Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Старцева  Светлана Васильевна

Учебник Новошинских, органика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_10_kl_organika.docx77.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каширская средняя общеобразовательная школа

 Согласовано.  Зам. директора                                                                                                                                   Утверждаю. Директор школы                               по научно-методической работе                                                                                                                              ___________ Е.С. Гребенникова

________________ Черкасов А.В.

« ____»_________20___г                                                                                                                                                            « ____»_________20___г              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ   ___ класс.

УЧИТЕЛЬ:  Старцева Светлана Васильевна

20___ - 20___ учебный год.

       

                                                                                                                           

Количество часов.    Всего :  34 часов;    в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков  3  часа, практические работы 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах Новошинского И.И., Новошинской Н.С. (2004 г)

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

В основу построения курса химии 10 класса положена классификация органических соединений по функциональным группам: вначале рассматриваются углеводороды разных типов, включая ароматические, затем — функциональные и полифункциональные производные углеводородов. При отборе фактического материала в первую очередь учитывалась практическая значимость органических веществ, получивших применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Особое внимание уделено генетической связи не только между органическими соединениями разных классов, но и между всеми веществами в природе — органическими и неорганическими. Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации  при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала, представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение; дифференциация  решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии с собственной траекторией развития.

Согласно действующему Базисному учебному плану химия  базового уровня в 10  классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю.  

В учебный процесс включены 2 практических, 9 лабораторных опытов  и 2 контрольных работы (10 класс). В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

                                                                СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Органическая химия

10 класс

ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ (2 ч)

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Демонстрации

1. Образцы органических веществ, изделия из них.

2. Модели молекул бутана и изобутана

I. УГЛЕВОДОРОДЫ (10ч)

Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.

Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.

Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.

Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.

Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

Генетическая взаимосвязь углеводородов.

Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Демонстрации

1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)

2. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

3. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.

4. Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.

5. Взрыв смеси метана с воздухом.

6. Отношение метана к бромной воде.

7.Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

10. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

11.Образцы изделий из полиэтилена.

12. Модели молекулы бензола.

13. Отношение бензола к бромной воде.

14. Горение бензола.

15. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

Лабораторный опыт 1

Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ (12 ч)

Понятие  функцональной  группы

Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, номенклатура.  Физические и химические свойств а спиртов (на примере метанола и этанола): взаимодействие с активными металлами, кислотам. Качественная реакция на спирты. Получение и, галогеноводородами,внутримолекулярная дегидратация. Горение спиртов. Получение этанола гидратацией этилена и путем спиртового брожения глбкозы. Применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование.  Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Физические и химические свойства (взаимодействие с водой и кислотами, горение аминов). Получение и применение аминов.

Альдегиды. Состав, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами.Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.

Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

Демонстрации

1. Растворимость спиртов в воде.

2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием.

3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

4. Качественная реакция на фенол.

5. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).

6. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».

7. Образцы различных карбоновых кислот.

8. Отношение карбоновых кислот к воде.

9. Свойства жиров: растворимость, отношение жидких жиров к бромной воде.

10. Свойства мыла. Сравнение свойств мыла и СМС.

Лабораторный опыт 2

Окисление спиртов оксидом меди(II).

Лабораторный опыт 3

Свойства глицерина.

Лабораторный опыт 4   Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

III. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Углеводы (4 ч)

Моносахариды

Глюкоза. Нахождение в природе.Альдегидная форма строения молекулы. Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение.

Дисахариды

Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

Полисахариды

Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Биологическая роль крахмала и целлюлозы.

Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна, их строение, свойства, практическое использование.

Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков**. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.

Демонстрации

1. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.

3. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.

4. Взаимодействие крахмала с иодом.

5. Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них.

6. Образцы аминокислот.

7. Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

8. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.

9. Качественные реакции на белки.

Практическая работа 1

Волокна и полимеры.

Практическая работа 2

Решение экспериментальных задач.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

IV. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (1 ч)

Ферменты — биологические катализаторы. Каталитическое действие ферментов в сравнении с небиологическими катализаторами. Применение и биологическое значение ферментов.**

Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С (аскорбиновая кислота). Получение и применение витаминов, их биологическая роль.

Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.

Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление привыкания микроорганизмов к тому или иному препарату.

Демонстрации

1. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.

2. Образцы лекарственных препаратов.

                                                                                              УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

Контрольные работы

10 класс. Органическая химия

34

10 ЛО, 2 ПР

3 КР

Введение в органическую химию

2

Углеводороды

10

++

+

Спирты. Фенолы. Амины.

5

++

Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные.

7

+

+

Углеводы.

5

+

Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии.

4

+

+

Биологически активные вещества.

1

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, валентность, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи,  строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: общие химические свойства  основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОРГАНИЧЕСКОЙ  ХИМИИ В 10 КЛАССЕ.

п/п

Тема урока.

Основное содержание темы по стандарту и программе

Демонстрации

Лабораторные и практические работы

Д/з

1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ ( ч)

1.

Предмет органической химии. Особенности органических соединений и  реакций.

Типы химических связей в молекулах органических соединений. Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.

Образцы органических веществ, изделия из них.

 

вводный инструктаж по ТБ

§1

2.

  Теория строения органических соединений.

Теория строения органических соединений. Изомерия. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.

Модели молекул бутана и изобутана.

§2

2. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (2 ч)

3.

Алканы.

Гомологический ряд, гомологи. Классификация и номенклатура алканов.

Структурная изомерия. Электронное и пространственное строение молекулы метана.

Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

§4 стр. 19-21, 22-24

4.

Свойства и применение алканов.

 Химические свойства алканов. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана

Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.

 Взрыв смеси метана с воздухом.

 Отношение метана к бромной воде.

§6

3. НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ ( 8ч)

5.

Алкены.

Классификация и номенклатура. Гомологический ряд. Структурная изомерия. Типы химических связей. Алгоритм составления названия алкена.

 Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

§7

6.

Получение, свойства и применение алкенов.

Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов

Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

§8

7.

Алкадиены. Натуральный и синтетический каучуки.

Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

ЛО № 1

Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

§9

8.

Алкины.

Классификация и номенклатура. Гомологический ряд. Структурная изомерия.

Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение

Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

§10 с. 54-59

9.

Арены. Бензол.

Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность

Химические свойства: реакции замещения (галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

Модели молекулы бензола.

Отношение бензола к бромной воде. Горение бензола.

§12 с. 63-68

10.

Природные источники углеводородов.

Нефть и природный газ. . Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

§14

11.

 Обобщение знаний по разделу «Углеводороды» .

Генетическая связь углеводородов.

§ 13

12.

Контрольная работа №1.

5. СПИРТЫ. ФЕНОЛЫ. АМИНЫ (7 ч)

13.

Предельные одноатомные спирты.

Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты.

Растворимость спиртов в воде.

Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием.

ЛО №2

Окисление

спиртов

оксидом меди (II).

§15

§16

14.

Получение и применение  спиртов.

Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

§17

15.

Многоатомные спирты.

Состав и строение этиленгликоля и глицерина. Особенности хим. свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

ЛО №3

Свойства глицерина.

§18

16.

Фенолы.

Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование.  Токсичность фенола и его производных. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Качественная реакция на фенол.

§19

17.

Амины.

Состав, номенклатура.  Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.

§20

6. АЛЬДЕГИДЫ. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ (7 ч)

18.

Альдегиды.

Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).

§21

§22

19.

Карбоновые кислоты.

Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия,

 физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами.

Особенности строения и свойств муравьиной кислоты.

Образцы различных карбоновых кислот.

Отношение карбоновых кислот к воде.

ЛО №4.

Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.

§23

20.

Получение и применение карбоновых кислот.

Отдельные представители карбоновых кислот. Получение и применение карбоновых кислот.

§24

21.

Сложные эфиры карбоновых кислот.

Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

§25

22.

Жиры.

Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Свойства жиров: растворимость, отношение жидких жиров к бромной воде.

§26

23.

Мыла и синтетические моющие средства.

Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств

§27

24.

Контрольная работа  №2.

7. УГЛЕВОДЫ (5 ч)

25.

Моносахариды. Глюкоза.

Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Биологическая роль и применение.

Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы.

Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

 Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.

§28

26.

Дисахариды. Сахароза.

Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.

Гидролиз сахарозы.

§29

27.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры.

Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.

Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.

Взаимодействие крахмала с иодом.

§30

28.

Искусственные и синтетические волокна.

Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.

Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них.

§31

29.

ПР № 1. Волокна и полимеры.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Проведение химических реакций при нагревании.

Качественный и количественный анализ веществ.

8. АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (4 ч)

30.

Аминокислоты.

Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение ά-аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Образцы аминокислот.

Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

§32

31.

Белки.

Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.

Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.

Качественные реакции на белки.

.

§33

32.

ПР № 2. Решение экспериментальных задач.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Проведение химических реакций при нагревании.

Качественный и количественный анализ веществ.

33.

Контрольная  работа №3.

9. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (1 ч)

34.

Ферменты. Витамины.

.

Ферменты — биологические катализаторы. Применение и биологическое значение ферментов.

Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие.

Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.

Образцы лекарственных препаратов.

§34

Гормоны. Лекарственные препараты

Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.

Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление привыкания микроорганизмов к тому или иному препарату.

§35

*  Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом

                                                     

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (Базовый уровень). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007.- 176 с.
  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (Базый уровень) – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007.- 176 с.

Методические пособия и дополнительная литература:

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по органической химии. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии (к учебнику «Химия.  Базовый уровень 10 класс»). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
  3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по органической химии. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
  4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (к учебнику 10 кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2008
  5. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (к учебнику 11 кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2008
  6. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов (к учебнику 10 кл). – «Советская Кубань», 2005
  7. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов (к учебнику 11кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
  8. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия: пособие для старшеклассников и абитуриентов/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.–М.: ОНИКС 21 век Мир и образование, 2004.–159с.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Химия»

  1. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://window.edu.ru/   Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал

Вариант 1

  1. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C4H10

Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.

  1. Назовите вещества

  1. Осуществите превращения.

СН4 → С2Н2 → СН2═СНCl → поливинилхлорид, ПВХ

  1. Вычислите  массу этилового спирта, который можно получить из 44,8 л элтилена.

Вариант  5

  1. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C4H6

Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.

  1. Назовите вещества

  1. Осуществите превращения.

C4H10 →С2Н6 → С2Н4 → С2Н2 → СО2

  1. Вычислите  массу бензола, который можно получить из 33,6 л ацетилена.

Вариант 2

  1. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C5H10

Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.

  1. Назовите вещества

  1. Осуществите превращения.

C4H10 →С2Н6 → С2Н4 → С2Н5OH

  1. Вычислите  массу этилена, который можно получить из 92г этилового спирта.

Вариант 6

  1. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C5H10

Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.

  1. Назовите вещества

  1. Осуществите превращения.

С2Н6 → С2Н4 → С2Н5OH → СН2═СНСН═СН2→ бутадиеновый каучук.

  1. Вычислите  объем ацетилена, необходимый для  получения  7,8 г бензола.

Итоговая контрольная работа 11 класс вариант 1

1. Состав алканов отражает общая формула . . .

а) CnH2n     б) CnH2n+2     в) CnH2n-2     г) CnH2n-6    

2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:

а) CH3⁻OH  б) CH3 ‾NH2

3. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C5H12

Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.

4. Закончите уравнения реакций:

а) CH2 = CH2 + Cl2(р-р) →…      б) CH2 = CH2 + O2 →…    в) CH2 = CH2 + H2O →…

5. Общая формула спиртов:

а) R−OH  б) R−COOH  в) R−NH2   г) COOH−R−NH2  

6. Осуществите превращения:

метан→ацетилен→бензол→бромбензол

  1. Вычислите  массу этилена, который можно получить из 92г этилового спирта.

Итоговая контрольная работа 11 класс вариант 2

1. Состав алкенов отражает общая формула . . .

а) CnH2n     б) CnH2n+2     в) CnH2n-2     г) CnH2n-6    

2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:

а) СHCH  б) C2H5OH  

3. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C5H10

Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.

4. Закончите уравнения реакций:

а) CH2 = CH2 + Br2(р-р) →…    б)  CH ≡ CH + O2 →…     в) CH ≡ CH+ H2O →…

5. Общая формула аминов:

а) R−OH  б) R−COOH  в) R−NH2   г) COOH−R−NH2  

6. Осуществите превращения:

этилен→этанол→уксусный альдегид→уксусная кислота

7. Вычислите  объем  этилена, который можно получить из 4,6г этилового спирта.

Итоговая контрольная работа 11 класс вариант  3

1. Состав алкинов отражает общая формула . . .

а) CnH2n     б) CnH2n+2     в) CnH2n-2     г) CnH2n-6    

2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:

а) CH3COOH  б) С6Н6

3. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C4H8

Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.

4. Закончите уравнения реакций:

а) CH2 = CH2 + Н2О →…     б)  CH3─OH + O2 → …     г) CH ≡ CH+ HCl→…

5. Общая формула карбоновых кислот:

а) R−OH  б) R−COOH  в) R−NH2   г) COOH−R−NH2  

6. Осуществите превращения:

метан→ацетилен→этилен→полиэтилен

7. Вычислите  объем ацетилена, необходимый для  получения  7,8 г бензола.

Итоговая контрольная работа 11 класс вариант  4

1. Состав ароматических углеводородов отражает общая формула . . .

а) CnH2n     б) CnH2n+2     в) CnH2n-2     г) CnH2n-6    

2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:

а) HCOOH  б) С2Н2

3. Составьте структурную формулу углеводорода состава  C3H8

Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.

4. Закончите уравнения реакций:

а) CH2 = CH2 + Н2 →…    б)  CH4 + O2 →…   в) CH3COOH  + Mg →…

5. Общая формула аминокислот:

а) R−OH  б) R−COOH  в) R−NH2   г) COOH−R−NH2  

6. Осуществите превращения:

глюкоза→этанол→этилен→полиэтилен

7. Вычислите  массу этилового спирта, который можно получить из 44,8 л элтилена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...