Рабочая программа по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Представлена рабочая программа для 11 класса УМК О. С. Габриеляна на 35 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_rabochaya_programma_bazovyy_ur.docx | 53.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 40»
«ПРИНЯТО» Заведующая кафедрой Здорового образа жизни ___________/ Е. В. Столбова/ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия №40» | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №40» |
Протокол заседания кафедры | ___________ В.Д.Еремина | _________ А.Г.Овсиевский |
№ 1 от 27 августа 2013 года | 27 августа 2013 года | Приказ № 154-р от 28 августа 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Составитель программы:
Снимщикова Е. М.
учитель химии,
высшая квалификационная
категория
г. БАРНАУЛ
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы (полного) общего образования по химии (базовый уровень), авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М. : Дрофа, 2011.)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устный опрос, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы, лабораторные опыты.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, разно-уровневые задания, практические работы
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
Требования к уровню подготовки учащихся 11-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
- .
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
- Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование
Учебно-методический комплект
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. Г. Введенская. - М. : Дрофа, 2008.
- Габриелян О. С. Химия. 11 класс : контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2008.
Интернет – ресурсы:
Тематическое планирование
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | Лаб. опыты | |
Практ. работы. | Контр. работы | ||||
1 | Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева | 3 | - | - | 1 |
2 | Тема 2. Строение вещества | 14 | 1 | 1 | 5 |
3 | Тема 3. Химические реакции | 8 | - | - | 5 |
4 | Тема 4. Вещества и их свойства | 9 | 1 | 1 | 7 |
Резерв | 1 | ||||
Итого | 35 | 2 | 2 | 18 |
Содержание программы
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3 ч)
О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а.
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4 – го и 5 – го периодов Периодической системы Д.И. Менделеева ( переходных элементов). Понятие об орбиталях. s – и p – орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах ( главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества (14 ч)
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.
К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь, полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно–акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.
М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом связи .
В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь .Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи в организации структур биополимеров.
П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты , их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические ) , их представители и применение .
Г а з о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а . Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молекулярный объем газообразных веществ .
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди , парниковый эффект ) и борьба с ним .
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение , собирание и распознание .
Ж и д к о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Вода, потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы её устранения .
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Т в ё р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни человека , их значение и применение .Кристаллическое строение вещества .
Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы . Понятие о дисперсных системах .Дисперсная фаза и дисперсионная среда .Классификация дисперсионных систем в зависимости о агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсионной фазы .
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
С о с т а в в е щ е с т ва и с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения . Закон постоянства состава веществ .
Понятие «доля» и её разновидность: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля растворённого вещества в растворе) и объёмная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного .
Демонстрации. Модель кристаллической решётки хлорида натрия .Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой : кальцита, галита. Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шёлк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молекулярного объёма газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи на чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы её устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция . Синерезис . Эффект Тиндаля .
Лабораторные опыты. 2 .Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств . 3.Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4.Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление и минеральными водами . 6. Ознакомление с дисперсными системами .
Практическая работа № 1 . Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3 . Химические реакции (8 ч)
Р е а к ц и и , и д у щ и е б е з и з м е н и я с о с т а в а в е щ е с т в .Аллотропия и аллотропные видоизменения .Причины аллотропии на примере модификации кислорода , углерода и фосфора .Озон , его биологическая роль .
Изомеры и изомерия .
Р е а к ц и и , и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в. Реакция соединения , разложения , замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частый случай экзотермических реакций .
С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования .
О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смешения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты .
Р о л ь в о д ы в х и м и ч е с к и х р е а к ц и и . Истинные растворы . Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества .
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии .
Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о г а н и че с к и х с о е де н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей .
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла и спирта. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке .
О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и те л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления Определении степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно – восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно – восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия .
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н – бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков различных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксид марганца (IV))и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца(II). Получение мыла. .Простейшие окислительно – восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди(II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8 .Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды . 9.Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца(IV) и каталазы сырого картофеля. 10.Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4 . Вещества и их свойства (9 ч)
М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов, понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии .
Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).
К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е . Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
О с н о в н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е . Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение растворимых оснований .
С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид- , сульфат - , и карбонат – анионы , катионы железа (II) и (III).
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и н е о р г а н и ч е с к и х и о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенность генетического ряда в органической химии .
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа и серы. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий их протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди(II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений
Календарно – тематическое планирование 11 класс (базовый уровень)
Тема 1. Строение атома и Периодический закон Д. И. Менделеева (3ч) | |||||
№ | Дата | Тема | Лабораторные и практические работы | Планируемые результаты | |
знать | уметь | ||||
1 (1) | 1 неделя | Основные сведения о строении атома | Современные сведения о строении атома, сущность понятий электронная оболочка, энергетический уровень, протоны, нейтроны, изотопы | Составлять электронные конфигурации атомов химических элементов | |
2 (2) | 2 неделя | Электронные конфигурации атомов химических элементов | Особенности строения электронных оболочек атомов химических элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы | Составлять электронные конфигурации атомов химических элементов, | |
3 (3) | 3 неделя | Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома | Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек | Физический смысл порядкового номера. Номера группы, периода, причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение периодического закона и периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира | Давать характеристику элемента на основании положения в периодической системе и строения атома, характеризовать особенности положения водорода |
Тема 2. Строение вещества (14 ч) | |||||
1 (4) | 4 неделя | Ионная химическая связь | Понятия катионы, анионы как результат процессов окисления и восстановления, ионная химическая связь, ионная кристаллическая решетка | Характеризовать ионную химическую связь, ионные кристаллические решетки, описывать свойства веществ с этим типом кристаллических решеток | |
2 (5) | 5 неделя | Ковалентная химическая связь | Понятия: диполь, электроотрицательность, полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи | Характеризовать ковалентную химическую связь, определять вид химических связей в веществах | |
3 (6) | 6 неделя | Молекулярные и атомные кристаллические решетки | Лабораторный опыт. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств | Молекулярные и атомные кристаллические решетки, свойства веществ с этим типом кристаллических решеток | Характеризовать и определять тип кристаллической решетки, описывать свойства веществ |
4 (7) | 7 неделя | Металлическая химическая связь | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь. Металлическая кристаллическая решетка | Характеризовать и определять металлическую химическую связь, металлическую кристаллическую решетку в веществах, описывать свойства веществ | |
5 (8) | 8 неделя | Водородная химическая связь | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров | Уметь характеризовать свойства вещества по типу кристаллической решетки | |
6 (9) | 9 неделя | Полимеры | Лабораторный опыт. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них | Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные и химические, их представители и применение. | Распознавать пластмассы и волокна, описывать их свойства и применение |
7 (10) | 10 неделя | Газообразное состояние вещества | Три состояния воды. Особенности строения газов. Причины загрязнения атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с этим | Приводить примеры газообразных природных смесей | |
8 (11) | 11 неделя | Жидкое состояние вещества | Лабораторный опыт. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами | Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды. Их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы. Их применение | Производить расчеты с применением понятия «массовая доля растворенного вещества» |
9 (12) | 12 неделя | Твердое состояние вещества | Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества | ||
10 (13) | 13 неделя | Дисперсные системы | Лабораторный опыт. 6 Ознакомление с дисперсными системами | Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза, дисперсионная среда. Грубодисперсные и тонкодисперсные системы | Классифицировать дисперсные системы в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы, дисперсности среды |
11 (14) | 14 неделя | Состав вещества и смесей | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава. Понятие «доля» и ее разновидности | Производить расчеты массовой и объемной доли компонентов в смеси, доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | |
12 (15) | 15 неделя | Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов | Способы получение, собирания и распознавания водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, этилена | Получать, собирать и распознавать газы | |
13 (16) | 16 неделя | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества» | Строение вещества, виды химической связи, типы кристаллической решетки, полимеры. Агрегатное состояние веществ | Производить химические расчеты, определять виды химической связи, типы кристаллической решетки | |
14 (17) | 17 неделя | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества» | |||
Тема 3. Химические реакции (8 ч) | |||||
1 (18) | 18 неделя | Реакции, идущие без изменения состава веществ | Аллотропия, аллотропные видоизменения. Изомеры, изомерия | Объяснять причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода, фосфора, биологическую роль озона. Находить изомеры среди предложенных веществ. Составлять структурные формулы изомеров | |
2 (19) | 19 неделя | Реакции, идущие с изменением состава веществ | Лабораторный опыт. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды 7. Реакции замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком | Реакции соединения, разложения, разложения, замещения, обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. | Определять принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам реакций |
3 (20) | 20 неделя | Скорость химической реакции | Понятия «скорость химической реакции», «гомо- и гетерогенные реакции», «катализ», «катализатор». Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения, катализатора. Ферменты как биологические катализаторы | Объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов | |
4 (21) | 21 неделя | Обратимость химических реакций | Обратимые и необратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых реакций. Способы смещения химического равновесия | Объяснять способы смещение химического равновесия на примере синтеза аммиака, основные научные принципы производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты | |
5 (22) | 22 неделя | Роль воды в химической реакции | Роль воды в химической реакции. Химические свойства воды. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. | Характеризовать кислоты, основания, соли с точки зрения электролитической диссоциации. Приводить примеры реакций гидратации с участием органических веществ | |
6 (23) | 23 неделя | Гидролиз органических и неорганических соединений | Лабораторный опыт. 11. Различные случаи гидролиза солей | Гидролиз органических и неорганических соединений. Обратимый и необратимый гидролиз. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Практическое применение гидролиза | Составлять уравнения гидролиза солей (1 ступень), определять характер среды раствора. |
7 (24) | 24 неделя | Окислительно-восстановительные реакции | Понятие о степени окисления, об окислительно-восстановительных реакциях (ОВР). | Определять степень окисления по формуле соединения, окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составлять уравнения ОВР | |
8 (25) | 25 неделя | Электролиз | Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия | Составлять уравнения электролиза раствора и расплава солей на примере хлорида натрия | |
Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч) | |||||
1 (26) | 26 неделя | Металлы | Лабораторный опыт. 18. Ознакомление с коллекциями металлов | Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая связь. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Алюминотермия. Понятие о коррозии металлов. | Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с серой, хлором, кислородом, щелочных и щелочноземельных металлов с водой, взаимодействия натрия с этанолом и фенолом. Характеризовать способы защиты металлов от коррозии |
2 (27) | 27 неделя | Неметаллы | Лабораторный опыт. 18. Ознакомление с коллекциями неметаллов | Положение неметаллов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов | Составлять уравнения реакций взаимодействия неметаллов с металлами, водородом, с более электроотрицательными неметаллами, сложными веществами-окислителями |
3 (28) | 28 неделя | Кислоты неорганические и органические | Лабораторный опыт. 12. Испытание растворов кислот индикатором. 13. Взаимодействие соляной и уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной и уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной и уксусной кислоты с солями. 18. Ознакомление с коллекциями кислот | Классификация кислот. Химические свойства кислот. Реакция этерификации. Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. | Составлять уравнения реакций взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, спиртами |
4 (29) | 29 неделя | Основания неорганические и органические | Лабораторный опыт. 12. Испытание растворов оснований индикатором. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. . 18. Ознакомление с коллекциями оснований | Основания их классификация. Химические свойства | Составлять уравнения реакций взаимодействия оснований с кислотами. Кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых оснований при нагревании |
5 (30) | 30 неделя | Соли неорганических и органических кислот | Лабораторный опыт. 12. Испытание растворов солей индикатором. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли | Классификация солей. Химические свойства солей. Представители солей и их значение. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-анионы, катион аммония. Катионы железа (II) и (III) | Составлять уравнения реакций взаимодействия солей с кислотами, щелочами, металлами, солями. |
6 (31) | 31 неделя | Генетическая связь между классами соединений | Понятие о генетической связи, генетических рядах. Особенности генетического ряда в органической химии | Составлять уравнения реакций для генетического ряда металла и неметалла. | |
7 (32) | 32 неделя | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства» | Выполнять различные задания и упражнения по темам «Химические реакции», «Вещества и их свойства» | ||
8 (33) | 33 неделя | Контрольная работа № 2 по теме «Вещества и их свойства» | |||
9 (34) | 34 неделя | Практическая работа № 2 «Идентификация органических и неорганических веществ» | Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-анионы, катион аммония. Катионы железа (II) и (III) | Решать экспериментальные задачи. Определять по характерным свойствам предложенные вещества | |
35 | 35 неделя | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...