Химия - это просто! Живые модели.
методическая разработка по химии по теме

Кадохова Анжела Георгиевна

Еще один подход мотивации учащихся, чтобы они не потеряли интерес к химии. Материал с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_modeli.rar740.77 КБ

Предварительный просмотр:

Химия – это просто! Живые модели

Кадохова Анжела Георгиевнаучитель химии

Добрый день! Хочу начать с того, почему мастер-класс имеет название «Химия – это просто! Живые модели».
Дети, когда у них проходит эйфория от первой  встречи с химией, на которой  как они считают, все должно взрываться и кипеть, теряют интерес, а затем химия для них переходит в разряд «трудных» предметов. Поэтому передо мной стоит задача мотивировать учащихся, чтобы они не потеряли интерес к предмету и сделать ее с помощью современных технологий, не игнорируя классические, интересной и «легкой».
Считаю, что очень важно на уроках развивать логическое и ассоциативное мышление детей, так как мы часто говорим с ними о том, чего они никогда не видели и не смогут увидеть. Для этого я использую так называемые «живые модели». Я это делаю так.

– Уважаемые коллеги! Если я говорю слово «яблоко», вы представили яблоко? Какое оно? (Ответы детей)
Ассоциации возникают разные: кто-то представил «шафран», кто-то «семеренко», у кого-то слюнки потекли, а кто-то сморщился – не любит яблоки.
Но общее одно – все представили яблоко, т.е. ассоциация присутствует. Какая ассоциация присутствует, если произнести слово «атом»?
Делаем вывод: что-то маленькое, круглое. А какая ассоциация возникает у вас при выражении «химическая связь», «химическая реакция», «химическое равновесие»? 
(Ответы детей)
Но я уверена, что через 20 минут мы с вами точно будем не только знать, но и Понимать понятия «атом», «химическая связь», «химическая реакция», «химическое равновесие» и даже будем управлять его смещением.

Сейчас мы с вами построим живую модель атома. Возвращаемся к нашей ассоциации: маленькое и круглое, т.е. частица. Но если она существует в материальном мире, то должна иметь …массу. Далее мы должны знать, имеет ли наш атом заряд?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «заряд»? (Положительный, отрицательный…) А если заряда нет? (Нейтральный).

Все три ассоциации, возникшие в виде трех прилагательных, содержатся в определении «атом»: Атом – это нейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг него отрицательно заряженных электронов. (Презентация. Слайд 2)

Живая модель атома: вызывается доброволец, ему дается табличка с надписью +Z и еще один участник для роли электрона. (электрон вращается вокруг ядра)
( Слайд 3). Все атомы живут в доме, который 140 лет тому назад построил Д.И.Менделеев. Этот дом – периодическая система химических элементов, состоит из горизонтальных этажей. Их сколько?... вертикальных подъездов…сколько их?

Каждый элемент живет в определенном подъезде (группе), на определенном этаже (периоде), в квартире, которая имеет номер (порядковый номер). Например, определите адрес атома элемента водорода.

Очень интересная связь существует между адресом и строением атома. (Слайд 4)
Водород живет  в квартире №1 – заряд ядра +1 и один электрон. Он живет на первом этаже – у него один электронный уровень. Он живет в первом подъезде – у него один электрон на единственном внешнем уровне.

Вывод: Порядковый номер показывает заряд ядра и число электронов. Номер периода – число электронных уровней.

Номер группы – число электронов на внешнем уровне.
Но все в мире стремится к стабильности: это закон диалектики. А что значит стабильность для атома? Это – завершенность внешнего уровня, т.е. 8 электронов на внешнем уровне.

Давайте посмотрим в периодическую таблицу. Какие элементы стабильны? (Ответы детей)
Но посмотрите сколько нестабильных! Это и является главной причиной образования молекул. Но что же происходит с атомами с незавершенным внешним уровнем? Как вы думаете?.....Они стремятся их завершить. Но как?

Принимая  или отдавая электроны друг другу. Отвлечемся от атомов.

Мы с вами все отличаемся по физической силе. Нужны 2 добровольца.
Перетягивание каната. Три варианта.
(Слайд 5). Итак, мы с вами вывели три варианта. Так и атомы химических элементов занимаются перетягиванием каната, т.е. электронов. Но как можно определить силу атомов? Для этого существует шкала Полинга. (Слайд 6)
Итак, мы узнали, что такое атом, атомы образуют молекулы, а молекулы уже взаимодействуют друг с другом, т.е. вступают в химические реакции. У нас выстраивается логическая цепочка. И вот теперь мы построим живые модели некоторых реакций. Приглашаются 2 участника.

У вас 2 электрона и у вас 2 электрона, есть возможность образования двойной связи. Вы любите яблоко? Что нужно сделать, чтобы взять яблоко? Правильно, надо разомкнуть одну связь и взять яблоко. А это в химии – реакция присоединения.
А может вы больше любите груши? Что надо сделать, чтобы взять грушу? Правильно, заменить яблоко на грушу. А это в химии – реакция замещения.

Очень много понятий из курса физики, математики переносятся в химию, например, скорость химической реакции. И говорят, что наступает такой момент, когда скорость прямой реакции становится равна скорости обратной, т.е. наступает химическое равновесие. И это равновесие можно смещать в ту или иную сторону с помощью принципа Ле Шателье. Факторов, смещающих  равновесие несколько, но мы остановимся только на одном – температурном – и посмотрим это опять же на живых моделях.
Приглашается 1 участник.

Вы – равновесная реакция. Вам комфортно – ваша прямая реакция идет с выделением теплоты, обратная – с поглощением теплоты. (Слайд 7 ) И вдруг выглянуло солнце, температура повысилась, вам очень жарко, но слева от вас комната с вентилятором, а справа – комната с камином. Куда вы побежите? Конечно же в комнату с вентилятором, т.е. при повышении температуры равновесие смещается в сторону эндотермического процесса. Вдруг температура понизилась, вам очень холодно, куда вы побежите? В комнату с камином! А это на языке химии звучит: при понижении температуры равновесие смещается в сторону экзотермической реакции.
(Слайд 8) Надеюсь, что предложенные живые модели сработали. Предложенный подход может быть реализован на уроках физики, биологии, экономики и т.д..
А я постаралась реализовать принцип мастер-класса: «Я знаю как это делать. Я научу вас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование и построение простейших математических моделей (решение задач)

Урок способствует совершенствованию навыков моделирования реальных ситуаций, исследованию построенных моделей с использованием аппарата алгебры, пробуждению интереса к изучению математики, расширению ...

живые модели на уроках химии

В своей работе я часто использую "живые модели"....

Создание простых математических моделей с помощью электронных таблиц

Создание простых математических моделей с помощью электронных таблиц...

Видеоурок по изготовлению простейшей резиномоторной модели ПР-450

Видеоурок по изготовлению  простейшей резиномоторной модели  «ПР-450» рекомендуется в качестве методического материала для педагогов дополнительного обра...

Положение о проведение соревнований по метательным моделям планеров класса HLG и простейшим резиномоторным моделям

Данное положение разработанно для проведения соревнований  по метательным моделям планеров класса HLG и простейшим резиномоторным моделям с открытым мотором. Это положение может быть  востре...

Положение о городских соревнованиях школьников г.о. Лобня по простейшим резиномоторным моделям самолетов «Зимний приз» Лобня 2017

В данном положении определины структура и правила проведения соревнований по простейшим зальнымрезиномоторным моделям самолетов. Соревнования проводятся в двух возрастных группах, что позволят ув...

Методическая разработка для подготовки к соревнованиям по стандартам JuniorSkills в компетенции "Промышленный дизайн. Дизайн игрушки". Создание простой 3D-модели в Autodesk 123Design

Разработка представляет собой пошаговую инструкцию для создания простой 3D-модели игрушки в редакторе Autodesk 123Desig...