задания для деят игр
методическая разработка по химии по теме
Задания для деятельностных игр включают задания типа "«Согласись или опровергни», «Анаграммы – шароиды», Кроссвордоподобные задания и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания для деятельностных игр | 54.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для деятельностных игр
«Согласись или опровергни» (тема «Элементы V группы», 9 кл)
1.Из всех простых веществ азот легче реагирует с водородом. (Ответ: нет, с литием)
2.Аммиак проявляет восстановительные свойства, т.к. азот в нем имеет минимальную степень окисления. (Ответ: да)
3.Нашатырь образуется при растворении аммиака в воде (Ответ: нет, при растворении аммиака в воде образуется нашатырный спирт, а нашатырь – это хлорид аммония)
4.В небольших количествах азотная кислота образуется во время грозы (Ответ: да)
5.Глубина восстановления азота при взаимодействии азотной кислоты с Ме зависит от активности Ме и концентрации кислоты. (Ответ: да)
6.Особенности химического поведения азотной кислоты выражаются в том, что она разлагается и реагирует с Ме и оксидами Ме не так, как большинство других кислот. (Ответ: нет, с оксидами реагирует как все)
7.Белый фосфор сильно отличается по свойствам от других модификаций фосфора, т.к. у него другой тип кристаллической решетки. (Ответ: да)
8.Фосфор в нулевой степени окисления легче восстанавливается, чем окисляется. (Ответ: нет, наоборот)
9.Метафосфорная и ортофосфорная кислоты отличаются степенью окисления в них фосфора. (Ответ: нет, содержанием атомов водорода и кислорода, степень окисления фосфора одинакова)
10.Нитраты и фосфаты разлагаются при нагревании с выделением кислорода. (Ответ: нет, фосфаты не разлагаются)
«Анаграммы – шароиды»
Загадано десять химических терминов, имеющих отношение к понятию «частицы вещества». Для каждого термина дана анаграмма-шароид (фраза, составленная из букв слова) и определение.
№ | Анаграмма-шароид | Определение | Ответ |
1 | Но тропы | Наполнители ядра атома | Протоны |
2 | Тонны рей | Нейтроны | |
3 | Э, ты не лем? | Если они химические, то у каждого есть номер | Элементы |
4 | Д.Клуни | Атомы с идентичным ядром | Нуклид |
5 | И то позы | Разновидности №3, имеющие одинаковое количество №1, но разное количество №2 | Изотопы |
6 | Лоле-мука | Автономно существующее соединение двух или более атомов | Молекула |
7 | Стоянов, стоп! | Характеристика состава вещества, зафиксированное в законе | Постоянство |
8 | В соточке ли? | Информация об атомах, содержащаяся в формуле состава | Количество |
9 | Сонет Ире | Информация о молекуле, содержащаяся в графической формуле | Строение |
10 | Тень на ствол | Способность атомов образовывать связи | Валентность |
Задание:
1.Разгадайте термины.
2.Для халькогена, содержащего удвоенную букву в названии, определите количество №1 и №2. (Ответ: у теллура 52 протона и 75 нейтронов)
3.Выпишите знаки химических элементов 1-3 периодов, у которых значение №10 не является простым числом. (Ответ: С, N, Si, S)
Кроссвордоподобные задания
Пирамида «Дюжина «О» (Тема «Подгруппа кислорода, 9 класс)
1.Его легко получить из атома серы и очень трудно – из атома кислорода. (Ион)
2.Пирит по своей классовой принадлежности. (Соль)
3.Пирит – в начале, а он – в конце. (Олеум)
4.Из него кислород выделяют физическими методами. (Воздух)
5.Процесс, в результате которого из серосодержащих веществ можно получить оксид серы (IV), но не оксид серы (VI). (Горение)
6.Процесс, которому подвергаются сульфиды калия и натрия, но цинка и меди; у сульфатов же ситуация обратная. (Гидролиз)
7.Серная кислота по отношению к сере. (Гидроксид)
8.Процесс, не характерный для протонов и сульфат-ионов, но характерный для протонов и сульфит-ионов. (Ассоциация)
9.У серы этот параметр имеет три значения, а у кислорода – только одно. (Валентность)
10. Продукт частичной нейтрализации сернистой кислоты натриевой щелочью. (Гидросульфит)
11. Элемент установки для производства серной кислоты, в котором химические реакции не протекают, а лишь создаются условия для этого. (Теплообменник)
Криптограммы (тайнопись, зашифрованное сообщение) (Тема «Спирты», 10 кл)
Задание: расшифруйте ключевые слова, прочтите криптограмму и продолжите выражение.
Ключевые слова
1,2,3,4,5,6,7 – продукт окисления спирта состава С4Н9ОН, имеющего самую высокую температуру кипения среди всех возможных изомеров. (Бутаналь)
8,9,10,9,11,9,10 – газообразный продукт реакции, подтверждающей кислотные свойства спиртов. (Водород)
12,6,13,14,9,15,4 – вещество, под действием микроорганизмов превращающееся в этанол. (Глюкоза)
16,17,11,18 – широко встречающиеся в природе продукты этерификации простейшего трехатомного спирта. (Жиры)
14,9,5,19,20,5,3,11,4,19,17,21 – количественная характеристика медицинского спирта, равная 96. (Концентрация)
22,20,10,7 – вещество, катализирующее реакцию отщепления от первичных и вторичных спиртов второго ключевого слова. (Медь)
23,11,9,24,3,9,25 – прилагательное из названия класса соединений, к которому относится изомер этилового спирта. (Простой)
Ответ: в результате внутримолекулярной дегидратации спиртов образуются алкены, а межмолекулярная приводит к образованию,,, простых эфиров
Составь словосочетание
Задание. В двух столбцах даны существительные. Слова из левого столбца надо преобразовать в прилагательные и подставить к ним слова из правого столбца, так, чтобы получились устойчивые словосочетания – термины, использующиеся в химии. Что они означают? Например, муравей-кислота; муравьиная кислота.
Вода Горючее
Защита Купорос
Медь Мениск
Мера Очки
Насыщенность Палочка
Низ Пар
Стекло Переход
Сухость Раствор
Тигель Цилиндр
Фаза Щипцы
Ответ: водяной пар, защитные очки, медный купорос, мерный цилиндр, насыщенный раствор, нижний мениск, стеклянная палочка, сухое горючее, тигельные щипцы, фазовый переход.
Три для одного
Задание. Все три прилагательные относятся к одному и тому же существительному, которое вам нужно найти:
1.Бурый, красный, магнитный______(железняк)
2.Жженая, хлорная, белильная_______(известь)
3.Многоцентровая, металлическая, кратная______(связь)
4.Инструментальная, металлическая, кратная ______(связь)
5.Химическое, натуральное, стеклянное _______(волокно)
6.Баритовая, тяжелая, хлорная _____(вода)
7.Активный, ископаемый, костяной_____(уголь)
8.Средние, смешанные, двойные ______(соли)
9.Пластическая, ромбическая, моноклинная _____(сера)
10.Коксовый, болотный, природный ______(газ)
«Извержение вулкана»
Задание. К приведенным словам добавьте существительное в родительном падеже, чтобы получилось используемое в химии словосочетание.
Вулканизация Перекрывание
Гибридизация Ректификация
Направленность Смещение
Обогащение Стабилизация
Отгонка Сублимация
Ответ: вулканизация каучука, гибридизация электронных орбиталей, направленность химической связи, обогащение руды, отгонка растворителя, перекрывание электронных орбиталей, ректификация нефти, смещение электронной плотности, стабилизация коллоида, сублимация йода.
Приложение 7
Министерство образования и науки РБ
Курумканское РУО
МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Изучение окислительно-восстановительных реакций в курсах 8-11 классов
(методическая статья)
Автор: Бадмаева Э.Ж.
учитель химии МБОУ «Дыренская СОШ»
с.Алла, 2011 г
Тема «Окислительно-восстановительные реакции» является сквозной и изучается в курсах 8-11 классов. Тема является актуальной, потому что окислительно-восстановительные процессы принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щёлочи, кислоты и другие ценные продукты.
Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах. Человечество давно пользовалось ОВР, вначале не понимая их сущности. Лишь к началу 20-го века была создана электронная теория окислительно-восстановительных процессов.
На изучение темы «Химические реакции в свете электронной теории» в 8 классе по учебнику Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой «Химия - 8» ( М.: Вентана-Граф, 2008) отводится 3 часа и тема состоит из следующих уроков:
-Окислительно-восстановительные реакции. Изменение степени окисления;
-Составление ОВР;
-Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории
Учащиеся учатся находить степень окисления в различных соединениях, составлять простейшие реакции окисления и восстановления. При этом делается акцент на то, что водород в соединениях обычно проявляет степень окисления +1, а кислород, как правило, имеет степень окисления -2. Можно воспользоваться следующими правилами: Любая ОВР – двусторонний процесс, состоящий из реакций окисления и восстановления.
Восстановитель (– е-) → степень окисления увеличивается.
(«Отдал электрон, Обзавелся кислородом, Окислился…»)
Окислитель (+е-) → степень окисления уменьшается.
(Взял, Восстановился…)
« Восстановитель – это тот,
Кто электроны отдает,
Сам отдает грабителю –
Злодею-окислителю».
При изучении данной темы в 9 классе по учебнику Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой «Химия - 9» ( М.: Вентана-Граф, 2010) учащиеся должны знать понятия окислитель, восстановитель, основные окислители и восстановители, уметь различать ОВР и реакции без изменения степени окисления, расставлять коэффициенты в ОВР, пользуясь методом электронного баланса.
Например, без изменения с.о.: с изменением с.о.:
Реакции соединения
SO2 + Na2O = Na2SO3 2Mg0 + O20=2Mg+2O-2
Реакции разложения 2KCl+5O3-2= 2KCl-1 + 3O20
Cu(OH)2 = CuO + H2O 2KI-1 + Cl20 = 2KCl-1 + I20
Реакции обмена
AgNO3 + KCl = AgCl + KNO3
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов называется окислением. При окислении степень окисления повышается, атомы, молекулы или ионы являются восстановителями:
H20 - 2e = 2H+
S-2 - 2e = S0
Al0 - 3e =Al+3
Fe+2 - e = Fe+3
2Br - - 2e = Br20
Процесс присоединения электронов - восстановление. При восстановлении степень окисления понижается, атомы, молекулы или ионы - окислители:
Mn+4 + 2e = Mn+2
S0 + 2e = S-2
Cr+6 +3e = Cr+3
Cl20 +2e = 2Cl-
O20 + 4e = 2O-2
Соединения, содержащие атомы элементов с максимальной степенью окисления, могут быть только окислителями за счет этих атомов, т.к. они уже отдали все свои валентные электроны и способны только принимать электроны (например, HNO3 за счет атома N+5, K2Cr2O7 - за счет атома Cr+6, KMnO4 - за счет атома Mn+7). К ним относятся F2, Cl2, O2, KClO3, H2SO4, HNO3, KMnO4, MnO2, K2Cr2O7, PbO2 и др. Максимальная степень окисления атома элемента равна номеру группы в периодической таблице, к которой относится данный элемент.
Соединения, содержащие атомы элементов с минимальной степенью окисления могут служить только восстановителями, поскольку они способны лишь отдавать электроны, потому, что внешний энергетический уровень у таких атомов завершен восемью электронами (например, NH3 - восстановитель за счет атома N−3, H2S - за счет атома S−2, KI за счет атома I−1). Минимальная степень окисления у атомов металлов равна 0, для неметаллов - (n–8) (где n- номер группы в периодической системе). Типичными (сильными) восстановителями являются H2, C (графит), Zn, Al, Ca, KI, HCl (конц.), H2S, CO и др.
Соединения, содержащие атомы элементов с промежуточной степенью окисления, могут быть и окислителями и восстановителями, в зависимости от партнера, с которым взаимодействуют и от условий реакции. К таким веществам принадлежат KNO2, H2O2, SO2, Nа2SO3 и др.
Окислительно-восстановительные свойства веществ связаны с положением элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Простые вещества - неметаллы обладают большими окислительными свойствами, а металлы - большими восстановительными свойствами (O2, Cl2 - окислители, Na, Ba, Al, Zn - восстановители).
При изучении темы в курсе органической химии в профильном 10 классе учащиеся должны уметь:
-находить зависимость окислительно-восстановительной способности органического вещества от его строения;
-предсказывать условия проведения реакции и ожидаемые продукты окисления, восстановления;
-составлять уравнения ОВР методом электронного и ионно-электронного баланса;
В течение ряда лет учащиеся нашей школы выбирают химико-биологический или физико-химический профиль, каждый год сдают ЕГЭ по химии и поступают по результатам ЕГЭ в ВУЗЫ (в 2010 году поступили: в БГУ(мед)-1 выпускник, в ИГМУ-1 выпускник, ЧГМА – 1 выпускник; в 2011 поступили: в ЧГМА – 3 выпускника)
Особое внимание учащихся следует обратить на поведение окислителя - перманганата калия КМnО4 в различных средах. Это связано с тем, что окислительно-восстановительные ре акции в КИМах встречаются не только в заданиях С1 и С2. В заданиях СЗ, представляющих цепочку превращений органических веществ нередки уравнения окисления-восстановления. В школе часто окислитель записывают над стрелкой как [О]. Требованием к выполнению таких заданий на ЕГЭ является обязательное обозначение всех исходных веществ и продуктов реакции с расстановкой необходимых коэффициентов.
Окислительно-восстановительные реакции органических веществ – важнейшее свойство, объединяющее эти вещества. Склонность органических соединений к окислению связывают с наличием кратных связей, функциональных групп, атомов водорода при атоме углерода, содержащем функциональную группу.
Последовательное окисление органических веществ можно представить в виде следующей цепочки превращений:
Насыщенный углеводород.→ Ненасыщенный углеводород → Спирт→ Альдегид (кетон) → Карбоновая кислота →CO2 ↑ + H2O.
Генетическая связь между классами органических соединений представляется здесь как ряд окислительно– восстановительных реакций, обеспечивающих переход от одного класса органических соединений к другому. Завершают его продукты полного окисления (горения) любого из представителей классов органических соединений.
- Установление зависимости окислительно-восстановительной способности органического вещества от его строения:
Объяснение нового материала происходит в форме беседы с использованием презентации, при этом отрабатываются навыки составления уравнений окислительно – восстановительных процессов методом ионно-электронного баланса.
С помощью мультимедийного проектора или практически можно демонстрировать опыты:
- Окисление этанола оксидом меди (II) при нагревании
- Окисление этилена водным раствором перманганата калия
- Горение этилена
Повышенная склонность органических соединений к окислению обусловлена наличием в молекуле веществ:
- кратных связей (именно поэтому так легко окисляются алкены, алкины, алкадиены);
- определенных функциональных групп, способных легко окисляться ( –-SH, –OH (фенольной и спиртовой), - NH2 ;
- активированных алкильных групп, расположенных по соседству с кратными связями. Например, пропен может быть окислен до непредельного альдегида акролеина кислородом воздуха в присутствии водяных паров на висмут- молибденовых катализаторах.
H2C═CH−CH3 → H2C═CH−COH
А также окисление толуола до бензойной кислоты перманганатом калия в кислой среде.
5C6H5CH3 +6KMnO4 + 9H2SO4 → 5C6H5COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 +14H2O
- наличие атомов водорода при атоме углерода, содержащем функциональную группу.
Первичные и вторичные спирты, имеющие атомы водорода при атоме углерода, несущем функциональную группу; окисляются легко:
первые – до альдегидов, вторые до кетонов. При этом структура углеродного скелета исходного спирта сохраняется.
CH3−CH2−OH + CuO → CH3−COH + Cu + H2O
CH3−CH(ОН)− CH3 + CuO → CH3−COCH3 + Cu + H2O
Третичные спирты, в молекулах которых нет атома водорода при атоме углерода, содержащем группу ОН, в обычных условиях не окисляются. В жестких условиях (при действии сильных окислителей и при высоких температурах) они могут быть окислены до смеси низкомолекулярных карбоновых кислот, т.е. происходит деструкция углеродного скелета.
Несмотря на то, что в ходе любых окислительно-восстановительных реакций происходит как окисление, так и восстановление, реакции классифицируют в зависимости от того, что происходит непосредственно с органическим соединением (если оно окисляется, говорят о процессе окисления, если восстанавливается – о процессе восстановления).
Так, в реакции этилена с перманганатом калия этилен будет окисляться, а перманганат калия – восстанавливается. Реакцию называют окислением этилена.
Для составления уравнений окислительно- восстановительных реакций используют как метод электронного баланса, так и метод полуреакций (ионно-электронный метод).
Для органической химии важна не степень окисления атома, а смещение электронной плотности, в результате которого на атомах появляются частичные заряды, никак не согласующиеся со значениями степеней окисления.
Преимущества метода полуреакций:
Рассматриваются реально существующие ионы и вещества
- Не нужно знать все получающиеся вещества, они появляются при его выводе.
- При использовании этого метода нет необходимости определять степени окисления атомов отдельных элементов, что особенно важно в случае ОВР, протекающих с участием органических соединений, для которых подчас очень сложно сделать это.
- Этот метод дает не только сведения о числе электронов, участвующих в каждой полуреакции, но и о том, как изменяется среда.
- Сокращенные ионные уравнения лучше передают смысл протекающих процессов и позволяют делать определенные предположения о строении продуктов реакции.
Рассмотрим несколько примеров окислительно- восстановительных реакций с участием непредельных углеводородов этиленового ряда:
2.Строение продуктов окисления алкенов зависит от условий проведения реакции и природы окислителя.
На данном этапе урока отрабатываются у доски навыки составления учащимися уравнений реакций методом полуреакций:
- Мягкое окисление алкенов водным раствором перманганата калия на холоде приводит к образованию двухатомных спиртов (реакция Вагнера)
- CH2=CH2 + KMnO4 + H2O →
C2H4 + 2 H2O – 2e → C2H6O2 +2H+ 3
MnO4- + 2H2O + 3e → MnO2 + 4 OH- 2
3 C2H4 + 6 H2O + 2 MnO4- + 4 H2O → 3 C2H6O2 +6 H+ +2 MnO2 + 8 OH-
3 C2H4 + 4 H2O + 2MnO4- → 3 C2H6O2 +2 MnO2 + 2OH-
В ходе этой реакции происходит обесцвечивание фиолетовой окраски водного раствора KMnO4. Поэтому она используется как качественная реакция на алкены.
2. При жестком окислении алкенов кипящим раствором KMnO4 в кислой среде происходит полный разрыв двойной связи:
C4H8 + К MnO4+ H2SO4 →
Составим уравнение реакции:
C4H8 + 4H2O – 8е → 2C2H4O2 + 8H+ 5
MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 8
5C4H8 + 20 H2O + 8 MnO4- +64 H+ → 10 C2H4O2 + 8 Mn2+ + 32 H2O + 40 Н+
5C4H8 + 8 MnO4- +24 H+ → 10 C2H4O2 + 8 Mn2+ + 12 H2O
Составим молекулярное уравнение:
5C4H8 + 8 К MnO4 +12 H2SO4 → 10 C2H4O2 + 8 Mn SO4 + 4 K2SO4 + 12 H2O
3. Промышленное значение имеет частичное окисление алкенов с образованием циклических оксидов, которые широко используются в органическом синтезе:
2 CH2 ═CH2 + O2 → 2 H2С−CH2
└O┘
Оксид этилена используют в промышленности для получения эпоксидных смол, СМС, лаков, пластмасс, синтетических каучуков и волокон.
4. Очень важным промышленным процессом является каталитическое окисление алкенов. При использовании в качестве катализатора влажной смеси двух солей – хлорида палладия и хлорида меди (II)получают ацетальдегид (Вакер- процесс),это лучший настоящее время процесс получения уксусного альдегида в промышленности:
2 CH2 ═CH2 + O2 → 2CH3−COH
5. Полное окисление (горение):
C2H4 + 3 O2 →2 CO2 ↑+ 2 H2O + Q
Задания для закрепления материала:
- Составьте уравнение окисления пропена раствором перманганата калия в кислой среде:
Решение:
Окисление пропена сильным окислителем - перманганатом калия в кислой среде - приводит к полному разрыву двойной связи и об разованию углекислого газа и уксусной кислоты.
СН2=СН-СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
C3H6 + 4 H2O –10 е → C2H4O2 + CO2 ↑ +10 H+ 1
MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 2
C3H6 + 4 H2O + 2 MnO4- +16 H+ → C2H4O2 + CO2 ↑ +10 H+ + 2 Mn2+ + 8 H2O
C3H6 + 2 MnO4- +6 H+ → C2H4O2 + CO2 ↑ + 2 Mn2+ + 4 H2O
Составим молекулярное уравнение:
СН2=СН-СН3 + 2КMnO4 + 3H2SO4 → CH3COOH + CO2 ↑ + K2SO4 + 2 MnSO4 + 4H2O
- Составьте уравнения окисления стирола (винилбензола) раствором перманганата калия в кислой и нейтральной среде:
Решение:
C6H5−CH═CH2 + KMnO4 + 4H2O →
C8H8 + 2 H2O – 8е → C8H10O2 + 2H+ 3
MnO4- + 2 H2O + 3e → MnO2 + 4 OH- 2
3 C8H8 + 6 H2O + 2 MnO4- + 4H2O → 3 C8H10O2 + 6 H+ + 2 MnO2 + 8 OH-
3 C8H8 + 4 H2O + 2 MnO4- → 3 C8H10O2 + 2 MnO2 + 2 OH-
Составим молекулярное уравнение:
3 C6H5−CH═CH2 + 2 KMnO4 + 4H2O → 3 C6H5−CH−CH2 + 2 MnO2 + 2 KOH ı ı
OH OH
Следует обратить внимание на то, что при мягком окислении стирола перманганатом калия КMnO4 в нейтральной или слабощелочной среде происходит разрыв π -связи ,образуется гликоль (двухатомный спирт). В результате реакции окрашенный раствор перманганата калия быстро обесцвечивается и выпадает коричневый осадок оксида марганца (IV).
Окисление же сильным окислителем - перманганатом калия в кислой среде - приводит к полному разрыву двойной связи и образованию углекислого газа и бензойной кислоты, раствор при этом обесцвечивается.
C6H5−CH═CH2 + KMnO4 + H2SO4 →
C8H8 + 4 H2O –10е → C7H6O2 + СО2 + 10 H+ 1
MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 2
C8H8 + 4 H2O + 2 MnO4- +16 H+ → C7H6O2 + СО2 + 10 H+ + 2 Mn2+ + 8 H2O
C8H8 + 2 MnO4- + 6 H+ → C7H6O2 + СО2 + 2 Mn2+ + 4 H2O
Составим молекулярное уравнение:
C6H5−CH═CH2 + 2 KMnO4 + 3 H2SO4 → C6H5−COOH + CO2 ↑ + K2SO4 + 2 MnSO4 +4 H2O
- Составьте уравнение окисления 2-метилбутена-2 перманганатом калия в кислой среде:
Решение:
Если в молекуле алкена атом углерода при двойной связи содержит углеводородный за меститель (например, 2-метилбутен-2), то при его окислении происходит полный разрыв двойной связи и образование кетона и карбоновой кислоты:
(СН3)2С=СН-СН3 + КМnО4 + Н2SО4→
C5H10 + 3 H2O –6 е → C3H6O + С2Н4О2 + 6 H+ 5
MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 6
5C5H10 +15 H2O + 6 MnO4- + 48 H+ → 5C3H6O + 5С2Н4О2 + 30 H+ + 6 Mn2+ + 24 H2O
5C5H10 + 6 MnO4- + 18 H+ → 5C3H6O + 5С2Н4О2 + 6 Mn2+ + 9 H2O
Составим молекулярное уравнение:
5 (СН3)2С=СН-СН3+6 КМnО4+9 Н2SО4→ 5(СН3)2С=О +5 СН3СООН + 6 МnSО4 +З К2SО4+ 9 Н2О
Задания для самостоятельной работы:
Составьте уравнения окислительно - восстановительных процессов методом полуреакций:
Пример 1
С6Н5-С2Н5 + KMnO4 + H2SO4 →
Пример 2
CH3-CH=CH-CH3 + KMnO4 + H2O →
Пример 3
CH3-CH=CH-CH3 + KMnO4 + H2SO4 →
При изучении данной темы в 11 классе упор делается на повторение основные понятий об окислении и восстановлении, рассмотрение сущности окислительно-восстановительных реакций; учащиеся должны закрепить умения по составлению уравнений химических реакций, протекающих в различных средах методом электронного баланса; должны уметь показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.
Для восстановления данной темы можно давать самостоятельно следующие задания:
1.определите степень окисления элементов в следующих соединениях: КСIO3, НСIO4, Са(НС03)2 , Н2 , (NH4)2 Cr2O7, KNO3, H2SO3, H2S, FeSO4, CaSiO3, KMnO4
2.. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:
Hg + S = Hg S
t0
NaNO3 = NaNO2 + O2
CuSO4 + NaOH = Na 2SO4 + Cu(OH)2
Укажите тип химической реакции справа. По необходимости уравняйте уравнения химической реакции.
Если с.о. элементов до и после реакции изменяются, то слева напишите слово «да», если не изменяются, то напишите слово «нет».
3. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:
t0
Al(OH)3 = Al 2O3 + H2O
H2O + P2O5 = H3PO4
Fe + HCl = FeCl2 + H2
Укажите тип химической реакции справа. По необходимости уравняйте уравнения химической реакции. Если с.о. элементов до и после реакции изменяются, то слева напишите слово «да», если не изменяются, то напишите слово «нет».
Можно учащимся предложить ответить на вопросы:
1) Во всех ли случаях происходит изменение степеней окисления химических элементов? (нет).
2) Зависит ли это от типа химических реакций по числу реагентов и продуктов реакции? (нет).
3) Что же представляют собой окислительно-восстановительные реакции с точки зрения понятия « степень химических элементов?». (Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительным
С современной точки зрения изменение степени окисления связано с оттягиванием или перемещением электронов. Поэтому наряду с приведенным можно дать и другое определение: это такие реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, молекул или ионов к другим.
Делаем вывод: «В чем же заключается суть ОВР?»
Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов
«Окислитель как отъявленный злодей
Как пират, бандит, агрессор, Бармалей
Отнимает электроны - и ОК!
Потерпев урон, восстановитель
Восклицает: «Вот я, помогите!
Электроны мне мои верните!»
Но никто не помогает и ущерб
Не возмещает…»
Самостоятельная работа №2 для учащихся (по карточкам):
Вариант №1
1) Сколько электронов отдано атомами при следующих превращениях?
а) Cu°- ?e --Cu+2 б) S°- ?e --S+6
в) N° - ?e -- N+2 г) Fe°- ?e -- Fe+3
2) Сколько электронов принято ионами при следующих превращениях?
а)Мn+4 + ?e -- Мn+2 б)Cu+2 + ?e -- Cu?
в)Сr+6 + ?e -- Cr+3 г)Fе+3 + ?e -- Fe+2
Эти ионы окислители или восстановители?
3) Что такое окисление и восстановление с точки зрения
электронной теории?
Вариант №2
1) Сколько электронов принято атомами при следующих превращениях?
а) N° + ?e -- N-3 б) С° + ?e -- C-4
в) Cl° + ?e -- Cl-1 г) О° + ?e -- O-2
2)Сколько электронов отдано ионами при следующих превращениях?
а) S-2 - ?e -- S° б) S-2 - ?e -- S+6
в) Mn+2 -?e -- Mn+6 г) Mn+2 -?e -- Mn+7
Это процессы окисления или восстановления ?
3) Что такое окислитель и что такое восстановитель?
Предлагается рассмотреть также уравнения связывания ртути растворами того же перманганата калия в кислой среде (в тетради сделать запись: аптечный пузырёк (2 г) «марганцовки» растворить в 1 л воды и добавить 1/ 2 столовой ложки уксуса):
3 Hg + 2 KMnO4 + 8H+ = 2 Hg 2+ + 2 K+ + 2MnO2 + 4 H 2O
Это возможно в домашних условиях в случае попадания ртути в труднодоступные места. Или вариант:
Hg + 2FeCl3 = HgCl2 + 2FeCl2
Самостоятельная работа №3 для учащихся (по карточкам):
Вариант №1
Методом электронного баланса подберите коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций и укажите процесс окисления и восстановления:
K2Cr2O7 + H2S + H2SO4 = K2SO4 + Cr2(SO4)3 + S + H2O
Cu + HNO3 (разб.) = Cu(NO3)2 + NO+ H2O
H2O2 + HI = I2 + H2O
NaNO3 + NaI + H2SO4 -- NO + I2 + … + …
Вариант № 2
Методом электронного баланса подберите коэффициенты в схемах окислительно- восстановительных реакций и укажите процесс окисления и восстановления:
K2Cr2O7 + HCl = Cl2 + KCl + CrCl3 + H2O
Ag0 + HNO3 (конц.) = AgNO3 + NO2 + H2O
H2O2 + KMnO4 + H2SO4 = O20 + K2SO4. + MnSO4 + H2O
NaNO2 + KMnO4 + H2SO4 -- NaNO3 + MnSO4 + …+ …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока, тема: деление десятичной дроби на деся тичную дробь.
первый урок по теме: Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Это урок изложения нового материала. На этом уроке используются ЭОР....
Ликбез для родителей - как общаться и воспиываь деей (подростков)
Наша старось во многом зависит от того,какими вырастут наши дети. Как поступить по отношению к ним в различных ситуациях. Коротко о важном....
Ликбез для родителей - как общаться и воспиываь деей (подростков)
Наша старось во многом зависит от того,какими вырастут наши дети. Как поступить по отношению к ним в различных ситуациях. Коротко о важном....
Деят-сть религиозных организаций
Деятельность религиозных организаций (по классам)...
КТП_Информационные технологии в проф.деят.тех_проф
Календарно-тематическое планирование...
доклад исслед деят-ть
доклад исслед деят-ть...
Оценка пед. деят.
Оценка....
Комментарии
Ваша разработка очень
Ваша разработка очень интересна для работы с учениками. Хотелось бы побольше таких разработок! Желаю вам дальнейших успехов!!!!!