Классы неорганических веществ
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Миронова Наталия Сергеевна

Урок для учащихся 9-х классов с целью повторения, углубления и обобщения сведений об основных классах неорганических соединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassy_veshchestv_9_klass.rar93.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Классы неорганических соединений»   9 класс

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах веществ, относящихся к разным классам неорганических соединений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи:

- развить умения устанавливать связь между строением и свойствами веществ;

- развить коммуникабельность;

- развить навыки анализа;

- повторить знания о генетической связи между классами неорганических веществ.

Оборудование и реактивы: химическая посуда, вода, растворы индикаторов, кислот, оснований, солей.

Методы  обучения: проблемно-развивающий, аналитический.

Ход урока:

  Девиз урока: «Повторение – мать учения!» и учащимся предстоит вспомнить вещества, относящиеся к разным классам неорганических соединений.

Запись на доске:            Классы неорганических соединений

                

     Чтобы вспомнить, какие есть классы неорганических соединений, предстоит отгадать загадки.

  1. Их получают путем горения

Или сложных веществ разложения.

В них два элемента, один – кислород.

Я отнесу к ним и известь и лед.                        (оксиды)

  1. Они имеют кислый вкус.

В них изменяет цвет лакмус.                          (кислоты)

  1. В каких веществах у фенолфталеина

Бывает не жизнь, а сплошная малина?           (основания)

  1. Хлориды и нитраты, сульфаты, карбонаты

Я без труда и боли объединю в класс ….        (соли)

     При отгадывании загадок учащиеся заполняют индивидуальную дидактическую карту (Приложение 1).

     На доске прикреплены формулы веществ, относящихся к разным классам (Н2SO4, CaSO4,H3PO4, Mg(OH)2, NO2, HCl, Al(OH)3,CuO, HNO3, ZnO, NaOH, NaBr ), учащимся нужно объединить эти формулы в группы. Ученик, работающий у доски, дает название каждого вещества и напоминает классификацию веществ, относящихся к этой группе. Все учащиеся работают с индивидуальной картой, записывая примеры веществ (Задание №1).

     После того как объединили формулы в группы, более подробно останавливаемся на оксидах.

Задание №2. Распределите оксиды по группам.

формулы веществ

классы неорганических веществ

Кислотный оксид

Основный оксид

Амфотерный оксид

К2О

с

к

н

SO2

и

в

д

BaO

к

с

о

ZnO

в

н

л

CuO

й

о

г

Al2O3

у

п

т

Cl2O7

а

ф

я

2-3 минуты на самостоятельное выполнение задания, затем совместная проверка. Из выделенных букв получается слово «кислота».

     Далее речь пойдет о классе неорганических веществ – кислоты. Вспомнить определение.

Задание - эксперимент: королева Кислота устроила бал-маскарад и пригласила на него своих друзей. Гостей прибыло много, и все они были в масках. Как Королеве отыскать среди гостей подруг – кислот?

     Опыт: четыре пробирки, содержащие прозрачный раствор без запаха, необходимо определить, где раствор кислоты. Учащиеся коллективно предлагают варианты решения данной задачи, далее доказывают свою точку зрения экспериментально.

 

Если в формуле заметишь –

Впереди металл стоит

И своей ОН подвеской

Как большим хвостом вертит

Ты, не думая, ответишь

Знаю – это гидроксид.

Но гидроксид – начало названия,

А класс веществ – основания.

     Задание - эксперимент: пронаблюдать, как основания изменяют окраску индикаторов. Данные эксперимента занести в индивидуальную карту.

Задание №3. Изменение окраски различных индикаторов в растворах щелочей.

Индикаторы

Нейтральная среда

Щелочная среда

Лакмус

Фиолетовый

Метиловый оранжевый

Оранжевый

Фенолфталеин

Прозрачный

     Затем всем учащимся предлагается почувствовать себя исследователями. Для этого каждая группа получает свое задание:

(для 1 группы) Задание №4. В пронумерованных пробирках находятся вещества, принадлежащие к разным классам неорганических веществ. Среди этих веществ, используя необходимые индикаторы, необходимо распознать растворы соляной кислоты, гидроксида калия, воды. Все наблюдения оформить в таблицу, сделать вывод о проделанной работе.

Раствор

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин

Универсальный индикатор

№1

№2

№3

(для 2 группы) Задание №4.   Выберите необходимые реактивы и практически осуществите цепочку превращений: Na2CO3→NaCl→AgCl. Запишите соответствующие уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Сделайте вывод.

(для 3 группы) Задание №4. Используя имеющиеся реактивы, предположите в какие химические реакции будет вступать соляная кислота. Практически докажите и результаты занесите в таблицу:

Что прибавляем?

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций, выводы

1.

2.

3.

4.

5.

     В ходе выполнения задания учащиеся работают в группах, обсуждая полученные результаты и делая выводы. При возникновении проблем вопросами подталкиваем учеников к правильному решению. Завершаем работу обсуждением исследования по группам.

     Заканчиваем урок сказкой “Волшебные превращения”. Все учащиеся в своих картах составляют уравнения химических реакций согласно сюжету сказки.

На замечательной планете Химия было два царства – государства: царство Металлов и царство Неметаллов. В царстве Металлов родился принц Кальций. От рождения он был смел, активен и вспыльчив. А в царстве Неметаллов появилась на свет Сера, хрупкая и нежная, как настоящая принцесса. Принц и Принцесса знали, что им суждено встретиться однажды. Но прежде им нужно было познакомиться с великим волшебником Кислородом. Когда это произошло, Сера засветилась голубым пламенем, а Кальций активно засиял белым огнем. Они стали взрослее и почувствовали еще большую необходимость встречи друг с другом. Когда час свидания настал, разразился гром и пошел дождь. Волшебница Вода поглотила их немедленно. Только любовь их продолжала жить. Именно поэтому чувства принца окрашивали фенолфталеин в ярко-малиновый цвет, а лакмусовая бумага краснела от любви принцессы. Ничто не могло помешать влюбленным. Их чувства слились в единое целое. Фенолфталеин обесцветился, а в водном растворе родилась Соль. Ярко засияло солнце. И теперь каждый знает, почему соль и солнце – однокоренные слова. Солнце дарит свет и тепло, а соли лечат, строят и даже кормят. Великая слава вечной любви!

      Задание №5*(если останется время). Экспериментально осуществить цепочку превращений и написать уравнения химических реакций: CuSO4→Cu(OH)2→CuCl2

     По окончанию урока учащиеся делают выводы  о взаимосвязи веществ, относящихся  к разным классам; об изменении окраски индикаторов в растворах различных веществ.

     Домашнее задание:

На «3»: Из перечисленных веществ выписать формулы солей, оснований, кислот. Дать им названия. На какие ионы при растворении в воде распадаются эти вещества?

MgCl2          Ca(OH)2      H2S      NaOH      H3PO4    BaCl2     AgNO3

На «4»: Осуществить цепочку превращений: Ba→BaO→Ba(OH)2→BaCl2. Записать уравнения в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах.

На «5»: 1. Предложите способ получения из гидроксида меди веществ, относящихся к разным классам неорганических соединений. Докажите уравнениями  реакций.

2. Для данного уравнения MgO(20,5г)+Н2(х)→  сформулируйте условие задачи и решите ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

Контрольная работа  по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...

Мини-пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» (8 класс)

Мини - пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» предназначено для организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроке, а также для индивидуальной работы с «отстающими»...

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

Упражнения по химии для 8 класса по теме "Классы неорганических веществ" на сервере LearningApps: http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t

Упражнения по химии для 8 класса  на сервере LearningApps http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t...

Пров. раб. "Важнейшие классы неорганических веществ" 8 класс

Раздаточный материал для пров. работы. Цель: проверка умений  определять формулы оксидов, кислот, оснований, солей; знание номенклатуры....

"Основные классы неорганических веществ, генетическая связь основных классов"

В работе зданы адачи и упражнения по теме "Основные классы неорганических соединений", "Генетическая связь неорганических соединений" по программе основного, среднего образования и требованиям федерал...

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2)  "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"Выполнение задания «мысл...