Углерод и его соединения
план-конспект занятия по химии (9 класс) по теме
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Углерод и его соединения", рассмотреть применение и физиологическое воздействие соединений углерода на организм. Развитие познавательного интереса учащихся и их мыслительных способностей.
Оборудование: Стаканчики, трубочки, известковая вода, яичная скорлупа, НСl (раствор), ППГ, пробирки в химическом штативе.
Вид урока: урок-исследование
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uglerod.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 7.
Урок "Углерод и его соединения"
9 класс.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Углерод и его соединения", рассмотреть применение и физиологическое воздействие соединений углерода на организм. Развитие познавательного интереса учащихся и их мыслительных способностей.
Оборудование: Стаканчики, трубочки, известковая вода, яичная скорлупа, НСl (раствор), ППГ, пробирки в химическом штативе.
Вид урока: урок-исследование
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
- Организационно-психологический этап.
Здравствуйте. Приятно видеть знакомые лица. Мы с вами сегодня партнеры. Вы поможете мне, я помогу вам. Успокоились, глубоко вздохнули, начали.
2. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
Сегодня мы с вами продолжим разговор об углероде и его соединениях,
но с нами в разговоре будут участвовать писатели, они нам помогут в вопросе: физиологическое воздействие соединений углерода на организм. Попробуем сами практически осуществить некоторые превращения соединений углерода. Для этого вспомним некоторые правила техники безопасности. Как работаем
с кислотами? Как наливаем их в пробирку? Правила работы со спиртовкой и нагревания веществ.
3. Этап актуализации знаний.
? Назовите самые распространенные аллотропные модификации углерода.
О. Алмаз и графит.
? Перечислить области их применения с указанием свойств, на которых основано это применение. Ученики 1 ряда вступают в разговор о графите, ученики 2 ряда - об алмазе.
О. - на свойстве графита расщепляться по плоскостям основано его использование в карандашах;
-способность оказывать смазывающее действие на трущиеся поверхности и проводить электрический ток, используется в любых электромоторах, начиная от кофемолки, стиральной машины до насоса;
-графит самый тугоплавкий его используют для облицовки сопел ракетных двигателей.
Алмаз - царь камней и камень царей, веками алмаз оставался символом могущества, богатства и власти.
Желание обладать этим "царем камней" проливало реки крови, свергало царей, сметало империи. В наши дни не только не утрачено веками сложившееся значение, но и наметились иные области его использования
О. - способность алмаза сильно преломлять лучи света и при огранке красиво блестеть - бриллианты;
- важнейшее свойство алмаз - твердость используется в режущих инструментах (резка стекла, в буровых работах)
Известно, что много алмазов использует автомобильная промышленность.
Так ВАЗ использует 800 кг в год. Разумеется, они искусственные,
но по свойствам не уступают естественным.
Послушаем высказывание графа Льва Николаевича Толстого: "Каждый человек алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека
не стараться светить, а стараться очищать себя".
- Как вы понимаете толстовское выражение "каждый человек-алмаз"?
-Л.Н. Толстой считал, что человек " может очистить и не очистить себя". От чего это зависит?
-Что такое "вечный свет"?
Желаю в будущем, чтобы через вас ребята проходило как можно больше света. Помните, что только доброта и человечность спасет мир.
4. Этап воспроизведения знаний на новом уровне.
Графит и алмаз - какие они разные в своих свойствах, даже не верится, что состоят из одного химического элемента.
? А можно ли это доказать?
О. При сжигании образуется оксид.
? Сколько и какие оксиды углерода вам известны? Назовите их формулы, укажите валентность атома углерода в оксидах.
? Перечислите известные вам физические свойства этих оксидов.
? Вспомните из курса биологии, какое физиологическое воздействие на
организм человека они оказывают. На помощь вам приходят писатели
Вновь работаем по группам: 1 ряд - СО вам поможет господин Одоевский; 2 ряд - СО2 им поможет гость с Украины В. Короткевич.
Прочитаем тексты, проанализируем их. Кто-то один выступит в роли писателя. Кто-то другой пишет уравнения реакций.
Отвечает 1 ряд.
? Почему нельзя закрывать трубу, пока не все угли прогорели?
Уголь горит: С + О2 = СО2 + Q
Если трубу закроют раньше времени, чтобы сохранить тепло, то в печи скапливается избыток СО, а он с раскаленным углем образует:
СО2+С=СО - Q
Выходит в комнату, при вдыхании попадает в кровь человека,
с гемоглобином образует стойкое соединение. Т. к. переносчик кислорода блокирован и не может переносить его, начинается кислородное голодание тканей, в первую очередь головного мозга. Отсюда головокружение, удушье
в итоге может наступить смерть.
Слово украинскому гостю, а вместе с ним учащимся 2 ряда.
О. СО2 тяжелее воздуха и остается внизу. Голова человека выше этой зоны, а голова собаки ниже. СО2, конечно, возбудитель дыхательного центра, но при его содержании в воздухе выше 10% наблюдается головокружение
и смерть.
? Какой вывод можно сделать о физиологическом воздействии этих оксидов на организм человека?
О. В концентрациях выше допустимой - яды.
Содержание СО2 в воздухе контролируется - каким образом? Как вы думаете можно определить наличие СО2 ?
О. Качественной реакцией на СО2 является его взаимодействие
с известковой водой и как следствие она мутнеет.
В лаборатории часто необходимо получить СО2 , как это сделать?
О. Подействовать на карбонат кислотой. Это качественная реакция
на карбонаты.
Геологи в полевых условиях именно так отличают карбонатные минералы от силикатных.
? На столах у вас скорлупа куриного яйца, докажите, что она содержит СаСО3
О. СаСО3 +кислота = СО2 - "Вскипание"
Об этом удивительном свойстве карбонатов знала, очевидно, египетская царица Клеопатра, которая по преданию, выпила вовремя пира кубок вина
с растворённой жемчужиной. Жемчуг содержит СаСО3
- Работа над нестандартными заданиями.
Природные карбонаты: сода, мел, известняк, мрамор имеют чрезвычайно большое практическое значение.
Совершим небольшое политическое путешествие, во время которого
не только любоваться красотой стиха, но и выделить значение известняков
и описать все перечисленные реакции.
Сказка о братьях карбонатах.
На земле живут три брата
Из семейства Карбонатов.
Старший брат - красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО3!
Любят братья порезвиться,
В жаркой печке прокалиться.
СаО да СО2 образуются тогда.
Это углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну а это СаО -
Жарко обожённая ИЗВЕСТЬ НЕГАШЁНАЯ.
Добавляем к ней воды,
Тщательно мешая,
Чтобы не было беды, руки защищаем.
Круто замешённая ИЗВЕСТЬ, но ГАШЁНАЯ!
Известковым молоком
Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив извёстку в мел.
Фокус-покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко-легко
Превратится в молоко!
А теперь довольно ловко
Получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай!
Льётся пена через край!
Все в заботах, все в работе
От зари и до зари -
Эти братья Карбонаты,
Эти СаСО3!
О. Значение карбонатов: строительство, письмо, побелка.
В быту карбонаты применяют:
- СаСО3 в производстве зубных паст, порошков, как образивное, эмаль укрепляющее средство.
- Гидрокарбонат (питьевая сода) используется при отравлении кислотами. В каждой химической лаборатории и в вашей школьной есть раствор питьевой соды (1-2%). Дома для "поднятия бисквита". Для устранения изжоги, вызванной повышением кислотности желудочного сока. Напишем это уравнение реакции.
Экспериментальное задание прикладного характера.
В стихотворении мы затронули вопрос газированной воды.
Точный состав напитков содержится в секрете (поэтому "кола" московская, саратовская, коноваловская имеет различие).
Но на этикетках всё же указаны типичные составные части: газированнная вода, сахар, краситель, ароматические вещества. Как экспериментально определить наличие в лимонаде оксида углерода (IV), кислоты присутствие красителя.
Направление поиска. Необходимо проделать качественные реакции на эти вещества, вспомнить адсорбционные свойства угля.
- Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов.
Какова была цель урока?
О чём шла речь на уроке?
О. (по схеме)
Подведем итог урока. Сели удобно, обдумали, что вы сделали, что узнали.
Поднимите руки те, кто поставил 5 плюсов; те, кто поставил 4 плюса; те, кто поставил 3
Это именно те оценки, которые вы себе поставили на уроке.
- Д/з. Дома посмотрите содержание аптечки, ванной комнаты, кухни и найдите предметы бытовой химии, содержащие в своём составе СО2 , Н2СО3 , карбонаты и гидрокарбонаты.
На столе учащихся
Оксиды углерода, угольная кислота, карбонаты.
Л.Н. Толстой:
"Каждый человек алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, а стараться очищать себя".
В.Ф. Одоевский. Сказка.
"- А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимою по улицам ходишь, да в окошки стучишься?
- А я затем в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - чтоб не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют, или закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно".
В. Короткевич:
"Вы слышали об эффекте "собачьей пещеры" в Италии. Есть там такая пещера-яма. Человек войдёт и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
- Почему?
- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ...".
Сказка о братьях карбонатах.
На земле живут три брата
Из семейства Карбонатов.
Старший брат - красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО3!
Любят братья порезвиться,
В жаркой печке прокалиться.
СаО да СО2 образуются тогда.
Это углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну а это СаО -
Жарко обожённая ИЗВЕСТЬ НЕГАШЁНАЯ.
Добавляем к ней воды,
Тщательно мешая,
Чтобы не было беды, руки защищаем.
Круто замешённая ИЗВЕСТЬ, но ГАШЁНАЯ!
Известковым молоком
Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив извёстку в мел.
Фокус-покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко-легко
Превратится в молоко!
А теперь довольно ловко
Получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай!
Льётся пена через край!
Все в заботах, все в работе
От зари и до зари -
Эти братья Карбонаты,
Эти СаСО3!
Рефлексивный тест.
- Я узнал(а) много нового
- Мне это пригодится в жизни
- На уроке было над чем подумать
- На уроке я поработал(а) добросовестно
- Цели урока достиг(ла)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл
Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....
Углерод и его соединения. Оксиды углерода.
Парная лабораторная работа на получение углекислого газа и изучение егосвойств. Проводится в 9 классе. Легко и доступно для всех учителей....
Углерод и его соединения. Оксиды углерода.
Урок посвящен оксидам углерода, выполняется как парная лабораторная работа. Прост и доступен для проведения любому учителю!...
Урок - ролевая игра "Углерод и его соединения"
• Повторить, систематизировать и расширить знания учащихся по данной теме • Рассмотреть биогенное значение углерода, его круговорот в природе, антропогенное влияние на биохимический цикл уг...
Углерод и его соединения.
Углерод и его соединения....
УГЛЕРОД И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ...
Конспект урока по теме "Углерод и его соединения" 9 класс
Данный урок составлен по модульной технологии....