Железо
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Лисовская Гелена Владимировна

Урок на тему "Железо" представлен в виде разработки для 9 класса. В нем показано строение железа, его степени окисления, нахождение в природе, отличительные свойства соединений железа (II )и (III ), применение. Наглядность материала позволяет сопоставлять, сравнивать и обобщать данные и легко усваивать данную тему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по теме Железо59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  химии в 9 классе

по теме  « Железо»

Учитель высшей квалификационной категории

МОУ гимназии №36

 Лисовская Г.В.

г. Краснодар

2014

Пояснительная записка.

Использование мультимедийного компонента в структуре урока соответствует основному принципу, заложенного в программе курса химии 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская). Возможность сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение развивающим, осуществить дифференцированный подход к учащимся, максимально может быть реализовано при помощи использования ИКТ. Применение медиа,-мультимедиа компонентов позволяет наглядно и доступно демонстрировать строение молекул и атомов, представлять в табличной форме и систематизировать сведения о свойствах железа, контролировать выполнение программных требований к уровню подготовки учащихся. На уроке поддерживается интерес учащихся к предмету, что повышает мотивацию обучения, повышается качество знаний учащихся, развивается самостоятельность и умение принимать неординарные решения.

Урок на тему «Железо».

В железе есть сила –

Гигантов взрастила

Заржавленным соком руда.

Железной ратью

Вперед, мои братья,

Под огненным стягом труда!

Михаил Герасимов

«Песнь о железе»

Цели:                                                                                                           образовательные: формирование общих представление о железе как об элементе и о простом веществе, рассмотреть физические и химические свойства железа, показать межпредметную связь с биологией, изучить особенности соединений железа (II), (III).

воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний, ответственность за результаты учебного труда.

развивающие: развитие интереса к предмету, творческой способности, внимания, аналитических навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебный плакат «Железо», ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация «Железо». Реактивы: железо порошкообразное, растворы серной, соляной кислот, раствор гидроксида натрия, растворы хлоридов железа (II, III), образцы оксидов железа (II, III).

Ход урока:

Учитель: 1.Огромное количество нужных и полезных вещей, окружающих нас, изготовлено из различных металлов, но с одним из них- железом- наиболее тесно связана история цивилизации. Железный век наступил тогда, когда человек смог поднять температуру пламени в печах до 1540 С, т.е. до точки плавления железа. Железный век длится до сих пор, ведь все, начиная от швейной иглы до современного спутника, не может существовать без железа. (слайд 1)

  Металлы семейства железа: железо, кобальт, никель похожи по свойствам. Все эти металлы имеют большую прочность, пластичность, ковкость. Все они ферромагнитны.

 2.Атом железа относится к d- элементам. В нормальном состоянии атом железа имеет электронную формулу: (предлагается учащимся написать)

3d64s2; в возбужденном состоянии- 3d64s14p1. Валентные электроны у атома железа находятся на последнем электронном уровне (4s2) и предпоследнем (3d6). В химических реакциях железо может отдавать электроны и проявлять степень окисления +2,+3,+6. (слайд 2)

3. Железо является вторым по распространенности металлом в природе (после алюминия). В свободном состоянии встречается только в метеоритах и относится к сверхчистому. Из-за содержания примеси никеля почти не поддается ковке. Как ни странно, его следует обрабатывать в холодном виде, а не в разогретом, как обычное железо. Железо образует две кристаллические модификации: альфа-железо и гамма-железо.                                                                         Наиболее важные природные соединения: Fe2O3.3H2O-бурый железняк или лимонит; Fe2O3-красный железняк или гематит; Fe3O4__ магнитный железняк или магнетит; FeS2-железный колчедан (пирит); FeSO4.7H2O-железный купорос.(слайд3)                                                                                                        4.Соединения железа входят в состав живых организмов: основная масса железа содержится в крови-в эритроцитах-и определяет цвет ее. В пищевых продуктах содержится трехвалентное железо, а клетки кишечника пропускают только двухвалентное. Минуя пищевод и попав в кишечник, Fe+3 восстанавливается в Fe+2. Если человек плохо пережевывает пищу, Fe+3 не восстанавливается и остается недоступным. У человека, страдающего недостатком железа, развивается малокровие, или железодефицитная анемия, поэтому оно стимулирует функцию кроветворных органов. (слайд 4)

Химические свойства:

В реакциях железо является восстановителем. Но при обычной температуре оно не взаимодействует даже с самыми активными окислителями (галогенами, серой, кислородом), при нагревании становится активным и реагирует с ними: (учащиеся записывают под комментарий учителя)

2Fe+3Cl2=2FeCl3                          хлорид железа (III )

3Fe+2O2=Fe3O4 (FeO.Fe2O3)     оксид железа (II, III)

Fe+S=FeS                                       сульфид железа (II)

3Fe+C=Fe3C                                   карбид железа (цементит)

3Fe+Si=Fe3Si                                 силицид железа

3Fe+2P=Fe3P2                                фосфид железа(II).

Только при высокой температуре железо взаимодействует с водой:

3Fe+4H2O=Fe3O4+4H2.

Во влажном воздухе железо окисляется (корродирует):

4Fe+3O2+6H2O=4Fe(OH)3

Fe+HNO3=\= (с конц. при обычной температуре) (пассивирует)

Fe+H2SO4=\=

Но при нагревании протекают следующие процессы:

2Fe+6H2SO4= Fe2(SO4)3+3SO2+6H2O.

В разбавленных и умеренно концентрированных растворах азотной кислоты железо растворяется:

Fe+4HNO3=Fe(NO3)3+NO+2H2O. (учащиеся проделывают опыт)

В растворах серной, соляной кислот железо взаимодействует с выделением водорода:

Fe+2НСL=FeCL2+H2; (учащиеся проделывают опыт)

Fe+ H2SO4=FeSO4+H2.

(слайд 5)

Получение:

В промышленности железо получают восстановлением его из железных руд в доменных печах:

3Fe2O3+CO=2Fe3O4+CO2   450-500 0C

Fe3O4+CO=3FeO+CO2         6000 C

FeO+CO=Fe+CO2                  7000 C   (слайд 6)

Соединения железа (II, III) и их отличия:

Fe+2

Fe+3

FeO-черное кристаллическое вещество, нерастворимо в воде, проявляет основные свойства.

Fe2O3-порошок бурого цвета, не растворим в воде, проявляет амфотерные свойства.

Получают:Fe2O3+CO=3FeO+CO2

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

4FeS2+11O2=2Fe2O3+8SO2

Fe(OH)2-порошок белого цвета , не растворим в воде

Fe(OH)3-бурое, аморфное соединение, не растворимо в воде.

Проявляет свойства оснований, легко реагирует с кислотами:

Fe(OH)2+2НСL=FeCL2+2H2O (учащиеся проделывают опыт)

Проявляет свойства амфотерных оснований:  реагирует с кислотами и основаниями:

Fe(OH)3+3НСL=FeCL3+3H2O; (учащиеся проделывают опыт)

Fe(OH)3+NaOH=Na[(Fe(OH)4)] при нагревании

Получают Fe(OH)2:

FeCL2+2NaOH=Fe(OH)2+2NaCLL

(зеленоватый осадок)

(учащиеся проделывают опыт)

Fe(OH)3:

FeCL3+3NaOH=Fe(OH)3+3NaCL

(бурый осадок)

(учащиеся проделывают опыт)

Качественные реакции :

Реактивом для обнаружения Fe+2 является гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль):

3FeSO4+2K3[Fe(CN)6]= Fe3[Fe(CN)6]2+3K2SO4 темно-синий осадок-турнбулева синь. (учащиеся проделывают опыт)

Реактивом для обнаружения Fe+3 является роданид аммония. В результате образуется кроваво-красный роданид железа:

FeCL3+3NH4(CNS)= Fe(CNS)3+3NH4CL (учащиеся проделывают опыт)

(слайд 7,8)

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.
Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.

Закрепление материала:

1.Какие из указанных металлов являются более активными, чем железо?

А) Cu     Б)Ca    В) Hg   Г) K

2.В каких соединениях железо имеет степень окисления +3?

А) FeO3     Б)NaFeO2      В)K4[Fe(CN)6]    Г) Fe2O3

3.Какие вещества образуются при взаимодействии Fe(OH)3 и H2SO4?

А)H2O   Б)FeSO4    В)Fe2(SO4)3    Г) FeS . (слайд 9)

4.Домашнее задание: §49;

Осуществить превращения: Для реакции 1 составить схему электронного баланса, для реакции 2 –ионно-молекулярное уравнение.

Fe---FeCL3---Fe(OH)3---K[Fe(OH)4]

        

Используемая литература:

Репетитор по химии под редакцией А.С.Егорова Ростов-на Дону Феникс,2009

Химия. Справочное издание В. Шретер Москва «Химия»,1989

Общая химия Н.Л. Глинка Ленинград «Химия» 1987

Химия в действии М. Фримантл  Москва «Мир» 1991

Химия 9 И.И Новошинский, Н.С. Новошинская Москва «Оникс» 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс

Данный урок раскрывает такие вопросы:Строение атома железаНахождение в природеПолучение металлаФизические свойстваХимические свойства железа.Соединения железа. Сплавы железа.Биологическая роль железа....

Веб-квест: "Железо, соединения железа"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета...

Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения

Конспект урокаПрезентация к урокуИнструктивная картаПротокол урока...

МОДУЛЬ «ЖЕЛЕЗО. СВОЙСТВА ЖЕЛЕЗА»

Опираясь на ранее полученные знания учащихся о свойствах металлов, таких как алюминий, щелочные и щелочноземельные металлы, изучить железо как элемент и как простое вещество, расширить знания о физиче...

Урок по химии "Железо. Генетические ряды железа (II) и (III)"

Тема урока:  Железо. Генетические ряды Fe 2+ и Fe3+.Цели и задачи урока:ü  Повторить свойства металлов на примере железа;ü  Разобрать особенности строения атома железа;ü  Познакоми...

открытый урок по теме "Железо, свойства соединений железа."

Данный урок провелен в 9 классе. Разработка урока участвовала во Всероссийском конкурсе, посвященном Д.И.Менделееву. Уро в виде игры....

Разработка урока химии "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа" 9класс

Разработка урока "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа" с использованием ИКТ...