урок по химии в 8 классе по теме "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Землянухина Любовь Алексеевна

План-конспект урока по химии в 8 классе с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kisloty.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме : Кислоты.

Цели урока: познакомить обучающихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот.

Задачи урока.

Образовательная:

сформировать знания обучающихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;

Развивающая:

совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся об окружающих их веществах, обратить внимание обучающихся на правила работы с кислотами.

Оборудование и реактивы: растворы важнейших неорганических и органических кислот: соляной, серной, азотной , уксусной , лимонной, индикаторы. стеклянная химическая посуда, таблица растворимости , периодическая таблица Д.И.Менделеева

Тип урока: комбинированный

        Ход урока:

I. Орг. Момент.

- Здравствуйте. Садитесь.

Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.

Давайте вспомним их. А для этого мы проведем с вами небольшой тест. (слайд 2,3)

II. Актуализация опорных знаний.

1.Оксиды состоят из кислорода и:

а) одного элемента

б) двух элементов

в) нет правильного ответа

2.Все оксиды могут взаимодействовать с водой

а) да

б) нет

3.Метилоранж в щелочной среде изменяет окраску на:

а) красный

б) малиновый

в) фиолетовый

г) не изменяет окраску

4.Щелочи это –

а) оксиды

б) кислые соли

в) кислоты

г) нет правильного ответа

5.Основаниям могут соответствовать оксиды:

а) кислотные

б) основные

6 .Металлы в соединениях имеют степень окисления:

а) положительную

б) отрицательную

в) и положительную, и отрицательную

7. Формулы, соответствующие оксидам

а) СаО, MgCl 2, H2O

б) SO3, H2SiO3, Al2O3

в) CO2, N2O5, HCl

8. Формулы, соответствующие основаниям

а) Са(ОH)2, Mg(OH)2, H2O

б) SO3, H2SiO3, Al2O3

в) NaOH, Са(ОH)2, Mg(OH)2

III. Изучение нового материала

Ребята, посмотрите пожалуйста на фотографии плодов и овощей (слайд 4).Что между ними общего? Каковы они на вкус? (кислые). Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Например,  вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

Итак, сегодня мы будем изучать кислоты.

Запишите тему урока в тетрадях (слайд 6)

А сейчас мы немного заглянем в историю кислот (сообщения обучающихся, см в приложении).

Учитель:  а знаете ли вы, что помимо того, что большинство кислот кислые на вкус, есть среди них горькие (пикриновая), сладкие (салициловая) и безвкусные (стеариновая), (слайд 7)

Ребята, а можно пробовать на вкус вещества в лаборатории? ( Правила  по технике безопасности). Так как мы начинаем работать с кислотами, то вы должны запомнить одно правило:

Запомни:

Сначала вода, потом кислота,

Иначе случится большая беда    

А как же можно распознать кислоты среди других веществ? (с помощью индикаторов)  Проведение эксперимента (распознавание кислот среди оснований и солей) (слайд 8)

3. Состав кислот. Посмотрите на экран, здесь даны формулы кислот. Что между ними общего? (слайд 9)

Ответ: Атомы водорода

Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа- кислотный остаток.

Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота.

 Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка (запись определения в тетради).

HCl                          соляная кислота

HNO2                          азотистая кислота

HNO3                          азотная кислота

H2S                          сероводородная кислота

H2SO3                  сернистая кислота

H2SO4                  серная кислота

H2CO3                 угольная кислота

H2SiO3                кремниевая кислота

H3PO4                 фосфорная кислота

Классификация кислот (распределите все кислоты в таблицу по двум разным признакам: по числу атомов водорода и по наличию кислорода в кислотном остатке). (слайд 10)

№п/п

ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ

ПРИМЕРЫ

1

По числу атомов водорода

Одноосновные

Двухосновные

Трехосновные

2

По наличию кислорода в кислотном остатке

Кислородсодержащие

Безкислородные

Учитель. А как вы думаете, что можно определить по количеству атомов водорода в кислоте? (степень окисления кислотного остатка).

А это нам нужно будет на следующем уроке, при написании солей.

Физкультминутка (слайд11)

- Расслабьтесь;
- Сделайте глубокий вдох и короткий выдох;
- посмотрите на точку на экране, а затем быстро переведите взгляд на вашу рабочую тетрадь (выполните это упражнение 3 раза).

IV.Закрепление (слайд 12)

  1. Из данного перечня неорганических веществ: HCl, CaO, NaOH, H2SiO3, ZnO, H3PO4, LiOH, выпишите отдельно формулы кислот и дайте им характеристику по плану:

1.Наличие кислорода
2.Основность
3.Растворимость
4.Степень окисления кислотного остатка
5.Соответствующий оксид

      2. Заполните кроссворд (слайд 13)

кислоты

   

                    1.       Слабая кислота с резким запахом тухлых яиц (сероводородная).

                    2.       Нерастворимая в воде неорганическая кислота, которую можно получить,                  добавив в канцелярский клей уксусную или почти любую другую кислоту (кремниевая)

                    3.       Кислота средней силы, большинство солей которой нерастворимы в воде (фосфорная )

                    4.       Слабая неустойчивая двухосновная кислота. Саму кислоту и ее соли используют в качестве восстановителя для отбеливания шелка, шерсти (сернистая).

                    5.       Наиболее известная среди сильных кислот. Ее 36% раствор используется в качестве электролита для заливки автомобильных аккумуляторных батарей. Безводная кислота обугливает дерево, бумагу, сахар (серная)

                   6.       Слабая кислота. Образуется при растворении углекислого газа в воде. В частности этой кислотой является газированная вода и лимонад (угольная).

                   7.       Сильная кислота, используемая в больших количествах для производства минеральных удобрений и взрывчатки (азотная).

                   8.       Эта кислота входит в состав желудочного сока, создавая определенную кислотно-щелочную среду для успешной работы ферментов (соляная).

                  9.       Слабая одноосновная кислота, способная существовать только в разбавленных водных растворах (азотистая).

V. Домашнее задание:  (слайд 14)

1. Выучить формулы и названия кислот
2. Дать характеристику азотной кислоте по плану

3. Подготовить презентацию по теме «Значение кислот для человека и животных».  

Приложение

Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать , была уксусная кислота. Само слово «кислота» (по лытыни acid), скорее всего, произошло от латинского названия уксуса «acetum».

        С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок, вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его выбрасывали, потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок.

        С серной кислотой люди познакомились в X веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру-аль-Рези. В России ее называли «купоросное масло», так как получали из купоросов (ее солей).

        Соляная и азотная кислота были выделены и определены химиками примерно вXIV. Соляную называли соляным спиртом, а азотную – селитряной водкой (по способу получения). С середины XVII века химики стали получать соляную и азотные кислоты в больших количествах. Так как это делалось с помощью серной кислоты, ее стали называть почтительно «матерью всех кислот».

        В XVIII веке Джозеф Пристли (английский химик и священник) получил угольную кислоту. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она нашла широкое применение в качестве напитка, за это открытие Д.Пристли наградили золотой медалью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульной урок по химии 8 класс. Решение задач по химическим уравнениям

Технологическая карта урока по химии 8 класс .Решение задач по химическим уравнениям...

Конспект открытого урока по химии 9 класс

Урок по химии 9класс. Тема урока : "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"...

открытый урок по химии 8 класс

На уроке ученики познакомились с понятием кислоты, классификациии др....

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Урок по химии 10 класс"Введение в органическую химию"

Урок "Введение в органическую химию" знакомит учащихся о таком предмете,  как органическая химия, рассказывается  этапы станавления этой науки и почему органическая химия изучается отдельным...