"Оценивание личностных достижений учащихся при обучении химии в 8 классе общеобразовательной школы"
презентация к уроку по химии по теме
Выступление на Городском вебинаре для учителей естественнонаучного профиля «Оценка качества школьного естественнонаучного образования в свете требований ФГОС» 30.01.14
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abramkina_30.01.2014.ppsx | 282.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личностные результаты Сформированность основ гражданской идентичности личности Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования Сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях. К.Д. Ушинский
Управление развитием личностных качеств учащихся
Алгоритм диагностической деятельности учителя Определение цели и задач проводимого исследования. Выбор методик изучения уровня развития личностных качеств . Подготовка диагностического инструментария. Исследование обучающихся. Обработка и интерпретация результатов исследования. Анализ, оценка и обсуждение полученных результатов.
Диагностические методики Личностный результат развития Методика Цель Сформированность основ гражданской идентичности личности Определение потребности в активности Е.П. Ильина Выявление уровня внутреннего энергетического потенциала человека для проявления им активности 2. Личностный рост школьников Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, И.В. Степановой Выявление характера отношений школьника к Отечеству, к Земле, к миру, к труду, к культуре, к знаниям, к другим людям, к представителям иной национальности, иной веры, иной культуры, к своему здоровью, своему телесному «Я», к своему внутреннему миру, своему душевному «Я»
Диагностические методики Личностный результат развития Методика Цель Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации 1. Направленность на приобретение знаний Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой Выявление стремления рассматривать полученные знания в качестве главных результатов учебной деятельности 2. Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) Определение уровня школьной мотивации учащихся среднего звена 3. Анкета «Интересы и досуг» Выявление преобладающих личностных интересов подростков в сфере учебы и досуга 4. Тест-анкета «Кругозор школьника» Выявление преобладающих личностных интересов подростков в сфере учебы 5. Анкета «Мотивация учения и отношение школьников к процессу познания» Выявление познавательных интересов и мотивов учения, отношения школьников к процессу познания
Диагностические методики Личностный результат развития Методика Цель Готовность к выбору направления профильного образования 1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) Выявление профессиональных предпочтений школьников 2. Методика «Профиль» ( «Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной ) Исследование профессиональных интересов школьников 3. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной Исследование профессиональных склонностей школьников 4. Методика «Составь расписание на неделю» Выявление наличия или отсутствия широких познавательных интересов
Диагностические методики Личностный результат развития Методика Цель Сформированность ценностно-смысловых установок и моральных норм 1. Ценностные ориентации М. Рокича Изучение ценностных ориентаций 2. Шкала совестливости В.М. Мельникова, Л.Т. Ямпольского Определение степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям 3. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко Определение уровня эмпатии 4. Методика «Сфера интересов» О.И. Моткова в модификации М.В. Сергеевой Изучение широты сфер интересов учащихся 5. Методика «Направленность личности» С.Ф. Спичак , А.Г. Синицын Определение личностной направленности учащихся 6. Методика оценки и самооценки школьниками нравственных качеств личности З.И. Васильевой Определение нравственных ценностей в учении и общении
Диагностические методики Личностный результат развития Методика Цель Сформированность ценностно-смысловых установок и моральных норм 7. Тест-карта самооценки подростка «Портрет» Определение объективности отношения к своим качествам, способностям и возможностям Экологическая культура Диагностика уровня экологической культуры личности С.С. Кашлева Определение уровня ответственности по бережному отношению к природе
Диагностические методики Личностный результат развития Методика Цель Опыт социальных и межличностных отношений (уровень коммуникативной культуры) 1. Социомониторинг Определение особенностей межличностных отношений в коллективе 2. Тест на определение уровня общения В.Ф. Ряховского Определение уровня коммуникабельности человека 3. Методика КОС-1 Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (качеств) 4. Опросник изучения поведения К. Томаса Выявление личностной предрасположенности к конфликтному поведению 5. Методика «Я-лидер» Е.С. Федорова, О.В. Еремина в модификации Т.А. Мироновой Выявление операциональных коммуникативных умений (лидерских, организаторских качеств) учащихся
Диагностические методики Личностный результат развития Методика Цель Опыт социальных и межличностных отношений (уровень коммуникативной культуры) 6. Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных (по Дж. Резнулли ) Определение уровня личностных характеристик обучающихся Опыт участия в социально значимой деятельности Анализ материалов портфолио Выявление уровня социальной активности Наблюдение за участием в детских и молодежных общественных организациях Определение гражданской позиции
Критерий Показатели сформированности I уровень (избирательно-ситуативный) II уровень (потенциально-значимый) III уровень (активно- деятельностный ) Владение основными понятиями о глобальных экологических проблемах современности Не может назвать важнейшие проблемы экологии. Не может дать характеристику экологических проблем Может назвать несколько конкретных проблем, привести примеры их проявления. Затрудняется в описании свойств и признаков проблем, знания восстанавливаются при помощи наводящих вопросов педагога Может назвать все, или большинство глобальных экологических проблем, конкретизировать их примерами Дает достаточно полную характеристику проблем, знания легко актуализируются Показатели и критерии оценивания уровня гражданственности
Критерий Показатели сформированности I уровень (избирательно-ситуативный) II уровень (потенциально-значимый) III уровень (активно- деятельностный ) Сформированность чувства долга и ответственности Выполняет поручения только при условии контроля со стороны педагогов, товарищей или за вознаграждение Выполняет поручения не всегда охотно, но ответственно; не требует ответственности от других Выполняет поручения охотно, ответственно; требует ответственности от других Степень проявления самостоятельности Самостоятельность в учебе и в общественно-полезной деятельности проявляет слабо; не способен и не желает самостоятельно принимать решения Проявляет с амостоятельность в учебе и в общественно-полезной деятельности; не всегда способен принимать самостоятельные решения Проявляет с амостоятельность и инициативу в учебе, общественно-полезной деятельности; способен принимать самостоятельные решения Показатели и критерии оценивания уровня гражданственности
Критерий Показатели сформированности I уровень (избирательно-ситуативный) II уровень (потенциально-значимый) III уровень (активно- деятельностный ) Признание и принятие общечеловеческих ценностей Признает общечеловеческие ценности, но не руководствуется ими при выборе программы поведения Ценностные ориентации устойчиво проявляются в ситуациях, не затрагивающих жизненно важных потребностей личности Ценностные ориентации определяют поведение в различных жизненных ситуациях Проявление гражданской позиции Отсутствие потребности в проявлении гражданской позиции, а также неумение и неготовность к осуществлению гражданской деятельности Наличие потребности в проявлении гражданской позиции, но неумение и неготовность к осуществлению гражданской деятельности Наличие ярко выраженной потребности в проявлении гражданской позиции, умение и готовность к осуществлению гражданской деятельности Показатели и критерии оценивания уровня гражданственности
Критерий Показатели сформированности I уровень (избирательно-ситуативный) II уровень (потенциально-значимый) III уровень (активно- деятельностный ) Познавательная активность Воспроизводящая активность Интерпретирующая активность Творческий уровень активности Направленность на самообразование К учебной деятельности относится недобросовестно, необходимость освоения знаний не осознается Добросовестно относится к познавательной деятельности, осознавая необходимость совершенствования знаний Охотно овладевает знаниями, стремится к энциклопедичности знаний Оценка деятельности и ее коррекция Выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности Самостоятельно осуществляет текущий контроль своей деятельности Вносит изменения в свою деятельность по результатам текущего контроля Показатели и критерии оценивания уровня готовности к самообразованию
Критерий Показатели сформированности I уровень (избирательно-ситуативный) II уровень (потенциально-значимый) III уровень (активно- деятельностный ) Оценка собственного продвижения (рефлексия) С трудом указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности, раскрывает мотивы своих действий Указывает причины успехов и неудач в деятельности Проводит полный анализ своей деятельности, раскрывая причины успехов и неудач Показатели и критерии оценивания уровня готовности к самообразованию
Критерий Показатели сформированности I уровень (избирательно-ситуативный) II уровень (потенциально-значимый) III уровень (активно- деятельностный ) Сформированность экологической культуры (умение взаимодействовать с природой) Слабо выражено бережное отношение к природе и общественной собственности Проявляет бережное отношение к природе и общественной собственности Участвует в посильной деятельности, направленной на сохранение и восстановление природы, проявляет нетерпимое отношение к экологическим нарушениям Направленность на ведение здорового образа жизни Знает основы здорового образа жизни, но не руководствуется ими при выборе программы поведения Ведение здорового образа жизни устойчиво проявляется во многих ситуациях Здоровьесбережение определяет поведение в различных жизненных ситуациях Показатели и критерии оценивания уровня сформированности ценностно-смысловых установок
Критерий Показатели сформированности I уровень (избирательно-ситуативный) II уровень (потенциально-значимый) III уровень (активно- деятельностный ) Уровень социального взаимодействия Необщительность Замкнутость Трудно работает в команде Общителен Уверенно выходит на новые контакты с окружающими Эффективно работает в группе Высокий уровень коммуникабельности Эффективно работает в группе, способен влиять на поведение членов школьного коллектива для достижения поставленных целей Способность ненасильственно разрешать конфликты Склонность к соперничеству, к созданию и обострению конфликтов Склонность к приспособлению , к избеганию конфликтных ситуаций, зависимость от других членов коллектива Склонность к сотрудничеству в группе, команде, стремление прийти к компромиссу Показатели и критерии оценивания уровня сформированности социальных компетенций обучающихся
Анализ результатов учащегося
Планирование индивидуальных траекторий развития школьников Личностный результат, показанный на низком уровне Используемый предметный материал Планируемые формы и методы работы Внеурочная деятельность Сформированность основ гражданской идентичности личности Вклад ученых в развитие науки Доклады, конференции, круглые столы Просмотр видеофильмов Вклад ученых в развитие промышленности Проблемные семинары, деловые игры Экскурсии на предприятия Вклад ученых в П обеду в ВОВ и развитие оборонно-промышленного-комплекса Дискуссия Встречи с ветеранами Конкурс документальных фильмов Освоение космоса Сюжетно-ролевая игра Экскурсии в планетарий
Планирование индивидуальных траекторий развития школьников Личностный результат, показанный на низком уровне Используемый предметный материал Планируемые формы и методы работы Внеурочная деятельность Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации Любой Сюжетно-ролевые игры Кейсы Метод проектов Частично-поисковый метод Кружковая работа Факультативы Готовность к выбору направления профильного образования Материал повышенного уровня сложности Сюжетно-ролевые игры Кейсы Метод проектов Частично-поисковый метод Проблемные конференции Элективные курсы Фестиваль «Мир моих увлечений» Декада профориентационой работы Экскурсионная работа
Планирование индивидуальных траекторий развития школьников Личностный результат, показанный на низком уровне Используемый предметный материал Планируемые формы и методы работы Внеурочная деятельность Сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы Любого содержания, в том числе экологического Практические работы Практико-ориентированные: имитационные и ролевые игры Моделирование экологической ситуации в естественных природных условиях Исследовательские Разработка этического кодекса поведения в … (музее, заповеднике и т.п.) Экскурсионная работа Субботники, посадка деревьев Экологические акции Экспедиции
Планирование индивидуальных траекторий развития школьников Личностный результат, показанный на низком уровне Используемый предметный материал Планируемые формы и методы работы Внеурочная деятельность Опыт социальных и межличностных отношений Материалы уроков обобщения Парная, групповая Социальное проектирование Метод проектов Конференции «Дебаты» Организация детско-взрослых переговорных площадок Организационно- деятельностные игры
Организация работы учителя Развитие личностных качеств на уроке и внеурочной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом Использование личностно-ориентированных технологий Проведение педагогического тестирования, анкетирования,наблюдение Использование инновационных оценочных средств: кейсов, ситуационных заданий, контекстных задач
Сюжетно-ролевая игра «Заседание Мосгордумы» Повестка заседания «Об отходах производства и потребления» Повестка заседания «О землепользовании в Москве» Повестка заседания «О защите зеленых насаждений в Москве » Повестка заседания «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве» Повестка заседания «О возможностях использования альтернативного топлива Мосгортрансом » Повестка заседания «О безопасности дорожного движения» Повестка заседания «Использование термоядерной энергии в мирных целях под руководством НИЦ "Курчатовский институт" »
Организация урока Выбор Председателя Мосгордумы Распределение депутатов по фракциям (2-3 группы) Постановка проблемы Обсуждение в группах Выступление по проблеме Голосование Подведение итогов работы Председателем Мосгордумы
Контроль уровня личностных достижений
Выявление динамики
Регулирование, коррекция воспитательного процесса учёт и исправление учителем собственных погрешностей, допущенных в предыдущем управленческом цикле (например, при подготовке и проведении урока, учебного занятия); регулирование отношений внутри ученического коллектива в процессе обучения; педагогическая поддержка детей , испытывающих затруднения при выполнении тех или иных заданий; работа над ошибками, допущенными учащимися в решении познавательных и практических задач; дифференциация учебных заданий с учётом индивидуального темпа учения, пробелов в системе знаний и опыта у того или иного ученика и др.
ЛИТЕРАТУРА М.П. Нечаев. Диагностические технологии в работе классного руководителя. – АСОУ, 2013. – 68 с. (Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып . 7). М.П. Нечаев . Оценка качества воспитания в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2014. – 126 с. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г . П.В. Степанов. Развитие школы как воспитательной системы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. – 240 с . П.В . Степанов, И.В. Степанова. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе. Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 96 с. Фабрикантова Е.В. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Оренбург, 2002. – 227 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование личностных свойств учащихся в обучении. Преемственность средней и высшей школ.
Данная статья предназначена для чтения учителям среднего и старшего звена и показывает важность и необходимость самоактуализации ученика в конкретных учебных условиях, необходимость использовать субъе...
Единая система оценивания личностных достижений учащихся по ФГОС
Требование ФГОС к результатам освоения учебных программ представляет комплексный подход: предметные достижения, личностные и метапредметные. Оценка предметных достижений должна иметь...
Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...
Система оценивания личностных достижений учащихся
В статье "Система оценки личностных достижений учащихся" представлен личный опыт мониторинга личностных результатов учащихся, в связи с требованиями ФГОС ООО....
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии
Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой ч...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии и биологии
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии и биологии...