Урок по химии в 10 классе на тему: «Алкины»
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Александрова Марина Ивановна

Тема: « Алкины»

Цели:

  • Изучить новый класс органических соединений – алкины, рассмотреть физические и химические свойства, способы получения ацетилена
  • Способствовать дальнейшему расширению у учащихся научных знаний, формированию научно-теоретического мышления
  • Совершенствовать умения и навыки в написании формул веществ и уравнений химических реакций.

 

Оборудование: презентация, компьютер.

Понятия темы: алкины, гибридизация, изомерия, реакции гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации.

Тип урока:  комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_alkiny_10_klass.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6

Тема:

«Алкины»

10 класс

Ханты-Мансийский автономный округ – ЮГРА

Город Пыть-Ях

2014 год

Учитель химии

МБОУ СОШ №6 Александрова М. И.

Тема: « Алкины»

Цели: 

  • Изучить новый класс органических соединений – алкины, рассмотреть физические и химические свойства, способы получения ацетилена
  • Способствовать дальнейшему расширению у учащихся научных знаний, формированию научно-теоретического мышления
  • Совершенствовать умения и навыки в написании формул веществ и уравнений химических реакций.

Оборудование: презентация, компьютер.

Понятия темы: алкины, гибридизация, изомерия, реакции гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации.

Тип урока:  комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Знакомство с планом урока (на доске), объявление темы и цели урока (слайды №1,2)

  1. Проверка знаний:
  • Химическая разминка (слайды №3,4) – фронтальная работа класса
  1. Что такое углеводороды?
  2. Какие углеводороды относятся к непредельным?
  3. Что такое алкины?
  4.  Что такое гибридизация? Виды гибридизации?
  5. Каково строение  молекулы  ацетилена?
  • Тип гибридизации?
  • Угол связи?
  • Длина связи?
  • Форма молекулы?
  • Типы  химической  связи?
  1. Что такое π-связь?
  2. Какие виды изомерии характерны для алкинов?
  • Индивидуальная работа у доски:

1 учащийся. Назвать вещества по систематической номенклатуре. Какие из данных веществ являются изомерами?

а) CH—C ≡ C—CH—CH;   б) СH ≡ C—CH—CH;    

                                                                    І

                                                                   СН                                 СН

                                                                                                            І

в) СН— СН—С ≡ С—СН—СН                                    г) СН ≡ С—С—СН— СН

               І                     І                                                                      І

               СН               СН₅                                                                              СН₃

2 учащийся. Составить формулы веществ: а) пропин, б) бутин-2, в) 2,2-диметилгексин-3,

г) 3,4-диэтилгексин-1                      

  1. Изучение новой темы:

-     Получение алкинов (слайды №5,6) – работа учащихся в тетради

1. Метановый  способ :    2СН4  →  С2Н2  +  3Н2             (при  t =15000С)

2. Карбидный  способ:   СаС2 + 2Н2О  →  С2Н2  +  Са(ОН)2
 3.*Из  дигалогеналканов  спиртовым  раствором  щелочи                                                                      СН3—СН—СН—СН3 + 2КОН → СН3—С  С—СН3 + 2КВr + 2Н2О

                         І        І
                       Br     Br
 
-    Физические свойства алкинов (слайд №7) – работа учащихся в тетради

Ацетилен – газ легче воздуха, мало растворим в воде, в чистом виде почти без запаха. Изменения физических свойств углеводородов ряда ацетилена (так же как у алканов и алкенов) подчиняются общим закономерностям: при увеличении относительной молекулярной массы повышается температура кипения веществ.

-     Химические свойства алкинов

 а)  Реакция галогенирования (слайд №8,9 ) – объяснение учителя, работа учащихся в тетради

Происходит  в  две  стадии  по  месту  расположения  пи- связи (сначала  разрушается  одна  пи-связь, образуется  алкен, затем  вторая – образуется  алкан).

1. Галогенирование (присоединение  галогенов):

1 стадия.  СН ≡ СН + Br2 (р-р) → СНВr = СНВr;

                                            1,2-дибромэтен

2 стадия. СНВr = CHBr + Br2 (р-р) → СНВr2— CHBr2 

                                               1,1,2,2-тетрабромэтан 

Суммарное уравнение: CH CH + 2Br₂→CHBr₂—CHBr₂

Качественная  реакция  на  пи-связь  обесцвечивание  бромной  воды.

 

б)  Реакция гидрирования (слайды №10,11) – учащийся у доски

Гидрирование: Закончить уравнения реакций.

2. Присоединение  водорода:

 СН ≡ СН + Н2 → Y

1 стадия:   СН ≡ СН + Н2 → X;

 2 стадия:    X + H → Y.

 в)  Реакция гидрогалогенирования (слайды №12,13) – учащийся у доски

Составить уравнение реакции 1 стадии присоединения хлороводорода.

3.присоединение  галогеноводорода

СН ≡ СН + НСl  → X

Ответ для реакции гидрогалогенирования

СН ≡ СН + НСl  → СН2= СНСl       винилхлорид

Продукт  первой  стадии  винилхлорид  используется    в  промышленности  для  реакций  полимеризации  получают  полимер-поливинилхлорид  (ПВХ) имеет  важное  промышленное  значение.

 г)  Реакция гидратации (слайд №14) – объяснение учителя

Гидратация

4.Реакция присоединения воды в присутствии солей ртути – реакция Кучерова  :

СН ≡ СН + НОН  → СН3—С = О ацетальдегид

                                    І

                                   H                                                

! Остальные  алкины  образуют  кетоны  

 д)  Реакции окисления (слайд №15) – самостоятельная работа в тетради

Окисление

1. Горение(закончить уравнение реакции):

С2Н2 + О2 → ?

Ацетилен горит коптящим пламенем, т.к. соотношение атомов углерода и водорода в соединении одинаково.

2.*Обесцвечивание  раствора  перманганата  калия КМnО4 качественная  реакция  на  пи-связь: 

СН ≡ СН + КМnО4 → СООН—СООН

                             щавелевая  кислота

 е)  Реакции полимеризации (слайд №16) – объяснение учителя

Реакции  полимеризации

1.*Димеризация:

СН ≡ СН + СН ≡ СН →  СН≡ С—СН=СН2 (CuCl)

                                    бутен-1-ин-3 (винилацетилен)

2.  Тримеризация: 

СН ≡ СН + СН ≡ СН + СН ≡ СН  →  С6Н6

                                                                                       бензол

   ( t=6000С, катализатор уголь активированный Сакт)

  1. Закрепление:
  • Разминка (слайд №17);

Неоконченный текст: Вещество с формулой C₂H₂ называется ¹ _ _ _ _ .Он является первым гомологом класса ² _ _ _ _ _. По агрегатному состоянию это ³ _ _ _ _ _ . С галогенами, водородом, галогеноводородами и водой он вступает в реакции  _ _ _ _ _ , так как в его молекуле присутствует  _ _ _ _ _ связь. При взаимодействии с водой в присутствии солей ртути он образует  _ _ _ _ _. При реакции  _ _ _ _  из него получается бензол.

         ацетилен  тримеризации   ацетальдегид

         присоединения   тройная   алкинов  газ

  • Письменная работа в тетради (слайд №18);

Выполните задание

1 уровень                                      

Закончить уравнения   реакций:

1.CH+Cl

2. CH+O

3. CH ≡ C—CH+HBr→

4. CH ≡ C—CH + H

2 уровень

С какими из перечисленных веществ будет реагировать ацетилен: бром, метан, водород, хлороводород? Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия их протекания.

  1. Итог урока
  2. Д/з (слайд №19)

1. Выучить конспект по теме: Алкины

2.  Решить задачу: «Найти молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 85,7%, относительная плотность паров этого вещества 2 по оксиду углерода (IV) равна 1,593.

  1. Осуществить превращения:                O

CaCO→CaC→CH ≡ CH→ CH—C

                                                                     H

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номеклатура" изпользуется учителем при изучении соответствующей темы. Рабочая программа и учебник О.С.Габриел...

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Урок по химии 10 класс по теме "Алканы"

Разработка урока по химии 10 класс по теме "Алканы" с применением ИКТ...

Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"

Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....