Углерод.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
В данном материале кратко рассказывается об этапах и методических приёмах технологии критического мышления, а также предлагается методическая разработка урока по теме "Углерод" для учащихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Углерод. | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Углерод. 9 класс.
Урок с использованием технологии критического мышления.
Составитель: учитель химии МБОУ «лицей №39»
Гудкова Наталья Александровна
Введение.
Очень часто людям не удается оперативно принять верное решение, так как они не умеют быстро и правильно мыслить. Научить человека думать можно с помощью, появившейся в середине 90-х годов XX века, технологии критического мышления. Её создатели Дж. Стил, К Мередит, Ч. Темпл опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира. По их мнению, учение непременно должно быть активным. Активность учащихся на уроках, умение самостоятельно получать знания, принимать правильные решения являются неотъемлемой части образовательного процесса в современной школе в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования.
В применении технологии развития критического мышления выделяют три основных этапа (стадии): вызов, осмысление, рефлексия.
Первый этап – вызов. С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме.
- Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность учащихся.
- Побудить школьников к активной работе на уроке и дома.
Второй этап – осмысление. На данном этапе учащиеся:
- Поучают новую информацию.
- Осмысляют её.
- Соотносят с уже имеющимися знаниями.
Третий этап – рефлексия. Он направлен на:
- Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
- Формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности и благодаря которым учащиеся могут активно работать на уроках и приобретать знания.
На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Вот некоторые из них:
- Концептуальная сводная таблица. Этот приём используется для систематизации большого объёма материала, развития умений анализировать, сравнивать различные объекты, явления. Он предполагает сравнение трёх и более аспектов (вопросов). Таблицу можно строить так: по горизонтали – то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым проводят это сравнение.
- Учебный мозговой штурм. Используется для развития креативности мышления учащихся, их коммуникативных качеств. Штурм проводится в группах численностью 7-9 человек. В каждой группе выбирают ведущего, ответственного за соблюдение выполнения правил, направляющего деятельность школьников, секретаря, который фиксирует предложенные идеи.
Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей деятельности, первичное обсуждение, уточнение проблемы, требующей решения.
В процессе проведения мозгового штурма выделяют три этапа:
- Создание банка идей. Учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов решения (на данном этапе критика не допускается).
- Анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически.
- Обработка результатов. Учащиеся отбирают от двух до пяти наиболее интересных решений, готовят на их основе проект ответа. По окончании мозгового штурма учащиеся защищают и обсуждают предложенные проекты.
- «Зигзаг» Приём используют для активизации познавательной деятельности учащихся. Учитель предварительно разбивает текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с числом членов групп. Весь класс делится на экспертные группы. Учащиеся работают в небольшом коллективе, изучают содержание своего смыслового отрывка и готовят его эффективные способы презентации.
Затем формируются группы для взаимообучения, в которых эксперты по очереди знакомят всех участников с изученным материалом. Задача группы состоит в том, чтобы каждый овладел всей темой целиком. Отдельным членам группы можно предложить продемонстрировать свои знания самыми разными способами (написать письменную проверочную работу, ответить устно на ряд вопросов, дать презентацию материала и т.д.).
Пример урока по теме «Углерод» с применением рассмотренных приёмов.
Цели урока:
- Рассмотреть строение атома и аллотропию углерода.
- Ознакомить учащихся с явлением адсорбции и химическими свойствами углерода.
- Продолжить формирование критического мышления, умений проводить сравнение, анализ, устанавливать причинно-следственные зависимости между строением и свойствами данных веществ, работать с учебником.
Продолжительность урока – 90 минут.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Перечислите основные отличия белого фосфора от красного.
- Как хранят белый фосфор?
- Почему нельзя оставлять белый фосфор на воздухе?
- Опишите физические и химические свойства оксида фосфора (V).
- Опишите физические и химические свойства ортофосфорной кислоты.
- Изучение нового материала
- Этап вызова
Определение темы урока по стихотворению:
Из меня состоит всё живое,
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
Итак, тема сегодняшнего урока «Углерод».
Почёму всё живое состоит из углерода?
Почему углерод – графит, антрацит и алмаз?
На эти вопросы предстоит ответить на уроке.
Вопросы к учащимся.
Расскажите о положении углерода в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Составьте схему строения его атома.
Учащиеся работают в тетрадях, затем проверяем выполнение задания (два учащихся у доски).
Учитель сообщает, что для углерода характерно явление аллотропии (учащиеся вспоминают определение понятия), что причина разнообразия модификаций углерода заключается в различном строении кристаллических решёток. Учитель демонстрирует модели кристаллических решёток алмаза и графита.
- Этап осмысления
Используем приём «зигзаг». Предлагаем учащимся разделиться на четыре экспертные группы (по количеству текстов) и прочитать указанные отрывки из текста параграфа 28 (учебник О.С. Габриеляна «Химия-9». –М.:Дрофа). Каждая экспертная группа обсуждает текст, разрабатывает алгоритм презентации для членов рабочей группы.
- Этап рефлексии
Учащиеся перегруппируются в рабочие группы для взаимообучения. Внутри группы они обмениваются информацией, полученной в экспертных группах, заполняют концептуальную сводную таблицу и готовят её презентацию.
Концептуальная сводная таблица:
Параметры сравнения | Алмаз | Графит |
Физические свойства | ||
Химические свойства | ||
Получение | ||
Применение |
Далее учитель рассказывает об адсорбции и круговороте углерода в природе.
- Закрепление изученного материала.
Почему алмаз, графит и уголь называют родными братьями?
Почему алмаз твёрдый, а графит мягкий?
Какой период в истории Земли носит название каменноугольного или карбона? Каково происхождение каменного угля?
- Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Список литературы.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001 г.
- Загрекова Л.В. Теория и технология обучения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2004 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998 г.
- Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углерод и его соединения. Оксиды углерода.
Парная лабораторная работа на получение углекислого газа и изучение егосвойств. Проводится в 9 классе. Легко и доступно для всех учителей....
Углерод и его соединения. Оксиды углерода.
Урок посвящен оксидам углерода, выполняется как парная лабораторная работа. Прост и доступен для проведения любому учителю!...
Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода.
Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода в 2-х вариантах....
Углерод. Оксиды углерода.
урок химии в 9 классеЦель: Познакомить учащихся с углеродом и его свойствами, аллотропными видоизменениями, которые образует углерод. Совместно с учащимися рассказать о вредных и полезных свойст...
Урок по химии в 9 классе на тему "Общая характеристика подгруппы углерода. Строение углерода"
Цель урока:1. Сформировать знания об особенностях строения атомов химических элементов подгруппы углерода, ознакомить учащихся с аллотропными видоизменениями углерода, явлением адсорбции; изучить хими...
Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод.
Создать условия для отработки навыков самостоятельного поиска и обработки информации из разных источников...
Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"
Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения представляют особенно широкие ...