Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Каширская СОШ
Согласовано Заместитель директора школы по УМР МКОУ Каширская СОШ ___________ Черкасов А.В. «____»______________20___ г. | Утверждаю Директор МКОУ Каширская СОШ ________Гребенникова Е.С. от «___»_____________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
8 класс
Учитель химии
Старцева Светлана Васильевна
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), опубликованная издательством «Просвещение» в 2011 году (Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана .- М.: Просвещение, 2011г. -46с.).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 6 часов.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, а итоговая – в форме теста.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости ЗОЖ;
- потребность в выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни.
Курс химии позволяет формировать коммуникативные ценности, основу которых составляет процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию химической символики и терминологии;
- развитию потребности вести диалог, участвовать в дискуссии, выслушивать мнение оппонента, открыто и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
При составлении рабочей программы использовался учебно – методический комплект:
для учителя:
- Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана .- М.: Просвещение, 2011г. -46с.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.
- Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 127с.
для учащихся:
- Рудзитис Г.Е. Химия. Ф.Г.Фельдман. Неорганическая химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе - М.: Просвещение, 2011.-176с.
- Т.А. Боровских Рабочая тетрадь по химии 8 класс: к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 158с.
- Гара Н.Н. Н.И.Габрусева. Задачник с «помощником». 8-9 классы- М.: Просвещение, 2011. – 95 с.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
- Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007
На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:
1). Тема «Водорд» объединена с темой «Закон Авогадро» (всего 5 часов)
2) Увеличено количество часов в теме «Основные классы неорганических соединений» (12ч) за счет резервного времени.
3) В тему «Галогены» добавлен 1 час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать
- важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
- называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент
использовать
- приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тема 1 «Первоначальные химические понятия» - 18 часов
Учащиеся должны знать:
- определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент», «физические явления» и «химические явления»;
- определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава;
- знаки первых 20 химических элементов;
- понимать и записывать химические формулы веществ;
- правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь:
- отличать химические реакции от физических явлений;
- использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- называть химические элементы;
- определять валентность важнейших элементов по формуле и составлять формулы бинарных соединений по валентности;
- определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- классифицировать химические реакции по типу;
- расставлять коэффициенты в уравнениях реакций;
- проводить расчеты по уравнению реакции;
- применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 2 «Кислород» - 5 часов
Учащиеся должны знать:
- условия горения и способы его прекращения; понятие «тепловой эффект химической реакции»;
- строение, свойства, способы получения и области применения кислорода;
- состав, свойства, способы получения оксидов;
- круговорот кислорода в природе;
- состав воздуха
Уметь:
- записывать уравнения реакции окисления;
- вести расчеты по термохимическим уравнениям;
- получать и собирать кислород методом вытеснения воздуха и воды;
- записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислорода;
- применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 3 «Водород» - 5 часов
Учащиеся должны знать:
- состав молекулы водорода;
- определение восстановителя;
- области применения водорода и способы получения его в лаборатории и промышл.
- определение понятия молярный объем, сущность закона Авогадро;
- определение понятия относительная плотность газов.
Уметь:
- получать водород в лабораторных условиях методом вытеснения воздуха; доказывать его наличие, проверять на чистоту.
- давать характеристику водорода как элемента и как простого вещества, описывать физические и химические свойства водорода, записывать уравнения реакций;
- применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
- вычислять относительную плотность газов;
- проводить расчеты на основе уравнений реакций, уметь вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции.
Тема 4 «Растворы. Вода» - 6 часов
Учащиеся должны знать:
- способы очистки воды;
- понятия «растворы», «растворитель», «дистиллированная вода»;
- меры по охране воды от загрязнений;
- определение растворимости, массовой доли растворенного вещества;
- количественный и качественный состав воды;
- химические и физические свойства воды;
- понятие об анализе и синтезе как методах определения состава вещества.
Уметь:
- объяснять процесс растворения с точки зрения атомно – молекулярного учения;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды;
- приготавливать раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества;
- решать задачи на определение массовой доли и массы растворенного вещества;
- применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 5 «Основные классы неорганических соединений» - 12 часов
Учащиеся должны знать:
- классификацию неорганических соединений;
- определение и классификацию оксидов, оснований, кислот и солей;
- понятие генетической связи
Уметь:
- классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества;
- доказывать химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей, записывать уравнения реакций;
- осуществлять схемы превращений, доказывающих генетическую связь между классами соединений;
- применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» - 8 часов.
Учащиеся должны знать:
- определение амфотерности оксида и гидроксида;
- основные признаки классификации химических элементов на примере естественных семейств щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов, инертных газов;
- определение периодического закона, периода, группы;
- строение атома, состав атома, определение изотопов;
- расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей;
- причину периодического изменения химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном слое;
- роль периодического закона для развития науки и техники;
- основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева.
Уметь:
- объяснять общие и отличительные признаки в свойствах элементов каждого семейства;
- объяснять изменения свойств элементов и их соединений, причину этого;
- описывать химический элемент с точки зрения строения атома;
- находить черты сходства и отличия у изотопов;
- записывать строение атомов элементов первых четырех периодов;
- записывать электронные и электронно – графические формулы для первых 20 элементов;
- давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в ПС и строению его атома;
- применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 7 «Строение вещества. Химическая связь» - 9 часов.
Учащиеся должны знать:
- определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной и ионной связи;
- механизм образования связи;
- определение кристаллической решетки, типы.
Уметь:
- определять ковалентную и ионную связи в различных веществах, записывать схемы образования связи;
- определять тип кристаллической решетки;
- применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 8 «Галогены» - 7 часов
Учащиеся должны знать:
- положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов; свойства хлора;
- свойства хлороводорода, соляной кислоты и хлоридов; понимать значение качественных реакций;
- положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.
Уметь:
- характеризовать галогены как химические элементы; обосновывать их свойства как типичных неметаллов;
- составлять уравнения характерных для хлора реакций;
- уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ - распознавать хлориды;
- составлять уравнения химических реакций (характерных для соляной кислоты реакций).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количества вещества, моль. Молярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.
Составление химических формул по валентности. Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические соединения количеством вещества 1 моль.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди. Реакция замещения меди железом.
Практические работы.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород (5 часов)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород. Закон Авогадро Молярный объем газов (4 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Водород – восстановитель. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (2).
Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)
Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (12 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. Применение. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений.
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (7 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение вещества. Химическая связь (8 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентной и ионной связью.
Тема 9. Галогены (6 ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Тема | Количество часов по рабочей программе | В том числе практических работ | В том числе контрольных работ |
1 | Тема № 1. Первоначальные химические понятия | 18 | 2 | 1 |
2 | Тема № 2. Кислород | 5 | 1 | - |
3 | Тема № 3. Водород. Закон Авогадро. | 5 | - | - |
4 | Тема № 4. Растворы. Вода | 6 | 1 | 1 |
5 | Тема № 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений | 12 | 1 | 1 |
6 | Тема № 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома | 8 | - | - |
7 | Тема № 7. Химическая связь. Строение веществ | 8 | - | 1 |
8 | Тема № 8. Галогены | 6 | - | 1 |
9. | Резервное время | 2 | ||
Итого | 70 | 5 | 5 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ур. п/п | Тема урока. Тип урока | Кол-во час. | Обязательные элементы содержания | Лабор. опыты, практ. работы и демонстрации | Типы задач, ЦОРы | Измерители (виды контроля) | Задание на дом. |
Тема 1 «Первоначальные химические понятия» 18 часов
| |||||||
1 | Предмет химии. Вещества и их свойства. УИНЗ | 1 | Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. | Л.о. «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами» | Презентации «Вещества и их свойства» «Т/б в кабинете химии» | Фронтальная беседа. | § 1, вопр. 1-5, (с. 13) Р.т. с. 8-9 |
2 | Практическая работа № 1 «Правила т/б при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием». УЗЗ | 1 | Лабораторное химическое оборудование и правила работы с ним. Т/б при работе в хим. кабинете (вводный и первичный инструктаж). | П.Р.№1 с.51-52 | Письменный отчет по ПР. | Р.т. с.10 №5-7 | |
3 | Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. КУ | 1 | Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание и другие. | Л.о. «Разделение смеси с помощью магнита» | Презентация «Способы очистки веществ» | Фронтальная беседа. | § 2, вопр. 6-9, (с. 13) Р.т. с 13 № 7-12 |
4 | Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли» УЗЗ | 1 | Текущий инструктаж по т/б при выполнении практической работы. Способы разделения смесей. | П.Р.№2 с.52 | Письменный отчет по ПР. | Р.т. с.13-14 № 13-15 | |
5 | Физические и химические явления. Химические реакции.. КУ | 1 | Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки и условия возникновения и течения химических реакций. | Л. о. «Примеры физических и химических явлений» Д. «Признаки хим. реакций» | П. «Признаки химических реакций», видеоопыты | Фронтальная беседа. | § 3, вопр. 10-13, (с. 13) |
6 | Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. КУ | 1 | Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества | Д. Образцы простых и сложных веществ. | Фронтальная письменная работа по заданиям. | § 4-5, вопр. 3-13, (с. 25) | |
7 | Химический элемент. Знаки химических элементов. УИНЗ | 1 | . Химический элемент. Знаки химических элементов. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента. | П. «Знаки химических элементов» | § 6-8 (выборочно) вопр. 14- 19 (с. 25) | ||
8 | Химические формулы Закон постоянства состава вещества. УИНЗ | 1 | Химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Относительная молекулярная масса сложного вещества. Качественный и количественный состав вещества. | Видеоопыт «Доказательство Закона постоянства состава» Вычисление Мr по формуле вещества. | Химический диктант. | § 9-10, вопр. 1-4 (с. 31) Р.т. с.23-24 №6,8, 10,11 | |
9 | Массовая доля химического элемента в соединении | 1 | Массовая доля химического элемента в соединении. Вывод формулы вещества по его элементному составу | Вычисление массовой доли элемента в хим. соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям эл-тов | Решение задач С. р. №1 «Хим. формулы» | Р.т. с.26 №3, с. 28 № 1, 2 | |
10 | Валентность химических элементов. УИНЗ | 1 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | Химический диктант. | § 11, 12 (до с. 34), вопр. 1-3 (с. 37) | ||
11 | Составление химических формул по валентности. КУ | 1 | Составление химических формул по валентности. | П. Составление формул по валентности. | Упражнения по теме «Валентность» | § 12, упр. 4-7 (с. 37), задачи 1,2 (с. 37) Р.т. с31 №4 | |
12 | Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. КУ | 1 | Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. | Л.о. «Признаки химических реакций». | Видеоопыт. | Фронтальный контроль (комбинированный). | § 13-14, вопр. 1-3 (с. 47) Р.т. с.37№16 (4,5) |
13 | Уравнения химических реакций. КУ | 1 | Химическое уравнение. Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций. | Фронтальная беседа | § 15 Р.т. с.35 №11,12,15 | ||
14 | Классификация химических реакций. УИНЗ | 1 | Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | Л.о. по теме «Разложение основного карбоната меди»; | Видеоопыт «Реакция замещения меди железом». | С.Р.№2 «Уравнения хим.реакций» | § 16, вопр. 5-7 (с. 47-48) Р/т с.37 №16 |
15 | Количества вещества, моль. Молярная масса. УИНЗ | 1 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Расчетные задачи по химическим формулам с применением величин: масса, количество вещества, молярная масса. | Решение расчетных задач по теме урока. | § 17 в. 7-10, зад.1,2 (с.48) Р/т с.40 №8 | |
16 | Вычисления по химическим уравнениям. КУ | 1 | Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. | Расчетные задачи различных типов | С. Р №3 «Молярная масса» | § 17, Индивидуаль- ные задачи Р/т с.45 №7,8 | |
17 | Обобщение по теме «Первоначальные химические понятия» УЗЗ | 1 | Вещества и их свойства. Физические и химические явления. Химические реакции. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Химическая формула. Химическое уравнение. Коэффициенты в уравнениях реакций. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. | Расчетные задачи различных типов | Семинарское занятие по теме. Работа по вариантам. | Повторить § 2-17 Р/т с.48 №12,13 | |
18 | Контрольная работа № 1 КЗ | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | К.Р. №1 по теме «Первоначальные химические понятия» |
Тема №2 «Кислород» 5 ч. | |||||||
19/1 | Кислород в природе, его получение. УИНЗ | 1 | Содержание кислорода в земной коре, гидросфере. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Газометр | Д. «Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды» | ЦОР Кислород. Видеоопыт. | § 18-20 , упр. 1-7 (с. 59-60), задачи 1-2 (с. 60) | |
20/2 | Свойства и применение кислорода. КУ | 1 | . Свойства и круговорот кислорода в природе, его значение.Состав молекулы кислорода. Окисление. Горение. Реакция окисления. Аллотропия. Оксиды (состав).. | Л.О. «Ознакомление с образцами оксидов» | Вычисления по химическим уравнениям | Фронтальная беседа. | § 18-20 |
21/3 | Практическая работа № 3 «Получение и свойства кислорода» УЗЗ | 1 | Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Газометр. Свойства кислорода. | П.Р.№3 с.70 | Письменный отчет по ПР. | § 20-21, решение задач по карточкам | |
22/4 | Воздух и его состав. КУ | 1 | Количественный состав воздуха. Защита атмосферы от загрязнений. | Д. «Определение состава воздуха» | Вычисления по химическим уравнениям ЦОР Воздух | Индивидуальная работа по карточкам. | § 22, упр. 5-7, (с. 69), |
23/5 | Тепловой эффект химических реакций. КУ | 1 | Выделение и поглощение теплоты. Тепловой эффект. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. | Расчеты по термохимическим уравнениям | С. р. по теме «Кислород». | § 23, 24 упр. 11-13, (с. 69) задачи 1, 2 р/т с.70 №8,10 | |
Тема №3 Водород. Закон Авогадро. 5 часов | |||||||
24/1 | Водород. Нахождение в природе, получение. УИНЗ | 1 | Правила техники безопасности при работе с газами. Способы собирания газов. получение водорода в аппарате Киппа; проверка водорода на чистоту; горение водорода; | Л.о. «Получение водорода и изучение его свойств». Видеоопыты. | ЦОР Водород: применение, получение, свойства. | Фронтальная беседа. | §25, 26 упр.1-5 (с.76) |
25/2 | Свойства и применение водорода. | 1 | Свойства и применение водорода. Реакции окисления и восстановления. | Л.о. «Взаимодействие водорода с оксидом меди 2». | Расчеты по термохимическим уравнениям | §27, упр.8,9 (с.77) р/т с.73 №5, с.74 №7 | |
26/3 | Закон Авогадро. КУ | 1 | Молярный объем газа. Закон Авогадро. Вычисление объемов газов. | Вычисления объема по химическим уравнениям | §44, упр. 1,2 зад. 1,2 с.156 р/т с.74 №10 | ||
27/4 | Объемные отношения газов при химических реакциях. КУ | 1 | Объемные отношения газов при химических реакциях. | Индивидуальная работа по карточкам. | §45 зад. 3,4 с.156 р/т с.74 №11 | ||
28/5 | Решение расчетных задач УЗЗ | 1 | Вычисление объемов газов. Объемные отношения газов при химических реакциях | Вычисления объема по химическим уравнениям | Самостоятельная работа | ||
Тема №4 «Растворы. Вода» 6 ч. | |||||||
29/1 | Вода – растворитель. УИНЗ | 1 | Растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость. Растворение – физико-химический процесс. Методы определения состава воды – анализ и синтез | Демонстрация: анализ воды; синтез воды. Видеоопыты. | ЦОР Вода. | §28, упр.1-3 (с. 81) задачи 1,2. | |
30/2 | Массовая доля растворенного вещества. УИНЗ | 1 | Доля и концентрация вещества в растворе. Массовая доля растворенного вещества | Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации. | Индивидуальная работа по карточкам. | §28, (с. 81) задача 3. р/т с.80-81 №9,12 | |
31/3 | Свойства воды. Значение и охрана воды. КУ | 1 | Взаимодействие воды с металлами, неметаллами, оксидами. Гидроксильная группа. Основания. Основные и кислотные оксиды. Вода в природе и способы ее очистки. Экологические проблемы, связанные с очисткой воды. Круговорот воды в природе. | Л.о. по теме «Химические свойства воды» | Вычисление массовой доли вещества в растворе. ЦОР Вода в природе. | Фронтальная беседа. | §29 упр.1-5 (с.87) р/т с.87-88 №9,11,13 с. 82 №4 |
32/4 | Практическая работа №4 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества» УЗЗ | 1 | Приготовление растворов. Способы выражения состава раствора. | П.Р. №4 с.88 | Вычисление массовой доли вещества в растворе. | ||
33/5 | Обобщение по теме «Растворы. Вода». УЗЗ | 1 | Растворитель. Раствор. Растворимость. Взаимодействие воды с металлами, неметаллами, оксидами. | Решение задач с применением понятия о массовой доле и концентрации веществ. | С.р. по вариантам. | §25-29 р/т с.89-91 тест | |
34/6 | Контрольная работа №2 КЗ | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | К.Р№2 по темам «Кислород. Водород. Растворы. Вода». | |||
Тема №5 «Основные классы неорганических соединений» 12 часов | |||||||
35/1 | Оксиды. УИНЗ | 1 | Оксиды. Классификация: основные, кислотные, амфотерные оксиды. Номенклатура. Получение. | Д. Получение оксида магния, оксида меди(2) | Вычисления по химическим уравнениям. ЦОР Оксиды. | § 30, упр. 1-7, задача 1-2 (с. 92-93) | |
36/2 | Свойства оксидов. УИНЗ | Свойства оксидов. Применение. | Л.о. «Взаимодействие оксида кальция с водой» | ЦОР Оксиды. | |||
37/3 | Основания. УИНЗ | 1 | Основание. Классификация: растворимые и нерастворимые основания. Номенклатура. Основные свойства. Получение | Л.о. «Действие оснований на индикаторы» Д. «Взаимодействие с солями. Разложение нерастворимых оснований» | Решение цепочек превращений. ЦОР. Основания | Индивидуальная работа по карточкам. | § 31, упр. 1-9, задача 1-2 (с. 99) |
38/4 | Реакция нейтрализации. КУ | 1 | Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. | Л.о. «Взаимодействие оснований с кислотами» | Вычисления по химическим уравнениям | § 30-31, задачи 3-4 (с. 99) | |
39/5 | Кислоты.. КУ | 1 | Кислоты. Классификация: по основности, по наличию кислорода. Номенклатура. Получение | Д. Образцы органических и неорганических кислот Л.о. «Действие оснований на индикаторы» | Решение цепочек превращений. ЦОР Кислоты. | Индивидуальная работа по карточкам. | § 32, упр. 5-9, задачи 1-2 (с. 104-105) |
40/6 | Свойства кислот. КУ | Физические и химические свойства кислот. | Л.о. «Вз-ие кислот с МЕ, солями слабых к-т, нерастворимыми основниями» | ЦОР Кислоты. | Тест «Основания, оксиды» | ||
41/7 | Соли. КУ | 1 | Соли. Классификация: средние, кислые соли. Номенклатура. Способы получения солей. | Д. Получение солей. | Решение цепочек превращений. ЦОР Соли. | Тест «Кислоты» | § 33, упр. 5-10, задачи 1-2 (с. 112) |
42/8 | Химические свойства солей. КУ | 1 | Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. | Л. о. «Вз-ие солей с металлами, солями» | Вычисления по химическим уравнениям. ЦОР Соли. | Индивидуальная работа по карточкам. | § 32-33, задачи 3-4 (с. 112) |
43/9 | Генетическая связь между классами неорганических соединений. УИНЗ | 1 | Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между классами соединений. | Вычисления по химическим уравнениям. Решение цепочек превращений | С.р. по теме «Генетическая связь» | §32 -33 | |
44/10 | Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»» УЗЗ | 1 | Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Химические свойства основных классов неорганических соединений. | П.р. №5 с.114 | |||
45/11 | Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» УЗЗ | 1 | Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между классами соединений. | Решение разноуровневых задач по уравнениям химических реакций. | С.р. по теме «Основные классы веществ» | §30 -33 | |
46/12 | Контрольная работа №3 КЗ | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | К.Р. №3 «Основные классы неорганических соединений»
| |||
Тема №6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» 8 часов | |||||||
47/1 | Классификация химических элементов. УИНЗ | 1 | Классификация элементов на металлы и неметаллы. Свойства амфотерных соединений. | Л. о. «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей» | § 34,упр.1-3 (с.122), р/т с117 №6,7 | ||
48/2 | Периодический закон Д.И.Менделеева. УИНЗ | 1 | Периодический закон. Группа щелочных металлов и галогенов. | ЦОР «Периодический закон и система элементов» | Решение тестовых заданий | § 34 § 35, упр. 4-5, (с. 122), решение задач | |
48/3 | Периодическая таблица химических элементов. УИНЗ | 1 | Физический смысл номера группы и периода. Виды таблиц. Современная формулировка периодического закона. | ЦОР «Периодический закон и система элементов» | Фронтальная беседа по вопросам. | § 36, упр.1-2, (с. 125), р/т с120 №6,7,8 | |
49/4 | Строение атома. Изотопы. УИНЗ | 1 | Состав атомных ядер. Размер атома. Нейтрон, протон, электрон. Изотопы. Химический элемент – вид атома с одинаковым зарядом ядра. | ЦОР «Строение атома» Составление электронных формул химических элементов | Фронтальная беседа по вопросам. | §37 до с. 132, упр- 1-5 (с. 138) р/т с122 №10-14 | |
50/5 | Строение электронных оболочек атомов. КУ | 1 | Орбитали. Электронная плотность. Энергетический уровень, s,p,d -подуровни . Электронная формула атома элемента. | Индивидуальная работа по карточкам | § 37, р/т с.123 №18-22 | ||
52/6 | Значение периодического закона. КУ | 1 | Значение периодического закона. | Индивидуальная работа по карточкам | § 38, упр. 6-7 р/т с.125-126 | ||
53/7 | Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Л | 1 | Менделеев – ученый и гражданин | Видеофильм «Жизнь и деятельность Менделеева» | Фронтальная беседа. | § 39 доклад | |
54/8 | Обобщение по теме «Периодический закон. Строение атома» | 1 | Нейтрон, протон, электрон. Изотопы. Орбиталь. Энергетический уровень. Периодическое изменение св-в химических эл-тов в периодах и главных подгруппах. | Тест по теме «ПЗ и ПСХЭ» | |||
Тема №7 «Строение вещества. Химическая связь» 8 ч. | |||||||
55/1 | Электроотрицательность химических элементов. УИНЗ | 1 | Электроотрицательность, валентность | § 40 | |||
56/2 | Основные виды химической связи: ковалентная. УИНЗ | 1 | Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная | Решение разноуровневых задач ЦОР Химическая связь. | § 41 с.141-144 упр. 4,5,6 р/т с.128 №7 | ||
57/3 | Основные виды химической связи: ионная. УЗЗ | 1 | Ионы, катионы, анионы, ионная связь. | Л. о. «Сопоставление физико-хим. свойств соединений с ковалентными и ионными связями» | ЦОР Химическая связь. | Индивидуальная работа по карточкам | § 41 с.144-145 р/т с.128 №15,16 |
58/4 | Кристаллические решетки. КУ | 1 | Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов крист. решеток. | Д. Модели кристаллических решеток ионных и ковалентных соединений | Решение разноуровневых задач . | С.р. по теме «Ионная и ковалентная связь» | § 42 с.141-144 р/т с.131 №4 |
59/5 | Степень окисления. КУ | 1 | Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов | Фронтальная беседа. | § 43 с.152 упр.5,6 р/т с.133 №2,3 | ||
60/6 | Окислительно-восстановительные реакции. УИНЗ | 1 | ОВР, окисление, восстановление, окислители, восстановители. | Л.о. «Взаимодействие цинка с соляной кислотой» | Фронтальная беседа | § 43 с.152 упр.7,8 | |
61/7 | Обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь»УЗЗ | 1 | Обобщение знаний и умений по теме. | Семинар по теме. | § 40-43 р/т с.136-139 тест | ||
62/8 | Проверочная работа КЗ | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | Тестирование по темам «Периодический закон. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь» | |||
Тема №8 «Галогены» 6 часов | |||||||
63/1 | Галогены. Хлор. УИНЗ | 1 | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора, получение, применение. Сравнительная характеристика галогенов. | Д. «Получение и свойства хлора»; л. о. «Вытеснение галогенов из растворов их соединений». | § 46, 47 упр. 1-3(с.166) Задача 1 р/т с.143 №2,3 | ||
64/2 | Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. КУ | 1 | Физические и химические свойства соляной кислоты и ее солей. Получение соляной к-ты в лаборатории, качественная реакция на хлориды. Применение хлоридов. | Д. «Получение соляной кислоты и изучение ее св-в» Л.о. «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и йода». | Решение задач, цепочек превращений. | Фронтальная беседа | § 48, 49 упр. 3-4(с.169) Задачи 2,4 р/т с.145 №6,7 |
65/3 | Практическая работа №6. Свойства соляной кислоты. | 1 | Свойства соляной к-ты и ее солей, качественная реакция на хлориды | Письменный отчет по ПР | |||
66/4 | Обобщение, систематизация знаний по теме «Галогены» УЗЗ | 1 | Строение атомов галогенов. Химические свойства, получение хлора и соляной кислоты. | Решение разноуровневых задач, цепочек превращений. | Индивидуальная работа по карточкам | § 50 упр. 1-4(с.172) Задачи в тетради | |
67/5 | Контрольная работа №4 КЗ | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | К.Р. №4 по теме «Галогены. Строение вещества» | |||
68/6 | Обобщение, систематизация знаний, умений и навыков по курсу химии 8 класса. КУ | 1 | Составление электронных формул, решение задач по уравнениям химических реакций, решение цепочек превращений | Решение разноуровневых задач, цепочек превращений. | Повторить по записям в тетради | ||
69-70 | РЕЗЕРВ | 2 |
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
( текущий, рубежный, итоговый ) осуществляется следующими образом
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
- Текущий контроль (письменные контрольные работы) по темам «Первоначальные химические понятия»; «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода»; «Основные классы неорганических соединений»; «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь»; «Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены».
- Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Контрольная работа №1
по теме «Первоначальные химические понятия»
Задания
- Определить валентность химических соединений по формулам.
- Написать формулы соединений, используя таблицу элементов.
- Расставить коэффициенты в уравнениях реакций, определить тип реакции.
- Написать уравнения реакций между веществами.
- Решить задачи (оц.3 – 1; оц.4 – 2; оц. 5 – 3)
вариант | № задания | Данные к словарному заданию |
1 | 1 | NH3, FeCl3, Cr2O3, HCl, Al2O3, PCl5, K2S |
2 | а)азота(5) с кислородом; б) кальция с хлором; в) калия с серой (2) г) фосфора (3) с водородом | |
3 | a) Cu+O2=CuO b) Mg+HCl=MgCl2+H2 в) Al(OH)3=Al2O3+H2O г) Na+S=Na2S д) CH4+O2=CO2+H2O | |
4 | Серой (2) и алюминием | |
5 | 1.Какое количество вещества оксида серы (4) соответствует его массе 6,4 г. 2.Какое число молекул оксида серы (4) соответствует его массе 12,8 г. 3.Какая масса Na2S получится при реакции 23 г натрия с серой? | |
2 | 1 | SO3, CH4, P2O5, As2O5, CrO3, Mn2O7, H3P |
2 | а) алюминия с кислородом; б) азота (3) с водородом; в) магния с кислородом; г) натрия с серой | |
3 | a) Fe(OH)3=Fe2O3+H2O b)Na+Cl2=NaCl в) H2+Cl2=HCl г)Zn+HCl=ZnCl2+H2 д) NO+O2=NO2 | |
4 | Калием и серой | |
5 | 1.Найти массу оксида углерода (4), соответствующую 2 моль. 2.Какова масса серы, необходимой для получения 17 г сероводорода по уравнению H2+S=H2S? 3. Какой объем кислорода необходим для получения 40 г оксида магния MgO? |
Дополнительное задание
По формуле оксида кальция СаО произведите следующие расчеты:
- найдите относительную молекулярную массу;
- вычислите массовую долю кислорода в этом веществе;
- определите количество вещества и число атомов кальция в 7г оксида кальция.
Контрольная работа № 2 по темам
«Кислород», «Водород», «Растворы. Вода»
Вариант 1
- Напишите уравнения реакций между кислородом и следующими веществами:
а) литием; б) углеродом; в) водородом; г) ацетиленом, формула которого С2Н2.
Отметьте экзо- и эндотермические реакции и где применяются соответствующие процессы. Под формулами веществ укажите названия продуктов реакций.
- Напишите формулы следующих веществ: серной кислоты, нитрата кальция, оксида азота (4), оксида углерода (2), азотной кислоты, сульфата калия, фосфата кальция, оксида алюминия, хлорида меди (2). Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) солей.
- Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, определить тип реакции: а) HCl+Mg=?+H2 б) CuO+H2=?+? в) Ca+O2=? г) H2O=?+?
Под формулами образовавшихся сложных веществ подпишите названия.
- Решите одну из задач: а) какой объем (н.у.) занимают 2 моль водорода?б) сколько молекул (н.у.) содержатся в 44,8 л водорода?в) какова масса 11,2 л кислорода? г) определите массу сахара, который нужно растворить в 1 л воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.
Вариант 2
1. Напишите уравнения реакций между водородом и следующими веществами:
а) кислородом; б) оксидом железа (3); в) натрием; г) азотом, если в образовавшемся веществе азот трехвалентен; д) оксидом никеля(2).
Определите тип реакции, укажите названия продуктов реакций. Где применяются эти процессы?
- Напишите формулы следующих веществ: азотной кислоты, сульфата алюминия, оксида серы (4), сернистой кислоты, оксида железа (2), нитрата меди, оксида фосфора (5), фосфата натрия, карбоната калия. Выпишите отдельно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) солей.
3. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, определить тип реакции: а) HCl+K=?+? б) Na+O2=? в) ZnO+H2=?+? г) Na+H2O=?+?
Под формулами образовавшихся сложных веществ подпишите названия.
4. Решите одну из задач:
а) какой объем (н.у.) занимает 0,5 моль кислорода?
б) сколько молекул (н.у.) содержится в 11,2 л кислорода?
в) какова масса 44,8 л водорода?
г) В 200 мл воды растворили 40 г соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
Контрольная работа № 3 по теме
«Основные классы неорганических соединений»
Текстовые задания:
- С какими из перечисленных веществ будет реагировать указанное соединение? Запишите уравнения возможных реакций. Укажите тип реакции и названия сложных веществ.
- Закончить уравнения реакций, указав их тип. Подпишите названия оксидов, кислот, солей и оснований.
- Решите схему превращений. Укажите тип реакции, названия веществ и условия протекания процесса.
- Решите одну из задач (дифференцированное задание).
Задача «а» - оценка 4; Задача «б»- оценка 5.
вариант | № задания | Задание |
1 | 1 | Гидроксид натрия: оксид кремния, оксид бария, соляная кислота, серная кислота, оксид фосфора(5). |
2 | a) Mg+H3PO4; б) HNO3+Fe2O3; в) NaOH+H2SO4; д) CaO+SO2 | |
3 | MgMgOMg(OH)2Mg(NO3)2 | |
4 | а) Определите массу соли, которая получится при взаимодействии 8 г оксида меди с соляной кислотой. б) К 80 г раствора с массовой долей соли 10 % добавили 40 мл воды. Определите массовую долю соли в разбавленном растворе. | |
2 | 1 | Соляная кислота: оксид железа (3), оксид серы (6), золото, цинк, гидроксид калия. |
2 | a) Zn+HCl; б) CaO+HNO2; в) KOH+H3PO4; г) CO2+NaOH | |
3 | SSO2SO3H2SO4Na2SO4 | |
4 | а) определите массу натрия, который должен прореагировать с водой для получения 11,2 л водорода. б) определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%. |
Контрольная работа № 4 по темам
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и «Строение вещества. Химическая связь»
Текстовые задания:
- Охарактеризуйте элемент, исходя из его положения в периодической системе и строения атома (согласно плана в справочных тетрадях).
- Обозначьте степени окисления элементов в следующих соединениях.
- Определите вид химической связи в соединениях, напишите схему ее образования. Назовите тип кристаллической решетки.
- Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
- Решите задачу.
вариант | № задания | Задание |
1 | 1 | Алюминий |
2 | Оксид железа (3), серная кислота, гидроксид бария, сульфат меди. | |
3 | Кислород, сероводород, хлорид цинка. | |
4 | a) Al+SAl2S3 b) NH3+O2NO+H2O | |
Три элемента А, Б и В находятся в одном периоде. В атоме элемента А количество электронных оболочек в два раза меньше, чем число электронов на внешнем уровне его атома. Элемент Б – самый распространенный в природе, образует с элементом А газообразное соединение АБ2. Элемент В образует щелочь, а в соединении с А и Б – соль состава В2АБ. Назовите все элементы и формулы оксида и соли. | ||
2 | 1 | Хлор |
2 | Оксид меди, азотная кислота. гидроксид натрия, фосфат цинка | |
3 | Азот, фосфин, бромид железа (3) | |
4 | a) Fe+Cl2FeCl3 b) NH3+O2N2+H2O | |
5 | Металлы А и Б принадлежат одному и тому же периоду и одной и той же группе. Металл А активно взаимодействует с водой, а металл Б не вытесняет водород из кислот. Элемент А образует только один оксид, а элемент Б – два, в одном из которых его валентность численно больше, чем номер группы, и содержит 20% кислорода. Назовите эти элементы. Напишите формулы оксидов. |
Контрольная работа № 5 по темам «Строение вещества», «Галогены»
Задания
- Определите тип химической связи в соединениях NaCl, O2, H2, SO3, CuCl2, HBr, NO
- Определите степень окисления фосфора в соединениях : Р2O5, H3РO4, РH3 .
- Осуществите превращения:
1 вариант - Br2→ HBr → KBr
2 вариант - Cl2→ HCl→ NaCl
- Закончите уравнения реакций между:
вариант 1 - а) H2+Cl2; b) CuO+HCl; в) KBr+Cl2.
вариант 2 - a) H2+Br2; b) MgO+HCl; в) NaOH+Cl2NaClO+NaCl+?
5. вариант 1:
«Какой объем хлора вступил в реакцию с водородом, если в результате образовалось 4 м3 хлороводорода?»
вариант 2:
«Сколько литров хлора вступит в реакцию с 5 л водорода и сколько литров хлороводорода при этом образуется?»
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Основная литература
- Стандарт основного общего образования по химии.
- Примерная программа основного общего образования по химии.
- Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – Волгоград: издательство «Учитель», 2008.
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
- Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
- Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
- Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.
2. Дополнительная литература
- Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М.Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.
- Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
- Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...