Обобщение опыта в модуле по химии
материал по химии по теме

Захарова Ольга Александровна

Обобщен опыт по теме "Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках химии через применение ИКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_khimii.rar674.94 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова Ольга Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9

(МБОУ СОШ №9 г. Ковров)

Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся среднего звена на уроках химии через использование ИКТ

Захарова Ольга Александровна

Учитель биологии и химии

МБОУ СОШ № 9 г. Ковров

I. Наименование опыта 

Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся среднего звена на уроках химии через использование ИКТ

МБОУ СОШ №9

г. Ковров Владимирской обл.

Захарова О.А 

II. Условия возникновения и становление опыта

Средняя школа № 9, основанная в 1969 году одна из старейших школ города Коврова. В настоящее время в школе трудятся 61 педагог, обучаются 675 ребят (27 класса). В нашей школе  есть два оборудованных компьютерных класса и 6 кабинетов оборудованных автоматизированное рабочее место педагога, действует медиацентр.

В работе педагогического коллектива сочетается и следование образовательным традициям, и стремление к инновационной деятельности.

2009-2010 учебный год является девятым годом работы школы в рамках региональной экспериментальной площадки по проблеме «Формирование культуры школы и ее влияние на всех участников образовательного процесса». Главная цель школы: Создать условия для развития в учениках школы качеств самоактуализирующейся личности путем формирования культуры школы как воспитательной среды образовательного пространства.

Становление информационного общества, стремительное расширение масштабов массового производства персональных компьютеров и развитие Интернета способствовало появлению новых возможностей для совершенствования деятельности и в МОУ СОШ № 9.

Но, наличие компьютеров не решает вопрос эффективности применения информационных технологий. В настоящее время почти в каждой семье учеников есть компьютер, что дает им  возможность проводить большое количество времени  за компьютерными играми, в сети Интернет.

Мною было проведен опрос среди учащихся тех классов, в которых я веду уроки химии, сколько времени ежедневно проводят школьники за компьютером и как они их используют. Проанализировав полученные данные, я увидела следующую картину:

8 класс

9 класс

От 1,5 до 4 ч.

От 2 до 4 ч

Компьютер дети используют для: игры (70%); подготовки дополнительных заданий по предметам (50%); подготовки  к экзаменам (5%); овладения компьютерной грамотностью (15%); пользования  сетью Интернет с целью получения дополнительной информации по предметам (35%)

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Дети очень много времени проводят за компьютером.

2.Чаще всего компьютер используется не в учебных целях, а как «дорогая  игрушка».

3. Компьютер как способ и средство сбора, обработки и передачи информации используется крайне редко.

Такая детская увлеченность компьютерами подтолкнула меня к мысли о том, что использование ИКТ на уроках поможет сделать уроки интересными и продуктивными, повысит мотивацию учащихся к обучению и выведет образовательный процесс на новый уровень, требующий от ученика сформированности ключевых компетенций.

Данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой.

III. Актуальность

Одним из основных направлений обновления образования, достижения нового качества образования является выработка и реализация нового целостного подхода к общему образованию, новой целостной модели школы.

В настоящее время наша страна, как и мировое сообщество в целом, переходит к новому этапу развития – «информационному обществу». На первый план выходят проблемы межкультурного взаимодействия и толерантности. Современный человек  должен быть готов к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, социально-экономической, профессиональной и культурной жизни. Новые социальные условия предъявляют новые требования к системе образования. Эта система должна подготовить мобильного, самоактуализированного и высококвалифицированного человека. Сама проблема качества образования понимается сегодня как соответствие этой системы требованиям времени. Общество сегодня ожидает от системы образования большей гибкости, эффективности, ориентированности  на удовлетворение запросов общества.

Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, а с другой стороны, социальную мобильность молодых людей. Все эти кардинальные перемены в системе образования невозможны в рамках прежних ценностных ориентиров. Поэтому, если мы действительно хотим перейти к новой парадигме образования, а «информационное общество» делает этот переход неизбежным, то главной целью  образования  является развитие ребенка как самоактуализирующейся личности путем включения его в различные виды ценностно-смысловой человеческой деятельности: коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Предмет, который я преподаю, формирует у учащихся научную картину мира, именно поэтому я считаю, что уроки химии должны проводиться в соответствии с требованиями современного общества, должны быть для детей максимально интересными, практически направленными, но в то же время и обучающими.

Помочь решить эту проблему, по моему мнению, может внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс, что позволит сгладить основные противоречия в современной системе образования, повысить мотивацию к изучению предмета, расширить возможности в получении знаний.

К сожалению, приходиться признать, что пока еще на наших уроках преобладают два основных источника информации – учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного быстро меняющегося мира

Именно поэтому внедрение в образовательный процесс информационных технологий можно назвать одним из основных инновационных процессов в современном образовании.

III.Ведущая педагогическая идея

Глобальные изменения социального масштаба, происходящие в настоящее время, компьютеризация и информатизация всех сфер (информационной, коммуникационной, профессиональной) современного общества вызывает необходимость применения в образовательном пространстве школы ИКТ как средства, организующего учебную деятельность ученика способного адаптироваться и самоактуализироваться в сегодняшней жизни.

В настоящее время образовательные электронные издания и ресурсы сети Интернет предоставляют возможности для самостоятельного изучения химии. Очевидно, однако, что самостоятельное бессистемное и непродуманное использование школьником информационных ресурсов для изучения окружающего мира не может быть результативным. Эффективность применения информационных технологий в процессе обучения в значительной степени определяется тем, как организована познавательная деятельность учащихся.

В процессе обучения на базе новых информационных технологий в условиях повышения степени активности и уровня мотивации учащихся роль преподавателя изменяется, но его деятельность не становится при этом менее значительной.

Вышеназванные противоречия считаю возможным преодолеть через овладение учащимися новыми способами деятельности по осуществлению поиска и обработки информации химического содержания с целью формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения.

 Объект опыта: уровень сформированности информационно-коммуникативных компетенций на уроках химии

Предмет опыта: система критериев, позволяющих определить уровень сформированности  информационно-коммуникативных компетенций на уроках химии при использовании ИКТ.

Цель опыта: разработать систему критериев по отслеживанию уровня сформированности информационно-коммуникативных компетенций.

Из цели вытекают задачи исследования, которые я ставлю перед собой и последовательно реализую следующими методами и методиками.

Задачи исследования

Методы исследования

  1. Изучить существующую практику работы по формированию ключевых компетенций на уроках естественнонаучного цикла

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; консультации с завучем по научно-методической работе; с руководителем ГМО химиков;

  1. Подобрать методическое обеспечение темы исследования.

2. Работа с методической литературой и выяснение преимуществ педтехнологий с использованием ИКТ.

  1. Обеспечить психологическое сопровождение проблемы исследования

3.Анкетирование, наблюдение, психодиагностические методики:

  1. Оценка коммуникативных и организаторских способностей в процессе обучения (опросник КОС) (см. диаграммы 1-9)
  2. Анкета «Эмоциональное отношение к предмету» (Смирнова О.Н.) (см. таблицу11)
  3. Диагностика уровня интеллекта (Школьный Тест Умственного Развития)

4. Разработать и систематизировать комплект заданий по поиску интегрирования и управления информацией

4. Разработка моделей  уроков с применением ИКТ (приложение 1, 2); создание сборника справочных материалов и алгоритмов действия.)

  1. Разработать критерии по отслеживанию успешности формирования ключевых компетенций.

5. Провести анкетирование и тестирование.

  1. Методами педагогического эксперимента доказать положительное влияние системного подхода к использованию ИКТ на уроках химии на повышения уровня формирования ключевых компетенций.

6. Результаты педагогического эксперимента; статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента, психологические методы исследования.

Гипотеза: если обеспечить системный подход в использовании ИКТ на уроках химии, опираясь на концепцию личностного и социального развития можно добиться повышения уровня формирования информационно-коммуникативных компетенций.

IV. Теоретическая база

В настоящее время на нас обрушивается огромный поток информации, которая зачастую достаточно противоречива и не всегда документально подтверждена. Особенно сложно ориентироваться в ней школьникам. Поэтому, перед учителями встала еще одна задача – научить детей самостоятельно отбирать необходимую информацию и грамотно работать с ней. Решить эту задачу помогает компетентностный подход в образовании, который постепенно приходит на смену привычному для России классическому знаниевому подходу.  

Компетентностный  подход  - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые.

Переход от "знаниевоцентрического" подхода в обучении (знания ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. В основе компетентностного подхода лежит способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Компетентностный подход выражается в умении мобилизовывать знания, и действовать в конкретной ситуации. Необходимым условием компетентностного подхода является наличие личного опыта человека.

 Суть компетентностного подхода выражается в том, что в основу обновленного содержания образования будут положены ключевые компетенции.

Сам термин «ключевые компетентности» в педагогической теории и практике пока еще является предметом научных дискуссий. В результате дискуссий стала формироваться точка зрения, что для развития образования необходимо понятие, которое позволит определить образовательный результат, несводимый к простой комбинации сведений, умений и навыков.

Компетенции формируются в процессе обучения, но их сформированность зависит не только от образовательного процесса, но и от всего уклада школьной жизни и в более широком плане — от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет школьник.

Коммуникативная компетентность — это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения.

Важнейшим условием приобретения коммуникативной компетенции является опыт успешных коммуникативных действий, развитие рефлексии.

Формирование коммуникативной компетенции является одной из приоритетных научно - и учебно-методических задач педагогических коллективов, участвующих в экспериментальной деятельности в системе общего образования. Одним из средств формирования коммуникативной компетенции является изменение характера образовательного процесса, освоение метода учебных проектов. Ключевой проблемой в системе общего образования в перспективе станет определение способов учебной деятельности учащихся.

Поскольку ведущую роль в формировании компетенций имеет деятельностный личный опыт учащихся, то некоторые специалисты в области теории общего среднего образования предлагают изменить приоритеты отбора содержания общего среднего образования.

Немаловажной остается и проблема работы школьников с глобальными информационными массивами, которую рассматривали в течение многих лет: Е. С. Полат, А. А. Гин, Зотова Н. К., Куксин А. В., В. М. Шейман, А. М. Хайт, Сиденко А. С., Зиммель., Бухаркина М. Ю., Ястребцева Е. Н., Батюкова З. И, А. В. Худякова, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шаталов, Гомулина Н. Н., Кавтрев А., Ф. С. Зайцев, Боревский Л. Я., Дик Ю. И., Хуторской А. В., Собенина Е. С., Кожухова М. Ю.

Одной из наиболее благоприятных сфер применения компьютера в учебном процессе являются уроки химии. В работах Выготского Л.С.1 рассматриваются вопросы о целесообразности и эффективности применения ИКТ на уроках и использования компьютерной презентации при защите проектов, даны рекомендации по оформлению слайдов.

По нормативному определению ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — это примеры, методы и способы применения вычислительной техники для выполнения функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации. Одной из составляющих ИКТ является ИКТ – грамотность – это  использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

1 Выготский Л.С. «Психология» М.,2000

Введенное понятие ИКТ–грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения.

  • определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации

  • доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;

  • управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;

  • интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

  • оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.

  •  передача информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Перейдем теперь от определения ИКТ–грамотности к понятию ИКТ–компетенции. Компетенция – понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать следующее определение ИКТ–компетентности.

ИКТ–компетенция – это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков

 В принципе, ученики уже сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием ИКТ.

Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики. Здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения. Учащиеся учатся применять ПК в соответствии со своими потребностями, на различных этапах и в различных качествах.

Во время выполнения учащимися различных заданий с помощью ИТ происходит сочетание практической и символической деятельности. Анализируя сходные операции, Л. С. Выготский приходит к выводу — ребёнок, запоминающий с помощью вспомогательного средства, строит операции в ином плане, чем ребёнок, запоминающий непосредственно, потому, что от ребёнка, употребляющего знаки и другие операции, требуется не столько память, сколько умение создавать новые связи, новую структуру, богатое воображение, иногда хорошо развитое мышление. Вышеизложенное объясняет возможность, и даже необходимость использования информационных технологий в учебном процессе.

Герберт Маршалл Маклюэн считает, что созданные отнюдь не для нужд системы образования, современные информационные технологии ведут к подлинной революции в образовании, в частности в учебном процессе школы.

В трактовке И.В. Роберта под информационными технологиями понимаются «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, средств и систем информационного обмена».

 Цели использования информационных технологий:

  1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
  1. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
  • подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
  1. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Башмаков М.И. и другие авторы в работе «Процесс обучения в информационной среде», считают, что информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Козленко А.Г. выделяет три типа уроков по способу использования информационных технологий.

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме.
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме.
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – с выходом в Интернет.

В изучении школьного курса химии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;
  • изучение производств химических продуктов;
  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;
  • система тестового контроля
  • подготовка к ЕГЭ.

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств.

Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Следует отметить и то, что преподавание предметов естественно-математического цикла нельзя заменить компьютерным уроком, в особенности лабораторные и практические занятия. Так считают Ванярх А.Я. и Новенко Д.В. в своей работе «Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения». И они правы. Однако помощь от применения интерактивных средств (компьютерных) в составе любого вида уроков может быть весьма значительна.

На актуальность проблемно – интегрированного подхода к созданию мотивации на уроке указывает  профессор Н.Е. Кузнецова, полагающая, что роль учителя заключается в организации и направлении самостоятельной поисковой деятельности ученика.

V. Новизна опыта

Использование ИКТ в образовательном процессе не является новым, но в основном компьютерные технологии используются для демонстрации презентаций, слайд-шоу и распечатки дидактического материала.

Новизна данного опыта заключается в том, что были разработаны и теоретически обоснованы критерии сформированности информационно-коммуникативных компетенций у учащихся, в комплексном применении компьютера во всех видах деятельности тандема «учитель — ученик» на уроках химии. А также в усовершенствовании, модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения.


VI. Технология опыта

                                                                          ”Я слышу – и забываю,

                                                                            я вижу – и запоминаю,

I Использование ИКТ на уроке позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических процессов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

 Работа с мультимедийными презентациями может осуществляться на разных этапах урока:

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Возможности презентаций:

  1. Демонстрация фильмов, анимации.
  2. Выделение (нужной области).
  3. Гиперссылки.
  4. Последовательность шагов.
  5. Интерактивность.
  6. Движение объектов.
  7. Моделирование.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. В своей практике использую:

Уроки-лекции

Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только - то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме, (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока. При изучении темы электролиты учащимися ставится проблемный вопрос: «Почему некоторые вещества могут в растворах проводить электрический ток, а другие нет?»

В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания. (приложение диск)

Обобщающие уроки

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы. (Приложение№1)

Урок-игра

При проведении нестандартных уроков большое внимание уделяю групповым формам работы. При общении внутри группы у учащихся уменьшается комплекс «неправильного ответа», они чувствуют себя более уверенно, что способствует формированию коммуникативных компетенций. (Приложение №2)

На уроках использую разные методы и приемы работы для учащихся с использованием ИКТ по формированию информационной компетенции.

(Приложение №3)

ИКТ в сочетании с методом проектов

Метод проектов совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.

Цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  • Развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.
  • Развивать у учащихся исследовательские умения. Теоретические позиции проектного обучения:
  • Развитие творческого потенциала учащихся.

Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья, ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако, зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии, и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что  хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации. Однако совершенно недостаточно насытить химический материал информацией, которая заинтересует учащихся. По – моему мнению, не стоит также давать конкретные инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Целесообразнее так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации, т. е. реализовать проблемное обучение.

Из результатов анкетирования я выявила вопросы, связанные с химией и валеологией, интересующие школьников: а) экологические проблемы; б) организация рационального питания; в) вопросы медицины и т.д.

Затем совместно с учащимися выбираем для исследования одну из них и конкретизируем ее:

а) загрязнение воды, воздуха, потепление климата и др.;

б) состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья, и др.;

в) употребление и действие лекарств, побочные эффекты при их приеме и т. д. После этого предлагаю учащимся найти выход из выбранной ими ситуации, выслушиваю мнения. Далее разбиваю класс на группы. Каждая из них прорабатывает один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения и химии, и валеологии. Учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблеме, обсуждают все «за» и «против» и выбирают наиболее оптимальный вариант. На обобщающем уроке, который мы проводим в форме дискуссии, конференции, выступают представители групп. По итогам обсуждения их выступлений выявляем лучший способ решения предложенной проблемы.

При изучении темы «Подгруппа углерода» в 9 классе провожу урок пресс-конференцию по проблеме «Изменение атмосферного состава, и его влияние на здоровье человека». Сначала на уроке я ознакомила учащихся с причинами увеличения содержания диоксида углерода в атмосфере и последствиями этого процесса.

Снижение содержания этого - вещества в атмосфере не представляет опасности для здоровья, повышение же концентрации небезразлично для организма. При содержании в воздухе 3-4 % углекислого газа человек ощущает головную боль, шум в ушах, пульс замедляется, а при концентрации 10 % могут наступить потеря сознания и смерть. Именно по содержанию углекислого газа оценивают чистоту воздуха в жилых и общественных помещениях. В жилых помещениях оно не должно превышать 0,1 %.

Далее класс разбили на три группы, которые должны рассмотреть один из возможных вариантов решения этой проблемы: 1) рациональный выбор топлива; 2) интенсификация фотосинтеза; 3) очистка промышленных выбросов от углекислого газа. Учащиеся самостоятельно знакомились с научной и популярной литературой по данной проблеме, искали обоснования данных подходов с точки зрения химии и валеологии, составляли отчет о проделанной работе. На обобщающем уроке-презентации по теме каждая группа сообщила о результатах своей деятельности. Представители групп аргументировано доказывали, почему их вариант решения проблемы разумен, подтверждали свое мнение проведением демонстрационных опытов. Участники каждой группы отмечали, что перенасыщенность воздуха диоксидом углерода отрицательно сказывается на состоянии и дыхательной системе человека (вызывая учащенное тяжелое дыхание, в некоторых случаях астматические заболевания, а иногда и приводя к летальному исходу), и кровеносной системы (недостаточное снабжение систем и органов кислородом, увеличение кислотности крови). После выступлений групп я предложила учащимся класса выбрать оптимальный подход к решению проблемы и обосновать свой выбор, а также рекомендовать мероприятия, которые уже сегодня можно провести в районе их местожительства (посадка деревьев, особенно хвойных, вырубка старых насаждений, облагораживание улиц, дворов, ликвидация свалок). Школьники сделали правильный вывод о том, что при отсутствии интенсивного загрязнения атмосфера может самоочищаться. Проблемы же возникают, когда человек своим вмешательством нарушает природные системы. Опыт показывает, что, выдвигая и доказывая свои идеи, учащиеся в достаточной степени овладевают химическим материалом, приобретают способность применять знания, полученные при изучении одной темы, в конкретных ситуациях, возникающих при рассмотрении другой, а также умение обсуждать вопросы, вести грамотную, обоснованную дискуссию. Когда школьники сравнивают свой путь решения проблемы с другими возможными, у них развивается способности анализировать. Необходимость привлечение дополнительной информации способствует расширению кругозора учащихся, ненавязчиво заставляет их заинтересоваться не только проблемой, поставленной учителем, но и другими смежными вопросами.

При подготовке и проведении этой работы учащиеся, поначалу не проявившие интереса к данному заданию, в процессе его выполнения увлеклись предложенной им проблемой, с воодушевлением обсуждали ее с учителем и между собой, предлагали свои подходы к ее решению, придумывали опыты, наглядно подтверждающие их точку зрения. Подобные творческие задания можно предлагать учащимся и при изучении других тем курса неорганической химии. Интересно, что и сами учащиеся высказывались за проведение аналогичной работы, но предлагали рассматривать проблемы, которые имеют к ним непосредственное отношение и к решению которых они уже сейчас могут приступить, например вопросы здоровья.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетенции, предъявляемые Государственными стандартами образования:

  • умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
  • умение работать в группе;
  • умение находить информацию в различных источниках;
  • коммуникативная компетентность;
  • осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий

(Приложение №4)

Изменения, вносимые информационно-коммуникационными технологиями в образовательный процесс.

1. Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

Использование разных форм ИКТ в системе уроков химии и  способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

  • способствует повышению познавательного интереса к предмету;
  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

2. Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?

ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Среди программных средств чаще всего используются Power Point™, Excel™, Access™, , Paint™, Adobe Photoshop™, программные продукты по предметам.

3.Какова эффективность использования в массовой практике электронно-методических материалов?

1.       Реализуются новые цели образования:

  • организация самостоятельной продуктивной деятельности;
  • формирование информационной грамотности и компетентности;
  • индивидуализация процесса;
  • ценностно-смысловое определение учащихся.

2.       Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет

  • расширения возможностей доступа к образовательной информации;
  • совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;
  • формирования умения самостоятельно приобретать знания;
  • визуализации представленной информации;
  • ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
  • развития творческого потенциала учащихся;
  • незамедлительной обратной связи;
  • одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.

  1. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.     

II Использование ресурсов сети Интернет. 

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

VII. Адресная направленность

Освоение опыта доступно любому учителю, деятельность, которого носит  личностно-ориентированный характер, учителю, который стремится овладеть информационными технологиями.Опыт по формированию навыков самостоятельной работы с информацией с использованием различных источников может применяться интегрировано при изучении различных учебных предметов, а также использоваться во внеурочной работе.

.

VIII. Трудоемкость

Необходимо умение учителя работать в программе Power Point Front padge. Техническая оснащённость кабинета должна быть соответствующей – наличие компьютера. Деятельность преподавателя должна носить проблемно – поисковый характер.Возможные трудности в отсутствии навыков работы с компьютером преодолеваются соединением учащихся в пары по наличию навыка работы и обучению научной организации труда.

IX. Результативность

На формирующем этапе деятельности,  я используя ИКТ в системе уроков по химии, отслеживала достижения учащихся при помощи контрольных тестов и проверочных работ, а также методом педагогического наблюдения и анкетирования

Анкеты включают вопросы, отражающие:

  • отношение учеников к учебному предмету химия;
  • уровень мотивации учебной деятельности;
  • Отношение ребят друг к другу при решении поставленных задач;

Так же ученикам предлагаются психологические тесты, определяющие уровень развития логического и творческого мышления, коммуникативных способностей. Таким образом, вопросы подобраны так, чтобы можно было в итоге доказать или опровергнуть положения гипотезы.

В контрольные работы, на уроках при изучении тем, были включены задания, на умение выдвигать гипотезы, анализировать, доказывать.

Критерии сформированности информационной компетенции:

Под информационной компетенцией понимается формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных). Для того чтобы выявить степень сформированности данной компетенции необходимо выявить, какими навыками и умениями должен обладать ученик, для выполнения познавательных действий (когнитивных).

  • Умение определять информацию — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации
  • Умение находить информацию — умение собирать и/или извлекать информацию;
  • Умение обрабатывать информацию — умение применять существующую схему организации или классификации;
  • Умение интегрировать информацию – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  • Анализ информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
  • Умение передать информацию—   способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Критерий сформированности коммуникативной компетенции:

  • Способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач;
  • Определять цели коммуникации;
  • Умение выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • Умение рефлексировать и быть готовым к изменению речевого поведения.

Психологические методики:

  1. Оценка коммуникативных и организаторских способностей в процесс обучения (опросник КОС) (см. диаграммы8)
  2. Анкета «Эмоциональное отношение к предмету» (Смирнова О.Н.)                   (см. таблицу  2)
  3. Диагностика уровня интеллекта (Школьный Тест Умственного Развития)
  4. «Экспресс-анализ ассиметрии полушарий головного мозга» (определение типа мышления)
  5. «Плюсы и минусы сторон общения» Е.В. Коротаева «Обучение, погруженное в общение» М.: КСП Институт психологии РАН.

На последнем этапе деятельности провожу анализ тестов, контрольных срезов, рассматриваю динамику изменения показателей. Результаты обработки экспериментальных данных представляю в виде таблиц, и диаграмм, которые позволяют наглядно представить искомый эффект. (см. приложение )

Эксперимент показал положительное влияние системного подхода в применение ИКТ на уроках химии на повышение качества сформированности информационно-коммуникативных компетенций.

Такая форма деятельности вызывает интерес учащихся к предмету, а знания усваиваются более прочно. На уроках  легко вовлекаются в активную работу учащиеся, которые особой заинтересованности не проявляют. Способствует выявлению и поддержке одарённых детей. Анализ успеваемости, результатов контрольных работ, тестов позволяет сделать вывод, что система в вышеназванной проблеме приводит к улучшению понимания ребятами материала и повышается навык работы с информацией различного типа.

Растет число учащихся позитивно настроенных к урокам химии (повышение мотивации учащихся к изучению предмета, совершенствование способов работы, рост удовлетворенности учащихся результатами обучения).

Учащиеся учатся самостоятельному сбору, хранению и обработке  дополнительных материалов по изучаемой теме. Создавая презентации, защищают проекты с использованием ИКТ.

Кроме того, результатом является также то, что в начале работы по созданию групповых проектов львиную долю работы выполняли отдельные учащиеся, владеющие ИКТ. В настоящее время работа распределяется равномерно между всеми членами группы, при этом ребята научились совместно реализовывать поставленные цели,  вместе решать сложные задачи, нести ответственности за совместно принятые решения, презентовать результаты совместной деятельности. Это свидетельствует о формировании у них коммуникативной компетенции.

С каждым годом процент школьников, овладевших навыками работы с ИКТ, возрастает. Это облегчает учащимся подготовку домашних заданий, даёт возможность использовать для подготовки дополнительные источники, значительно экономит время.

Благодаря использованию ИКТ, с каждым годом увеличивается число детей, занимающихся исследовательской деятельностью, что является

одним из показателей сформированности информационно – коммуникативной  компетенции.

Таким образом, экспериментальные данные в совокупности подтверждают гипотезу моего исследования, что дает мне право считать гипотезу экспериментально доказанной.

Однако потенциал темы опыт не может быть исчерпан за 2-3 года. Некоторые проблемы, выявленные в этой работе, станут темой для дальнейшего исследования.

1. Мониторинг результатов по химии за 2006-2010 учебные года

                                                                                                                            Таблица 1

Результативность учащихся по химии.

Классы

“5”

“4”

“3”

Качество знаний

2006/2007    

0

2

1

8

5

12

6

16

7

57

31

63

2007/2008    

1

2

0

7

6

13

6

15

9

57

35

65

2008/2009    

1

7

6

57

2009/2010    

1

7

6

57

Диаграмма №1«Изменения показателей числа оценок  за 2006-2008 учебные года»

Диаграмма №2“Сравнение показателей качества знаний и успеваемости за 2006-2008 учебные года”

Таблица 2

Анализ результатов обучения по химии за 2008-2009 учебные года.

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

5

4

3

кач

5

4

3

кач

5

4

3

кач

5

4

3

кач

5

4

3

кач

3

6

6

60%

2

5

7

50%

2

7

5

64%

2

6

6

64%

2

6

6

57%

Диаграмма 3.

Диагностика умения обобщать при применение ИКТ

                                                                                              Таблица 3

Класс

Учебный год

Вид среза

Количество учащихся

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

2008-2009

н

15

1

3

4

4

3

2009-2010

пр

15

2

4

4

3

2

Диаграмма №4

2. Мониторинг результатов исследования формирования операций мышления.

                                                                                          Таблица 4

Диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза

Класс

Учебный год

Вид среза

Количество учащихся

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

2008-2009

н

15

1

2

6

6

0

2009-2010

пр

15

2

3

7

3

0

Диаграмма №5

Диагностика формирования операций мышления.

                                                                                                    Таблица 5

Выделение признаков предметов

Класс

Учебный год

Вид среза

Количество учащихся

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

2008-2009

н

15

2

3

6

3

1

2009-2010

пр

15

2

4

6

3

0

Диаграмма №6

Диагностика формирования операций мышления.

                                                                                                    Таблица 6

Узнавание предметов по заданному признаку.

Класс

Учебный год

Вид среза

Количество учащихся

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

2008-2009

н

15

1

2

6

4

2

2009-2010

пр

15

2

3

8

2

0

Диаграмма №7

Диагностика формирования операций мышления.

                                                                                                    Таблица 7

Сравнение предметов и явлений.

Класс

Учебный год

Вид среза

Количество учащихся

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

2008-2009

н

15

1

1

4

6

3

2009-2010

пр

15

2

2

6

3

2

Диаграмма №8

3 Диагностика уровня учебной мотивации.

                                                                                                        Таблица 8

Класс

Учебный год

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

2008-2009

27%

40%

33%

2009-2010

27%

53%

20%

Диаграмма №9

На графике можно увидеть растущий интерес учащихся к предмету химия.  Это объясняется тем, что учащиеся имеют возможность быть активными участниками учебного процесса, а использование ИКТ на уроках позволяет делать их   разнообразными и более интересными.

Показатели умения работать с разными видами информации.                                                                                                                            

                                                                                                                   Таблица 9

2006-2007

2007 - 2008

2008 - 2009

2009-2010

Подбор  текстового материала

36%

42%

43%

56%

Подбор  иллюстративного  материала

20%

35%

45%

50%

Создание  презентаций

-

10%

15%

25%

Использование ресурсов  Интернет

3%

15%

40%

60%

Как видно из выше приведенной таблицы, использование ИКТ на уроках химии способствует формированию информационно- коммуникативных компетенций.

                                                                                                                         Таблица 10

Число учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью

2006-2007 уч.г.

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.  

2009-2010 уч.г.

0 чел

1 чел

2 чел

3 чел.

Ребята, овладевшие в определенной степени навыками использования  ИКТ как средства получения и обработки информации, стали постоянными участниками конкурсов исследовательских работ, проходящих на уровне школы и города. Например, в школе, в рамках декады предмета химии дети представляют  созданные ими исследовательские работы и проекты.  Авторы лучших работ становятся участниками ежегодной школьной научно-практической конференции.

Мои ученики ежегодно принимают участие в городских олимпиадах по химии.

Результаты анкетирования

«Эмоциональное отношение к предмету»

                                                                                                Таблица 11

Вопросы анкеты

8-9а класс

В начале изучения %

В конце изучения %

  1. Нравятся ли вам уроки химии?

А) да;

Б) нет;

В) если не спрашивают, то да;

Г) некоторые;

68

4

8

20

74

0

2

24

  1. Что вам нравится на уроках химии?

А) слушать учителя;

Б) решать химические задачи;

В) решать интересные задачи;

Г) находить связь химии с другими, более близкими науками;

Д) выполнять лабораторные работы, ставить опыты;

Е) ничего;

25

18

10

15

32

0

31

20

11

20

22

0

  1. Как вы считаете, помогает ли использование на уроках химии ИКТ для лучшего понимания материала? Нужно ли это делать?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю;

45

20

35

78

0

22

Результаты анкетирования представлены в %-ном соотношении: начало обучение химии/ окончание обучения химии за 2008-2010 учебные годы.

Результаты теста

“Положительные и отрицательные стороны в общении”

42-49 баллов-человек весь в себе (2 человека)-12.5%

50-57 баллов-робкие (2 человека)-12.5%

58-66 баллов – сочувствующий (3 человека)-19%

67-75 баллов-чувственно-восприимчивая натура (5 человека)-31%

75-100 баллов-общительный (4 человека)-25%

                                                                                                 Диаграмма №10

Динамика развития коммуникативных способностей

учащихся 9-х классов.

                                                                                 Диаграмма №11

Результаты анкетирования по определению ведущего канала восприятия

                                                                                                                              Таблица 12

Название канала

Число учащихся

%

Аудиалы

Визуалы

Кинестетики

Аудиалы-кинестетики

2

8

2

2

14

58

14

14

                                                                                                       

                                                                                                        Диаграмма №12

Результаты анкетирования по определению доминанты полушарности.

Для правополушарных характерно склонность к описаниям, интуиции и мифопоэтическому творчеству.Для них наиболее приемлемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проективно-творческого характера.

Для левополушарных характерна логика, эмоциональное познание, исследовательская деятельность. Для этих учеников можно использовать эвристические и проблемные методы обучения.

                                                                                                                           Таблица 13

Доминанта полушария

Число учащихся

%

Левополушарные

Правополушарные

Смешанные

0

9

3

0

75

25

Творческие находки      

 «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляются не деятельностью, а однообразием» - К.Д. Ушинский.

За время работы были разработаны:

  1. Учебно-методические комплексы:
  • «Химия 8-11 класс» по учебнику Габриелян.
  1. Дидактические материалы для контроля знаний, умений, навыков:

Карточки – задания для проведения дифференцированных самостоятельных и контрольных работ. (Приложение.6)

  1. Дидактические материалы в виде компьютерных презентаций для проведения уроков с применением мультимедийных технологий. (Приложение 1,2,7)
  • «Металлы». 9 класс.
  • «Железо». 9 класс.
  • «Фосфор». 9 класс.
  • Кристаллические решетки 8 класс
  • «Классификация кислот». 8 класс и.др.

4       Составлены Памятки по созданию мультимедийных  презентаций в программе Power Point.(Приложение.5)

  1. Создана медиатека из мультимедийных презентаций, созданных  учащимися. (диск)
  2. Мультимедийные презентации используем при защите рефератов, исследовательских работ, при проведении творческих мероприятий.

(Приложение 4)


Используемая литература:

  1. Ванярх А.Я. и Новенко Д.В. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения. Доклады  3-й Международной конференции по информатике. – Троицк, 1998.

  1. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2008

  1. Маршанова Г.Л. Роль и место уроков- конференций в учебном процессе// Химия в школе. – 2006. - № 8. – С.34.

  1. Мухаметов Г.В. Microsoft Office учителю химии// Химия в школе. – 2003. -№ 4. – с. 32,36.

  1. Основина В.А.. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе – Ульяновск. 2008.

  1. Проект федерального компонента государственного  образовательного стандарта общего образования. От 23.12.2003г. (№21/12).

  1. Селевко Г. К., Селевко А.Г.  Социально- воспитательные технологии// Школьные технологии. - 2002.- №3. - С.8., с.92,с. 58.

  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы Сан ПиН   2.2.2./2.4.134003 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организация работы» (Утверждено главным государственным врачом РФ 30 мая 2003г.)

  1.  Смирнов И.А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе.-  http://www.portal-slovo.ru/rus/science/204/9937/

  1.  Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 3 –е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. – с.75-124.

  1.  Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании»  

  1.  Новенко Д.В., Сурков В.А. Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. – Москва, 2003

  1.  Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде.//Школьные технологии.-2000.-№6.

  1.  www.kozlenkoa.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...

обобщение опыта работы по химии

обобщение опыта работы по теме: "Дифференцированный подход в обучении - как одно из условий сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках"....

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Обобщение опыта по теме: "Построение графиков функций, решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля"

В данный материал входит рабочая программа, тематическое планирование элективного курса для 9-го класса, а также элективный курс с презентациями к каждой теме. Курс расчитан для одаренных по математик...

Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"Работа с...

Обобщение опыта работы педагога "Возможности реализации профессионально направленного модуля по дисциплине "Иностранный язык"

В статье обобщается опыт работы по профессионально направленному модулю в учреждении СПО....

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...