Краткосрочный курс "Мир кристаллов" (6 класс)
элективный курс по химии (6 класс) по теме
Одним из самых интересных вопросов химии является вопрос о кристаллическом состоянии вещества. В учебной программе по химии изучается только сами понятия: «кристаллическое состояние вещества», «кристаллическая решетка». Увлечение химией у подростков обычно начинается с проведения опытов. Некоторые опыты настолько просты, что их могут поставить и юные любители химии, еще не начинавшие изучать в школе данную науку. Так, например, процесс выращивания кристаллов очень интересен и познавателен для учащихся и при этом способствует мотивации изучения предмета химии в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el._kurs_mir_kristallov_6_kl_sosh_no_84.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Перми
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на Методическом совете Директор школы______________
Протокол №_____от__________2012 г. В.В.Никольская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОГО КУРСА
«Мир кристаллов»
6 класс
Срок реализации - одна четверть
Составитель: А.Е. Ткаченко, учитель химии
Пермь 2012г.
Пояснительная записка.
Актуальность курса.
Система школьного химического образования – составная часть общего естественно – научного образования. Уже в начальной школе в курсе «Окружающий мир» учащиеся знакомятся с различными природными явлениями, которые составляют основное ядро для дальнейшего изучения природы в основной и старшей школах.
Основная школа призвана обеспечить формирование у учащихся первоначальных естественнонаучных, в том числе химических, знаний, требования к которым определяются базовым уровнем. С 5- 6 класса можно проводить пропедевтическую химическую подготовку учащихся. Химические знания, вводимые на этом этапе, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире.
Одним из самых интересных вопросов химии является вопрос о кристаллическом состоянии вещества. В учебной программе по химии изучается только сами понятия: «кристаллическое состояние вещества», «кристаллическая решетка». Увлечение химией у подростков обычно начинается с проведения опытов. Некоторые опыты настолько просты, что их могут поставить и юные любители химии, еще не начинавшие изучать в школе данную науку. Так, например, процесс выращивания кристаллов очень интересен и познавателен для учащихся и при этом способствует мотивации изучения предмета химии в 8 классе.
Практическая значимость курса.
Данный краткосрочный курс «Мир кристаллов» знакомит учащихся с процессом кристаллизации, классификацией кристаллов, способами выращивания и консервации кристаллов, использование их в науке и технике; с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Включает ряд лабораторных и практических работ, которые способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Дети впервые учатся выращивать кристаллы, выполняют индивидуальную работу или в группах, заполняют рабочий журнал, в котором оформляют ход и результаты эксперимента. Делают рисунки, фотографируют кристаллы. Главный итог практической деятельности - овладение экспериментальными методами получения кристаллов, составление коллекций выращенных кристаллов для школьного химического кабинета.
Вид программы курса: модифицированная.
Цель курса: ознакомление учащихся с первоначальным химическим понятием -«кристаллическое состояние вещества» из курса общей химии и удовлетворение их индивидуальных познавательных интересов.
Задачи:
- Учить учащихся применять первоначальные химические понятия в повседневной жизни;
- Развивать навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы при проведении химического эксперимента; логическое мышление, инициативу учащихся, умение работать в группе;
- Воспитывать у учащихся самостоятельность, чувство ответственности перед коллективом;
- Способствовать расширению кругозора учащихся в области естественных наук.
Отличительные особенности курса, этапы его реализации и режим занятий: Рабочая программа краткосрочного курса «Мир кристаллов» предназначена для учащихся 6 классов и рассчитана на 8 часов, т.е. на 1 четверть.
Реализация программы краткосрочного курса осуществляется на основе межпредметных связей химии с биологией, физикой, математикой, геологией. Этот предпрофильный курс предполагает выход за рамки традиционных учебных программ.
Особенности возрастной группы учащихся:
Данная программа рассчитана на учеников средней ступени обучения общеобразовательной школы, в частности для учащихся 6–го класса, которые вступают в подростковый период. Именно в этот период подросток начинает относиться к себе как ко взрослому, он стремится к самостоятельности, желает оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых. Появляются собственные взгляды, которые с жаром отстаивают, при этом он еще не утратили детской непосредственности и любознательности. Одним из главных мотивов деятельности для подростков является именно потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому надо стараться поддержать и развить их мотивацию к самостоятельному поиску, к исследованию.
Ожидаемые результаты:
1. Представление о сущности кристаллизации, строение кристаллов;
2. Умение наблюдать за химическим экспериментом, описывать его проведение, готовить водные растворы, распознавать вещества по форме кристаллов, работать с растущими кристаллами, изготавливать и хранить коллекции выращенных кристаллов;
3. Владение навыками проведение химического эксперимента и анализ его результатов;
4. Соблюдение техники безопасности во время хим. экспериментов;
5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту.
Оценка и контроль результатов. Заключительным этапом является итоговый отчет о проведенных исследованиях с демонстрацией коллекции выращенных кристаллов.
Результат посещения элективных курсов - грамоты, сертификаты с такими надписями как «Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса», «Успешно освоил курс», «Прослушал курс», «Посещал занятия курса» и т.д.
Основные формы занятий: рассказ, беседа, практические работы, исследовательские работы, консультации.
.
Содержание учебного предмета:
Тема 1: Химическая лаборатория. Техника безопасности. Техника лабораторных операций. (1ч)
Цель: познакомить с целями курса, его структурой; изучить и закрепить правила работы в химической лаборатории, основные операции по приготовлению растворов.
Вводное занятие. Правила работы в лаборатории, основные операции по определению заданных объемов жидкостей, перемешиванию, растворению твердых веществ в воде, фильтрование растворов, работа с нагревательными приборами, весы и взвешивание.
Лаб.работа: Ознакомление с химической посудой, нагревательными приборами и обращение с ними. Основные приемы лаб. работ.
Тема №2: Кристаллы в природе. Процесс роста кристаллов. (7ч)
Цель: получение кристаллов и наблюдение за их ростом, уход за кристаллами, изготовление коллекции выращенных кристаллов.
Лаб. работа: Изучение коллекции минералов и горных пород.
Практические работы:
Изготовление перенасыщенных растворов. Исследование их свойств. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора.
Наблюдение и уход за растущими кристаллами.
Изучение полученных кристаллов с помощью лупы, микроскопа.
Консервация выращенных кристаллов.
Изготовление коллекций кристаллов.
Итоговое занятие.
Цель: проверка знаний, умений и навыков, полученных при изучении элективного курса.
Отчеты членов элективного курса о проведенных исследованиях по выращиванию кристаллов.
Учебно-тематический план:
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практ | ||
Тема 1. Т/Б при работе в кабинете химии, основные лабораторные операции. | ||||
1 | Химическая лаборатория. Техника безопасности. Техника лабораторных операций. Лаб. раб. «Ознакомление с химической посудой, нагревательными приборами и обращение с ними. Основные приемы лаб. работ». | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 2. Кристаллы в природе. Процесс роста кристаллов. | ||||
2 | Кристаллы в природе, их значение в жизни человека. Лаб. раб. «Изучение коллекции минералов и горных пород». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | От чего зависит окраска кристаллов? Опыт 1. Волшебные кристаллы. | 1 | 1 | |
4 | Опыт 2. Выращивание кристалла из р-ра медного купороса. | 1 | 1 | |
5 | Опыт 3. Получение «инея» из кристалликов поваренной соли. | 1 | 1 | |
6 | Опыт 4. Выращивание кристаллов меди. | 1 | 1 | |
7 | Опыт 5. Выращивание «сада из самоцветов». | 1 | 1 | |
8 | Итоговое занятие, оформление коллекции полученных кристаллов. | 1 | 1 | |
ВСЕГО | 8 | 1 | 7 |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- Алгоритмы по выращиванию кристаллов;
- Реактивы и оборудование.
Список используемой литературы для учителя:
1. Банн Ч. Кристаллы. Их роль в природе в науке.- М.: Мир,1970 г.
2. Петров Т.Г. Выращивание кристаллов из растворов. – М.: Просвещение, 1997 г.
3. Шальковская М.Л. Кристаллы.- М. : Наука, 1978 г.
Список используемой литературы для учащихся:
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.- М: Просвещение, 1995г.
2. Балаев И.И. Домашний эксперимент.- М.: Просвещение. 1997 г.
3. Вильке Т.Г. Методы выращивания кристаллов. - М.: Просвещение, 1993 г.
4. Пикин С.А. Жидкие кристаллы. – М.: Просвещение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сквозь магический кристалл..." Литературный семинар по творчеству И.С. Тургенева. 10 класс.
Предложенным материалом я открываю серию публикаций по итогам многолетней работы над проектом Литературных семинаров. Первый такой проект был реализован в ГОУ № 27 Санкт-Петербурга в 1995 году. С тех ...
презентация к уроку "Кристаллы. Аморфные тела" 8 класс
презентация к уроку "Кристаллы. Аморфные тела" пр. А Пинского 8 класс...
План-конспект урока геометрии в 10 классе "Восхитительный мир кристаллов"
План-конспект урока геометрии в 10 классе...
Программа краткосрочного курса по выбору "Выращивание кристаллов"
Краткосрочный курс для учащихся 5-6 классов....
Кристаллы. Получение кристаллов в лабораторных условиях;Урок химии в образовательном пространстве.
1. Результаты лабораторных экспериментов могут быть использованы в школьных спецкурсах по химии, для самостоятельного выращивания кристаллов, а также являться информацией по обнаружению солей различны...
Интеграция на уроке химии "Мир кристаллов" 8 класс
Методическая разработка посвящена проблемам интеграции и развитию УУД на уроке химии в 8 классе, тема урока "МИр твердых веществ". Подробно описано формировании УУД на этапах урока, представлена техно...
Сценарий спортивного праздника "Кристалл здоровья" для учащихся 5–6-х классов
популяризация физической культуры у учащихся младших классов.формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортомпривитие здорового образа жизниразвитие чувства коллективизма, о...