Предмет химии
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Дать понятие что такое химия? Сформировать первые представления о веществах., о химических элементах его физических и химических свойствах.На уроке используется проектор, компьютер, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet_khimii_8_klass.doc | 986 КБ |
Предварительный просмотр:
© Леонтьева Галина Венидиктовна, учитель химии МОУ Новописцовская средняя школа
Урок: «Предмет химии. Вещества».
Самарченко Наталья Васильевна , учитель химии.
Цель урока:
Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:
а) о веществе, а также о простых и сложных веществах.
б) о химическом элементе и о трех формах его существования.
в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.
Оборудование:
Необходимые химические реагенты для проведения демонстрационных опытов (описаны в соответствующих опытах), комплект учебника и дидактических материалов, различные тела из одного и того же вещества (например, наборы стеклянных, деревянных, алюминиевых изделий и др.)
Компьютер, мультимедийный проектор, опорный конспект, презентация по теме урока .
Ход урока
I. Организационный момент.
Часть времени надо посвятить знакомству с новым классом. Будет удобно, если учитель заранее выпишет свое имя и отчество на доске. Слайд. После своего представления классу удобно провести перекличку школьников по журналу. Это будет знакомство с новым классом и новым учителем.
Часть времени на первом уроке надо уделить некоторым организационным вопросам, связанным с изучением нового для восьмиклассников предмета. В первую очередь, показать учебник, по которому они будут заниматься, а также рабочую тетрадь. Слайд
1. О. С. Габриелян. «Химия», 8 класс. Учебник.
2. Тетрадь для работы в классе и дома.
3. Тетрадь для контрольных и практических работ.
Ученики переписывают данные к себе в тетрадь. Далее учитель обращает внимание ребят, что тетрадь для работы в классе должна быть толстой (48 л.) и в клетку. Необходимо сообщить ребятам, что вы будете периодически проверять тетради и выставлять оценки в журнал за ее ведение, поэтому необходимо аккуратно вести все записи в классе и выполнять домашние задания. Тетрадь для контрольных работ может быть тонкой (12 л.). Храниться она будет у учителя, и раздаваться во время контрольных работ.
II. Рассказ учителя о предмете химии и проведение
демонстрационных опытов.
Учитель должен обратить внимание ребят на довольно позднее время введения предмета химии в обучение (в 8 классе) в сравнении с другими предметами (физикой, биологией, географией и др.). Для начала изучения химии необходимы определенные знания из других предметов, в первую очередь из физики. Необходимо объяснить ребятам, что предмет химии требует к себе серьезного отношения, т. к. химия наука сложная, интересная и занимательная. Для лучшего ознакомления с предметом учитель проводит несколько химических фокусов и опытов. Главное заинтересовать ребят новым предметом. Не важно, если вы все не успеете на этом уроке, можно часть темы перенести на следующее занятие. Можно спросить мнение ребят, понравились ли им химические опыты, и то чем занимается наука химия. Можно сказать, что в конце учебного года, все кто будет хорошо учить химию, смогут понять и выполнить данные эксперименты.
После окончания демонстрационных опытов, учитель переходит к рассказу о предмете химия. По ходу рассказа ученики записывают в тетради определение химии, а также, что изучает наука химия: Слайд
1) вещества
2) свойства веществ
3) превращение веществ.
III. Рассмотрение вопроса о составе веществ.
Учитель сообщает ребятам, что основой изучения курса химии служит атомно-молекулярная теория, основные положения которой они проходили на уроках физики. Вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов.
Слайд.
Атомы чрезвычайно малы и на кончике иглы помещаются миллиарды атомов. Тем не менее, наука достигла такого уровня, что различает атомы по размерам, массе и свойствам. В настоящее время различают 109 видов атомов, из которых и состоят все вещества. Даете определение химического элемента (учебник).
В конце урока объясняете ученикам, что каждый элемент имеет 3 формы существования — свободные атомы, простые вещества и сложные вещества. Слайд.
Объясните учащимся, что атомы могут существовать изолированно друг от друга в виде свободных атомов, а могут объединяться друг с другом в молекулы. Если соединяются одинаковые атомы, то образуются простые вещества, если разные — сложные вещества. Слайд.
Переходите к рассмотрению соответствующих примеров. Для начала рассмотрите элемент водород (как наиболее простой пример). Расскажите детям, что на Солнце водород существует поодиночке, т. е. в виде изолированных атомов (из-за высокой температуры). А на Земле — в молекулярном виде, 2 атома водорода соединяются друг с другом, и образуется простого вещества — водород, который является самым легким газом. Но элемент водород способен соединяться не только друг с другом, но также и с другими атомами. Если 2 атома водорода соединятся с 1 атомом кислорода, то получится молекула воды. Рассмотрите и другие примеры (из учебника). Пока у ребят отсутствуют знания по химии, важно, чтобы все рассмотренные примеры были понятными и простыми.
Для закрепления материала следует провести экспресс-опрос класса на различие данных понятий. Примеры можно взять из данного перечня:
- свободные (изолированные) атомы — водород (на Солнце), инертные газы (на Земле), при очень высоких температурах — атомы всех химических элементов.
2. простые вещества — водород, кислород, медь, железо, сера, золото, серебро.
3. сложные вещества — вода, соль (пищевая), сахар, углекислый газ.
IV. Домашнее задание
При сообщении ребятам домашнего задания надо дать разъяснение о порядке его выполнения. Какие упражнения можно выполнить устно, а какие письменно § 1., упр. 1 (устно).
Химические фокусы и занимательные опыты
1. Фокус с превращением «воды» в «молоко». В одном стакане растворите небольшое количество ВаС12, а в другом —
серную кислоту (разбавленный раствор). Полученные растворы будут
прозрачными, и на вид ничем от воды отличаться не будут. Растворы слейте
вместе, получите жидкость молочного цвета. Раствор после выполнения
опыта надо убрать, потому что осадок вскоре опустится на дно, и ребята
увидят, что это никакое не молоко.
Можно данный опыт выполнить по-другому:
2.Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду:
В одном стакане приготовить раствор СаС12, в другом — столько же
раствора Na2C03,(объем раствора не должен превышать 1/3 стакана). Полученные растворы на вид ничем от воды отличаться не будут. Слейте оба
раствора — и получите жидкость белого цвета, как молоко. Сразу же добавь-
те к жидкости раствор НСl в избытке — «молоко» мгновенно закипит и ста-
нет вновь «водой».
3. Получение «золотого дождя».
В одном стакане растворяют Pb(N03)2, в другом — KI. Сливают оба раствора вместе (избегать избытка KI!). Выпадает желтый осадок иодида свинца. Далее, к смеси добавляют немного воды, подкисленной уксусной кислотой, и нагревают до полного растворения осадка. При охлаждении пробирки (оставляют остывать на воздухе или охлаждают под краном с водой) выпадают красивые блестящие золотистые чешуйчатые кристаллы Р12. Это одна из наиболее красивых реакций в неорганической химии! Реакцию можно многократно повторять (выпадение осадка, его растворение и т. д.).
4. «Извержение вулкана».
Такой известный опыт, конечно нельзя обойти вниманием. Предлагаем 3 варианта его выполнения.
1. В тигель насыпают хорошо перемешанную смесь из кристаллического I2 и 8 частей А1.
Для начала реакции в смесь добавляют несколько капель воды. В начале появится фиолетовый дымок, затем смесь загорится с брызгами горящего алюминия и появится густое облако фиолетового цвета. Создается впечатление извержения вулкана.
2. В тигель засыпать смесь из цинкового порошка и серного цвета (2 части Zn и 1 часть S). Тигель подогреть на пламени. Произойдет бурная реакция с выделением большого количества тепла.
3. В тигель засыпать бихромат аммония (для большего эффекта надо добавить Mg). В центр смеси добавить немного спирта. Зажечь смесь горящей лучинкой. Создается впечатление извержения вулкана, из кратера которого вырывается раскаленная лава. Реакция очень эффектная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Предмет химии», «Химический элемент», «Количественные соотношения в химии»
зачет по химии : Предмет химии», «Химический элемент»,«Количественные соотношения в химии»...
: Предмет химии», «Химический элемент», «Количественные соотношения в химии»
зачет по химии : Предмет химии», «Химический элемент»,«Количественные соотношения в химии»...
Химия как часть естествознания. Предмет химии.
7 класс. Пропедевтический курс "Введение в химию"...
Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» (технология критического мышления)
Урок по технологии "Критического мышления" в 8 классе по химии. Это урок один из первых уроков в 8 классе, в задачу которого входит формирование мотивации школьников к изучению химии....
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
Внеклассное интегрированное мероприятие (предмет «изобразительное искусство»). Погружение в предмет - химия. (Для 5-х классов, углубленно изучающих химию)
Данное мероприятие является одним из звеньев (предмет - изобразительное искусство) интегрированного мероприятия "Погружение в предмет - химия". Данное мероприятие направлено на повышение познавательно...
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...