Рабочая программа по химии 9 класс.
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Минина Светлана Николаевна

Рабочая программа составлена к УМК  Габриелян О.С. Приводится титульный лист, пояснительная записка, структура учебного курса,календарно- тематическое планирование, развиваемые компетенции,образцы заданий для контроля и отслеживания усвоения содержания программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_gabrielyan_2012.docx54.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                     Утверждено

на заседании МО учителей                                               приказом №____________

естественно-научного цикла                                           от _____ августа ____2012  г.

Протокол №1                                                                     Директор

от «   »  августа 2012 г.                                                        ____________И.К.Пшеничный    

Руководитель:

_______________Л.В. Довгаль

              Рабочая  программа   по  химии

       учителя в.к.к.

Мининой Светланы Николаевны.

Программа составлена по УМК

О.С. Габриелян «Химия-9».

9 класс (68 часов)

Согласовано с МС                                                               Рекомендована к утверждению

Протокол № 1                                                          

от «  » августа 2012    г.                                                Протокол педагогического совета №

Председатель МС                                                           от «    » августа 2012   г.

                                                                                        Председатель педсовета

______________    О.В.Ушак                                 _____________ И.К.Пшеничный

                                            Пояснительная записка.

Предлагаемая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой О.С.Габриеляна и реализуется с использованием учебника О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс».

Курс 9 класса начинается  введением, в котором обобщаются основные вопросы курса химии 8 класса и даётся понятие о переходных элементах и амфотерности.

Далее рассматриваются общие свойства классов химических элементов - металлов и неметаллов. Затем в обобщенном плане разбираются свойства отдельных, наиболее ярких представителей каждого класса, групп химических элементов: свойства щелочных и щелочно – земельных металлов и галогенов. Далее, в плане восхождения от абстрактного к конкретному, рассматриваются и свойства отдельных, важных в народнохозяйственном отношении веществ, образованных конкретными химическими элементами. При изучении материала химии классов, групп и отдельных химических элементов повторяются, обобщаются и развиваются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории базового курса.

Курс 9 класса построен по концентрической системе, завершается темой «Знакомство с органическими веществами».

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по химии. Приказ МО РФ № 1089  от 05.03.2004г. (Вестник образования России. 2004г. №12).

2.

Примерная программа основного общего образования по химии. Сборник нормативных документов. Химия \ составители: Э. Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. М. «Дрофа», 2007.

3.

О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8- 11классов   общеобразовательных учреждений. М. « Дрофа » 2006.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Компетенции

Общеучебные

Интеллектуальные – распознавание вопросов, идей и проблем, которые могут быть исследованы научными методами.

Информационные – проводить самостоятельный поиск химической информации из разных источников, находить и выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов научного исследования, формировать ответ в понятной для других форме.

Коммуникативные – демонстрировать коммуникативные умения аргументированно, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства.

Предметно-ориентированные

Демонстрировать знание и понимание химических понятий и знаков.

Уметь обращяться со школьным лабораторным оборудованием.

Уметь распознавать опытным путём некоторые вещества.

Уметь проводить вычисления в химических превращениях.

Использовать приобретённые химические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного и экологически грамотного поведения.

Компоненты

Школьные

Элементы литературы, филологии, истории, экологии и т.д.

                          Структура планирования учебного процесса.

     Согласно тематическому планированию на преподавание химии отводится 2 часа в неделю, в год- 68 часов.

     Требуемое количество часов разбивается по темам следующим образом:

Модуль (глава)

Примерное количество часов

1.

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9-го класса

11

2.

Металлы

15

3.

Неметаллы

29

4.

Органические вещества.

9

5.

Химия и жизнь. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

6

Всего:  

70

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

1.

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

2.

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов - галогенов и изучение их свойств».

3.

Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа кислорода».

4.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

5.

Получение, собирание и распознавание газов на примере O2, H2, CO2, NH3.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

тема

1.

Стартовый контроль по повторению за курс 8 класса.

Контрольная работа №1 по теме «Взаимосвязь строения и свойств веществ»

2.

Контрольная работа №2 по теме «Металлы главных и побочных подгрупп».

3.

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы VI - VII группы главной подгруппы».

4.

Контрольная работа  № 4 по теме «Неметаллы IV – V группы главной подгруппы».

5.

Итоговая контрольная работа.№5

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ

Тема

1.

Ознакомление с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями)

2.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей (растворение Fe и Zn в HCl)

3.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

4.

Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) калия; в) алюминия; г) железа.

5.

Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

6.

Качественная реакция на ионы Fe+2 и Fe+3, Ca+2, Ba+2 и соединений натрия и калия.

7.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов.

8.

Качественная реакция на хлорид-ион.

9.

Качественная реакция на сульфат – ион.

10.

Распознавание солей аммония.

11.

Качественные реакции на карбонаты.

12.

Ознакомление с природными силикатами и продукцией силикатной промышленности.

13.

Изготовление моделей молекул углеводородов.

14.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов

15.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

                                ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ

1.

Образцы щелочных и щелочно – земельных металлов.

2.

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

3.

Получение гидроксидов железа (II) и (III).

4.

Получение HCl и его растворение в H2O.

5.

Аллотропия серы.

6.

Взаимодействие серы с кислородом.

7.

Получение аммиака.

8.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

9.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

10.

Поглощение углем растворённых веществ или газом.

11.

Модели молекул метана и других углеводородов.

12.

Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

13.

Образцы этанола и глицерина.

14.

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки

15.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов горения.

16.

Образцы изделий из полиэтилена

17.

Горение белков (шерсти или птичьих перьев)

18.

Цветные реакции белков.

19.

Образцы лекарственных препаратов, образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Сроки по плану

Сроки

факт

урока

Тема урока

Виды контроля

Опыты

К/Р

П/Р

ЛО

ДО

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9-го класса. Вещества.(11)

1.

Периодический закон и периодическая система химических элементов.

2.

Характеристика элементов на основании положения в периодической системе химических элементов и строения атома.

3.

Типы химических связей.

4.

Основные классы неорганических соединений

з

№1

5.

Взаимосвязь строения и свойств веществ

6

Генетическая связь неорганических веществ

7

Свойства веществ в свете ТЭД

8

Классификация химических реакций

9

ОВР

10

Решение задач по химическим уравнениям

11

Контрольная работа №1

Основные химические понятия. Свойства неорганических веществ

+

Металлы(15)

12

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства.

№1

13

Сплавы. Металлы в природе. Общие способы их получения.

№1

14

Химические свойства металлов. Окислительно – восстановительные реакции.

№2

№3

15.

Коррозия металлов.

16.

Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы.

№1

17.

Соединения щелочных Ме.

№6

№2

18.

Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы.

№1, №2

19.

Соединения щелочно-земельных Ме.

№6

20.

Алюминий, его физические и химические свойства

21.

Соединения алюминия.

№5

22.

Железо, его химические и физические свойства.

23.

Генетические ряды Fe2+ и Fe3+

№6

№3

24.

Практическая работа № 1

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

№ 1

25.

Обобщение темы «Металлы главных и побочных подгрупп».

26.

Контрольная работа №2 по теме «Металлы главных и побочных подгрупп».

+

Неметаллы(29)

27.

Общая характеристика неметаллов.

№7

28.

Водород. Получение, свойства и применение водорода

29.

Общая характеристика галогенов.

30.

Соединения галогенов.

№8

№4

31.

Практическая работа № 2

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов - галогенов и изучение их свойств».

№2

32.

Кислород и сера. Физические и химические свойства

№5

33.

Оксиды серы (IV и VI). Сероводород.

№6

34.

Свойства серной кислоты.

№9

35

Специфические свойства серной кислоты

35.

Практическая работа № 3

Решение экспериментальных

задач по теме «Подгруппа кислорода»

№ 3

36.

Обобщение темы «Неметаллы VI - VII группы главной подгруппы».

   

37.

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы VI - VII группы главной подгруппы».

+

38.

Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы. Азот и его свойства.

39.

Аммиак и его свойства.

№7

40

Соли аммония.

№10

41

Оксиды азота.

42

Азотная кислота и её свойства.

№8

42

Соли азотной кислоты.

43

Фосфор. Оксиды фосфора (V) и (III)

44

Фосфорная кислота и ёё соли

45

Обобщение по теме «Элементы V группы главной подгруппы».

з

46

Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы. Химические свойства углерода.

№9, №10

47.

Оксиды углерода (II) и (IV).

48.

Угольная кислота. Карбонаты.

№11

49.

Кремний. Соединения кремния.

50.

Силикатная промышленность. Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

№12

51.

Практическая работа № 4

Решение экспериментальных задач по теме

«Подгруппа азота и углерода».

№ 4

52-53

Практическая работа № 5

Получение, собирание и распознавание газов на примере O2, H2, CO2, NH3.

№ 5

54

Обобщение темы «Неметаллы IV - V группы главной подгруппы».

55

Контрольная работа № 4

по теме «Неметаллы IV - V группы главной подгруппы».

+

Органические вещества(9).

56.

Предмет органической химии. Многообразие органических соединений.

57.

Предельные углеводороды. Нефть и природный газ.

№13

№11, №14

№15

58.

Непредельные углеводороды. Этилен.

№13

№11, №12

№16

59.

Спирты.

№13

60.

Одноосновные карбоновые кислоты.

61.

Жиры, как биологически важные вещества.

62

Углеводы, как биологически важные вещества.

63.

Белки, как биологически важные вещества.

№17, №18

64

Обобщение знаний по органическим веществам. Зачет.

з

№14

№15

№19

Химия и жизнь. Повторение(6)

65

Повторение. Вещества.

66

Повторение. Химические реакции.

67

Итоговая контрольная работа

+

68

Химия и пища. Химия и здоровье.

69

 Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

70

Экскурсии.

Химические реакции.

Вариант №1

1)Расставить коэффициенты .

2)Выписать формулы солей, указать их названия, заряды ионов

3)Указать реакции разложения

Вариант №2

1)Расставить коэффициенты .

2)Выписать формулы солей, указать их названия, заряды ионов

3)Указать реакции соединения

Na+Cl2= NaCl

P+O2=P 2O5

H2 O =H2+O2

Ca+HCl=CaCl2+…

AlCl3+K3 PO4=AlPO4+KCl

Ca(OH)2+HNO3= Ca(NO3  )2+H 2O

C 2H6+O2=CO2+H 2O

Al+ HCl= AlCl3+…

C 2H6  = C+ H2

H2   +O2  =H2 O

Fe  + H2 O= Fe 3O 4 + H2

Mg(NO3  )2 + Na3 PO4  = Mg 3(PO4 )2+Na NO3  

C 4H10+O2=CO2+H 2O

Fe(OH)3 + H2SO4   = Fe2 (SO4) 3 + H2 O

Вариант №1

1)Расставить коэффициенты .

2)Выписать формулы солей, указать их названия, заряды ионов

3)Указать реакции разложения

Вариант №2

1)Расставить коэффициенты .

2)Выписать формулы солей, указать их названия, заряды ионов

3)Указать реакции соединения

Na+Cl2= NaCl

P+O2=P 2O5

H2 O =H2+O2

Ca+HCl=CaCl2+…

AlCl3+K3 PO4=AlPO4+KCl

Ca(OH)2+HNO3= Ca(NO3  )2+H 2O

C 2H6+O2=CO2+H 2O

Al+ HCl= AlCl3+…

C 2H6  = C+ H2

H2   +O2  =H2 O

Fe  + H2 O= Fe 3O 4 + H2

Mg(NO3  )2 + Na3 PO4  = Mg 3(PO4 )2+Na NO3  

C 4H10+O2=CO2+H 2O

Fe(OH)3 + H2SO4   = Fe2 (SO4) 3 + H2 O

Общая характеристика металлов.

Вариант № 1                                        

1.Какая химическая связь характерна для металлов?  Приведите  определение.

 2.Укажите металл с более выраженными металлическими свойствами: натрий,

  магний,    алюминий. Приведите    объяснения.

 3. Записать уравнения практически осуществимых реакций:

 А) литий + кислород;                           Б) золото + кислород;                        

 В) алюминий +сера;                             Г) цинк + вода                                  

 Д) медь + соляная кислота;                  Е) алюминий +   вода;  

 Ж) серебро + нитрат ртути  (II);           З) никель + хлорид меди (II ).

4.Что такое бронза? Пояснить.

 Вариант №2

1. Какая кристаллическая решётка характерна для металлов? Приведите определение.

2.Укажите металл с более выраженными металлическими свойствами: магний, кальций, барий. Приведите объяснения.

3. Записать уравнения практически осуществимых реакций:

А) медь + вода;                                          Б) кальций + кислород;

В) цинк + сера;                                           Г) алюминий + соляная кислота;

Д)железо +  нитрат цинка;                        Е)калий + вода;

Ж)железо + вода;                                       З)золото + серная кислота.

4. Какие сплавы железа вам известны? Назвать

Химические свойства металлов.

Составьте уравнения возможных реакций. Укажите окислитель и восстановитель, условия протекания реакций;           стрелкой изобразите  переход электронов.

     Вариант № 1                                                              Вариант №2

1.хром + вода                                                             1.литий + сера

2.алюминий + серная кислота                                  2.кальций + азот

3.барий + вода                                                            3.калий + вода

4.медь + кислород                                                      4.железо + соляная кислота

5.магний + фосфор                                                     5.железо + вода

6.алюминий + бром                                                   6.алюминий + кислород

7.медь + соляная кислота                                          7.ртуть + нитрат цинка

8серебро + сульфат цинка                                         8.барий + хлор

9.цинк + хлорид железа (II )                                        9.магний + нитрат никеля ( II)

10 железо + кислород                                                 10.ртуть + серная кислота

                                      Способы получения металлов.

1)Составьте уравнения реакций получения металлов   по следующим  схемам:

1.оксид железа (III ) + алюминий                     1.оксид железа (III ) + водород

2.оксид молибдена (IV ) + водород                   2.оксид молибдена (IV) + алюминий

3.оксид  меди (II) + оксид углерода II( )           3.оксид меди (I )+ углерод

4.оксид никеля (II) + углерод                             4.оксид олова (IV) + оксид углерода ( II)

Какой способ металлургии отражают данные процессы?

2)Составьте  схему электролиза:

А)  расплава фторида  кальция                                А) расплава  бромида   магния

Б)  раствора хлорида  ртути ( )                                 Б)  раствора  хлорида калия

3) Используя сведения по гидрометаллургическому способу получения металлов, осуществите превращения по схеме:

Оксид меди (II) --хлорид меди ( II) -- медь      оксид (II) --сульфат никеля(II )--никель

                                                                                 никеля

Щелочные металлы и их соединения.

Задание №1. Исходя из строения атома и положения химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева,  сравнить металлические свойства :

Вариант№1  натрия и магния                            Вариант№2  лития и калия.

Задание №2  Как получить:

Вариант№1  натрий из  бромида натрия          Вариант№2  калий из    хлорида калия.

Составить уравнения происходящих реакций, указав условия их протекания..

Задание №3    Составить уравнения реакций, происходящих между

Вариант№1  калием и веществами:  водой, иодом, серой

Вариант №2 натрием и веществами: азотом, водородом, фтором.

Указать степени окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, переход электронов.

Задание №4    Отразить молекулярными и ионными уравнениями  реакций  взаимодействие

Вариант №1 гидроксида натрия с    А) нитратом цинка,          Б)серной кислотой.

Вариант №2 гидроксида калия с      А)хлоридом алюминия,   Б)азотной кислотой.

Тест « Щелочные металлы»

Вариант 1

1.С чем прореагирует натрий с вытеснением водорода?  а)  гидроксидом бария, б) водой, в)  медью, г) азотной кислотой.

2.Какое из указанных соединений является каустиком?

А)  гидроксид калия     Б) гидроксид натрия

 В)  хлорид калия           Г)хлорид натрия

3.У какого из указанных металлов больше радиус атома?  а) Натрий, б)магний,  в)литий,  г)калий,  д)кальций?

4. В каком случае все указанные металлы являются щелочными?

А) натрий, магний     Б) литий, цезий     В)кальций, барий  Г) калий, кальций

5.В каком случае на катоде выделится только  свободный металл:

А)при электролизе раствора хлорида калия

Б) при электролизе раствора гидроксида натрия

В) при электролизе расплава бромида лития

6.В каком случае оба оксида прореагируют  с раствором гидроксида калия:

А)оксид магния, оксид фосфора ( 5), Б) оксид серы( 4),  оксид натрия,

В)оксид фосфора (5), оксид серы(4),  г)оксид кальция , оксид калия.

7)Какую окраску пламени дают ионы натрия:

 а) жёлтую, б)красную, в) зелёную, г) карминово-красную, д) малиновую. 

Вариант 2

1.С чем прореагирует калий  с образование щелочи?  а)  гидроксидом бария, б) водой, в)  медью, г) азотной кислотой.

2.Какое из указанных соединений является поваренной солью?

А) гидроксид калия     Б) гидроксид натрия

 В) хлорид калия           Г)хлорид натрия

3.У какого из указанных металлов больше радиус атома?  а) Натрий, б)магний,  в)цезий,  г)калий,  д)кальций?

4. В каком случае все указанные металлы являются щелочными?

А) натрий, алюминий     Б) франций, калий    В)кальций, барий  Г)калий, кальций

5.В каком случае на катоде  выделится только водород:

А)при электролизе раствора хлорида калия

Б) при электролизе расплава гидроксида натрия

В) при электролизе расплава бромида лития

6.В каком случае оба вещества прореагируют  с раствором гидроксида натрия:

А)оксид магния, оксид фосфора ( 5), Б) оксид серы( 4),  серная кислота

В)Оксид фосфора (5), гидроксид бария  г)оксид кальция , оксид калия.

7.Какую окраску имеет фенолфталеин в растворе едкого кали:

а) жёлтую, б)красную, в) зелёную, г) карминово-красную, д) малиновую

Характеристика химического элемента.   Вещества.                       

Задание №1 Исходя из положения химического элемента в периодической системе и строения атома сравнить неметаллические свойства     

1вариант:          кислорода и серы.                                                  2вариант:    кислорода и фтора.  

3вариант:          хлора и фтора.                                                         4вариант:    серы и хлора.

Задание №2 Исходя из положения химического элемента в периодической системе и строения атома сравнить металлические свойства     

1вариант:   бериллия и бора                                                               2вариант: магния и стронция                                                        

3вариант: натрия  и алюминия                                                            4вариант:  калия и лития  

Задание №4Расставьте степени окисления и коэффициенты в уравнении

  методом    электронного    баланса.

 Укажите окислитель и   восстановитель,  процессы  окисления и восстановления.

1вариант: ртуть +конц.серная кислота =сульфат ртути(2) +оксид серы(4) +вода  

2вариант:  оксид свинца(4) + конц. соляная кислота=хлорид свинца(2) +хлор + вода

3вариант: серебро +конц.серная кислота=сульфат серебра(1) +оксид серы(4) +вода

4вариант: оксид марганца(4) + конц. соляная кислота=хлорид марганца(2) +хлор + вода

Задание №5

Составить уравнения возможных реакций  в молекулярном и в ионном виде между

разбавленными растворами  перечисленных ниже кислот и веществами,

 указанными в скобках.

1вариант: соляная кислота       (цинк, оксид алюминия, серная кислота, оксид серы (6)

2вариант:  серная кислота        (гидроксид магния, железо(2),азотная кислота, оксид фосфора (5)

3 вариант: соляная кислота      (алюминий, оксид магния, фосфорная кислота, оксид азота (5)

4вариант: серная кислота           (оксид железа (3), гидроксид калия, оксид фосфора (5)

Задание №6Решите задачу.

1 вариант. Определите объём хлора, вступившего в реакцию  с 15 г  иодида калия( н.у.).

Какая масса хлорида

 калия образуется?

2 вариант. Какой объём хлороводорода ( н.у) выделится в реакции между 7,45 г хлорида натрия

и избытком концентрированной серной кислоты? Какова масса полученного хлороводорода?

3 вариант. Какой объём кислорода (н.у)израсходуется для полного сжигания сероводорода  

объмом 10 литров.Какова масса полученного сернистого газа?

4 вариант. Какой объём кислорода расходуется на обжиг сульфида цинка массой 19,4 г?

Каков объём выделившегося сернистого газа? (н.у.)

Кислород. Водород. Хлор.

Выбрать утверждения, справедливые для

1вариант:  кислорода          2 вариант: водорода           3 вариант: хлора

1.Хорошо растворяется в воде.

2.Мало растворим в воде.

3.Практически нерастворим в воде.

4.Легкий газ.

5.Тяжёлый газ.

6.Газ, немного тяжелее воздуха.

7.Горючий газ.

8.Газ, поддерживающий горение.

9.Взрывается при смешивании  с кислородом при обычных условиях.

10.Способен гореть спокойно в чистом виде.

11. Взаимодействует с оксидами металлов, отрывая от них кислород.

12.Газ, немного легче воздуха.

13.Собирают методом вытеснения воздуха.

14.Собирают методом вытеснения воды.

15.Собирают в сосуд, перевёрнутый вверх дном.

16.Собирают в стакан, расположенный вниз дном.

17.Является восстановителем.

18.Является окислителем.

19.Необходим для дыхания живых организмов.

20.В воздухе содержится 21% по объёму.

21.Вытесняет бром из бромида калия,  так как является более сильным окислителем.

22.Используется для обеззараживания воды.

23.Применяется для синтеза соляной кислоты.

24.Используется для резки и сварки металлов.

25.Не вступает в реакции соединения с кислородом.

26.Получают в лаборатории  при взаимодействии цинка и разбавленных растворов

     серной или   соляной кислоты.

27.Получают в лаборатории при взаимодействии перманганата калия (марганцовки)

    и концентрированного раствора  соляной кислоты.

28.Имеет два аллотропных видоизменения.

29.Получают  при разложении перманганата калия (марганцовки).

30.При растворении в воде образует две кислоты.

31.Важейшим природным соединением  этого элемента является поваренная соль.

          Подгруппа галогенов. Подгруппа кислорода.

Задание №1Что общего в строении атомов указанных ниже элементов и в чём  различие?      

1вариант:          кислород и сера.                                                  2вариант:    кислород и фтор.  

3вариант:          хлор и фтор.                                                         4вариант:    сера и хлор.

Задание №2Составить уравнения возможных  реакций между перечисленными  

  веществами    (кислородом, водородом, серой, алюминием, кальцием)         и

1вариант:  хлором                                                                            2вариант:  кислородом  

3вариант:   серой       .                                                                      4вариант: фтором  

Укажите степени окисления, окислитель, восстановитель, переход  электронов.

Задание №3

 1вариант: Почему простых веществ больше, чем химических элементов? Поясните на   примере  

                   кислорода.

  2вариант:  Что называется аллотропией?Какие аллотропные модификации серы вам известны?

 3вариант: Почему простых веществ больше, чем химических элементов? Поясните  на примере  

                   серы.                                                                    

 4вариант: Что называется аллотропными модификациями? Поясните  на примере   кислорода.

                   

 Задание №4Расставьте степени окисления и коэффициенты в уравнении

методом    электронного

баланса.  Укажите окислитель и   восстановитель,  процессы  окисления и восстановления.

1вариант: ртуть +конц.серная кислота=сульфат ртути(2) +оксид серы(4) +вода  

2вариант:  оксид свинца(4) + конц. соляная кислота=хлорид свинца(2) +хлор + вода

3вариант: серебро +конц.серная кислота=сульфат серебра(1) +оксид серы(4) +вода

4вариант: оксид марганца(4) + конц. соляная кислота=хлорид марганца(2) +хлор + вода

Задание №5

Составить уравнения возможных реакций  в молекулярном и в ионном виде между

разбавленными растворами  перечисленных ниже кислот и веществами,

 указанными в скобках.

1вариант: соляная кислота      (цинк, оксид алюминия, серная кислота, оксид серы (6)

2вариант:  серная кислота       (гидроксид магния, железо(2),азотная кислота, оксид фосфора (5)

3 вариант: соляная кислота    (алюминий, оксид магния, фосфорная кислота, оксид азота (5)

4вариант: серная кислота         (оксид железа (3), гидроксид калия, оксид фосфора (5)

Задание №6Решите задачу.

1 вариант. Определите объём хлора, вступившего в реакцию  с 15 г  иодида калия( н.у.).

Какая масса хлорида

 калия образуется?

2 вариант. Какой объём хлороводорода ( н.у) выделится в реакции между 7,45 г хлорида натрия

и избытком концентрированной серной кислоты? Какова масса полученного хлороводорода?

3 вариант. Какой объём кислорода (н.у)израсходуется для полного сжигания сероводорода  

объмом 10 литров.Какова масса полученного сернистого газа?

4 вариант. Какой объём кислорода расходуется на обжиг сульфида цинка массой 19,4 г?

Каков объём выделившегося сернистого газа? (н.у.)

Смещение химического равновесия.

1 вариант.

1.Как влияет катализатор на смещение химического равновесия:

А) смещает в сторону исходных веществ ;  Б)смещает в сторону продуктов реакции;    В)не влияет ;     Г)смещает вправо.

2.Как следует изменить давление, чтобы равновесие в системе 2 СО+О2  <=>2СО2

 сместить вправо:А) повысить; Б) понизить; В) не изменить; Г) сначала понизить, а потом повысить.

 3.В какую сторону сместится химическое равновесие  реакции

 2  SО2+ О2   <=>2S О3+192 кдж

при понижении температуры: А) влево; Б) вправо; В) не сместится.

4.Fe2 О3 +3СО   <= >2 Fе + 3СО2  +   Q

Как сместится химическое равновесие при А)повышении концентрации оксида углерода(4); Б)повышении давления;  В) при нагревании; Г)  при добавлении измельчённого оксида железа (3); Д)при введении катализатора.

2вариант

1.Обратимым процессом является:  А) нейтрализация соляной кислоты  гидроксидом натрия,; Б) синтез аммиака; В) взаимодействие мела с раствором соляной кислоты  ; Г)горение магния.

2.В какую сторону сместится химическое равновесие в системе : N2  + О2    <=>  2 N О при повышении давления : А) вправо; Б) влево; В) не сместится.

3.Как следует изменить концентрацию углекислого газа     2СО+О2 2 СО2, чтобы сместить равновесие вправо: А) понизить; Б) повысить; В) сначала понизить, а потом повысить; Г)сначала повысить, а потом понизить.

4. 4NО2  + 2О+ О2 <=> 4 НNО3  +Q

Как сместится химическое равновесие при А)повышении концентрации оксида азота (4); Б)повышении давления;  В) при нагревании; Г)  при поглощении азотной кислоты; Д)при введении катализатора.

Решение задач к теме  «Растворы»

1 вариант Растворы.

2 вариант Растворы.

1

Как приготовить 160 г 5 %-ного раствора поваренной соли?

1

Как приготовить 140 г  6 % - -ного раствора поваренной соли?

2

Какую массу сахара и воды нужно взять для приготовления 48 кг раствора с массовой долей сахара 30%-

2

Какую массу сахара и воды нужно взять для приготовления 60кг раствора с массовой долей сахара 15%-

3

В воде  массой 400 г растворили образец щелочи массой 60 г, после  чего  раствор упарили до массы 300 г.Определить массовую долю щелочи в полученном растворе в %.

3

В воде  массой 300 г растворили образец щелочи массой 50 г, после  чего  добавили щелочи  и  масса раствора  стала 380 г.Определить массовую долю щелочи в полученном растворе в %.

4

Смешали 200 г 5% -ного и 300 г 20% - ного раствора хлорида калия.Определить массовую долю хлорида калия в полученном растворе.

4

Смешали 280 г 8% -ного и 300 г 10% - ного раствора хлорида калия.Определить массовую долю хлорида калия в полученном растворе

3вариант Растворы.

4 вариант Растворы.

1

Как приготовить 200г 2,5%-ного раствора поваренной соли?

1

Как приготовить 220 г  2 %-ного раствора поваренной соли?

2

Какую массу сахара и воды нужно взять для приготовления 120 кг раствора с массовой долей сахара 24%-

2

Какую массу сахара и воды нужно взять для приготовления 180кг раствора с массовой долей сахара 20%-

3

В воде  массой 200 г растворили образец щелочи массой 10 г, после  чего  раствор упарили до массы 160 г.Определить массовую долю щелочи в полученном растворе в %.

3

В воде  массой 500 г растворили образец щелочи массой 60 г, после  чего   добавили щелочи  и масса раствора  стала 580 г.Определить массовую долю щелочи в полученном растворе в %.

4

Смешали 120 г 5% -ного и 130 г 8% - ного раствора хлорида калия.Определить массовую долю хлорида калия в полученном растворе

4

Смешали 80 г 5% -ного и 220 г 10% - ного раствора хлорида калия.Определить массовую долю хлорида калия в полученном растворе

.

Предельные и непредельные углеводороды.

Задание №1.Назвать вещества. Указать класс соединений. Выбрать гомологи и изомеры.                

                                                                                                                        СН3

Вариант 1. СН3-СН2-СН2-СН2-СН 3        СН3-СН2-СН-СН3              СН3-С-СН3

                                                                                                                                      СН3                            СН3

СН3-СН2-СН2-СН 3       

Вариант2.  СН3-СН-СН2-СН-СН 3            СН3-СН-СН-СН2-СН3             СН3-СН-СН2-СН-СН2-СН3

                            СН3            СН3                                                СН3   СН3                               СН3          СН3

 СН3-СН2-СН2-СН2- СН2-СН2-СН 3       

Задание №2Решить задачу.

Вариант 1. Определить объём кислорода(н.у.), затраченного на сгорание 15 литров этана С2 Н6

Вариант 2.Определить  объём углекислого газа,(н.у.), полученного при  сгорании 25 литров этана С2 Н6

Задание №3.Составить формулы веществ.

 Вариант 1.    2- метилгексен-1,      2,3 –диметилбутен-2

 Вариант2.     2- метилпропен  ,3,3-диметилпентен-1

Задание №4.Составить уравнения реакций.

Вариант 1 а) горения этена, б)гидрирования бутена-2, в)гидратации пропена,г)разложения пропана до простых веществ, д)хлорирования метана(первая и вторая стадия)

Вариант2.  А) горения пропена, б)гидрирования этена, в)гидратации бутена-2, г)разложения бутана до простых веществ, д) бромирования метана  (первая и вторая стадия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...