рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
рабочая программа составлена с новыми требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
химия рабочая программа | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования с использованием примерной программы основного общего образования по химии для VIII-IX классов общеобразовательных учреждений, авторы О.В.Карасева, Л.А. Никитина, 2011г. Программа ориентирована на использование учебника Химия 8 кл. Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана.
Цель обучения химии:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
-развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
2. Общая характеристика учебного предмета
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся. Призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение основных законов и важнейших химических понятий.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
3. Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, 35 недель.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии в 8 классе
Личностные результаты: Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Предметные результаты: В результате изучения химии ученик должен:
Знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;
- составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, растворы кислот и щелочей,
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
5. Содержание тем учебного курса по химии для учащихся 8 классов (70ч)
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание тем учебного курса |
1 | Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии | 7 | Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Правила работы в школьной лаборатории. Разделение смесей. Очистка веществ. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества. Определение характера среды. Индикаторы. |
2 | Вещество | 32 | Атомы и молекулы. Химический элемент. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса, молярный объем. Чистые вещества и смеси. Качественный и количественный состав. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. строение атома. Ядро и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов таблицы. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей. Понятие о валентности. Степени окисления. Составление формул по валентности. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. |
3 | Химическая реакция | 9 | Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химической реакции. Сохранение массы веществ при химической реакции. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степени окисления; поглощению или выделению энергии. Окислительно-восстановительные реакции. |
4 | Элементарные основы неорганической химии | 20 | Водород, физические и химические свойства, получение и применение. Кислород, физические и химические свойства, получение и применение. Вода и ее свойства. Растворимость веществ в природе. Круговорот воды в природе. Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. |
5 | Всего часов | 68+2 |
6. Тематическое планирование с основными видами деятельности учащихся
6.1. Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | В том числе | ||
Практические работы | Контрольные работы | Лабораторные опыты | |||
1 | Первоначальные химические понятия | 18 | 2 | 1 | 3 |
2 | Кислород | 5 | 1 | - | - |
3 | Водород | 3 | 1 | - | - |
4 | Растворы. Вода. | 6 | 1 | 1 | - |
5 | Основные классы неорганических соединений | 10 | 1 | 1 | 5 |
6 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. | 8 | - | 1 | 1 |
7 | Строение вещества. Химическая связь. | 9 | - | 1 | - |
8 | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 4 | - | 1 | - |
9 | Галогены | 5 | - | 1 | 1 |
10 | Повторение и обобщение | 2 | - | 1 | - |
Итого: | 70 | 6 | 8 | 10 |
6.2. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока (раздела) | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся | НРК и возможные направления творческой или проектно-исследовательской деятельности учащихся | Дата проведения | ||
Предметные | Метапредметные | По плану | По факту | ||||
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч) | |||||||
1 | Предмет химии. Вещества и их свойства | Знать важнейшие химические понятия: вещество, тело. Уметь описывать физические свойства веществ | Установление причинно-следственных связей. Владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Лабораторный опыт №1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами | |||
2 | Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории | Знать правила работы в школьной лаборатории, безопасного обращения с реактивами и приборами. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания и умения в деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами | Познавательная деятельность в коллективе. Оперирование понятиями, выслушивание мнения других, владение разными формами устных и публичных выступлений. | Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории | |||
3 | Чистые вещества и смеси | Знать сущность понятий «чистые вещества», «смеси» и способы разделения смесей | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, наблюдение, описание результата опыта. | Лабораторный опыт №2. Разделение смесей. | |||
4 | Очистка загрязненной поваренной соли | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания и умения в деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами | Организация рабочего места. Познавательная деятельность в коллективе. Определение объектов анализа. Оперирование понятиями, выслушивание мнения других, владение разными формами устных и публичных выступлений. | Практическая работа №2. Очистка поваренной соли от железных и древесных опилок | |||
5 | Физические и химические явления. Химические реакции | Знать важнейшие химические понятия: физические и химические явления, химическая реакция. Уметь отличать химические реакции от физических явлений | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, наблюдение, описание результата опыта. | Лабораторный опыт №3. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций | |||
6 | Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение | Знать важнейшие химические понятия: атом, молекула; основные положения АМУ. Понимать его значение. | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, наблюдение, описание результата опыта. | Демонстрация: модели молекул и атомов, химического трафарета | Иллюстрация положения АМУ | ||
7 | Простые и сложные вещества. Химические элементы | Знать важнейшие химические понятия: атом, молекула, химический элемент, простые и сложные вещества; основные положения АМУ. Понимать его значение. Уметь классифицировать вещества по составу на простые и сложные | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, наблюдение, описание результата опыта. | Лабораторный опыт №4. Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Образцы типичных металлов и неметаллов. | |||
8 | Химический элемент. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса химических элементов | Знать важнейшие химические понятия: химический элемент, ОАМ; химическую символику – знаки химических элементов. Уметь называть химические элементы, записывать знаки химических элементов | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, Проведение сравнения. | Демонстрация: коллекция самородных элементов (на примере серы) | Рассказ об открытии какого-либо химического элемента | ||
9 | Закон постоянства состава. Химические формулы. Относительная молекулярная масса | Знать определение понятия «химическая формула», формулировку и смысл закона постоянства состава веществ. Понимать и записывать химические формулы веществ. Уметь определять качественный и количественный состав веществ по их формулам и принадлежность к простым или сложным веществам | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, Формулирование проблемы и определение способов ее решения. | ||||
10 | Закон постоянства состава. Химические формулы. Относительная молекулярная масса | Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, Формулирование проблемы и определение способов ее решения. | ||||
11 | Валентность х/э. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | Знать определение валентности и валентности некоторых Х/э. Уметь определять валентность элемента в соединениях, называть бинарные соединения | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, Формулирование проблемы и определение способов ее решения. | ||||
12 | Составление химических формул соединений по валентности | Знать определение валентности и валентности некоторых Х/э. Уметь определять валентность элемента в соединениях, составлять формулы бинарных соединений по валентности, называть бинарные соединения | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, Формулирование проблемы и определение способов ее решения. | ||||
13 | Закон сохранения массы веществ | Знать формулировку закона сохранения массы веществ. Понимать сущность и значение этого закона | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, наблюдение, описание результата опыта. Формулирование проблемы и определение способов ее решения. | Демонстрационный эксперимент: горение свечи на весах с поглощением продуктов горения | |||
14 | Химические уравнения | Знать определение понятий: химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент; химическую символику, уравнения химических реакций. Уметь определять реагенты и продукты реакции, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций на основе закона сохранения массы веществ | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, наблюдение, описание результата опыта. Формулирование проблемы и определение способов ее решения. | Демонстрация: разложение малахита | |||
15 | Типы химических реакций | Знать химическое понятие «классификация химических реакций». Уметь определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ | Работа с основными компонентами учебника, нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, наблюдение, описание результата опыта. Формулирование проблемы и определение способов ее решения. | Демонстрация: горение магния | Составить химические уравнения | ||
16 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Знать важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем. Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, количество вещества по известной массе вещества (и обратные задачи) | Определение учебных задач, организация рабочего места. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | Демонстрация: количество вещества в 1 моль | Составить и решить задачи с использованием новых понятий | ||
17 | Количество вещества. Моль. Молярная масса | Уметь вычислять количество вещества или массу по количеству вещества или массе реагентов или продуктов реакции | Определение учебных задач, организация рабочего места. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | ||||
18 | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия» | Знать важнейшие химические понятия: атом, молекула, простые и сложные вещества. Валентность, химические уравнения, моль, молярная масса, молярный объем. Уметь вычислять количество вещества или массу по количеству вещества или массе реагентов или продуктов реакции, составлять формулы бинарных соединений по валентности, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | ||||
Тема 2. Кислород (5 часов) | |||||||
19 | Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе. Получение кислорода. | Знать план характеристики х/э и простого вещества, способы получения кислорода. Уметь характеризовать кислород как химический элемент и простое вещество, распознавать опытным путем кислород | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | ||||
20 | Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе | Знать понятие «оксиды», физические и химические свойства кислорода, сущность круговорота кислорода в природе, применение кислорода. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислорода, называть продукты реакции окисления, свойства оксидов, определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | Демонстрационный эксперимент: горение магния, знакомство с образцами оксидов | Требовательность к содержанию кислорода в воде рыб озера Сосновое. | ||
21 | Воздух и его состав. Топливо и способы его сжигания | Знать состав воздуха. Уметь характеризовать составляющие компоненты смеси | Соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде и здорового образа жизни, наблюдение, описание результатов. определение объектов анализа, оперирование понятиями. | Демонстрация: образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки | Какие вещества получают из воздуха? Где и как их используют? | ||
22 | Тепловой эффект химической реакции | Знать сущность понятия «тепловой эффект химической реакции», классификацию химических реакций по поглощению или выделению энергии | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | Демонстрационный эксперимент: взаимодействие растворов едкого натра и хлорного железа | |||
23 | Получение, собирание и распознавание газов (кислорода) | Знать свойства кислорода и способы его получения. Уметь получать, собирать кислород и доказывать его наличие. | Определение учебных задач, организация рабочего места. Проведение эксперимента, описание результата, соблюдение правил и норм поведения в школьной лаборатории. | Практическая работа: получение, собирание и распознавание кислорода | |||
Тема 3. Водород (3ч) | |||||||
24 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода | Знать план характеристики химического элемента и простого вещества, способы получения водорода. Уметь характеризовать водород как химический элемент и простое вещество, распознавать опытным путем водород. | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | Демонстрационный эксперимент: получение водорода взаимодействием соляной кислоты и цинка | |||
25 | Свойства и применение водорода | Знать физические и химические свойства водорода. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода; называть продукты реакции | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | Демонстрационный эксперимент: восстановление металлов водородом | |||
26 | Практическая работа. Получение, собирание и распознавание газов (водорода) | Знать физические и химические свойства водорода и способы его получения. Уметь получать, собирать водород и распознавать его, соблюдая правила безопасного обращения. | Определение учебных задач, организация рабочего места. Проведение эксперимента, описание результата, соблюдение правил и норм поведения в школьной лаборатории. | Демонстрационный эксперимент: получение, собирание и распознавание водорода | |||
Тема 4. Растворы. Вода (6ч) | |||||||
27 | Вода – растворитель. Растворы | Знать определение понятия «растворы», виды растворов, свойства воды как растворителя. Иметь представление о сущности процесса получения кристаллов из растворов солей | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрационный эксперимент: растворение веществ в различных растворителях. Получение кристаллов солей | |||
28 | Вода – растворитель. Растворы. | Знать сущность понятия «массовая доля растворенного вещества в растворе». Уметь решать задачи с использованием понятия массовая доля растворенного вещества | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрационный эксперимент: растворение нитрата аммония | Химический состав воды озера Сосновое. | ||
29 | Вода | Знать физические и химические свойства воды, области применения воды и растворов, их значение для жизни и практической деятельности человека, сущность круговорота воды в природе. Уметь характеризовать свойства воды, взаимодействие воды с основными и кислотными оксидами, составлять уравнения реакций, характерных для воды | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: взаимодействие натрия и кальция с водой | Проект «Проблема чистой воды в нашей местности» | ||
30 | Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества (Практическая работа) | Знать сущность понятия «массовая доля растворенного вещества в растворе». Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве | Определение учебных задач, организация рабочего места. Проведение эксперимента, описание результата, соблюдение правил и норм поведения в школьной лаборатории. | Практическая работа №5. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества | |||
31 | Обобщение знаний по темам: «Кислород», «Водород», «Вода», «Растворы» | Знать свойства, способы получения и применения кислорода, водорода, воды. Уметь применять полученные знания для решения задач | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
32 | Контрольная работа №2 по темам: «Водород», «Кислород», «Растворы», «Вода» | Знать свойства, способы получения и применения кислорода, водорода, воды. Уметь применять полученные знания для решения задач | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | ||||
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (10ч) | |||||||
33 | Оксиды | Знать определение понятия «оксиды», классификацию оксидов, химические свойства оксидов. Уметь называть оксиды, распознавать их среди других веществ (по формуле), характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: знакомство с образцами оксидов. Лабораторный опыт №5. Взаимодействие оксида магния с кислотами. Лабораторный опыт №6. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой | |||
34 | Основания | Знать определение понятия «основания», классификацию оснований. Уметь называть основания, распознавать их среди других веществ (по формуле) | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: знакомство с образцами оснований | |||
35 | Основания | Знать химические свойства оснований. характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: знакомство с образцами оснований. Лабораторный опыт №7. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. Демонстрационный эксперимент: нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора | |||
36 | Кислоты | Знать определение понятия «кислота», формулы некоторых кислот, классификацию кислот, химические и физические свойства кислот, сущность реакции нейтрализации, применение индикаторов. Уметь называть кислоты, распознавать их среди других веществ(по формуле), составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства оксидов, распознавать кислоты при помощи индикаторов | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: знакомство с образцами кислот. Лабораторный опыт №8. Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Демонстрационный эксперимент: нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора | |||
37 | Соли | Знать определение понятия «соли», их состав и классификацию. Уметь называть соли, распознавать их среди других веществ (по формуле) | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: знакомство с образцами солей | |||
38 | Соли | Знать химические свойства солей. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Лабораторный опыт №9. Вытеснение одного металла другим из раствора соли | |||
39 | Соли | Уметь характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
40 | Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений | Знать характерные химические свойства основных классов неорганических веществ. Уметь применять полученные знания, для решения практических задач соблюдая правила безопасного обращения с веществами | Определение учебных задач, организация рабочего места. Проведение эксперимента, описание результата, соблюдение правил и норм поведения в школьной лаборатории. | Демонстрационный эксперимент: генетическая связь между основными классами неорганических соединений | Составление схемы генетической связи между классами неорганических соединений | ||
41 | Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» | Знать состав, характерные свойства основных классов неорганических веществ. Уметь применять полученные знания для решения практических задач | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
42 | Контрольная работа №3 по теме «основные классы неорганических соединений» | Знать состав, характерные свойства основных классов неорганических веществ. Уметь применять полученные знания для решения практических задач | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | ||||
Тема 6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.(8ч) | |||||||
43 | Классификация химических элементов | Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: коллекция самородных элементов | Электронная схема классификации химических элементов | ||
44 | Периодический закон Д.И. Менделеева | Знать формулировку и объяснять сущность периодического закона. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация различных вариантов периодической системы | Презентация Открытие Периодического закона» | ||
45 | Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева | Знать особенности строения периодической системы Д.И Менделеева. Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит периодической системе Д.И. Менделеева | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
46 | Строение атома | Знать особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны, электроны, изотопы. Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: модели строения атома | |||
47 | Строение атома | Знать особенности строения атома, план характеристики химического элемента. Уметь характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПС Д.И.Менделеева | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
48 | Строение атома | Знать особенности строения атома, план характеристики химического элемента. Уметь характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПС Д.И.Менделеева | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
49 | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева | Знать/понимать сущность и значение периодического закона химических элементов Д.И.Менделеева | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Проект «Подвиг Д.И.Менделеева» | |||
50 | Контрольная работа по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» | Знать особенности строения атома, план характеристики химического элемента. Уметь характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПС Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | ||||
Тема 7. Строение вещества. Химическая связь.(9ч) | |||||||
51 | Электроотрицательность химических элементов | Знать сущность понятия «электроотрицательность химических элементов», основные типы химической связи | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: образование нерастворимых, газообразных и малоионизирующих веществ | |||
52 | Основные виды химической связи | Знать понятие «электроотрицательность химических элементов», основные типы химической связи | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
53 | Основные виды химической связи | Знать определение понятия «ковалентная связь» и ее разновидности (полярная и неполярная) Понимать механизм образования ковалентной связи. Уметь определять тип химической связи в соединениях | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация коллекций с различными видами связи | |||
54 | Основные виды химической связи | Знать определение понятия ион, ионная связь Понимать механизм образования ковалентной связи. Уметь определять тип химической связи в соединениях | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
55 | Кристаллические решетки | Знать особенности строения веществ твердом, жидком и газообразном состоянии, кристаллических и амфорных веществ , типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями. Возгонка йода | |||
56 | Степень окисления | Знать определение понятия «степень окисления». Уметь определять степень окисления элементов в соединениях, составлять формулы бинарных соединений по степени окисления | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
57 | Степень окисления | Знать понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, окислительно-восстановительные реакции; классификацию химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Уметь расставлять степени окисления, определять окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель. Иметь представление о электронном балансе | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрационный эксперимент: горение фосфора | |||
58 | Строение атома. Химическая связь . Строение веществ | Знать основные понятия темы: химическая связь, типы химической связи, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель. Уметь определять типы химической связи в соединениях, определять степени окисления химических элементов, составлять формулы бинарных соединений по степени окисления, определять восстановитель, окислитель. | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
59 | Контрольная работа по теме «Химическая связь. Строение веществ» | Знать особенности строения атома, план характеристики химического элемента, типы химических связей. Уметь характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И Менделеева и особенностей строения их атомов, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И Менделеева, определять тип химической связи, приводить примеры веществ с различным типом химической связи | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. | ||||
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов.(4ч) | |||||||
60 | Закон Авогадро | Знать определение понятия «молярный объем», сущность закона Авогадро. Уметь находить объем газа по известному количеству вещества (и производить обратные вычисления) | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: модель молярного объема газов | |||
61 | Объемные отношения газов при химических реакциях | Знать определение понятия «относительная плотность газов». Уметь вычислять относительную плотность газов | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | ||||
62 | Объемные отношения газов при химических реакциях | Уметь проводить расчеты на основе уравнений реакций, находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. | ||||
63 | Обобщение знаний по теме «Закон Авогадро» | Уметь проводить расчеты на основе уравнений реакций, находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. | ||||
Тема 9. Галогены (5ч) | |||||||
64 | Положение галогенов в Периодической таблице и строение их атомов. Хлор. | Знать положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов, свойства хлора. Уметь характеризовать галогены как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных неметаллов, составлять уравнения характерных для хлора реакций | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрация: распознавание соединений хлора | Составить схему применения хлора | ||
65 | Хлороводород | Знать/понимать свойства хлороводорода, значение качественных реакций. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, распознавать хлориды, составлять уравнения | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Демонстрационный эксперимент: получение хлороводорода и его растворение в воде | |||
66 | Соляная кислота и ее соли | Знать эмпирическую формулу соляной кислоты и хлоридов, понимать значение качественных реакций. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, распознавать хлориды, составлять уравнения характерных для соляной кислоты реакций | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. Выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. | Лабораторный опыт №10. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов - хлоридами | |||
67 | Сравнительная характеристика галогенов | Знать положение галогенов в Периодической таблице и строение их атомов. Уметь давать сравнительную характеристику галогенов | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. | Демонстрационный эксперимент: возгонка йода | |||
68 | Обобщение знаний по теме «Галогены» | Понимать важность химических знаний. Уметь применять полученные знания для решения программных задач | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. | ||||
Тема 10. Повторение и обобщение по курсу химии за 8 класс (2ч) | |||||||
69 | Итоговое повторение за курс химии 8 класса | Понимать важность химических знаний. Уметь применять полученные знания для решения программных задач | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. | ||||
70 | Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса | Понимать важность химических знаний. Уметь применять полученные знания для решения программных задач | Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и определение способов ее решения. |
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
I. Печатные пособия. Таблицы.
1) Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
2) Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.
3) Портреты ученых.
4) Строение атома.
5) Типы химических связей.
6) Электрохимический ряд напряжения металлов.
II. Информационно-коммуникационные средства.
Мультимедийное пособие по химии. 8 класс. М: Просвещение- Медиа, 2003.
III. Технические средства обучения:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран проекционный
IV. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- Приборы и приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ;
- Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.
V. Натуральные объекты.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов переработки.
VI. Литература
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман М.«Просвещение» 2007 г. «Химия -8 класс» Основной учебник
- Настольная книга учителя химии / Н.Н.Гара, Р.Г. Иванова , А,А. Каверина М-АСТ, 2002.
- А.С.Егоров, практическое пособие для подготовки к ЕГЭ, Ростов-на -Дону, Феникс, 2004г.
- А.А.Журин. Лабораторные опыты и практические работы по химии, Москва. Аквариум. 1997г.
- А.В.Артемов, С.С.Дерябина, Школьные олимпиады по химии 8-11 классы
- Л.А. Цветков, О.С.Габриелян,Н.Е.Кузнецова «Химия-8 класс» Альтернативные учебники
- М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки по химии»
- М.П.Зуева, Н. Гара, Контрольные и проверочные работы по химии 8-9 классы
- Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков, учебное пособие по химии. М.«Мир и образование» 2004г.
- С.В.Горбунцова «Тесты по основным школьным разделам» 8-9 классы, М. «Вако», 2006г
- И.Г.Марчук «Системы практических работ и заданий на уроках химии», «Панорама», 2006г
- И.И.Супоницкая, Н.И. Гоголевская «Важнейшие классы неорганических соединений» М. Школа-Пресс,1997г.
- И.Г.Хомченко, Решение задач по химии 8-11 классы
VII. Дополнительная литература для учащихся
- Гара Н.Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2003.
- Решение задач по химии. Справочник школьника. Е.В. Шипуло, Л.Б. Кузнецова. М.: Филологическое общество «Слово», 1999.
- Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров. М.: ООО»АСТ», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...