Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каширская средняя общеобразовательная школа
Согласовано. Зам. директора Утверждаю. Директор школы по научно-методической работе ___________ Е.С. Гребенникова
________________ Черкасов А.В.
« ____»_________20___г « ____»_________20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ ___ класс.
УЧИТЕЛЬ: Старцева Светлана Васильевна
20___ - 20___ учебный год.
Количество часов. Всего : 34 часов; в неделю 1 час
Плановых контрольных уроков 3 часа, практические работы 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах Новошинского И.И., Новошинской Н.С. (2004 г)
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
В основу построения курса химии 10 класса положена классификация органических соединений по функциональным группам: вначале рассматриваются углеводороды разных типов, включая ароматические, затем — функциональные и полифункциональные производные углеводородов. При отборе фактического материала в первую очередь учитывалась практическая значимость органических веществ, получивших применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Особое внимание уделено генетической связи не только между органическими соединениями разных классов, но и между всеми веществами в природе — органическими и неорганическими. Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала, представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии с собственной траекторией развития.
Согласно действующему Базисному учебному плану химия базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю.
В учебный процесс включены 2 практических, 9 лабораторных опытов и 2 контрольных работы (10 класс). В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Органическая химия
10 класс
ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ (2 ч)
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.
Демонстрации
1. Образцы органических веществ, изделия из них.
2. Модели молекул бутана и изобутана
I. УГЛЕВОДОРОДЫ (10ч)
Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.
Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.
Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.
Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.
Генетическая взаимосвязь углеводородов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Демонстрации
1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)
2. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.
3. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.
4. Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.
5. Взрыв смеси метана с воздухом.
6. Отношение метана к бромной воде.
7.Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».
8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
10. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
11.Образцы изделий из полиэтилена.
12. Модели молекулы бензола.
13. Отношение бензола к бромной воде.
14. Горение бензола.
15. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторный опыт 1
Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ (12 ч)
Понятие функцональной группы
Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, номенклатура. Физические и химические свойств а спиртов (на примере метанола и этанола): взаимодействие с активными металлами, кислотам. Качественная реакция на спирты. Получение и, галогеноводородами,внутримолекулярная дегидратация. Горение спиртов. Получение этанола гидратацией этилена и путем спиртового брожения глбкозы. Применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Физические и химические свойства (взаимодействие с водой и кислотами, горение аминов). Получение и применение аминов.
Альдегиды. Состав, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.
Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами.Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.
Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.
Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Мыла — соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.
Демонстрации
1. Растворимость спиртов в воде.
2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием.
3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
4. Качественная реакция на фенол.
5. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
6. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
7. Образцы различных карбоновых кислот.
8. Отношение карбоновых кислот к воде.
9. Свойства жиров: растворимость, отношение жидких жиров к бромной воде.
10. Свойства мыла. Сравнение свойств мыла и СМС.
Лабораторный опыт 2
Окисление спиртов оксидом меди(II).
Лабораторный опыт 3
Свойства глицерина.
Лабораторный опыт 4 Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
III. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Углеводы (4 ч)
Моносахариды
Глюкоза. Нахождение в природе.Альдегидная форма строения молекулы. Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение.
Дисахариды
Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.
Полисахариды
Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Биологическая роль крахмала и целлюлозы.
Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков**. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Демонстрации
1. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.
3. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.
4. Взаимодействие крахмала с иодом.
5. Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них.
6. Образцы аминокислот.
7. Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
8. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
9. Качественные реакции на белки.
Практическая работа 1
Волокна и полимеры.
Практическая работа 2
Решение экспериментальных задач.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
IV. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (1 ч)
Ферменты — биологические катализаторы. Каталитическое действие ферментов в сравнении с небиологическими катализаторами. Применение и биологическое значение ферментов.**
Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С (аскорбиновая кислота). Получение и применение витаминов, их биологическая роль.
Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.
Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление привыкания микроорганизмов к тому или иному препарату.
Демонстрации
1. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.
2. Образцы лекарственных препаратов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Название раздела | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы | Контрольные работы |
10 класс. Органическая химия | 34 | 10 ЛО, 2 ПР | 3 КР | |
Введение в органическую химию | 2 | |||
Углеводороды | 10 | ++ | + | |
Спирты. Фенолы. Амины. | 5 | ++ | ||
Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные. | 7 | + | + | |
Углеводы. | 5 | + | ||
Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии. | 4 | + | + | |
Биологически активные вещества. | 1 |
Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, валентность, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В 10 КЛАССЕ.
№ п/п | Тема урока. | Основное содержание темы по стандарту и программе | Демонстрации | Лабораторные и практические работы | Д/з | |
1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ ( ч) | ||||||
1. | Предмет органической химии. Особенности органических соединений и реакций. | Типы химических связей в молекулах органических соединений. Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. | Образцы органических веществ, изделия из них.
| вводный инструктаж по ТБ | §1 | |
2. | Теория строения органических соединений. | Теория строения органических соединений. Изомерия. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. | Модели молекул бутана и изобутана. | §2 | ||
2. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (2 ч) | ||||||
3. | Алканы. | Гомологический ряд, гомологи. Классификация и номенклатура алканов. Структурная изомерия. Электронное и пространственное строение молекулы метана. | Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов. | §4 стр. 19-21, 22-24 | ||
4. | Свойства и применение алканов. | Химические свойства алканов. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана | Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана к бромной воде. | §6 | ||
3. НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ ( 8ч) | ||||||
5. | Алкены. | Классификация и номенклатура. Гомологический ряд. Структурная изомерия. Типы химических связей. Алгоритм составления названия алкена. | Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов». | §7 | ||
6. | Получение, свойства и применение алкенов. | Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации. Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов | Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой. | §8 | ||
7. | Алкадиены. Натуральный и синтетический каучуки. | Бутадиен1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. | Отношение каучука и резины к органическим растворителям. | ЛО № 1 Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита. | §9 | |
8. | Алкины. | Классификация и номенклатура. Гомологический ряд. Структурная изомерия. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение | Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой. | §10 с. 54-59 | ||
9. | Арены. Бензол. | Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность Химические свойства: реакции замещения (галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола. | Модели молекулы бензола. Отношение бензола к бромной воде. Горение бензола. | §12 с. 63-68 | ||
10. | Природные источники углеводородов. | Нефть и природный газ. . Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. | Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки. | §14 | ||
11. | Обобщение знаний по разделу «Углеводороды» . | Генетическая связь углеводородов. | § 13 | |||
12. | Контрольная работа №1. | |||||
5. СПИРТЫ. ФЕНОЛЫ. АМИНЫ (7 ч) | ||||||
13. | Предельные одноатомные спирты. | Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. | Растворимость спиртов в воде. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием. | ЛО №2 Окисление спиртов оксидом меди (II). | §15 §16 | |
14. | Получение и применение спиртов. | Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека. | §17 | |||
15. | Многоатомные спирты. | Состав и строение этиленгликоля и глицерина. Особенности хим. свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. | ЛО №3 Свойства глицерина. | §18 | ||
16. | Фенолы. | Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Токсичность фенола и его производных. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол. | Качественная реакция на фенол. | §19 | ||
17. | Амины. | Состав, номенклатура. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение. | §20 | |||
6. АЛЬДЕГИДЫ. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ (7 ч) | ||||||
18. | Альдегиды. | Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы. | Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»). | §21 §22 | ||
19. | Карбоновые кислоты. | Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами. Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. | Образцы различных карбоновых кислот. Отношение карбоновых кислот к воде. | ЛО №4. Сравнение свойств уксусной и соляной кислот. | §23 | |
20. | Получение и применение карбоновых кислот. | Отдельные представители карбоновых кислот. Получение и применение карбоновых кислот. | §24 | |||
21. | Сложные эфиры карбоновых кислот. | Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение. | §25 | |||
22. | Жиры. | Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе. | Свойства жиров: растворимость, отношение жидких жиров к бромной воде. | §26 | ||
23. | Мыла и синтетические моющие средства. | Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC. | Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств | §27 | ||
24. | Контрольная работа №2. | |||||
7. УГЛЕВОДЫ (5 ч) | ||||||
25. | Моносахариды. Глюкоза. | Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. | Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании. | §28 | ||
26. | Дисахариды. Сахароза. | Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение. | Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании. Гидролиз сахарозы. | §29 | ||
27. | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры. | Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных. Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы. | Взаимодействие крахмала с иодом. | §30 | ||
28. | Искусственные и синтетические волокна. | Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование. | Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них. | §31 | ||
29. | ПР № 1. Волокна и полимеры. | Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. | ||||
8. АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (4 ч) | ||||||
30. | Аминокислоты. | Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение ά-аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот. | Образцы аминокислот. Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот. | §32 | ||
31. | Белки. | Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков. | Денатурация белков при нагревании и под действием кислот. Качественные реакции на белки. | . | §33 | |
32. | ПР № 2. Решение экспериментальных задач. | Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. | ||||
33. | Контрольная работа №3. | |||||
9. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (1 ч) | ||||||
34. | Ферменты. Витамины. . | Ферменты — биологические катализаторы. Применение и биологическое значение ферментов. Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. | Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Образцы лекарственных препаратов. | §34 | ||
Гормоны. Лекарственные препараты | Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении. Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление привыкания микроорганизмов к тому или иному препарату. | §35 |
* Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (Базовый уровень). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007.- 176 с.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (Базый уровень) – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007.- 176 с.
Методические пособия и дополнительная литература:
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по органической химии. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии (к учебнику «Химия. Базовый уровень 10 класс»). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по органической химии. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (к учебнику 10 кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2008
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (к учебнику 11 кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2008
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов (к учебнику 10 кл). – «Советская Кубань», 2005
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов (к учебнику 11кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия: пособие для старшеклассников и абитуриентов/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.–М.: ОНИКС 21 век Мир и образование, 2004.–159с.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Химия»
- Электронные уроки и тесты. Химия в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
Вариант 1
Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.
СН4 → С2Н2 → СН2═СНCl → поливинилхлорид, ПВХ
| Вариант 5
Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.
C4H10 →С2Н6 → С2Н4 → С2Н2 → СО2
|
Вариант 2
Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.
C4H10 →С2Н6 → С2Н4 → С2Н5OH
| Вариант 6
Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение. Напишите структурные формулы его гомолога и изомера.
С2Н6 → С2Н4 → С2Н5OH → СН2═СНСН═СН2→ бутадиеновый каучук.
|
Итоговая контрольная работа 11 класс вариант 1
1. Состав алканов отражает общая формула . . .
а) CnH2n б) CnH2n+2 в) CnH2n-2 г) CnH2n-6
2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:
а) CH3⁻OH б) CH3 ‾NH2
3. Составьте структурную формулу углеводорода состава C5H12
Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.
4. Закончите уравнения реакций:
а) CH2 = CH2 + Cl2(р-р) →… б) CH2 = CH2 + O2 →… в) CH2 = CH2 + H2O →…
5. Общая формула спиртов:
а) R−OH б) R−COOH в) R−NH2 г) COOH−R−NH2
6. Осуществите превращения:
метан→ацетилен→бензол→бромбензол
- Вычислите массу этилена, который можно получить из 92г этилового спирта.
Итоговая контрольная работа 11 класс вариант 2
1. Состав алкенов отражает общая формула . . .
а) CnH2n б) CnH2n+2 в) CnH2n-2 г) CnH2n-6
2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:
а) СHCH б) C2H5⁻OH
3. Составьте структурную формулу углеводорода состава C5H10
Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.
4. Закончите уравнения реакций:
а) CH2 = CH2 + Br2(р-р) →… б) CH ≡ CH + O2 →… в) CH ≡ CH+ H2O →…
5. Общая формула аминов:
а) R−OH б) R−COOH в) R−NH2 г) COOH−R−NH2
6. Осуществите превращения:
этилен→этанол→уксусный альдегид→уксусная кислота
7. Вычислите объем этилена, который можно получить из 4,6г этилового спирта.
Итоговая контрольная работа 11 класс вариант 3
1. Состав алкинов отражает общая формула . . .
а) CnH2n б) CnH2n+2 в) CnH2n-2 г) CnH2n-6
2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:
а) CH3COOH б) С6Н6
3. Составьте структурную формулу углеводорода состава C4H8
Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.
4. Закончите уравнения реакций:
а) CH2 = CH2 + Н2О →… б) CH3─OH + O2 → … г) CH ≡ CH+ HCl→…
5. Общая формула карбоновых кислот:
а) R−OH б) R−COOH в) R−NH2 г) COOH−R−NH2
6. Осуществите превращения:
метан→ацетилен→этилен→полиэтилен
7. Вычислите объем ацетилена, необходимый для получения 7,8 г бензола.
Итоговая контрольная работа 11 класс вариант 4
1. Состав ароматических углеводородов отражает общая формула . . .
а) CnH2n б) CnH2n+2 в) CnH2n-2 г) CnH2n-6
2. Назовите вещество, укажите класс к которому оно принадлежит:
а) HCOOH б) С2Н2
3. Составьте структурную формулу углеводорода состава C3H8
Дайте название, определите к какому классу принадлежит это соединение.
4. Закончите уравнения реакций:
а) CH2 = CH2 + Н2 →… б) CH4 + O2 →… в) CH3COOH + Mg →…
5. Общая формула аминокислот:
а) R−OH б) R−COOH в) R−NH2 г) COOH−R−NH2
6. Осуществите превращения:
глюкоза→этанол→этилен→полиэтилен
7. Вычислите массу этилового спирта, который можно получить из 44,8 л элтилена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...