Рабочая программа по химии, 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 класса, линия учебников Ф.Г. Рудзитиса и Г.Е. Фельдмана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 277.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1
«Качественное определение углерода и водорода в органических веществах»
Цель: опытным путем определить содержание в выданном органическом веществе хлора, углерода и водорода.
Реактивы: парафин (C14H30), известковая вода, оксид меди (2), дихлорэтан, сульфат меди (2).
Оборудование: металлический штатив с лапкой, спиртовка, 2 пробирки, пробка с газоотводной трубкой, медная проволока. Порядок работы
1.Инструктаж по технике безопасности:
Правила техники безопасности
а б в г д
е ж з и
гасите спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой (а);
при пользовании спиртовкой запрещается зажигание одной спиртовки от другой и передача зажженной спиртовки (б);
Запрещается: пробовать вещества на вкус (в); выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты(г); оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы (е); определяйте вещество по запаху, помахивая рукой к себе, держа пробирку на расстоянии, делайте осторожно легкий вдох (ж); собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду (з); работайте только над столом (и).
2. Выполнение работы согласно инструкции учебника по плану:
Примечание: 1. Обнаружить углерод и водород в органическом веществе можно окислением его оксидом меди (2).
2.Галоген в органическом веществе можно обнаружить при помощи реакции окрашивания пламени. Алгоритм проведения работы:
1. этап работы: Расплавление парафина с оксидом меди (2).
- Соберите прибор согласно рисунку учебника, для этого в пробирку на дно поместите 1-2 г. оксида меди и парафин, нагрейте.
2. этап работы: Качественное определение углерода.
- В пробирку приемник налейте известковой воды.
- Соедините пробирку со смесью с пробиркой приемником газоотводной трубкой с пробкой.
- Нагрейте пробирку со смесью в пламени спиртовки.
3. этап работы: Качественное определение водорода.
- В верхнюю часть пробирки со смесью поместите кусочек ваты, положив на нее сульфат меди (2).
4. этап работы: Качественное определение хлора.
- Медную проволоку прокалите в пламени спиртовки до появления на ней черного налета.
- Остывшую проволоку внести в исследуемое вещество и снова внести в пламя спиртовку.
Заключение:
- Обратите внимание на: изменения, происходящие с известковой водой, сульфатом меди (2).
- В какой цвет окрашивается пламя спиртовки при внесении исследуемого раствора?
3. Оформление результатов в форме таблицы:
№ п/п | Название опыта | Реактивы для опыта | Рисунок опыта | Наблюдения | Выводы |
4. Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.
5. Приведите рабочее место в порядок.
Практическая работа №2
по теме «Получение этилена и изучение его свойств»
Цель: опытным путем получить газообразный этилен, используя знания о реакции дегидрирования; доказать его непредельность и горючесть.
Реактивы: 1,5 мл этанола, 4 мл конц. серной кислоты, песок или кусочки битого стекла, р-р перманганата калия (подкисленный).
Оборудование: штатив, держатель для пробирок, газоотводная трубка, спиртовка, лучинка.
Порядок работы
1.Инструктаж по технике безопасности:
Правила техники безопасности
а б в г д
е ж з и
гасите спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой (а);
при пользовании спиртовкой запрещается зажигание одной спиртовки от другой и передача зажженной спиртовки (б);
Запрещается: пробовать вещества на вкус (в); выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты(г); оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы (е); определяйте вещество по запаху, помахивая рукой к себе, держа пробирку на расстоянии, делайте осторожно легкий вдох (ж); собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду (з); работайте только над столом (и).
2. Выполнение работы согласно инструкции учебника по плану:
опыт №1 «Получение этилена из смеси этилового спирта и серной кислоты»
Внимание: собранный прибор для опыта проверьте на герметичность!
опыт №2 «Изучение свойств этилена»
- реакция с перманганатом калия (док-во непредельности этилена);
- горение этилена (Внимание: после проведения предыдущего опыта разверните осторожно – чтобы не обжечься- газоотводную трубку отростком вверх или замените ее на пробку с прямой трубкой!) Подожгите выделяющийся газ. Наблюдайте за пламенем этилена. Какое оно?
3. Оформление результатов в форме таблицы:
№ п/п | Название опыта | Реактивы для опыта | Рисунок опыта | Наблюдения | Выводы |
4. Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.
5. Приведите рабочее место в порядок.
Практическая работа №3
по теме « Получение и свойства карбоновых кислот»
Цель: опытным путем получить уксусную кислоту и провести характерные для нее реакции.
Реактивы: реакционная смесь: ацетат калия и концентрированная серная кислота, уксусная кислота, фенолфталеин, цинк, гидроксид натрия, карбонат кальция, оксид кальция, синий лакмус.
Оборудование: металлический штатив с лапкой, спиртовка, 7 пробирок, пробка с газоотводной трубкой, ложечка.
Порядок работы
1.Инструктаж по технике безопасности:
Правила техники безопасности
а б в г д
е ж з и
гасите спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой (а);
при пользовании спиртовкой запрещается зажигание одной спиртовки от другой и передача зажженной спиртовки (б);
Запрещается: пробовать вещества на вкус (в); выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты(г); оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы (е); определяйте вещество по запаху, помахивая рукой к себе, держа пробирку на расстоянии, делайте осторожно легкий вдох (ж); собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду (з); работайте только над столом (и).
2. Выполнение работы согласно инструкции учебника по плану:
1 этап работы: Получение уксусной кислоты.
- Соберите прибор согласно рисунку доски, для этого в пробирку на дно поместите 2гр. ацетата калия и прибавьте 2мл. концентрированной серной кислоты.
- Смесь в пробирке нагревайте до тех пор, пока в пробирке приемнике соберется 1 – 1, 5 мл. жидкости.
- Прекратите нагревание и разделите полученную кислоту на 4 части.
2 этап работы: Свойства уксусной кислоты.
- В первую пробирку возьмите уксусную кислоту и добавьте воды.
- Во вторую пробирку добавьте лакмус.
- В третью пробирку добавьте 1 – 2 гранулы цинка.
- В четвертую пробирку добавьте оксид кальция (понемногу).
- В пятую чистую пробирку налейте гидроксид натрия, добавьте фенолфталеин и уксусную кислоту.
- В шестую пробирку добавьте карбонат кальция.
- В седьмую добавьте этиловый спирт, нагрейте и соберите прибор для получения продукта реакции, (рисунок смотри на доске).
Заключение: Обратите внимание на изменения, происходящие во всех пробирках.
3. Оформление результатов в форме таблицы:
№ п/п | Название опыта | Реактивы для опыта | Рисунок опыта | Наблюдения | Выводы |
4. Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.
5. Приведите рабочее место в порядок.
Практическая работа № 6 по теме «Распознавание пластмасс и волокон»
Цель: закрепить и углубить знания учащихся о пластмассах и химических волокнах; научиться определять наиболее распространенные пластмассы и химические волокна, проводить химические опыты, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе с органическими веществами.
Реактивы: кислота серная и азотная, гидроксид натрия.
Оборудование: составленные заранее наборы пластмасс и волокон для определения их опытным путем (из имеющихся в наличии), тигельные щипцы, спиртовка, пробирки, держатель для пробирок.
Порядок работы
1.Инструктаж по технике безопасности
а б в г д
2.Выполнение работы согласно инструкции учебника.
- получить набор пластмасс и химических волокон;
- из каждого пакета брать для исследования образцы волокон и пластмасс и исследовать их (по продуктам сжигания, действию кислот, щелочей и т.д.);
- после определения данного образца учащиеся ставят соответствующий номер в заранее начерченных в тетрадях таблицах.
3.Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.
4. Запишите результаты опытов в тетрадь.
5.Приведите рабочее место в порядок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...