Портрет одного героя(Кислород)
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Тихонова Елена Александровна

Цель урока: Первоначальное  знакомство  учащихся с химическим элементом и простым веществом – кислород. Познакомить учащихся с классом соединений – оксиды.

Образовательные задачи

     1.  научить учащихся называть оксиды;

2.     продолжать отрабатывать навыки работы с учебником;

3.     закрепить умение учащихся в определении  валентности элементов в бинарных соединениях.

Развивающие задачи:

1.     развивать познавательные способности учащихся;

2.     развивать умения учащихся устанавливать взаимосвязь между явлениями и фактами;

3.     развивать умение устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные задачи

1.     продолжить работу  по воспитанию у учащихся умения выслушивать товарищей;

Форма урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: классной урок с элементами индивидуальной работы

Методы и методические приемы: метод работы с книгой, эвристическая беседа, метод опережающих заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kislorod.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет одного героя.

(кислород)

Цель урока: Первоначальное  знакомство  учащихся с химическим элементом и простым веществом – кислород. Познакомить учащихся с классом соединений – оксиды. 

Образовательные задачи

     1.  научить учащихся называть оксиды;

  1. продолжать отрабатывать навыки работы с учебником;
  2. закрепить умение учащихся в определении  валентности элементов в бинарных соединениях.

Развивающие задачи:

  1. развивать познавательные способности учащихся;
  2. развивать умения учащихся устанавливать взаимосвязь между явлениями и фактами;
  3. развивать умение устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные задачи

  1. продолжить работу  по воспитанию у учащихся умения выслушивать товарищей;

Форма урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: классной урок с элементами индивидуальной работы

Методы и методические приемы: метод работы с книгой, эвристическая беседа, метод опережающих заданий

Оборудование :

  • На каждом столе: склянки с оксидами MgO, СО2, Fe2O3, SiO2, СиО

                                  колбы с водой

  • детали для сборки «портрета»

 

Организационный момент урока.

  1. Проверка знаний пройденного материала

Учитель. Два месяца вы изучаете новый для вас предмет – химия.

? Что изучает Химия?

? Что такое вещество?

? На какие две группы делятся все вещества?

? Какие вещества называются простыми. Приведите примеры.

? Какие вещества называются сложными. Ваши примеры сложных веществ.

Мы с вами познакомились с первоначальными химическими понятиями. Пришло время приступить к изучению веществ и их свойств.

3. Изучение нового материала

Учитель. Первый элемент, портрет которого мы сегодня нарисуем, образует всем давно известное вещество. Вот как о нем говорит поэт.

Примерно века два назад

Открыт он был случайно

Сейчас знаком с ним стар и млад

Ни для кого не тайна.

    Известно, что горит отлично

 В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает так же водород.

? Этот элемент в периодической системе занимает клетку с номером 8

Что это за элемент?

Для составления портрета этого элемента нам необходимо вспомнить и получить новые знания о том:

  • Где кислород встречается в природе?
  • Как   образуется кислород в природе?
  • Каковы его физические свойства?
  • Какие он образует соединения?

А помогут нам в этом сотрудники лабораторий. Дадим им слово.

Сотрудник лаборатории «Вещество»   О, кислород наш старый знакомый, мы его давно знаем. Ведь именно он входит в состав воздуха.

Сотрудник лаборатории « Элемент»  Еще с пятого класса нам известно, что в состав веществ, которые мы едим, пьем, из которых изготовлена наша одежда, входит кислород

Учитель. Постойте, постойте, дайте разобраться, как же это кислород в воздухе и кислород в пище, мы же не едим кислород, что это за блюдо такое?

? О чем говорят наши специалисты?

(в первом случае речь шла о кислороде как простом веществе, а во втором – о кислороде как простом элементе).

Молодцы! Представляю Вам сотрудников лабораторий.

Лаборатория «Элемент», младший научный сотрудник – Стружко Людмила.

Лаборатория «Вещество», младший научный сотрудник – Бондаренко Олег.

 

Сотрудник лаборатории « Элемент»: Я говорила, действительно, о том, что кислород это, прежде всего определенный вид атомов. Запишем вместе со мной:

16  8О   VI  группа,  II период

Вещества, содержащие кислород: H2O, CO2, CaCO3, SiO2, SO3, Na2CO3

Сотрудник лаборатории «Вещество»: Я говорил о кислороде – простом веществе, которое имеет определенные физические и химические свойства. Запишем вместе со мной:

 Формула вещества – О2

                   M r (О2) =32

 Учитель. Спасибо, господа эксперты, за вступление, а теперь, помогите мне разобраться, все ли ребята понимают различие в понятиях «вещество» и   «элемент».

Я прочту предложения,  вы определите, в  каких из них говорится  о кислороде как об элементе, а в каких из них говорится  о кислороде как простом веществе. Если речь идет об элементе, то поднимите одну руку, а если о простом веществе, то обе руки.

  • В составе воды есть кислород.
  • В состав воздуха входит кислород.
  • Кислород растворен в воде.
  • Кислород входит с состав ржавчины.
  • Кислород обязательный участник процесса горения
  • Кислород, водород и углерод  входят в состав сахара.

Слово экспертам, кто из ребят был быстрее всех? Все ли ребята умеют различить понятие «вещество» и   «элемент».

Давайте подробнее поговорим о химическом элементе – кислород.

Внимание, на периодическую систему.

  • Где в ПС находится кислород? Назовите номер группы и периода.
  • Какова его атомная масса?
  •  О чем говорит атомная масса?
  • Какую валентность может проявлять атом кислорода, исходя из его положения в ПС?

Определите валентность кислорода в соединениях, уже написанных нами

             II       II        II        II              II            II

                         H2O,   CO2,   SiO2,   SO3,   Na2CO3,   CaCO3

Учитель. Запомните! Кислород двухвалентен в соединениях со всеми элементами, кроме фтора.

Работа с учебником.

Раскроем учебник   § 4.1, прочитаем и ответим на вопрос, кислород в природе как элемент и простое вещество.

  • Земная атмосфера содержит по массе 23%, по объему 21% кислорода это говорится о кислороде как…
  • Содержание кислорода в составе живых организмов до 65% это говорится о кислороде как…
  • Какие явления в живой природе происходят с участием кислорода?
  • В виде простого вещества или химического элемента находится кислород в атмосфере?
  • Рассчитаем массовую долю кислорода в знакомом школьном меле, если его формула - CaCO3

Задача.

           Дано:                                        Решение:

                CaCO3                                                 ώ(О)=%

        ώ(О)=?

                    M r (СаСО3)= 40+12+16 ∙3= 100

                   

                         ώ(О)=% = 48%

                    Ответ: массовая доля кислорода веществе 48%

Учитель. Самыми распространенными веществами, в состав которых входит кислород, являются оксиды. На столах находятся вещества, которые относятся к классу оксиды, скажите, что в их составе общего? Попробуем дать определение, какие вещества называются оксидами.

Запишем определение в тетрадь:

    Оксиды это сложные вещества, состоящие из двух элементов один их      которых кислород.

 Название оксидов формируется следующим образом: к слову оксид добавляют название элемента, если элемент проявляет переменную валентность, то в скобках после его названия указывают ее римскими цифрами.

Назовем вещества, укажем валентность элементов в них:

I     II    II  II     III  II      II  II    IV II     II  II    III  II    II  II     V  II

Ag2O,   CaO,    Al2O3,     CO,    CO2,     FeO,   Fe2O3,  NO,      N2O5

Лабораторный опыт.

(Проводит сотрудник лаборатории « Элемент»)

  1. Прочитайте формулы оксидов.
  2.  Назовите оксиды.
  3. Познакомимся с некоторыми свойствами оксидов.

Формула вещества

название

Агрегатное состояние

цвет

Растворимость в воде

 MgO

СО2

Fe2O3

SiO2

СиО

  1. Сделайте вывод:
  • Оксиды – это вещества …
  •   Физические свойства оксидов…

Кислород – простое вещесво.

Сотрудник лаборатории «Вещество». В естественных условиях зеленые растения на свету  при фотосинтезе из углекислого газа и воды образуют глюкозу, при этом выделяется  кислород.

Кислород вездесущ – он входит в состав воздуха. Так как кислород необходим живым организмам для  дыхания, становится понятной забота человека о «зеленом золоте» планеты – лесных насаждениях.

Выясним экспериментально содержание кислорода в воздухе.

Опыт. 

(Проводит сотрудник лаборатории « Вещество»)

Зажжем свечу. Поставим ее в воду. Накроем цилиндром, на который предварительно нанесем деления.

Наблюдаем.

 Вода поднялась и достигла метки  равной 1/5 объема цилиндра.

Объясните увиденное.

Природа не терпит пустоты, кислород участвует в горении, на место израсходованного кислорода поднялась вода.

Вывод. В воздухе содержится 1/5 часть кислорода или  приблизительно 21%

Каждое вещество индивидуально, оно обладает определенными свойствами.

Что такое свойство?

Поговорим о физических свойствах кислорода.

Агрегатное состояние

цвет

вкус

запах

Растворимость в воде

Температура кипения

газ

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Мало растворим

-183С

Жидкость голубого цвета

Кислород тяжелее воздуха.

Докажем это расчетом:

M 2)= 32 г/моль

                                             в 1,11 раз тяжелее

M ( воздуха)= 29 г/моль

Теперь  на основании наших знаний нарисуем портрет

3.Закрепление.

  • Для составления «портрета» назовем «качества» подмеченные вами в этом вездесущем, всемогущем и невидимом веществе
  • Соотнесем  названия оксидов с их формулами:

CO2                          оксид кремния (IV)

               FeO                 оксид фосфора(V)

               Р2О5                          оксид железа (II)

               К2О                  оксид меди(II)

               CuO                оксид углерода (IV)

               SiO2                           оксид калия

  • Сыграем в «Крестики – нолики» (выигрыш линия оксидов)

      HNO3         SO2            SO3                       KClO3          ZnO        Na2O

     

      CO2            CuO           MgO                     NaOH          SO2        H2SO4 

 

       O2              NaOH         ZnSO4                   Cu(OH)2       CO2        N2O3 

      Прочитайте формулы оксидов в строчке;

      Назовите вещества.

? Посмотрим на полученный портрет и расскажем, что мы видим.

Работа по полученному рисунку.

  1. Домашнее задание

                    § 4.1, 4.2(№1, 2, 6), 4.3

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Мастер - класс по русскому языку в 6 классе "Портрет одного слова"

Мастер - класс "Портрет одного слова" разработан для учащихся 6-х классов. Работа построена на исследовании портрета слова "берёза" с привлечением знаний истории слова, фольклора, этимологии, фразеоло...

ПРОЕКТ. Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"

Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"...

мастер- класс по русскому языку в 6 классе "Портрет одного слова"

Для использования на уроках русского языка в 6 классе...

Портрет одного слова

Описание слова "Душа"...

Исследовательский проект учащегося "Портрет одного слова" ( слово "НАРОД")

Данный проект ориентирован на КОМПЛЕКСНОЕ описание самостоятельного слова. В современной лингвистике такой подход, по определению ведущего специалиста Академии наук Юрия Сергеевича Степанова, называют...