Химия. Теория. Металлы.
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9 класс) по теме

Гармонщикова Наталья Николаевна

Материал для подготовки к контрольной работе, зачёту, экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metally.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов

Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов. Характерные физические и химические свойства металлов.

 Содержание:

  1. Строение атомов металлов.
  2. Строение простых веществ – металлов.
  3. Физические свойства металлов.
  4. Химические свойства металлов:

a)     взаимодействие с кислородом,

b)     взаимодействие с другими неметаллами,

c)     взаимодействие металлов с водой,

d)     взаимодействие металлов с кислотами( разбавленными растворами и кислотами-окислителями ),

e)     взаимодействие металлов с растворами солей.

 

Металличность определяется способностью атомов отдавать электроны. Чем меньше надо отдать электронов и чем легче их отдавать, тем ярче выражены металлические свойства атомов.

Элементы-металлы имеют на последнем слое от 1 до 4 электронов (сурьма, висмут – 5, полоний - 6 электронов, но большой радиус атома). В периодической системе элементы-металлы расположены в главных подгруппах ниже диагонали алюминий-германий-сурьма-полоний. Также металлами являются элементы побочных подгрупп, т.к. они имеют на последнем слое 2 электрона и у них происходит заполнение d-подуровня предпоследнего слоя. В периоде с возрастанием заряда ядра атома металлические свойства ослабевают, т. к. увеличивается число электронов на последнем слое. В подгруппе с возрастанием заряда ядра металлические свойства усиливаются, т. к. увеличивается радиус атома и отдавать электроны становится легче.. Наиболее активным металлом является франций.

В металлах имеет место металлическая связь – это связь между атомами и катионами металла посредством общих электронов. Металлы имеют металлическую кристаллическую решётку в узлах которой находятся атомы и катионы металлов, а пространство между ними заполнено «электронным газом». Она определяет физические свойства металлов: все металлы твёрдые вещества (кроме ртути), от светло- до тёмно-серого цвета (искл. – золото, медь) с металлическим блеском, обладают ковкостью, пластичностью (т.е. способны под ударом расплющиваться, их можно прокатывать в тончайшие листы и вытягивать из них проволоку), проводят электрический ток и тепло. Общие свойства металлов обусловлены наличием «электронного газа».

Во всех химических реакциях металлы являются восстановителями: Ме0 – n·? ® Меn+

По отношению металлов к кислороду их можно разделить на три группы. Металлы, реагирующие с кислородом при обычных условиях, например, 2Са0 + О20 = 2Са+2О-2. Металлы, взаимодействующие с кислородом только при нагревании, например, медь: 2Сu0 + O20 = 2Cu+2O-2. И третья группа – это металлы, не взаимодействующие с кислородом, например, золото, платина.

При различных условиях металлы взаимодействуют с неметаллами, причём, чем больше активность металла и неметалла, тем мягче условия протекания реакции. Например, натрий реагирует с хлором при обычных условиях с образованием хлорида натрия: Na0 + Cl20 = 2Na+Cl-. Магний взаимодействует с серой с образованием сульфида магния, но для начала реакции требуется нагревание: Mg0 + S0 = Mg+2S-2.

Щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой при обычных условиях, при этом образуется щёлочь и выделяется водород, например: 2Na0 + 2H2+1O = 2Na+1OH + H20. В результате взаимодействия металлов с водой при нагревании образуются оксид металла и водород, например:
Zn
0 + H2+1O = Zn+2O + H20.Золото, медь, серебро, платина, ртуть не взаимодействуют с водой.

С растворами кислот взаимодействуют металлы, стоящие в ряду напряжения до водорода. В результате реакции образуются соль и водород. Например,        Zn0 + 2H+1Cl = Zn+2Cl2 + H20.

Разбавленная азотная и концентрированные серная и азотная кислоты способны взаимодействовать и с металлами, стоящими в ряду напряжения после водорода. Это объясняется тем, что они проявляют окислительные свойства за счёт S+6 и N+5. В результате реакций обязательно образуются соль и вода и ещё продукт восстановления S+6 или N+5. Например:

2H2S+6O4(конц.) + Cu0 = Cu0SO4 + H2O + S+4O2

8HN+5O3(разб.) + 3Cu0 = 3Cu+2(NO3)2 + H2O + 2N+2O

4HN+5O3(конц.) + Cu0 = Cu+2(NO3)2 + H2O + 2N+4O2

В зависимости от активности металла сера может восстанавливаться до сероводорода H2S-2 , серы S0 или оксида серы(IV) S+4O2 . продукт восстановления азота: аммиак N-3H3 , оксид азота(I) N2+1O , оксид азота(II) N+2O или оксид азота(IV) N+4O2зависит от концентрации азотной кислоты и активности металла

Более активные металлы вытесняют менее активные металлы из растворов их солей. Активность металла определяется его положением в электрохимическом ряду напряжения металлов: она уменьшается слева направо. Т. о. металл вытесняет из солей металлы, стоящие в ряду напряжения правее его. В результате взаимодействия металла с раствором соли образуются новая соль и новый металл, например: Zn0 + Cu+2SO4 = Zn+2SO4 + Cu0. Металлы, реагирующие с водой, взаимодействуют с растворами солей с образованием новой соли, нерастворимого основания и водорода, например:

CuSO4 + 2Na + 2H2O = H2 + Na2SO4 + Cu(OH)2?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по химии "Самородные металлы" 8 класс.

Открытый урок по химии "Самородные металлы" проведен в месячник естественно - математического цикла в 8 классе. На данном уроке учащиеся узнали много нового и интересного о самородных металлах. Образц...

Открытый урок по химии "Самородные металлы" 8 класс

Открытый урок "Самордные металлы " был проведен в 8 классе в месячник естественно - математического цикла в феврале 2010г....

Презентация к открытому уроку химии "Самородные металлы". 8 класс.

Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 8 классе по теме: "Самородные металлы"....

Урок химии "Страна Металлия"

Урок- путешествие "Страна Металлия". урок проходит в форме путешествия по станциям. В ходе урока учащиеся получают оценки за каждый.этап урока....

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".

На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"...

Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс

Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...