Рабочая программа по химии, 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Михайлова Лилия Алексеевна

Рабочая программа по химии для обучающихся 10 класса, линия учебников Ф.Г. Рудзитиса и Г.Е. Фельдмана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_khimii_10_klass_2012-2013.rar277.13 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

 «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах»

Цель: опытным путем определить содержание в выданном органическом веществе хлора, углерода и водорода.

Реактивы: парафин (C14H30),  известковая вода, оксид меди (2), дихлорэтан, сульфат меди (2).

Оборудование: металлический штатив с лапкой, спиртовка, 2 пробирки, пробка с газоотводной трубкой, медная проволока.                       Порядок работы

1.Инструктаж по технике безопасности:

Правила техники безопасности

                                                                                                                                                                         

            а                    б                             в                      г                                  д

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                              е                             ж                              з                            и

гасите спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой (а);

при пользовании спиртовкой запрещается зажигание одной спиртовки от другой и передача зажженной спиртовки (б);

Запрещается:  пробовать вещества на вкус (в); выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты(г); оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы (е); определяйте вещество по запаху, помахивая рукой к себе, держа  пробирку на  расстоянии, делайте осторожно легкий вдох (ж); собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду (з); работайте только над столом (и).

2. Выполнение работы согласно инструкции учебника по плану:

Примечание: 1. Обнаружить углерод  и водород в органическом веществе можно окислением его оксидом меди (2).

2.Галоген в органическом веществе можно обнаружить при помощи реакции окрашивания пламени.                                      Алгоритм проведения работы:

1. этап работы:  Расплавление парафина с оксидом меди (2).

  • Соберите прибор согласно рисунку учебника,  для этого в пробирку  на дно поместите 1-2 г.        оксида меди  и  парафин, нагрейте.

2. этап работы: Качественное определение углерода.

  • В пробирку приемник налейте известковой воды.
  • Соедините  пробирку со смесью с пробиркой приемником газоотводной трубкой с пробкой.
  • Нагрейте пробирку со смесью в пламени спиртовки.

3. этап работы: Качественное определение водорода.

  • В верхнюю часть пробирки  со смесью поместите кусочек ваты, положив на нее сульфат меди (2).

4. этап работы: Качественное определение хлора.

  • Медную проволоку прокалите в пламени спиртовки до появления на ней черного налета.
  • Остывшую проволоку внести в исследуемое вещество и снова внести в пламя спиртовку.

Заключение:

  1. Обратите внимание на: изменения, происходящие с известковой водой, сульфатом меди (2).
  2. В какой цвет окрашивается пламя спиртовки при внесении исследуемого раствора?

 3. Оформление результатов в форме таблицы:

№ п/п

Название опыта

Реактивы для опыта

Рисунок опыта

Наблюдения

Выводы

4. Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.

5. Приведите рабочее место в порядок.

Практическая работа №2

по теме  «Получение этилена и изучение его свойств»

Цель: опытным путем получить газообразный этилен, используя знания о реакции дегидрирования; доказать его непредельность и горючесть.

Реактивы: 1,5 мл этанола, 4 мл конц. серной кислоты, песок или кусочки битого стекла, р-р перманганата калия (подкисленный).

Оборудование: штатив, держатель для пробирок, газоотводная трубка, спиртовка, лучинка.

Порядок работы

1.Инструктаж по технике безопасности:

Правила техники безопасности

                                                                                                                                                                         

            а                    б                             в                      г                                  д

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                              е                             ж                              з                            и

гасите спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой (а);

при пользовании спиртовкой запрещается зажигание одной спиртовки от другой и передача зажженной спиртовки (б);

Запрещается:  пробовать вещества на вкус (в); выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты(г); оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы (е); определяйте вещество по запаху, помахивая рукой к себе, держа  пробирку на  расстоянии, делайте осторожно легкий вдох (ж); собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду (з); работайте только над столом (и).

2. Выполнение работы согласно инструкции учебника по плану:

опыт №1 «Получение этилена из смеси этилового спирта и серной кислоты»

Внимание: собранный прибор для опыта проверьте на герметичность!

опыт №2 «Изучение свойств этилена»

  • реакция с перманганатом калия (док-во непредельности этилена);
  • горение этилена (Внимание: после проведения предыдущего опыта разверните осторожно – чтобы не обжечься- газоотводную трубку отростком вверх или замените ее на пробку с прямой трубкой!) Подожгите выделяющийся газ. Наблюдайте за пламенем этилена. Какое оно?

 3. Оформление результатов в форме таблицы:

№ п/п

Название опыта

Реактивы для опыта

Рисунок опыта

Наблюдения

Выводы

4. Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.

5. Приведите рабочее место в порядок.

Практическая работа №3

по теме  « Получение и свойства карбоновых кислот»

Цель: опытным путем получить уксусную кислоту и провести характерные для нее реакции.

Реактивы: реакционная смесь: ацетат калия и  концентрированная серная кислота, уксусная кислота, фенолфталеин, цинк, гидроксид натрия, карбонат кальция, оксид кальция,  синий лакмус.

Оборудование:  металлический штатив с лапкой, спиртовка, 7 пробирок, пробка с газоотводной трубкой, ложечка.                              

Порядок работы

1.Инструктаж по технике безопасности:

Правила техники безопасности

                                                                                                                                                                         

            а                    б                             в                      г                                  д

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                              е                             ж                              з                            и

гасите спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой (а);

при пользовании спиртовкой запрещается зажигание одной спиртовки от другой и передача зажженной спиртовки (б);

Запрещается:  пробовать вещества на вкус (в); выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты(г); оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы (е); определяйте вещество по запаху, помахивая рукой к себе, держа  пробирку на  расстоянии, делайте осторожно легкий вдох (ж); собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду (з); работайте только над столом (и).

2. Выполнение работы согласно инструкции учебника по плану:

1 этап работы: Получение уксусной кислоты.

  • Соберите прибор согласно рисунку доски,  для этого в пробирку  на дно поместите 2гр. ацетата калия и прибавьте 2мл. концентрированной серной кислоты.
  • Смесь  в пробирке нагревайте до тех пор, пока в пробирке приемнике соберется 1 – 1, 5 мл. жидкости.
  • Прекратите нагревание и разделите полученную кислоту на 4 части.

2 этап работы: Свойства уксусной кислоты.

  • В первую пробирку возьмите уксусную кислоту и добавьте воды.
  • Во вторую пробирку добавьте лакмус.
  • В третью пробирку добавьте 1 – 2 гранулы цинка.
  • В четвертую пробирку добавьте оксид кальция (понемногу).
  • В пятую чистую пробирку налейте гидроксид натрия, добавьте фенолфталеин и уксусную кислоту.
  • В шестую  пробирку добавьте карбонат кальция.
  • В седьмую добавьте этиловый спирт, нагрейте и соберите прибор для получения продукта реакции,  (рисунок смотри на доске).

Заключение:    Обратите внимание на изменения, происходящие во всех пробирках.

 3. Оформление результатов в форме таблицы:

№ п/п

Название опыта

Реактивы для опыта

Рисунок опыта

Наблюдения

Выводы

4. Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.

5. Приведите рабочее место в порядок.

Практическая работа № 6 по теме   «Распознавание пластмасс и волокон»

Цель: закрепить и углубить знания учащихся о пластмассах и химических волокнах; научиться определять наиболее распространенные пластмассы и химические волокна, проводить химические опыты, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе с органическими веществами.

Реактивы: кислота серная и азотная, гидроксид натрия.

Оборудование: составленные заранее наборы пластмасс и волокон для определения их опытным путем (из имеющихся в наличии), тигельные щипцы, спиртовка, пробирки, держатель для пробирок.

Порядок работы

1.Инструктаж по технике безопасности

                                                                                                                                                                         

            а                    б                             в                      г                                  д

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2.Выполнение работы согласно  инструкции учебника.

  • получить набор пластмасс и химических волокон;
  • из каждого пакета брать для исследования образцы волокон и пластмасс и исследовать их (по продуктам сжигания, действию кислот, щелочей и т.д.);
  • после определения данного образца учащиеся ставят соответствующий номер в заранее начерченных в тетрадях таблицах.

3.Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.

4. Запишите результаты опытов в тетрадь.

5.Приведите рабочее место в порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...