Рабочая программа по химии для 8 кл.
рабочая программа (химия, 8 класс) по теме
Рабочая программа по химии для 8 класса рассчитана на 3 часа внеделю и содержит в себе пояснительную записку, тематическое планирование, контрольно-измерительный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по химии 8 кл. | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мальчевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено педагогическим советом школы № 1 от 30 августа 2013 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом МОУ Мальчевская СОШ № 141 от 30 августа 2013 г. Директор школы ___________/А.А.Зелинский/ |
Рабочая программа
по химии
( 8-а, класс)
на 2013 -2014 учебный год
(учебники: «Химия-8»,
автор: Габриелян О.С.)
Составитель: Гепалова Е.А., учитель химии |
ст.Мальчевская
2013г.
Рабочая программа курса
«НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
для 8 класса
общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка
Программа курса построена по концентрической концепции.
Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально знания на богатом практическом материале.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 3 часа в неделю, на 35 учебных недель.
Изучение химии на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, носящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки.
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Данная программа содержит все темы , включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.
Место предмета в базисном учебном плане:
Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор О.С. Габриелян «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Количество часов в неделю-3 часа, количество учебных недель-35.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь:
- Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в ПС Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов 20 элементов ПС Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- Распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с веществами и материалами;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- Критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- Приготовления растворов заданной концентрации.
Результаты обучения в курсе «Неорганическая химия» в 8 классе:
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:
- Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
- Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
- Основные типы химической связи,
- Типы кристаллических решеток,
- Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
- Типологию химических реакций по различным признакам,
- Сущность электролитической диссоциации,
- Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.
Учащиеся должны уметь:
- Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы, простое и сложное вещество, аллотропия, относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро, электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс, химическая связь и ее виды и разновидности, химическая реакция и ее классификации, скорость химической реакции и факторы ее зависимости, обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения, электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов, ионы и их классификация и свойства, электрохимический ряд напряжения металлов.
- Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действия изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
- Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
- Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Контроль уровня обученности:
Формы контроля
- Текущий контроль «Атомы химических элементов».
- Текущий контроль «Простые вещества».
- Текущий контроль «Соединения химических элементов».
- Текущий контроль «Изменения, происходящие с веществами».
- Текущий контроль «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
- Итоговая контрольная работа по разделу «Неорганическая химия».
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ПО ХИМИИ
«5»-учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод;
«4»- учащийся изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности. На дополнительные вопросы ответил правильно.
«3»- учащийся смог частично раскрыть теоретический вопрос, привести некоторые примеры, иллюстрирующие те или иные положения. На дополнительные вопросы ответить не смог.
«2»- учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.
Литература и средства обучения
За основу взят учебник О.С. Габриелян, «Химия-8». В качестве информационного материала используется дидактический раздаточный материал состоящий из таблиц: периодической, основные соотношения в химии, требования к решению и оформлению расчетных задач, относительной молекулярной массы неорганических и органических веществ, ряд электроотрицательности неметаллов, ряд активности металлов, таблица растворимости основных классов неорганических соединений следующие источники информации:
Учебно-методический комплект для учителя:
- О.С. Габриелян, «Химия-8».
- Программа курса неорганической химии. Автор О.С. Габриелян.
- О.С. Габриелян. Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8 классе.
- О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова «Настольная книга учителя химии 8 класс», Москва «Дрофа», 2010.
- О.С. Габриелян, контрольные и проверочные работы «Химия 8 класс».
Учебно-методический комплект для учащихся:
- О.С. Габриелян, «Химия-8», изд. «Дрофа», 2008г.
- О.С. Габриелян и др. «Мы изучаем химию», М., изд. «Дрофа», 2004г.
Учебно-тематический план
(неорганическая химия 8-а класс)
№п/п | Тема | Количество часов | Уроки | Практические, лабораторные, тестовые и самостоятельные работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 7 | 7 | - | - |
2 | Атомы химических элементов | 14 | 13 | с.р.-2 | 1 |
3 | Простые вещества | 9 | 8 | 1 | |
4 | Соединения химических элементов | 19 | 18 | с.р.-1 | 1 |
5 | Изменения происходящиес веществами | 13 | 12 | - | 1 |
6 | Практикум №1. Простейшие операции с веществами | 5 | - | пр.р-5 | - |
7 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 23 | 22 | с.р.-2 | 1 |
8 | Прктикум №2. Свойства растворов электролитов | 4 | - | пр.р.-4 | - |
9 | Портретная галерея великих химиков | 8 | 7 | - | 1 |
Всего: 102 часа
Поурочное планирование по химии 8 «а» класс
| Основные понятия | Контороль | Демонстрационные, лабораторные опыты, оборудование, эксперимент, применение ИКТ. | Домашнее задание | ||||||
| № п/п | |||||||||
План | Фактич. | |||||||||
Введение ( 7 часов) | ||||||||||
2.09.13 | 2.09.13 | 1. | Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования. | Химия, химический элемент, простые и сложные вещества. | Демонстрационные опыты. | §1, вопросы4,8,9 (п.), 5-7(у). | ||||
5.09.13 | 5.09 | 2. | Превращения веществ. Отличия физических и химических явлений. Роль химии в жизни человека. | Химические и физические явления. | § 2, вопросы устно. | |||||
7.09.13 | 7.09 | 3. | История становления химии как науки. |
| Слайд-презентация « История становления химии как науки» |
| ||||
9.09.13 | 9.09 | 4. | Химическая символика. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. | Химическая формула, коэффициент, индекс | § 5, вопр. 2-3(п), 1,4(у). | |||||
12.09.13 | 12.09 | 5. | Вычисления массовой доли элемента по его формуле. | Массовая доля элемента. | § 5, вопр. 6,7 (п). | |||||
14.09.13 | 14.09 | 6. | Относительные атомные и молекулярные массы. |
| §5, вопр. 8. | |||||
16.09.13 | 16.09 | 7. | Структура периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева. |
| §4, вопр. 1-4 (у), 5 (п). | |||||
Тема 1. Атомы химических элементов.(14 часов). | ||||||||||
19.09.13 | 19.09 | 8. | Атомы как форма существования химических элементов. Развитие представлений о строении атомов. | Планетарная модель атома, атомы, молекулы. | С.р. по теме: «Вещества, массовые доли элементов» | Д. Модели атомов химических элементов. | § 6, вопр.1,2 (у). | |||
21.09.13 | 21.09 | 9. | Состав атомных ядер. | Протоны, нейтроны, электроны. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | § 6, вопр. 4(у), 3, 5(п). | ||||
23.09.13 | 23.09 | 10. | Изотопы. Массовое число атома. | Протоны, нейтроны, электроны, изотопы, массовое число атома. | § 7, вопр. 1-5 (у), 6(п). | |||||
26.09.13 | 26.09 | 11. | Строение электронных оболочек. | Энергетический уровень, завершенный и незавершенный слой. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | § 8, вопр. 1,2 (п), 3,4,5,6,7 (у). | ||||
28.09.13 | 28.09 | 12. | Физический смысл периодического закона и периодической таблицы Д.И. Менделеева. | Физический смысл порядкового номера. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | § 9, вопр. 1,3-5 (у). | ||||
30.09.13 | 30.09 | 13. | Характеристика химического элемента. | Электронная формула | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | Характеристика х.э. йод, сообщения о йоде. | ||||
3.10.13 | 3.10 | 14. | Характеристика химического элемента. | Атомные орбитали. | С.р.по теме: «Хар-ка хим. элемента» | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | Характеристика х.э. хлор, сообщения о хлоре. | |||
5.10.13 | 3.10 | 15. | Бинарные соединения. | Оксиды, гидриды, сульфиды. | Слайд-презентация «Бинарные соединения» | § 10, индивид. задания в тетради. | ||||
7.10-10.10.13 | 5.10- 7.10 | 16-17. | Ионная связь. | Ионы. | Слайд-презентация» Ионная связь» | § 9 , вопр.2 (б,в), §10, вопр.1 (п) | ||||
12.10.13 | 9.10 | 18. | Ковалентная неполярная связь. | Химическая связь. | Слайд-презентация «Ковалентная неполярная связь» | § 10, вопр. 3,5. | ||||
14.10.13. | 12.10 | 18. | Ковалентная полярная связь. | Спаренные электроны, общая электронная пара. | Слайд-презентация «Ковалентная полярная связь» | §11 , вопр. 2(а),4(п). | ||||
17.10.13 | 14.10 | 19. | Металлическая связь. | Химическая связь, характеристика химического элемента. | Слайд-презентация «Металлическая связь» | § 12, вопр.3(п). | ||||
19.10.13 | 17.10 | 20. | Обобщение, систематизация знаний по теме1 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | Повт. §6-12, задания в тетради. | |||||
21.10.13 | 21.10 | 21. | Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов». | К. р. №1 по теме «Атомы химических элементов». | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | Повт. §6-12. | ||||
Тема 2. Простые вещества (9 часов) | ||||||||||
24.10.13 | 24.10 | 22. | Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ. Металлы, физические свойства металлов. | Металлы, неметаллы, электропроводность, теплопроводность. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | §13, вопр. 2,3,4, сообщение о зеркалах. | ||||
26.10.13 | 26.10 | 23. | Неметаллы. Аллотропия. | Аллотропия. | Л.о. Составление моделей молекул и кристаллов с разными хим. св. | §14, вопр.1,3,4,5(у). | ||||
28.10.13 | 28.10 | 24. | Металлические и неметаллические свойства простых веществ. | Свойства физические и химические. | Л.о. Составление моделей молекул и кристаллов с разными хим. св. | §14,вопр.3(п). | ||||
31.10.13 | 31.10 | 25. | Постоянная Авогадро. Моль. Количество вещества. | Моль, молярная масса, молярный объем. | Д. Некоторые металлы и неметаллы кол-м вещества 1 моль. | § 15, вопр. 1(б), 2(б,в),4 (п). | ||||
11.11.13 | 11.11 | 26. | Расчеты с использованием понятия «моль» | Моль. | §16, вопр.1 (б,в), 2(б). | |||||
14.11.13 | 14.11 | 27. | Расчеты с использованием понятия «моль» | Моль, молярный объем. | § 15,вопр.3(в), §16, вопр.2(в). | |||||
16.11.13 | 16.11 | 28. | Расчеты с использованием понятия «моль» | Моль, молярная масса. | §16, вопр. 4(п). | |||||
16.11.13 | 16.11 | 29. | Расчеты с использованием понятия «моль» | Моль. | §§ 13-16, вопр.5(б). | |||||
18.11.13 | 18.11 | 30. | Контрольная работа 2 по теме «Простые вещества». | К. р.№ 2 по теме «Простые вещества». | Повт. гл.2 | |||||
Тема3. Соединение химических элементов. (19 часов). | ||||||||||
21.11.13 | 21.11 | 31. | Степень окисления. Определение степени окисления. | Степень окисления. | Слайд-презентация «Степень окисления». | §17(стр.86-89, вопр. 2(г). | ||||
23.11.13 | 23.11 | 32. | Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. | Бинарные соединения. | §17, вопр.2(а,б). | |||||
25.11.13 | 25.11 | 33. | Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды. Составление формул бинарных соединений. | Химическая формула. | Д. Образцы оксидов. | §18 (стр. 91-95),вопр.1, подготовить собщения. | ||||
28.11.13 | 28.11 | 34. | Вода, углекислый газ, негашеная известь.
| Оксиды. |
| § 18, вопр.5 | ||||
30.11.13 | 30.11 | 35. | Гидриды: хлороводород, аммиак. | Гидриды. | Слайд-презентация «Аммиак» | § 18, вопр. 4,6. | ||||
2.12, 5.12,7.12.13 | 2.12 5.12 7.12 | 36-38 | Основания, их состав и названия. Свойства оснований. Способы получения оснований. | Основания, щелочи, гидроксиды натрия, калия, кальция. Щелочи. Реакция нейтрализации. | Д. Образцы оснований. Слайд-презентация «Основания» | § 19, вопр.4,6 | ||||
9.12, 12.12,14.12.13 | 9.12 12.12 14.12 | 39-41
| Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Свойства кислот, способы получения кислот.
| Кислоты. Основность . Кислородсодержащие и безкислородные кислоты. Реакция нейтрализации. | Д. Образцы кислот Слайд-презентация «Кислоты: органические и неорганические» | § 20, вопр. 2,4, 5(а). | ||||
16.12.13 | 16.12 | 42. | Соли как производные кислот и оснований. | Соли | Слайд-презентация «Соли» | §21 табл.5 до109с , вопр.1. | ||||
19.12.13 | 19.12 | 43. | Упражнения в составлении Формул солей и в их названиях. |
§21 , инд.задание. вопр.3. | ||||||
21.12.13 | 21.12 | 44. | Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток.
| Кристаллические решетки,. | С.р.по теме: «Классы неорганических веществ» | Д. В-ва аморф. и кристаллические. | §22,с114-115, вопр.3-6(у). | |||
23.12.13 | 45. | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Д. Крист-е решетки алмаза, пов.соли, меди. | §22,с115-120, вопр.5,6(у), задание в тетради (п). | |||||
26.12.13 | 26.12 | 46. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | Однородные и неоднородные смеси. | Л.о. Знакомство с образцами веществ различных кл. Л.о. Разделение смесей с помощью делительной воронки. Л. о. Дистилляция воды. | §23, вопр1,2,4(у), §25, вопр.3(б,в),4(у). | ||||
13.01.14 | 13.01.14 | 47. | Массовая и объемная доли компонента смеси.. | Массовая, объемная доли | §24, вопр.1-3, с128. | |||||
16.01.14 | 16.01 | 48. | Повторение и обобщение темы3. | Повт.§§17-24, задание в тетради | ||||||
18.01.14 | 18.01 | 49. | Контрольная работа 3.Тема «Соединения хим.элементов.» | К. р. 3.Тема «Соединения хим.элементов.» | §25. | |||||
Тема 4. «Изменения, происходящие с веществами» (13 часов) | ||||||||||
20.01.14 | 20.01 | 50. | Явления, связанные с изменениями состава вещества. Признаки химических реакций. | Признаки химических реакций. | Д. Плавление парафина, возгонка йода, раств-е K MnO диффузия душистых веществ с горящей лампочки. Накаливание. Л.О.1.Сравнение скорости испарения воды и спирта на фильтр.бумаге. | §25, вопр.2-6 | ||||
23.01.14 | 23.01 | 51. | Экзо- и эндотермические реакции. Реакции горения. | Реакции горения и окисления. | Д. Горение Mg, P вз-е HCl с CaCO получение Cu(OH) раств-е Cu(OH)вHCl | §26, вопр. 2-6 | ||||
25.01.14 | 25.01 | 52. | Закон сохранения состава вещества. Составление химических реакций. | Индексы, коэффициент, химическая реакция. | Д. Опыты подтверждающие закон сохранения массы веществ. | §.27, с139-142 вопр.1,с.145 . | ||||
27.01.14 | 29.01 | 53. | Написание химических реакций. | Индексы, коэффициент, химическая реакция. | § 27с142-145 вопр.2,с145 | |||||
28.01.14 | 27.01,1.02 | 54. | Расчеты по химическим уравнениям. | Моль. | § 28, вопр.1. | |||||
1.02.14 | 30.01 | 55. | Расчеты по уравнениям реакций, когда исходное вещество содержится в растворе или содержит определенную долю примесей. | Моль, массовая доля примеси. | § 28, упр. 2 | |||||
3.02.14 | 3.02 | 56. | Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции. Катализ. | Скорость химической реакции, катализатор. | §29, вопр.2-4 | |||||
6.02.14 | 5.02 | 57. | Реакции соединения. Обратимые и необратимые реакции. | Смещение химического равновесия. | §30, вопр.1(в,г,д), 2(б,г), 7(у). | |||||
8.02.14 10.02.14 | 8.02 10.02 | 58.
59. | Реакции замещения. Ряд Бекетова металлов.
Реакции обмена.
| Электрохимический ряд напряженности металлов. Реакции нейтрализации. |
| § 31,вопр 1-3 § 32,вопр. 4-5 | ||||
13.02.14,15.02 | 13.02 15.02 | 60-62 | Типы химических реакций. Типы химических реакций на примере свойств воды. | Типы химических реакций. |
|
| § 33, вопр 3 | |||
17.02.14 | 17.02 | 62
. | Подготовка к контрольной работе.
| §§ 25-33,задание в тетради. | ||||||
20.02.14 | 20.02 | 63. | Контрольная работа №4 по теме : «Изменения, происходящие с веществами»
| К. р. №4 по теме : «Изменения, происходящие с веществами» | §§ 25-33(повт.). Подготовиться к пр.раб. №1 | |||||
22.02.14 | 22.02 | 64.
| Практическая работа №1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами». | Правила техники безопасности. | Пр. р. №1. | Отчет. Подготовиться к пр.раб. №2 | ||||
24.02.14 | 24.02 | 65. | Практическая работа №2. «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание». | Реакции горения. | Пр. р. №2 | Отчет. Подготовиться к пр.раб. №3 | ||||
27.02.14 | 27.02 | 66. | Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды». | Смеси и чистые вещества. | Пр. р. №3 | Отчет.Подготовиться к пр.раб. №4 | ||||
1.03 | 1.03 | 67 | Практическая работа №4. «Признаки химических реакций». | Признаки химических реакций. | Пр. р. №4 | Отчет.Подготовиться к пр.раб. №5 | ||||
3.03.14 | 3.03 | 68. | Практическая работа №5. «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». | Массовая доля вещества в растворе. | Пр. р. №5 | Отчет. | ||||
| Тема №6.«Растворение . Растворы. Свойства растворов электролитов»(23 часа). | |||||||||
6.03.14 | 69. | Растворение как физико - химический процесс. Понятие о гидратах. | Гидраты, кристаллогидраты. | §34, с.186-188, задача в тетради. | ||||||
8.03.14 | 70. | Насыщенные и ненасыщенные растворы. Кривые растворимости. Значение растворов. | Кривые растворимости, насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные растворы. | § 34, вопр. 1-5(п). | ||||||
10.03.14 | 71 | Электролиты, не электролиты. Электролитическая диссоциация веществ. | Электролиты, не электролиты Эл. диссоциация веществ
| С.р. По теме: «Растворы» | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность, слайд-презентация, учебный фильм. | §35 упр.1-3, с.198 | ||||
13.03.14 | 72. | Механизм диссоциации электролитов с различным типом связи. Степень диссоциации . сильные и слабые электролиты. | Механизм диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | Д. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации | § 35, вопр. 4-5. | |||||
15.03.14 | 73.
| Основные положения теории электролитической диссоциации. | Ионы. Катионы. Анионы. | . | §.36, вопр.1,2. | |||||
17.03.14 | 74. | Реакции ионного обмена, условия протекания реакций ионного обмена. | Диссоциация. | §37,вопр.2-3 | ||||||
20.03.14 | 75. | Классификация ионов и их свойства. | Ионы. | § 37 , вопр.5(г,д). | ||||||
31.03.14 | 76. | Кислоты и их классификация. | Кислоты. | § 38, вопр.3 | ||||||
3.04.14 | 77 | Диссоциация кислот. | Диссоциация. | §38, вопр.6. | ||||||
6.04.14 | 78. | Свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации. | Химические свойства. | С.р.по теме: «Электр-я диссоциация» | Л.о. реакции характерные для кислот | §38, вопр.4,5. | ||||
7.04.14 | 79. | Основания, их классификация. | Основания, щелочи. | §39, вопр. 2. | ||||||
10.04.14 | 80. | Диссоциация оснований. | Диссоциация. | § 39, вопр.3 | 5 | |||||
12.04.14 | 81. | Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. | Химические свойства. |
| § 39, вопр.5 | |||||
14.04.14 | 82. | Соли, их классификация. | Соли. | Л.о. реакции характерные для солей | §41 вопр.1-2 с225
| |||||
17.04.14 | 83. | Диссоциация солей. | Ионы. | § 41, вопр. 3 | ||||||
19.04.14 | 84. | Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. | Химические свойства. | §41, вопр. 5 | ||||||
21.04.14 | 85. | Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах | Кислотные и основные оксиды. | Л.о. реакции характерные для основных оксидов на примере CaO | §40, вопр.1-3 с221 подг. к зачету, повт.§35-41. | |||||
24.04.14 | 86. | Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. | Генетические ряды, генетическая связь. Оксиды, основания, кислоты, соли. | Д. Генетический ряд фосфора. | §42, вопр.2, 4. | |||||
26.04.14 | 87. | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. | ОВР, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления | Д. Взаимодействие Zn с S, HCl, CuCl2, горение Mg Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. | §43,с.229-231, вопр.2. | |||||
30.04.14 | 88. | Типы окислительно-восстановительных реакций.
| ОВР.
| § 43, вопр.3, 7(б,г). | ||||||
5.05.14 | 89. | Составление ОВР методом ОВР. | ОВР. |
| § 43, вопр.2 (б). | |||||
8.05.14 12.05.14 | 90. 91
| Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Контрольная работа 5 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.» | ОВР | К. р.№ 5 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.» | Повт. § 34-43, задания в тетради. §34-43(повт.) Подготовиться к пр.раб. №6 | |||||
15.05.14 | 92. | Практическая работа №6. «Ионные реакции» | Ионы, диссоциация. | Пр. р. №6 | Отчет. Подготовиться к пр.раб. №7 | |||||
17.05.14 | 93. | Практическая работа № 7 . «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца». | Реакции ионного обмена. | Пр. р. №7 | Отчет. Подготовиться к пр.раб. №8 | |||||
19.05.14 | 94. | Практическая работа №8. «Свойства кислот, оснований, солей, оксидов». | Химические свойства. | Пр. р. №8 | Отчет. Подготовиться к пр.раб. №9. | |||||
22.05.14 | 95. | Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач. | Генетическая связь между ОКНС. | Пр. р. №9 | Отчет. | |||||
24.05.14 | 96. | Атомно-молекулярная теория М.В. Ломоносова. | Атомы. Молекулы. | Слайд-презентация. | Гл.9 | |||||
24.05.14 | 97. | Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. | ПСХЭ | Слайд-презентация. | Гл. 9 | |||||
24.05.14 | 97. | Закон Авогадро. | Моль. | Слайд-презентация. | Гл. 9 | |||||
24.05.14 | 98. | Учение К. Льюиса. | Химическая связь. | Слайд-презентация. | Гл.9 | |||||
26.05.14 | 99. | Теория С. Аррениуса. | Диссоциация веществ. | Слайд-презентация. | Гл. 9 | |||||
26.05.14 | 100 | Обобщение учебного материала. | Гл. 1-9 | |||||||
29.05.14 | 101. | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. | |||||||
29.05.14 | 102. | Анализ контрольной работы. Итоговый урок. |
ВСЕГО:102 часа.
Контрольно-измерительные материалы.
19.09. 1. Самостоятельная работа по теме:
«Вещества, массовая доля элементов»
1 вариант
- Запишите формулу вещества и вычислите его относительную молекулярную массу, если известно, что в состав его молекулы входят:
а) 2 атома водорода;
б) 2 атома фосфора 5 атомов кислорода.
Указать какое из этих вещества является простым, а какое сложным.
- Рассчитать массовые доли элементов в следующем веществе
K2SiO3.
Самостоятельная работа по теме:
«Вещества, массовая доля элементов»
2 вариант
1. Запишите формулу вещества и вычислите его относительную
молекулярную массу, если известно, что в состав его молекулы входят:
а) 2 атома азота;
б) 2 атома натрия 1 атом кислорода.
Указать какое из этих вещества является простым, а какое сложным.
2. Рассчитать массовые доли элементов в следующем веществе
Na2SO4.
3.10. 2. Самостоятельная работа по теме:
«Характеристика химического элемента»
1 вариант
Дать характеристику следующим элементам: С, Na.
Самостоятельная работа по теме:
«Характеристика химического элемента»
2 вариант
Дать характеристику следующим элементам: Li, Si.
21.10. 3. Контрольная работа №1
по теме:
«Атомы химических элементов»
Вариант I.
1. а) Распределите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: Rb, Li, K.
б) Распределите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств: Si, P,Mg.
2. Определите вид химической связи для следующих веществ: О2, Na, KCL, H2S. Составить схемы
образования любых двух видов связи.
3. Определите число протонов, электронов, нейтронов для изотопов 37СL 35CL и 17О 18О .
4. Назовите химические элементы, а также определите заряды ядер этих атомов, зная распределение
электронов по энергетическим уровням: 2,8,2 ; 2,2 ; 2,8,6.
5. Рассчитайте массовые доли элементов в KCLO4.
Контрольная работа №1
по теме:
«Атомы химических элементов»
Вариант II.
1. а) Распределите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: AL, P, Mg.
б) Распределите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств F, I, Br.
2. Определите вид химической связи для следующих веществ: N2, Ca, NaCL, SO2. Составить схемы
образования любых двух видов связи.
3. Определите число протонов, электронов, нейтронов для изотопов 39Ar 40Ar и 39K 40K .
4. Назовите химические элементы, а также определите заряды ядер этих атомов, зная распределение
электронов по энергетическим уровням: 2,8,5 ; 2,6 ; 2,8,3.
5. Рассчитайте массовые доли элементов в MgSO4.
18.11. 4. Контрольная работа №2
по теме: «Простые вещества»
1 вариант
- Какое количество вещества оксида кальция (CaO) имеет массу 112 г?
- Рассчитайте массу и объем углекислого газа (СО2 ), количеством вещества 3,5 моль, при н.у.
- Положение металлов в ПСХЭ, особенности их электронного строения. Общие физические свойства металлов. Составить электронные формулы лития и алюминия.
Контрольная работа №2
по теме: «Простые вещества»
2 вариант
1.Вычислите массу 5 моль сероводорода (Н2S) .
2. Рассчитайте массу и объем фтора (F2 ), количеством вещества 5,5 моль, при н.у.
3.Положение неметаллов в ПСХЭ, особенности их электронного строения. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. Составить электронные формулы серы и гелия.
21.12. 5. Самостоятельная работа по теме:
«Классы неорганических веществ»
1 вариант
1.Составьте формулы следующих веществ:
нитрат серебра(I), фосфат цинка,
оксид серы(VI), серная кислота,
гидроксид кальция, угольная кислота,
оксид железа(III), гидроксид меди(II).
- Распределите по соответствующим классам вещества имеющие следующий состав: Pb(NO3)2, H2SO3, ZnO, KOH, CuCl2, H2SiO3, CO2,Mn(OH)2. Дайте им названия.
Оксиды | Кислоты | Основания | Соли |
Самостоятельная работа по теме:
«Классы неорганических веществ»
2 вариант
1.Составьте формулы следующих веществ:
хлорид алюминия, карбонат калия,
оксид азота (V), фосфорная кислота,
гидроксид железа (II) , оксид алюминия,
кремниевая кислота, гидроксид натрия.
2. Распределите по соответствующим классам вещества имеющие следующий состав: NaNO3 , H2SO4, FeO, LiOH, MgCl2, H2SO3, NO2, Ba(OH)2. Дайте им названия.
Оксиды | Кислоты | Основания | Соли |
18.01. 6. Контрольная работа №3 по теме:
«Соединения химических элементов»
Вариант 1
- Рассчитайте количество вещества, которое соответствует 240 г NaOH.
- Найдите массу 10 моль Fe(OH)2.
- Назовите следующие вещества: SO3, Al2O3, MnO2, HNO2, H2CO3, HCl, LiOH, Na2SO4, FeSiO3, Cr(NO3)3.
- Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: NO2, Al(OH)3, H3PO4, Ba(NO3)2.
- Напишите молекулярные формулы соединений: оксида фосфора(V), сернистой кислоты, сероводородной кислоты, нитрата алюминия, гидроксида магния.
Контрольная работа №3 по теме:
«Соединения химических элементов»
Вариант 2
- Рассчитайте количество вещества, которое соответствует 98 г Cu(OH)2.
- Найдите массу 1 моль Fe(OH)3.
- Назовите следующие вещества: CuO, Mn2O7, N2O3, HNO3, H2SO3, H2S, Fe(OH)2, NaOH, Al(OH)3, Ca3(PO4)2.
- Определите степени окисления элементов в следующих соединениях:CoO, Fe(OH)3, CuOH, H2SO4.
- Напишите молекулярные формулы соединений: оксида серебра(I), оксида железа(III), серной кислоты, азотистой кислоты, гидроксида хрома(II).
20.02. 7. Контрольная работа №4
по теме: «Изменения происходящие с веществами».
I вариант
1. Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их тип:
А) оксид фосфора (V) + вода = фосфорная кислота
Б) соляная кислота + алюминий = хлорид алюминия + водород
В) нитрат серебра + хлорид железа (III) = хлорид серебра + нитрат железа(III)
Г) гидроксид цинка(II) = оксид цинка(II) + вода
2. Задача . Рассчитайте объем углекислого газа (н.у.), полученного при полном сгорании 2,4 г углерода.
- Задача. Какое количество вещества и масса железа потребуется для реакции 16 г серы? Схема реакции : Fe+S→ FeS
Контрольная работа №4
по теме: «Изменения происходящие с веществами».
2 вариант
1. Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их тип:
А) оксид серы (IV) + вода = сернистая кислота
Б) серная кислота + цинк = сульфат цинка + водород
В) азотная кислота + гидроксид хрома (III) = нитрат хрома (III) + вода
Г) гидроксид железа (III) = оксид железа (III) + вода
2. Задача. Рассчитайте объём водорода (н.у.) , полученного при взаимодействии 48 г магния с избытком соляной кислоты.
3. Задача . Вычислите массу натрия, необходимого для получения 10,7г хлорида натрия с избытком хлора. Схема реакции: 2Na + Cl2= 2NaCl.
22.02. 8.
Тест по правилам техники безопасности
- Как определить газ по запаху?
А) наклониться над сосудом и вдохнуть
Б) направить пары газа к себе и сделать осторожный вдох
В) не знаю
- Растворы из склянки необходимо наливать так, чтобы:
А) при наклоне этикетка оказалась сверху, в ладони
Б) этикетка находится снизу
В) не имеет значения, как взять склянку для реактивов.
- При разливе жидкости на столе необходимо:
А) сообщить учителю или лаборанту
Б) самостоятельно убрать разлитое вещество
В) сделать вид, что ничего не случилось.
- Почему нельзя собирать на рабочем месте много реактивов?
А) можно перепутать реактивы
Б) создается беспорядок
В) можно запачкать лабораторную тетрадь
Г) все выше перечисленное
- Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте:
А) долго не закипит
Б) может произойти выброс жидкости и как следствие ожог руки
В) плохо нагревается
Г) не знаю
Тест по правилам техники безопасности
- Как определить газ по запаху?
А) наклониться над сосудом и вдохнуть
Б) направить пары газа к себе и сделать осторожный вдох
В) не знаю
- Растворы из склянки необходимо наливать так, чтобы:
А) при наклоне этикетка оказалась сверху, в ладони
Б) этикетка находится снизу
В) не имеет значения, как взять склянку для реактивов.
- При разливе жидкости на столе необходимо:
А) сообщить учителю или лаборанту
Б) самостоятельно убрать разлитое вещество
В) сделать вид, что ничего не случилось.
- Почему нельзя собирать на рабочем месте много реактивов?
А) можно перепутать реактивы
Б) создается беспорядок
В) можно запачкать лабораторную тетрадь
Г) все выше перечисленное
- Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте:
А) долго не закипит
Б) может произойти выброс жидкости и как следствие ожог руки
В) плохо нагревается
Г) не знаю
24.02. 9.
Практическая работа №2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание Инструктаж по технике безопасности Цель работы: Изучение строения пламени. Определение продуктов горения. Оборудование: Свеча, резиновая груша, пробирки Реактивы: Известковая вода. Ход работы Опыт 1. Физические явления при горении: Зажгли свечу. Наблюдали: таяние парафина. Это физический процесс – плавление. Опыт 2. Наблюдали: на предметном стекле, внесённом в зону темного конуса пламени, образовалось чёрное пятно – сажа. Вывод: Наблюдали: сухая пробирка, находящаяся над пламенем запотела. Вывод: Наблюдали: в эту же пробирку быстро прилили известковой воды, она помутнела. Вывод: Опыт 3. Наблюдали: усиление яркости пламени при продувании грушей около пламени. Вывод: Наблюдали: горение свечи дольше под 3-х литровой банкой, чем под пол-литровой. Вывод: |
27.02. 10. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.
Анализ почвы и воды.
ЦЕЛЬ: исследовать почву и речную воду ст. Мальчевской
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ:
пробирки, почва, речная вода, дистиллированная вода, пробка, мерная пробирка, лупа, лабораторный штатив, воронка, бумажный фильтр, стеклянная пластинка, держатель, спиртовка, лакмусовая бумажка, мерный цилиндр, коническая колба.
Оформление осуществить в следующей таблице:
Порядок выполнения работы | Рисунки прибора с поясняющими надписями | Наблюдения | Выводы |
1.Механический анализ почвы | Осаждение частичек почвы на дно пробирки происходит следующим образом: | В состав почвы входят: | |
2.Получение почвенного раствора и опыты с ним | Внешний вид фильтрата и его состав: Лакмусовая бумажка имеет цвет: | Почва состоит из: Среда почвы - | |
3.Определение прозрачности воды | Высота водного столба дистиллированной воды: Высота водного столба речной воды: | Уровень прозрачности речной воды – Речная вода - | |
4.Определение интенсивности запаха воды | Запах речной воды - | По шкале интенсивности запахов соответствует - |
Вывод.
1.03. 11.
Практическая работа №4 Признаки химических реакций Инструктаж по технике безопасности Цель работы: 1)провести химические реакции; 2) по признакам химических реакций доказать их осуществление. Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками. Реактивы: медная проволока, H2SO4, HCl, роданид калия, мел (CaCO3), FeCl3, Na2SO4, BaCl3. Ход работы Опыт 1. Прокаливание медной проволоки, получение оксида меди (II) Cu + O2 = Тип реакции: Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой. CuO + H2SO4 = Наблюдения: Тип реакции: Вывод: Опыт 2. Взаимодействие мела с кислотой CaCO3 + HCl = Наблюдения: Тип реакции: Вывод: Опыт 3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия FeCl3 + KSCN = Наблюдения: Тип реакции: Вывод: Опыт 4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция Na2CO3 + CaCl2 = Наблюдения: Тип реакции: Вывод: |
3.03. 12.
Практическая работа №5 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе Инструктаж по технике безопасности. Цель работы: Научиться готовить растворы и определять их массовые доли. Оборудование: Мерный цилиндр, коническая колба, чайная ложка, лабораторные весы, стеклянная палочка. Реактивы: Сахар, вода. Ход работы
Дано: Н2О, С12Н22О12 mсахара=. Vводы = 50мл. ______________ ωсахара =? ωводы = ? Nсах. = ? |
10.03. 13. Самостоятельная работа по теме: «Растворы».
1 вариант
- Используя рис. 123 (стр. 189), сравните растворимость сульфата магния и нитрата бария. Какая наибольшая масса этих солей может раствориться в 200г воды при температуре 50 С?
- В 50 г воды растворили 50 г щелочи. Вычислите массу полученного раствора и массовую долю растворенного вещества в воде?
- В 2 литрах раствора содержится 196 г серной кислоты. Рассчитай те молярную концентрацию этого раствора.
Самостоятельная работа по теме: «Растворы».
2 вариант
1. Используя рис. 123 (стр. 189), сравните растворимость хлорида бария и сульфата калия. Какая наибольшая масса этих солей может раствориться в 50г воды при температуре 90 С?
2. В 170 г воды растворили 30 г соли. Вычислите массу полученного раствора и массовую долю растворенного вещества в воде?
3. В 60 миллилитрах раствора содержится 11 г хлорида кальция. Рассчитай те молярную концентрацию этого раствора.
5.04. 14. Самостоятельная работа по теме:
«Электролитическая диссоциация»
1вариант
- Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один запишите электролиты, в другой неэлектролиты: р-р КОН, тверд.КОН, кристаллы сахара, дистиллированная вода, карбонат кальция.
- На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы которых приведены ниже? Составьте уравнения диссоциации этих соединений: Al(NO3)3, NaOH, Fe(OH)3, Mg(NO3)2, H2SO4.
Самостоятельная работа по теме:
«Электролитическая диссоциация»
2вариант
1. Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один
запишите электролиты, в другой неэлектролиты: кристаллический NaCl,
спирт, сульфат бария, уксусная кислота.
2. На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы
которых приведены ниже? Составьте уравнения диссоциации этих
соединений: KOH, H3PO4, Fe2(SO4)3, BaCl2, Cr(OH)3.
12.05. 15 . Контрольная работа №5
по теме: «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов».
Вариант 1
- Дать названия следующим соединениям и определить их класс:
КОН, SiО2, Fe(ОН)3, Н2SO3, НgO, СаСО3, СrCl3, Na2S, АlРО4, НNО2.
- Записать уравнения диссоциации веществ:
NaCl, Ca(NO3)2, Ba(OH)2, Fe2(SO4)3.
- Дана схема превращений:
S→SO2→Na2SO3→SO2
а) составьте молекулярные уравнения реакций;
б) рассмотрите первое превращение с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;
в) рассмотрите последнее превращение с точки зрения теории электролитической диссоциации.
- Задача. Рассчитайте объём водорода (н.у.), который выделился при взаимодействии
10 г цинка с соляной кислотой, если массовая доля выхода продукта составляет 50 %.
Контрольная работа №5
по теме: «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов».
Вариант 2
1. Дать названия следующим соединениям и определить их класс:
Ва(ОН)2, SО2, Аl(ОН)3, Н3PO4, НgS, K2СО3, HNO3, AgCl, Na2SО4, Al2О3.
2. Записать уравнения диссоциации веществ:
H3PO4, AlPO4, LiF, Ba(OH)2.
3. Дана схема превращений:
P→P2O5→H3PO4→Ba3(PO4)2.
а) составьте молекулярные уравнения реакций;
б) рассмотрите первое превращение с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;
в) рассмотрите последнее превращение с точки зрения теории электролитической диссоциации.
4. Задача. Рассчитайте массу осадка полученного при взаимодействии 80 г
35% раствора хлорида бария с серной кислотой.
15.05. 16. Практическая работа №6
по теме:«Ионные реакции»
Цель работы: Усовершенствовать практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ.
Опыт 1 Обнаружение сулъфат-ионов SO42-
В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата натрия, а в другую — 1—2 мл раствора сульфата калия. В обе пробирки по каплям добавьте раствор хлорида бария. Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения электролитической диссоциации взятых солей и уравнение реакции обмена. Запишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции.
Какие соединения могут служить реактивом на ионы бария Ва2+?
В чем сущность обнаружения ионов с помощью реактива?
Опыт 2 Обнаружение хлорид-ионов Cl
По таблице растворимости выясните, какие соли, содержащие хлорид-ион Cl-, нерастворимы (малорастворимы). При помощи имеющихся у вас реактивов докажите, что в растворе хлорида натрия присутствуют хлорид-ионы.
Составьте уравнения диссоциации солей, реакции обмена и полные и сокращенные ионные уравнения проведенных реакций.
Опыт 3 Обнаружение сульфат-ионов SO42-и хлорид-ионов Cl-
В двух пробирках содержатся растворы хлорида калия и сульфата магния. С помощью каких реакций можно доказать, что в одной пробирке находится раствор хлорида калия, а в другой — раствор сульфата магния?
Раствор из первой пробирки разделите пополам и перелейте в две пробирки. Прилейте в одну пробирку раствор нитрата свинца (II), в другую — раствор хлорида бария. В какой из пробирок выпал осадок? Какая из солей — KCl или MgSO4 — содержится в первой пробирке?
Раствор из второй пробирки испытайте на присутствие аниона, не обнаруженного в первой пробирке. Для этого к испытуемому раствору прилейте раствор нитрата свинца (II). Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения реакций обмена проведенных вами реакций и полные и сокращенные ионные уравнения реакций обнаружения ионов.
Опыт 4. Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав следующих веществ: а) хлорида бария; б) сульфата магния; в) карбоната аммония. Для выполнения этого опыта используйте таблицу 12.
17.05. 17. Практическая работа № 7.
Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца .
Опыт 1
Возьмите три пробирки и налейте в каждую по 2—3 мл раствора: в 1-ю — сульфата меди (II), во 2-ю — хлорида калия, в 3-ю — сульфата алюминия. Затем в каждую пробирку добавьте: в 1-ю немного раствора гидроксида натрия, во 2-ю — раствора фосфата натрия, а в 3-ю — раствора хлорида бария. Что наблюдаете?
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте вывод.
Опыт 2
В две пробирки налейте по 2—3 мл растворов сульфита натрия и карбоната натрия соответственно. Затем прилейте в каждую из них раствор азотной кислоты. Что наблюдаете?
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте вывод.
Опыт 3
В одну пробирку налейте 3—4 мл раствора гидроксида натрия и добавьте две-три капли фенолфталеина. Раствор приобретает малиновый цвет. Затем прилейте соляную кислоту или раствор серной кислоты до обесцвечивания.
В другую пробирку налейте примерно 2—3 мл сульфата меди (II) и добавьте немного раствора гидроксида натрия. Образуется голубой осадок гидроксида меди (II). Прилейте в пробирку серную кислоту до растворения осадка Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионном виде. Поясните, почему в первой пробирке произошло обесцвечивание, а во второй — растворение осадка. Каким общим свойством обладают растворимые и нерастворимые основания?
19.05. 18.
Практическая работа №8 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей Инструктаж по технике безопасности. Цель работы: осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками. Реактивы: HCl, NaOH, Zn, AgNO3, Ca(OH)2, CaO. Ход работы
Выводы: Задание:
|
22.05. 19.
Практическая работа № 9 Решение экспериментальных задач Инструктаж по технике безопасности. Цель работы: Научиться опытным путем получать или определять вещества. Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками. Реактивы: KCl, MgSO4, Zn, PbNO3, BaCl2, H2SO4 Ход работы
Выводы: Задание:
|
29.05. 20. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.
Вариант 1.
- Расположите, используя ПСХЭ Д.И.Менделеева, следующие элементы в порядке увеличения металлических свойств их атомов: Na, Mg, Si.
- Определите вид химической связи в веществах, дайте им названия: Al, MgCl2, Н2, Н2S.
- Дать названия следующим соединениям и определить их класс: КОН, SiO2, Fe(OH)3, Н2SO3, НgO, СаСO3, НNO2, СrCl3, Na2S, AlPO4.
- Указать степени окисления атомов химических элементов в соединении: AlPO4.
- Записать уравнения реакций в соответствии со схемой, указать типы реакций:
а) гидроксид железа (II) → оксид железа (II) + вода.
б) соляная кислота + цинк → хлорид цинка + водород.
в) гидроксид железа (III) + соляная кислота → хлорид железа(III) + вода.
г) оксид магния + оксид углерода(IV) → карбонат магния.
- Рассчитайте массу осадка, полученного при взаимодействии 200 г 30% раствора СоСl2 с избытком раствора NaOH.
- Дана схема превращений:
P→P2O5→H3PO4→Ba3(PO4)2.
а) составьте молекулярные уравнения реакций;
б) рассмотрите первое превращение с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;
в) рассмотрите последнее превращение с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.
Вариант 2.
1. Расположите, используя ПСХЭ Д.И.Менделеева, следующие элементы в порядке
возрастания неметаллических свойств их атомов: С, F, N.
2. Определите вид химической связи в веществах, дайте им названия: Na, KCl, O2, НF.
3. Дать названия следующим соединениям и определить их класс: Ba(ОН)2, SO2,
Al(OH)3, Н3PO4, НgS, K2СO3, НNO3, AgCl, Na2SO4, Al2O3.
4. Указать степени окисления атомов химических элементов в соединении: FeSO4.
5. Записать уравнения реакций в соответствии со схемой, указать типы реакций:
а) соляная кислота + алюминий → хлорид алюминия + вода.
б) фосфорная кислота + гидроксид калия → фосфат калия + вода.
в) оксид железа (III) + оксид серы(VI) → сульфат железа(III) .
г) гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода.
6. Рассчитайте массу осадка, полученного при взаимодействии 150 г 25% раствора AlСl3
с избытком раствора LiOH.
7. Дана схема превращений:
S→SO2→Na2SO3→SO2.
а) составьте молекулярные уравнения реакций;
б) рассмотрите первое превращение с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;
в) рассмотрите последнее превращение с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование | Инвентарный номер | Количество |
Печатные пособия | |||
1 | Комплект таблиц по химии | 0000000611 | 16 шт. |
2 | Комплект таблиц 8-9 класс | 01017 | 1 комп. |
3 | Комплект таблиц «Номенклатура» | 01029 | |
4 | Таблица «Растворимость кислот, оснований, солей» | 0000000965 | 1 шт. |
5 | Таблица «ПСХЭ Д.И.Менделеева» | 0000000966 | 2 шт. |
Технические средства обучения (средства ИКТ) | |||
6 | МФУ НР LJM 1120 MFP | 0847 | 1 |
7 | Проектор М/М Erson EB 582 | 0005 | 1 |
8 | Экран | 0860-8 | 1 |
9 | Компьютер в сборе 17 АSER | 0856 | 1 |
10 | Колонки | 1 | |
Учебно-практическое оборудование | |||
11 | Комплект химической посуды для кабинета химии | 000000 | 5 |
12 | Эксикатор | 190,140,250 | 3 |
13 | Холодильник | Хтп-200,300,400 | 6 |
14 | Набор НПХ-1 | 3 | |
15 | Набор НПХ-10 | 1 | |
16 | Весы, разновесы | 1 ,5 | |
Демонстрационные пособия | |||
17 | Набор удобрений | 20 | |
18 | Набор «Редкие металлы» | 1 | |
19 | Набор «Виды топлива» | 5 | |
20 | Набор «Нефть и продукты ее переработки» | 4 | |
21 | Набор «Металлы и сплавы» | 2 | |
22 | Набор «Каменный уголь» | 3 | |
23 | Коллекция полезных ископаемых | 6 | |
24 | Коллекция «Стекло, волокно» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...