Краткосрочный курс "Мир кристаллов" (6 класс)
элективный курс по химии (6 класс) по теме

Ткаченко Алла Евгеньевна

 

Одним  из самых интересных вопросов химии является  вопрос о кристаллическом  состоянии вещества. В учебной программе по химии изучается только сами понятия: «кристаллическое состояние  вещества»,  «кристаллическая решетка». Увлечение химией у подростков обычно начинается с проведения опытов. Некоторые опыты настолько просты, что их могут поставить и юные любители химии, еще не начинавшие изучать в школе данную науку. Так, например, процесс выращивания кристаллов очень интересен и познавателен для учащихся и при этом способствует  мотивации изучения предмета химии в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el._kurs_mir_kristallov_6_kl_sosh_no_84.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Перми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84»

СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на Методическом совете                                                     Директор школы______________

Протокол №_____от__________2012 г.                                                          В.В.Никольская

                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОГО КУРСА

                              «Мир кристаллов»

                                              6 класс

                                                                                 

                                                                       Срок реализации - одна четверть

                                                                             Составитель: А.Е. Ткаченко, учитель химии

                                                                                       

Пермь  2012г.

                                   

                                             

                                 

                                  Пояснительная записка.

Актуальность курса.

Система школьного химического образования – составная часть общего естественно – научного образования. Уже в начальной  школе в курсе «Окружающий мир» учащиеся знакомятся с различными природными явлениями, которые составляют  основное ядро для дальнейшего изучения природы в основной и старшей школах.

 Основная школа призвана обеспечить формирование у учащихся  первоначальных естественнонаучных, в том числе химических, знаний, требования к которым определяются базовым уровнем.  С  5- 6 класса можно проводить пропедевтическую химическую подготовку учащихся.  Химические знания, вводимые на этом этапе, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире.

Одним  из самых интересных вопросов химии является  вопрос о кристаллическом  состоянии вещества. В учебной программе по химии изучается только сами понятия: «кристаллическое состояние  вещества»,  «кристаллическая решетка». Увлечение химией у подростков обычно начинается с проведения опытов. Некоторые опыты настолько просты, что их могут поставить и юные любители химии, еще не начинавшие изучать в школе данную науку. Так, например, процесс выращивания кристаллов очень интересен и познавателен для учащихся и при этом способствует  мотивации изучения предмета химии в 8 классе.

Практическая значимость курса.

            Данный краткосрочный курс «Мир кристаллов»  знакомит учащихся с процессом кристаллизации, классификацией кристаллов, способами выращивания и консервации кристаллов, использование их в науке и технике;  с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете.  Включает ряд лабораторных и практических работ, которые способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Дети впервые учатся выращивать кристаллы, выполняют индивидуальную работу или в группах, заполняют рабочий журнал, в котором оформляют ход  и результаты эксперимента. Делают рисунки, фотографируют кристаллы. Главный итог практической деятельности - овладение экспериментальными методами получения кристаллов, составление коллекций выращенных  кристаллов для школьного химического кабинета.

Вид программы курса:    модифицированная.

Цель курса: ознакомление учащихся с  первоначальным  химическим понятием -«кристаллическое состояние вещества» из курса общей химии и удовлетворение их индивидуальных познавательных интересов.

Задачи: 

  • Учить учащихся применять первоначальные химические понятия в повседневной жизни;
  • Развивать  навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы при проведении химического эксперимента; логическое мышление, инициативу учащихся, умение работать в группе;
  • Воспитывать у учащихся самостоятельность, чувство ответственности перед коллективом;
  • Способствовать расширению кругозора учащихся в области естественных наук.

Отличительные особенности курса, этапы его реализации и режим занятий:  Рабочая программа краткосрочного курса «Мир кристаллов» предназначена  для учащихся 6 классов и рассчитана на 8 часов, т.е. на 1 четверть.

       Реализация программы краткосрочного курса осуществляется на основе межпредметных связей химии с биологией, физикой, математикой, геологией. Этот предпрофильный  курс  предполагает выход за рамки традиционных учебных программ.

                             

Особенности возрастной группы учащихся:

   Данная программа рассчитана на учеников средней ступени обучения общеобразовательной школы, в частности для учащихся 6–го класса, которые вступают в подростковый период. Именно в этот период подросток начинает относиться к себе как ко взрослому,  он стремится к самостоятельности, желает оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых. Появляются собственные взгляды, которые с жаром отстаивают, при этом он еще не утратили детской непосредственности и любознательности. Одним из главных мотивов деятельности для подростков является именно потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому надо стараться поддержать и развить их мотивацию к самостоятельному поиску, к исследованию.  

Ожидаемые результаты:

1. Представление о сущности кристаллизации, строение кристаллов;

2. Умение наблюдать за химическим экспериментом, описывать его проведение, готовить водные растворы, распознавать вещества по форме кристаллов, работать с растущими кристаллами, изготавливать и хранить коллекции выращенных кристаллов;

3. Владение навыками проведение химического  эксперимента и анализ его результатов;

4. Соблюдение техники безопасности во время хим. экспериментов;

5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту.

Оценка и контроль результатов.  Заключительным этапом является итоговый отчет о проведенных исследованиях с демонстрацией  коллекции выращенных кристаллов. 

     Результат посещения элективных курсов - грамоты, сертификаты с такими надписями как «Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса», «Успешно освоил курс», «Прослушал курс», «Посещал занятия курса» и т.д.

Основные формы занятий: рассказ, беседа, практические работы, исследовательские работы, консультации.

.

                                       

                                     Содержание учебного предмета:

Тема 1: Химическая лаборатория. Техника безопасности. Техника лабораторных операций. (1ч)

   Цель: познакомить с целями курса, его структурой; изучить и закрепить правила работы в химической лаборатории, основные операции по приготовлению растворов.

Вводное занятие. Правила работы в лаборатории, основные операции по определению заданных объемов жидкостей, перемешиванию, растворению твердых веществ в воде, фильтрование растворов, работа с нагревательными приборами, весы и взвешивание.

Лаб.работа: Ознакомление с    химической посудой, нагревательными приборами и обращение с ними. Основные приемы лаб. работ.

Тема №2: Кристаллы в природе. Процесс роста кристаллов.  (7ч)

               Цель: получение кристаллов и наблюдение за их ростом, уход за кристаллами, изготовление коллекции выращенных кристаллов.

Лаб. работа: Изучение коллекции минералов и горных пород.

Практические работы:

   Изготовление перенасыщенных растворов. Исследование их свойств. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора.

   Наблюдение и уход за растущими кристаллами.

   Изучение полученных кристаллов с помощью лупы, микроскопа.

   Консервация выращенных кристаллов.

   Изготовление коллекций кристаллов.

Итоговое занятие.

Цель: проверка знаний, умений и навыков, полученных при изучении элективного курса.

Отчеты членов  элективного курса о проведенных исследованиях по выращиванию кристаллов.

                                           

                                         

                                          Учебно-тематический план:

№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практ

Тема 1. Т/Б при работе в кабинете химии, основные лабораторные операции.

1

Химическая лаборатория. Техника безопасности. Техника лабораторных операций.

Лаб. раб. «Ознакомление с    химической посудой, нагревательными приборами и обращение с ними. Основные приемы лаб. работ».

1

0,5

0,5

Тема 2. Кристаллы в природе. Процесс роста кристаллов.

2

Кристаллы в природе, их значение в жизни человека. Лаб. раб. «Изучение коллекции минералов и горных пород».

1

0,5

0,5

3

От чего зависит окраска кристаллов?

Опыт 1. Волшебные кристаллы.

1

1

4

Опыт 2. Выращивание кристалла из р-ра медного купороса.

1

1

5

Опыт 3.  Получение «инея» из кристалликов поваренной соли.

1

1

6

Опыт 4. Выращивание кристаллов меди.

1

1

7

Опыт 5. Выращивание «сада из самоцветов».

1

1

8

Итоговое занятие, оформление коллекции полученных кристаллов.

1

1

 ВСЕГО

8

1

7

       

            Материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  • Алгоритмы по выращиванию кристаллов;
  • Реактивы и оборудование.

           Список используемой литературы для учителя:

1. Банн Ч. Кристаллы. Их роль в природе в науке.- М.: Мир,1970 г.

2. Петров Т.Г. Выращивание кристаллов из растворов. – М.: Просвещение, 1997 г.

3. Шальковская М.Л. Кристаллы.- М. : Наука, 1978 г.

           Список используемой литературы для учащихся:

            1.   Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.- М: Просвещение, 1995г.

2. Балаев И.И. Домашний эксперимент.- М.: Просвещение. 1997 г.

3. Вильке Т.Г. Методы выращивания кристаллов. - М.: Просвещение, 1993 г.

4. Пикин С.А. Жидкие кристаллы. – М.: Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сквозь магический кристалл..." Литературный семинар по творчеству И.С. Тургенева. 10 класс.

Предложенным материалом я открываю серию публикаций по итогам многолетней работы над проектом Литературных семинаров. Первый такой проект был реализован в ГОУ № 27 Санкт-Петербурга в 1995 году. С тех ...

презентация к уроку "Кристаллы. Аморфные тела" 8 класс

презентация к уроку "Кристаллы. Аморфные тела" пр. А Пинского 8 класс...

Программа краткосрочного курса по выбору "Выращивание кристаллов"

Краткосрочный курс для учащихся 5-6 классов....

Кристаллы. Получение кристаллов в лабораторных условиях;Урок химии в образовательном пространстве.

1. Результаты лабораторных экспериментов могут быть использованы в школьных спецкурсах по химии, для самостоятельного выращивания кристаллов, а также являться информацией по обнаружению солей различны...

Интеграция на уроке химии "Мир кристаллов" 8 класс

Методическая разработка посвящена проблемам интеграции и развитию УУД на уроке химии в 8 классе, тема урока "МИр твердых веществ". Подробно описано формировании УУД на этапах урока, представлена техно...

Сценарий спортивного праздника "Кристалл здоровья" для учащихся 5–6-х классов

популяризация физической культуры у учащихся младших классов.формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортомпривитие здорового образа жизниразвитие чувства коллективизма, о...