Внедрение исследовательского принципа в обучение химии
статья (химия) по теме

Шокулова Эльмира Юрьевна

Внедрение исследовательского принципа

в процессе обучения химии

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Новый мир имеет новые условия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            и требует новых действий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Н. Рерих

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства.       

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения предполагает формирование универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

        Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к  мысли.

     Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. 

Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках химии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

     Эффективные  педагогические технологии:

 

Обучение в сотрудничестве

Метод проектов

Проблемное обучение

Исследовательский метод

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из различных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в образовательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Мастер-класс

 учителя  химии МОУ «Лицей №1 ГП Терек»

                                                                                          Шокуловой  Э.Ю.

Внедрение исследовательского принципа

в процессе обучения химии

                                                          Новый мир имеет новые условия

                                                           и требует новых действий.

                                                                                                  Н. Рерих

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства.        

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения предполагает формирование универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

        Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к  мысли.

     Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

     (2сл.)Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках химии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

     (3сл.) Эффективные  педагогические технологии:

Обучение в сотрудничестве

Метод проектов

Проблемное обучение

Исследовательский метод

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из различных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в образовательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.

(сл.4-9)При использовании метода эвристических заданий формулирование для школьников нового закона, правила  совершается не учителем с участием ребят, а самими школьниками под руководством учителя и с его помощью.

(сл.10,11)Особое место в учебном процессе занимают упражнения, формирующие у школьников исследовательские навыки. Одним из основных приёмов активизации исследовательской деятельности учащихся является проблемное обучение. Методы его организации могут быть самыми разнообразными.

Учитель в созданной им проблемной ситуации ставит проблему и решает её с помощью учащихся. Школьники активно участвуют в решении проблемы, выдвигают предположения, доказывают гипотезу.

        Их суть заключается в том, что учитель ставит перед учащимися теоретические и практические исследовательские задания, имеющие высокий уровень проблемности.  Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового метода действия.

Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, поведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений.

Говоря о методе проектов, нужно сказать, что учебный прект-это(сл.12-20)

Кто я в пректе?(сл.21)

Результативность(сл.22)

Результаты в лицее(сл.23-26)

Педагогические выводы (27)

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов, особенно метапредметных(28,29)

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации.

Урок-исследование

 «Дело или занятие,
не содержащее трудностей, недостойно ума человека»
                                У. Ченнинг

Задача. 

Вещество имеет следующий качественный состав:

W (C) = 40%

W (H) = 6,7%

W (O) = 53,3%

Молярная масса неизвестного вещества равна 180 г/моль. Найти формулу неизвестного вещества.

С6Н12О6

ТЕМА УРОКА: ГЛЮКОЗА!

Сn2О)m

Углеводы – органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода, причем водород и кислород входят  в соотношении (2:1) как в воде, отсюда и название.

На основе этой аналогии русский химик К. Шмидт в 1844 г. предложил термин углевода  (углерод и вода), а общая формула углеводов  Сn(Н2О)m  

ПРИРОДА ВЕЩЕСТВА

                                                                 СОСТАВ

                                                              СТРОЕНИЕ

                                               СВОЙСТВА

         « Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому посто-янный контроль опытом необходим.»

                                                                                                                 А. М. Бутлеров   

 Этапы исследования:

  • Сбор фактов по данной теме
  • Выдвижение гипотезы
  • Подтверждение гипотезы экспериментом
  • Формулирование вывода по результатам исследования

Цель исследования:

Обнаружить наличие функциональных групп в глюкозе и доказать зависимость свойств веществ от их строения

  • Пользуясь инструкцией, докажите наличие функциональных групп в молекуле глюкозы

Строение молекулы глюкозы

  • Идет реакция «серебряного зеркала» и реакция с гидроксидом меди (II) при нагревании.
  • Вывод: В молекуле глюкозы есть альдегидная группа.
  • Идет качественная реакция на многоатомные спирты с гидроксидом           меди (II).
  • Вывод: В молекуле глюкозы есть несколько гидроксильных групп.

                                   ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

 

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ГЛЮКОЗА -

  •    бесцветное кристаллическое вещество  
  •    хорошо растворимо в воде
  •    сладкое на вкус
  •    температура плавления 146о С

Нахождение в природе

  • В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зеленых растений
  • Особенно ее много в  виноградном соке,  поэтому глюкозу иногда                         называют виноградным     сахаром
  • Мед в основном состоит   из смеси глюкозы с фруктозой

Химическая энергия питательных веществ, поступающих в организм, заключена в ковалентных связях между атомами.

В глюкозе количество потенциальной энергии составляет 2800 кДж на 1 моль (то есть на 180 грамм).

  • Один из ключевых продуктов обмена веществ, обеспечивающих живые клетки энергией                    (в процессах дыхания, брожения, гликолиза)
  • Служит исходным продуктом биосинтеза многих веществ
  • У человека и животных постоянный уровень глюкоза в крови поддерживается путем синтеза и распада гликогена
  • В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови и в небольших количествах во всех клетках

       Итоги

  • Удалось ли вам на уроке установить связь между свойствами и строением глюкозы?
  • Сможете ли вы экспериментально определить функциональные группы в молекулах органических веществ?

  • Что вы взяли для себя с данного урока?

   Домашнее задание

  1. § 14.
  2. Составить уравнения химических  реакций сегодняшних экспериментов.

     3. Подготовить сообщение о практическом значении глюкозы.

                                       

                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья-размышление о принципах деятельностного подхода в обучении химии

Данные размышления составлены на основе многолетней педагогической деятельности учителя химии....

Реализация принципов уровневой дифференциации при обучении химии

В данном материале сделана попытка отметить те необходимые элементы, которые должны содержаться в деятельности любого учителя,приступившего к реализации идей уровневой дифференциации при обучении хими...

Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии

Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет....

Использование информационно – коммуникативных технологий в исследовательской экологической деятельности школьников в процессе обучения химии

В докладе рассматривают вопросы эколого - химического обучения, приведены примеры заданий с экологическим содержанием на уроках и во внеурочной деятельности...

Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...

Применение исследовательской технологии при обучении химии.

Применение исследовательской технологии при обучении химии....

Использование современных педагогических технологий для реализации требований ФГОС по внедрению исследовательской и проектной деятельности в обучении информатики

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандар...