Алкоголизм-проблема социальная и экономическая
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Внеклассное мероприятие посвящено проблеме алкоголизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alkogolizm-problema_sotsialnaya_i_ekonomicheskaya.rar | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
Открытое мероприятие по химии
Тема: «« Применение спиртов. Алкоголизм- проблема социальная и экономическая».
Разработала и провела
учитель химии Айкашева О.Н.
Кант – 2011г.
Цели и задачи: Познакомить учащихся со способами получения и областями
применения спиртов.
Рассмотреть влияние этилового спирта на организмы
человека и животных.
Воспитывать у учащихся отрицательное и презрительное
отношение к алкоголю, ответственность за свои поступки.
Тип: пресс-конференция
Метод: проблемно-поисковый, репродуктивный.
Оборудование: таблички с надписями: социолог, историк, биолог, ученый-химик, биохимик, педиатр, литератор, юрист, психиатр, корреспонденты газеты « Здравствуйте, это мы!», журнала « Здоровье», журнала « Наука и жизнь», журнала « Семья и школа», эпиграфы по теме конференции, проектор, слайды по теме.
Учитель: Сегодня мы с вами проводим пресс-конференцию на тему «Алкоголизм-проблема социальная и экономическая».Рассмотрим вопросы:
1. Исторические предпосылки появления алкоголя.
2. Получение и применение этилового спирта.
3. Пагубное воздействие этанола на организм.
Вам предстоит разговор о коварном враге человечества - алкоголе. Вы не раз слышали от взрослых о вреде употребления спиртных напитков. Нередко, испытав « удовольствие» от питья вина, человек на всю жизнь остается его рабом: хотел бы прекратить пьянство, но уже не может. Такие свойства у этого наркотического вещества- спирта. Не даром его издавна называли похитителем здоровья и рассудка. Алкоголизм пагубно сказывается на здоровье людей, разрушает семьи. Из-за употребления алкоголя в человеке развивается распущенность. Пьяницы теряют человеческий облик, становятся нарушителями закона, спирт разрушает организм, расслабляет волю, уродует потомство, ведет к деградации личности, мешает стать полноценным человеком: сильным и здоровым.
Вы живете в 21 веке и должны избежать этого. Вы находитесь на важном рубеже: стартуете во взрослую жизнь, и встретить ее должны во всеоружии, хорошо подготовленными физически и морально, здоровыми и красивыми и счастливыми. Я надеюсь, что наша пресс- конференция будет вам хорошим советчиком, предостережет вас от ошибок.
Учитель представляет специалистов, а социолог (ведущий) прессу.
Социолог: Алкоголизм остается важной проблемой, требующий к себе повседневного внимания. Мы должны смело разоблачать вред и коварство алкоголя чтобы возможно скорее и навсегда вырвать это зло из нашей жизни.
Сегодня у нас в гостях корреспонденты газет и журналов.
Слово предоставляется корреспондентам (корреспондент «Семья и школа» )
Вопрос: Часто приходится слышать, читать в газетах и журналах, что алкоголь – яд, алкоголь – враг будущих поколений. Откуда и как появился этот враг? С чего началось влечение людей к алкоголю?
Социолог: На вопрос корреспондента отвечает историк.
Историк: О вредном влиянии алкогольных напитков было известно уже в глубокой древности. Многими законодательствами и религиями запрещалась и ограничивалась их употребление.
В те времена употреблялись напитки с невысоким содержанием алкоголя (виноградное вино, пиво, брага, напитки из меда).
Беспощадная эксплуатация людей, изнурительный труд, отсутствие духовной свободы, нищета - вот главные причины социального характера, которые привели к быстрому росту потребления спиртных напитков. Производство спиртных напитков в эпоху капитализма из кустарного превратилось в огромных количествах стали изготовляться дешевые напитки с большим содержанием алкоголя (водка, виски). Естественный вопрос: « А не проще ли вообще запретить продажу спиртных напитков и тем самым ликвидировать пьянство? Для этого следует ответить отрицательно, т.к. запрещение продажи спиртных напитков как показал исторический опыт, не приводит к желаемому результату.
В России в 1914 году и 1985 году, в США в 1917 году был введен запрет на производство и продажу спиртных напитков, так называемый «сухой закон». Однако это привело к самогоноварению, контрабандной торговли спиртными напитками.
Социолог: Слово предоставляется корреспонденту журнала «Здоровье».
Корреспондент: Какие свойства имеет этиловый спирт и как его можно получить химическим путём?
Социолог: На этот вопрос отвечает учёный химик.
Химик: Этанол – это самый дешёвый наркотик в мире. Его промышленное получение основано на гидратации этилена в присутствии ортофосфорной кислоты:
Н3РО4
СН2 = СН2 + Н2О → С2Н5ОН
Алкоголь образуется так же в процессе спиртового брожения углеводов. Этанол – ядовитое наркотическое вещество. Поскольку этанол легко растворяется в воде, он сразу же поглощается в пищеварительном тракте и разносится кровью в разные органы (в том числе и в ткани мозга). Когда алкоголь распространяется по всем частям тела, организм начинает различными путями устранять этот яд. Около 90% этанола окисляется в печени с помощью ферментов и превращается в уксусный альдегид:
Воздействие уксусного альдегида на организм гораздо вреднее самого этанола. Оно вызывает рвоту и головокружение. Алкоголь, всасываясь в ткани организма, оказывает неблагоприятное воздействие на физиологические процессы.
Социолог: слово предоставляется корреспонденту журнала «Семья и школа».
Корреспондент: Алкоголь как социальное зло особенно опасен для молодого поколения. Какое действие он оказывает на организм человека?
Социолог: На вопрос корреспондента отвечает биолог.
Биолог: Алкоголь - наркотическое вещество способное вызвать у выпевшего человека чувство расслабления, облегчения, приятного ощущения- так называемую эйфорию. Именно этим он привлёк внимание и получил распространения во всём мире. Работами Павлова доказано, что алкоголь не обладает возбуждающим действием на центральную нервную систему, а наоборот, вызывает отторжение клеток коры больших полушарий. Чувствительность человека к токсическому действию алкоголя тем выше, чем он моложе. Так, для детей смертельная доза алкоголя около 3г. на 1кг. массы тела (Для годовалого ребёнка- 10г. водки, для подростков- 0,25-0,5л. водки). Подсчитано, что систематическое употребление алкоголя сокращает жизнь на 10 лет, а хронические алкоголики в среднем на 15-20 лет живут меньше людей, не злоупотребляющих алкогольными напитками.
Социолог: слово предоставляется корр. 5 журнала «Здоровье»
Вопрос: какое воздействие оказывает алкоголь на формирующегося в утробе матери ребенка?
Социолог: на этот вопрос отвечает педиатр
Педиатр: Особо опасное воздействие алкоголь оказывает на формирующегося в утробе матери ребенка. Повреждая клетки тканей через образование тромбов в кровеносных сосудах, алкоголь тормозит развитие организма. Нетрудно представить, что гибель 2-3 клеток в начале развития зародыша, может привести к недоразвитию и даже к отсутствию какого-либо органа. Не только явными уродствами, но и психологическими отклонениями проявляется действие алкоголя на потомство. Так, по данным известного педиатра Дульнева, изучившего здоровье 64 детей, родившихся от отцов, которые в течение 4-5 лет употребляли спиртные напитки, были обнаружены признаки умственной недостаточности, даже у тех, которые хорошо развивались физически. Объясняется это тем, что при длительном потреблении алкоголя происходит стойкое изменение в системе наследственного вещества ДНК, что ведет к нарушению правильного набора хромосом. Дефекты ДНК накапливаются в поколениях, изменяют генофонд популяции и ведут к появлению наследственных заболеваний.
Социолог: Слово предоставляется корреспонденту газеты «Здравствуйте, это мы!»
Вопрос: Какие меры принимаются по предупреждению алкоголизма?
Юрист: В 1919 году Совет народных Комисаров принял постановление «О воспрепятствовании на территории РСФСР изготовления и продажи крепких напитков». Это постановление предусматривало за самогоноварение, покупку и продажу самогона тюремное заключение сроком до 5 лет с конфискацией имущества. Ленин всегда выступал против пьянства и использования его в качестве прибыли. После этого правительство России неоднократно издавало законы, препятствующие пьянству. В настоящее время запрещена продажа спиртных напитков несовершеннолетним детям, а также распитие крепкого спиртного в общественных местах. Но проходит какое-то время и жизнь показывает, что запреты и указы ни к чему не приводят.Всё зависит от самого человека. Если больной захочет избавиться от влияния алкоголя, то в настоящее время для этого имеются широкие возможности. В России много известных медицинских клиник, успешно лечащих больных алкоголизмом.
Социолог: Слово предоставляется корреспонденту.
Корреспондент: Справедливо ли мнение, что алкогольные напитки обладают лекарственными свойствами?
Социолог: На вопрос отвечает врач-нарколог.
Врач-нарколог: Иногда больные назначают себе вино в качестве лекарства, принимая его по столовой ложке по несколько раз в день. В результате этого, ослабленный болезнью, человек получает в сутки немалую долю алкоголя. Есть люди, которые прибегают к рюмке водки как к снотворному. Поначалу спиртные напитки и в самом деле вызывают сонливость и вялость, но сон бывает поверхностным. Спустя некоторое время человек уже никакими средствами не может побороть бессонницу. Необоснованно и представление о том, что спиртные напитки усиливают аппетит. Если бы это было так, то хронические алкоголики отличались бы волчьим аппетитом. Однако, как известно, они почти не едят. Возникает гастрит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Могут возразить, что спирт широко используют в медицине, что он убивает возбудителей многих болезней, является идеальным растворителем для некоторых лекарств. Но чтобы получить в крови пациента концентрацию спирта, достаточную для уничтожения болезнетворных микробов, необходимо сразу выпить примерно 25 литров водки. Каждому ясно, что уже в самом начале эксперимента погиб бы больной, а не микроб.
Социолог: Почему же люди пьют? По результатам социологических исследований, проведенных в России, причины таковы: 38% опрошенных не могли назвать причину («хотелось, и напился»), 26%-встречи с друзьями, 10%-праздники, 3,1%-одиночество, невезение в жизни,0,7%-семейные драмы. Ни один не назвал тяжелое материальное положение или плохие условия труда. При этом 90% исследуемых не имело четкого представления о механизме действия алкоголя на организм.
Социолог: Слово имеет корреспондент журнала.
Вопрос: Какое действие оказывает алкоголь на развивающийся организм?
Социолог: На вопрос корреспондента отвечает психиатр.
Психиатр: Есть данные, что продолжительность жизни женщин-алкоголиков на 10%, а мужчин-алкоголиков на 15% меньше, чем у непьющих. Немецкий врач Крепелин в начале века писал, что последствия алкоголизма не столь страшны, пока прекрасная половина человечества почти не причастна к алкоголю. Но когда пьянство получит распространение и среди женщин, то нашим потомкам будет грозить полная гибель.
К сожалению, злоупотребление вином перестало быть печальной привилегией мужчин. У женщин одним из характерных последствием является неспособность вскармливать детей грудью. По наблюдениям специалистов, этот недостаток встречается у 30-40% женщин, потреблявших алкоголь. Значительное влияние оказывают спиртные напитки и на детородную функцию. Во-первых, алкоголизм приводит к раннему старению. Пьющая женщина в 30 лет, как правило, выглядит старше, а алкоголичка к 40 годам превращается в старуху. Об отрицательном влиянии вина на потомство известно с древности. Задолго до наших дней было отмечено, что у пьющих людей чаще бывают мертворожденные дети и выкидыши. Если же ребенок родился живым, то нередко он отстает в развитии и растет умственно неполноценным. Не случайно законы Древней Греции и Рима запрещали молодым людям пить спиртное. На Руси также с давних пор считалось плохим признаком пить вино на собственной свадьбе. Связь здоровья детей с состоянием родителем была подмечена и в других странах.
Социолог: Слово предоставляется корреспонденту «Здравствуйте это мы!»
Вопрос: Какое биохимическое оказывает этиловый спирт на организм человека?
Социолог: Слово предоставляется биохимику.
Биохимик: В опытах на животных, в частности, на мышах, было установлено, что при постоянном поступлении в организмы зверьков этанола уже через 2 недели способность их к «обучению» и закреплению условных рефлексов сильно снизилась. Мыши с трудом находили пищу и воду, вели себя агрессивно. На 25-й день появилось подергивание отдельных мышечных групп, сильное возбуждение, хзадних конечностей. В дальнейшем возникали судороги и кома. В романе Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» есть описание варварского среднеазиатского обычая, заключающегося в превращении захваченных пленников в биороботов-манкуртов. Закованным пленникам надевали на голову выйную часть сырой верблюжьей кожи и вывозили в степь. На солнцепеке за 2-3 дня верблюжья кожа высыхала, съеживалась, тисками сжимая голову, нарушая кровообращение мозга.
Выжившие люди теряли память о прошлом, о себе, о родных, родителях, детях. Большая ли разница между манкуртом и социально деградированным алкоголиком? Известно немало случаев, когда предприимчивые люди используют алкоголиков как безропотную рабочую силу для собственной наживы. Платой за работу служит вожделенная бутылка алкогольного наркотика или деньги на ее приобретение.
Социолог: Слово имеет корреспондент журнала «Наука и жизнь.»
Вопрос: Правда ли что спирт получают из нефти?
Как производят его промышленности?
Где он находит применение?
На вопрос отвечает директор химического комбината
В промышленности этиловый спирт получают разными способами. Наиболее старый из них – отгонка спирта из Вина, где он образуется при брожении сахара, был найден арабским алхимиком. Отсюда и название – винный спирт. Это бесцветная, с острым запахом и жгучим вкусом, легко испаряющееся жидкость получила название алкоголь, что по-арабски означает «легчайший».
Производимый в настоящее время этиловый спирт идет в основном на нужды промышленности и только 20% на потребление населения. Этиловый спирт для промышленных нужд производят из древесины. Древесину, как и крахмал, превращают сначала в сахар, а затем, путем брожения получают спирт. Производимый спирт используется для получения бутадиена, а из него синтетического каучука и резины для автомобильной, самолетной и ракетной техники, медицины, парфюмерии.
Социолог: Слово имеет корреспонденту журнала «Здоровье»
Вопрос: Совместимы ли алкоголь и спорт?
Социолог: На вопрос отвечает тренер.
Тренер: Одним из сильных средств в борьбе с пьянством является спорт.
Физическая культура способствует воспитанию человека нового общества, сохранению и укреплению физической и умственной работоспособности, психологической подготовки к трудовой деятельности, адаптации физическому и психическому утомлению, преодолению излишнего эмоционального напряжения. Огромное влияние физкультуры и спорта на экономическую эффективность производства.
Социолог: Слова предоставляются корреспондентам газеты.
Вопрос: Влияет ли алкоголь на творческие возможности человека?
Социолог: На этот вопрос отвечает литератор.
Литератор: Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству это умственное оскудение очень ярко отражено Сергеем Есениным в его поэме «Черный человек»
Друг мой, друг мой.
Я очень и очень болен
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем.
Толь, как рощу в сентябрь.
Осыпает мозги алкоголь.
Против злоупотребления спиртным образом действующими на продуктивность и качество творческой работы, Гневно выступал Л.Н. Толстой. Именно он основал в России одно из первых обществ трезвости, Названное им «Согласия против пьянства». Перу писателя принадлежит статья «Для чего люди одурманиваются?»В ней Л.Н.Толстой писал : «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принимающему действию одурманивающего вещества, всё-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы ещё больше, если бы они не одурманивались».
Звучит музыка и происходит просмотр слайдов.
Учитель подводит итог урока и благодарит всех за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная конференция "Алкоголизм - проблема социальная и экономическая"
В ходе конференции обобщаются знания учащихся по теме«Спирты и фенолы», выделяется связь строения этилового спирта с его химическими свойствами и особенностями биологического и химического дейст...
Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.
•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...
Презентация к лекторию "Алкоголизм- проблема нации"
Лекторий предназначен для учащихся 9-11 классов. Так же материал может использоваться на уроках биологии в 8 классе....
Урок: беседа-проблема: «Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Алкоголизм. Проблемы в семье и обществе. Профилактика привыкания к алкоголю»
«Не погуби себя, когда сидишь в пивной, и не теряй разума своего!»Цитата из древнего свитка папируса,упрека отца своему сыну Нет войны, не грохочут залпы и выстрелы, но мы теряем людей, теряем ...
Детский алкоголизм - проблема?
Алкоголизм — одно из серьезнейших заболеваний в современном мире. Эта проблема касается каждой страны, каждого города, каждого человека, вне зависимости от пола и возраста. Заболевание, развившееся у ...
Мастер - класс. Алкоголизм: проблема личности и общества.
Занятие с использованием методики учебного сотрудничества(работа в малых группах, метод"мозгового штурма"). Учащиеся в классе делятся на группы по своим способностям: отличники. хорошисты, троеч...