Разработка занятия курса по выбору "Определение химической формулы металла по экспериментальным данным"
план-конспект занятия по химии (8 класс) по теме
Работа содержит разработку занятия и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_po_teme_-_opredelenie_khimicheskoy_formuly_metalla.rar | 462.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие курса по выбору по теме:
«Определение химической формулы металла по экспериментальным данным».
Цель: Изучить приёмы решения данного типа задач.
Учиться подкреплять полученные знания экспериментом.
Учиться работать с веществом и лабораторным оборудованием.
Развивать способность анализировать информацию с позиции логики и
личностного подхода.
Развивать способность ставить вопросы, вырабатывать новые аргументы,
принимать решения.
Развивать способность аргументировано убеждать в своей правоте.
Оборудование: штативы с пробирками (5 шт.), держатели для пробирок, спиртовки, спички, газоотводные трубки, ложка для сжигания веществ.
Реактивы: HCl, Zn, CuO, Mg, H2O, Li, FeO.
Ход работы.
В основе занятия лежит исследование по составлению алгоритма для решения задач на «Определение химической формулы вещества по экспериментальным данным» с использованием приёма ЗУХ технологии развития критического мышления.
Что известно? | Требуется узнать? | Расчёт | Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
- Класс делится на несколько групп. Группе учащихся выдаётся задание, которое включает в себя расчётную задачу, карту с таблицей, инструкцию по выполнению эксперимента, ящик с реактивами.
- В процессе урока учащиеся в группах выполняют задание по карточке: решают задачу, составляют алгоритм решения и расчётную часть, заполняют таблицу.
- После выполнения аргументированно выступают с отчётом о решении задачи.
- Проводят эксперимент.
- После обсуждения результатов работ делаем выводы о том, какой алгоритм действий нужен при решении данного типа задач.
- Проводим рефлексию: что получилось, какие трудности возникли при решении задачи, что нужно для преодоления возникших трудностей.
Алгоритм решения задачи.
- Обозначить, какая химическая реакция протекает.
- Представить формулу искомого вещества в общем виде, написать уравнение реакции.
- Обозначить, какие физические величины даны по условию, а какие можно записать по уравнению реакции.
- Вычислить молярную массу искомого вещества, приняв её за неизвестную величину.
- Составить пропорцию и решить её.
- Найти в ПСХЭ Д.И. Менделеева, какому из элементов соответствует найденная молярная
( атомная) масса.
- Составить уравнение реакции с найденным веществом.
Инструкция к эксперименту.
Вариант 3
Закрепите пробирку в лапке штатива вертикально. Под пробирку поместите чашку Петри с речным песком. В пробирку налейте 2 мл воды, поместите в неё маленький кусочек металлического лития. Что наблюдаете? Соберите выделяющийся водород. Докажите его наличие.
Инструкция к эксперименту.
Вариант 4
В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты, поместите в неё гранулу цинка. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Инструкция к эксперименту.
Вариант 5
Закрепите пробирку с оксидом меди (II) горизонтально в лапке штатива. Нагрейте пробирку по всей длине, а затем поставьте спиртовку под пробирку так, чтобы помещённый в неё оксид меди постоянно нагревался. Получите водород действием соляной кислоты на гранулы цинка в пробирке с газоотводной трубкой. Проверьте выделяющийся водород на чистоту: поднесите зажжённую спичку к отверстию газоотводной трубки. Если раздастся сильный хлопок, пропустите водород и ещё раз поднесите горящую спичку к отверстию газоотводной трубки. Если раздаётся мягкий хлопок, можно поместить конец газоотводной трубки в пробирку над нагретым оксидом меди. Опишите свои наблюдения, составьте уравнение реакции.
Инструкция к эксперименту.
Вариант 6
Поместите в ложку для сжигания веществ небольшую щепотку магниевой стружки. Сожгите магний над пламенем спиртовки. Что наблюдаете? Остудите ложку для сжигания веществ, затем соскоблите полученный оксид магния стеклянной трубочкой в пробирку, прилейте 1 мл соляной кислоты. Опишите наблюдения, напишите уравнения реакций.
Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.
- Проверьте, достаточно ли заполнен резервуар спиртом (2/3 от объёма резервуара).
- При работе со спиртовкой контролируйте, чтобы диск не смещался.
- Фитиль должен находиться в спирте.
- При работе не переворачивайте спиртовку во избежание возгорания спирта за пределами спиртовки.
- Прогревайте пробирки сначала по всей длине, а затем производите местный нагрев.
- Следите, чтобы нагреваемая пробирка была сухой.
- Крепите держатель у основания пробирки.
- Тушите пробирку, накрывая колпачком.
- При использовании ложки для сжигания веществ не держите руки над спиртовкой, не опрокидывайте ложечку, старайтесь находиться вдали от огня.
Правила техники безопасности при работе с веществами.
- При пользовании склянкой с реактивами кладите крышки вверх дном.
- Приливайте в пробирку небольшое количество раствора.
- Работайте аккуратно, не проливайте реактивы. Помните, что многие вещества ядовиты, некоторые едкие и агрессивные.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- Мойте руки по окончании лабораторных опытов.
- При попадании кислоты на кожу рук вымойте руки большим количеством воды, нейтрализуйте кислоту содой.
- Не сливайте реактивы из пробирок в склянки с растворами веществ.
- Не переливайте растворы из одной склянки в другую.
- Не подносите пробирку к носу. Чтобы определить запах у вещества, нужно подогнать к себе рукой поток воздуха.
Задача 1
При полном восстановлении водородом 14,4 г оксида металла со степенью окисления +2 образовалось 11,2 г этого металла. Оксид какого металла был подвергнут восстановлению?
МеО + Н2 = Ме + Н2О М (Fe) = 56 г/моль
Задача 2* (домашняя задача)
При растворении металла в хлороводородной кислоте образуется хлорид металла с содержанием хлора 56 массовых %, а при сгорании этого же металла в атмосфере хлора образуется хлорид с содержанием хлора 66 мас. %. Определите исходный металл. Приведите уравнения соответствующих реакций.
Задача 3
Металл А, самый лёгкий из всех известных металлов, хорошо растворяется в воде выделением газа В и получением щелочного раствора. Газ В легко горит с образованием вещества С. Определите, какой металл взят для опыта, если его масса 0,7 г, а объём выделившегося газа В равен 2,24 л. (Li)
Задача 4
Для реакции с 36,5 г соляной кислоты был взят металл массой 32,5 г. Определите, какой металл вступил в реакцию с соляной кислотой. (Zn)
Задача 5
При полном восстановлении водородом 16 г оксида металла со степенью окисления +2 образовалось 12,8 г этого металла. Оксид какого металла был подвергнут восстановлению? (CuO)
Задача 6
Сожгли 6 г неизвестного двухвалентного металла в избытке кислорода. Получили оксид металла, который полностью растворили в растворе, содержащем 7,3 г соляной кислоты. Определите исходный металл. (Mg)
Групповые карточки
Задача 1.
При полном восстановлении водородом 14,4 г оксида металла со степенью окисления+2 образовалось 11,2 г этого металла. Оксид какого металла был подвергнут восстановлению?
- Составьте алгоритм решения задачи.
- Оформите данные в таблицу.
- Подтвердите результат решения лабораторным опытом.
Что известно? | Требуется узнать? | Расчёт | Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
Задача 3
Металл А, самый лёгкий из всех известных металлов, хорошо растворяется в воде выделением газа В и получением щелочного раствора. Газ В легко горит с образованием вещества С. Определите, какой металл взят для опыта, если его масса 0,7 г, а объём выделившегося газа В равен 2,24 л.
- Составьте алгоритм решения задачи.
- Оформите данные в таблицу.
- Подтвердите результат решения лабораторным опытом.
Что известно? | Требуется узнать? | Расчёт | Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
Задача 4
Для реакции с 36,5 г соляной кислоты был взят металл массой 32,5 г. Определите, какой металл вступил в реакцию с соляной кислотой.
- Составьте алгоритм решения задачи.
- Оформите данные в таблицу.
- Подтвердите результат решения лабораторным опытом.
Что известно? | Требуется узнать? | Расчёт | Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
Задача 5
При полном восстановлении водородом 16 г оксида металла со степенью окисления +2 образовалось 12,8 г этого металла. Оксид какого металла был подвергнут восстановлению?
- Составьте алгоритм решения задачи.
- Оформите данные в таблицу.
- Подтвердите результат решения лабораторным опытом.
Что известно? | Требуется узнать? | Расчёт | Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
Задача 6
Сожгли 6 г неизвестного двухвалентного металла в избытке кислорода. Получили оксид металла, который полностью растворили в растворе, содержащем 7,3 г соляной кислоты. Определите исходный металл.
- Составьте алгоритм решения задачи.
- Оформите данные в таблицу.
- Подтвердите результат решения лабораторным опытом.
Что известно? | Требуется узнать? | Расчёт | Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
Домашняя задача
При растворении металла в хлороводородной кислоте образуется хлорид металла с содержанием хлора 56 массовых %, а при сгорании этого же металла в атмосфере хлора образуется хлорид с содержанием хлора 66 мас. %. Определите исходный металл. Приведите уравнения соответствующих реакций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видеоурок в 8 классе на тему "Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединения по валентности".
https://youtu.be/ukzxfFKKAxc...
Презентация к элективному курсу по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении масс элементов в нем и относительной молекулярной массы.
Презентация к элективному курсу (автора Терентьевой Ю.А.) по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении ...
разработка урока по химии "Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов" (8 класс)
разработка содержит конспект урока по теме, а также презентацию к уроку...
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"
Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Я умею читать"
Класс: 5-7Вводное занятие курса внеурочной деятельности по читательской грамотности....
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие № 2: «Металлы в природе и жизни человека»
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли металлов ...
Проект «Разработка методического пособия «Правила записи химических формул по системе Брайля»»
Практика показывает, что большинство учащихся с нарушением зрения испытывают трудности при составлении химических формул неорганических и органических веществ. Курс химии призван обеспечить освоение в...