-4

§ 32

Упр. 3-4

45

Самостоятельная работа по теме «Типы химических реакций»

Проверка знаний и умений записывать уравнения реакций .

46

Расчеты по химическим уравнениям

Знать: алгоритм решения задач по уравнению реакции.

РТ  Упр. 4, 5, 6 с 96-97

§ 28, образцы задач РТ стр. 94-95

№ 2-3

47

Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Знать: классификацию реакций, признаки реакций, алгоритмы решения задач по уравнениям.

Уметь: определять тип реакций по уравнению, составлять уравнения реакций, решать задачи с использованием уравнений реакций

Интернет-ресурсы http://scool-sector.relarn.ru

РТ стр. 111-112

карточки

 РТ

стр. 112, 2 уров

48

Контрольная работа

№3  «Изменения, происходящие с веществами»

Знать: классификацию реакций, признаки реакций, алгоритмы решения задач по уравнениям.

Уметь: определять тип реакций по уравнению, составлять уравнения реакций, решать задачи с использованием уравнений реакций

Компьютерныетесты

Контроль и оценка знаний учащихся

Тема №5 Простейшие операции с веществом-18 часов

49

Растворение. Растворимость веществ в воде. Типы растворов.

Знать: понятия раствор, растворимость, факторы, влияющие на растворимость.

Уметь: отличать раствор и химическое соединение.

Знать: типы растворов и их характеристики.

Уметь: характеризовать раствор, исходя из его состава.

Опрос, тест

50

Электролитическая диссоциация.

Знать: понятия электролит, неэлектролит, диссоциация, механизм диссоциации веществ с различным типом связи.

Уметь: различать электролиты и  неэлектролиты, объяснять механизм диссоциации веществ с различным типом связи.

Учебная презентация

Опрос, РТ стр. 120

№ 3

§ 35 стр. 193-196

РТ стр. 120-121 № 4-5

51

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Знать: основные положения теории электролитической диссоциации.

Уметь: записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей.

Учебная презентация

Опрос, работа с учебником

§ 36

Упр. 1-4

52-53

Ионные уравнения реакций.

Знать: сущность реакций ионного обмена, условия протекания реакций.

Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена, определять возможность их протекания.

Опрос, РТ стр. 126 № 1-2

§ 37

упр. 1-2

54

Кислоты в свете ТЭД.

Знать: признаки классификации кислот, основные химические свойства.

Уметь: характеризовать кислоту по ее формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства кислот.

Сайт «Виртуальная химическая школа» http://maratakm.narod.ru

Опрос, РТ стр. 134  № 1,3

§ 38 упр. 1,2,4

55

Кислоты: классификация, свойства.

Уметь: характеризовать кислоту по ее формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства кислот.

Опрос, РТ стр. 137

№ 8,9, 10, 14

§ 38 РТ стр. 136 № 7

56

Основания: классификация, свойства.

Знать: признаки классификации оснований, основные химические свойства.

Уметь: характеризовать основание по его формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства оснований.

Опрос, РТ  стр. 141 №1,3,6

 

§ 39 упр. 1-3

57

Основания: классификация, свойства.

Уметь: характеризовать основание по его формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства

Сайт «Химоза»

РТ стр. 145 № 7-9, инд. карточки

§ 39 упр. 1-3

58

Оксиды: классификация, свойства.

Знать: признаки классификации оксидов, основные химические.

Уметь: характеризовать оксиды по их формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства.

Опрос, РТ стр. 130 № 1-3

§ 40

Упр. 1,3

59

Соли: классификация, свойства.

Знать: признаки классификации солей, основные химические.

Уметь: характеризовать  соли по их формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства.

Опрос, РТ стр. 148  № 2,3

§ 41 упр. 1-2

60

Соли: классификация, свойства.

Уметь: характеризовать  соли по их формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства.

Учебная презентация

РТ стр. 148       № 4-6 , инд. карточки

 

 

§ 41

РТ стр. 151-152 № 7-9

61-62

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Знать: основные классы неорганических веществ, классификацию.

Уметь: составлять генетические ряды, записывать уравнения реакций, характеризующих генетическую связь веществ.

Экспресс-опрос, РТ стр. 154 № 1-3

§ 42 упр.

РТ стр. 156

№ 8-9

63

. Окислительно-восстановительные реакции

Знать: сущность ОВР.

Уметь: определять окислитель и  восстановитель, процессы окисление и восстановление,  составлять электронный баланс

Сайт Химия для всех «Общая и неорганическая химия» http://scool-sector.relarn.ru

Опрос, РТ стр. 160

№ 7-8

§ 43 упр. 1, 5-7

64

Окислительно-восстановительные реакции

Уметь: определять окислитель и  восстановитель, процессы окисление и восстановление,  составлять электронный баланс.

Опрос, РТ стр. 162  № 11-13

65

Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов»

Знать: теоретические основы изученной темы.

Уметь: записывать уравнения реакций, характеризующих свойства каждого класса веществ, генетическую связь между классами веществ, решать расчетные задачи

Карточки разноуровневые

§ 36-42

66

Контрольная работа № 4

«Свойства растворов электролитов»

Знать: теоретические основы изученной темы.

Уметь: записывать уравнения реакций, характеризующих свойства каждого класса веществ, генетическую связь между классами веществ, решать расчетные задачи

Повторить строение атома

67

Практическая работа № 5

«Решение экспериментальных задач»

Знать: правила ТБ проведения химического эксперимента.

Уметь: проводить эксперимент по инструктивной карте.

Виртуальная лаборатория на сайте «Химоза»

Повторение -3 часа

68

Повторение основных разделов курса

Знать классификацию неорганических веществ.

Уметь: писать уравнения химических реакций различных типов.

69-70

Повторение основных разделов курса

Знать генетическую связь неорганических соединений.

Уметь: составлять генетические ряды, записывать уравнения реакций, характеризующих генетическую связь веществ.



Предварительный просмотр:

УМК

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь. 8 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2005 – 2006.
  3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.

Литература для учителя

  1. Стандарт основного общего образования по химии.

  1. Примерная программа основного общего образования по химии.

       3.Химия 8 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8».О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.

  1. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.

  1. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

Электронные пособия:

СD диски «Общая и неорганическая химия»,

 «Виртуальная лаборатория Химоза»

 

Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/ 

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...