Рабочая программа по химии. 11 класс.
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по химии на базовом уровне. В примерной программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по химии. 11 класс.( на 34 часа ) | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР Директор МБОУ
_______________ ____________________ Новоаганская ОСШ №1
Протокол № ____ ___________ Н.Л.Лысенко
от «___» _______2013г. «____» _________2013г. Приказ №____ от __________
Рабочая программа учебного курса
Химия
для 11 класса
( базовый уровень)
Составитель:
учитель химии
МБОУ Новоаганская ОСШ №1
Нижневартовского района
Л.Н. Константинова
2013-2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по химии на базовом уровне. В примерной программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по пяти блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы химии; Неорганическая химия; Органическая химия; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.
Цели
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Программа рассчитана на 35 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебные умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Учебно–тематический план
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Контрольные работы |
1 | СТАТОВЫЙ КОНТРОЛЬ | 1 | 1 |
2 | ТЕМА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ АТОМА | 2 | |
3 | ТЕМА 2. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ | 3 | |
4 | ТЕМА 3. ВЕЩЕСТВО | 9 | 1 |
5 | ТЕМА 4. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ | 8 | 1 |
6 | ТЕМА 5. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА | 10 | 1 |
7 | ТЕМА 6. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ | 1 | |
Итого | 34 | 4 |
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ ( 2 ч.)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Демонстрации
Анализ и синтез химических веществ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (18 ч.)
Современные представления о строении атома.
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации
Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.
Модели молекул изомеров и гомологов.
Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.
Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)).
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).
Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты
Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Химия.11кл.» авторов О. С. Габриеляна, и Г. Г. Лысовой (М.: Дрофа, 2006), а также дополнительных пособий:
для учителя:
1. О.С Габриелян. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2005;
2. О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова «Химия. Методическое пособие. Профильный уровень. 11 класс (М.: Дрофа, 2006);
3.« Настольная книга учителя. Химия. 11класс: В 2 ч.», О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. М.: Дрофа 2003 г.;
4. « Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. Г. Введенская. М: Дрофа 2003 г.;
5. « Химия для школьников старших классов и поступающих в Вузы» Н. Кузьменко; В. Еремин; В. Попков М: Дрофа 2003 г;
6. « Химия для школьников старших классов и поступающих в Вузы» Р. А. Лидин; Л.Л. Андреева; В. А. Молочко М: Дрофа 2001 г.;
7. « 2500 задач по химии с решениями для поступающих в Вузы» Н. Е. Кузьменко, В.В. Еремин ; 8. «Репетитор по химии: Для школьников и абитуриентов» Ю. В. Холин, Л. А. Слета Харьков: Фолио, 1998;
8. «2002 задачи по химии: Для выпускников и абитуриентов» Ю. В. Холин, Л. А. Слета. Харьков: Фолио, 2003.
для учащихся:
1. « Сборник задач по химии для поступающих в Вузы» Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко М: « Издательство Новая Волна» 2004 г;
2.« Задания и справочные материалы по неорганической химии для поступающих в Вузы: В 2 ч. ( сост. О. Г. Артемова, М. В. Стесякова; Волгоград: Перемена, 2001 г );
3. «Химия № 2 для учащихся 11 класса и поступающих в Вузы» (сост. к. х. н. Г. А.Савин: Изд. « Братья Гринины» Волгоград 1996 г)
4. «Энциклопедический словарь юного химика » (Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо.) М.: Педагогика , 1990.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Цель урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/З | Эксперемент | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||||
1 | Стартовый контроль | 1 | Урок контроля. | Контроль знаний, умений и навыков за 10 класс. | Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; | тест | |||||
2 | ТЕМА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ АТОМА (2 часа) | Основные сведения о строении атома | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь характеризовать строение атома, строение электронных оболочек элементов малых и больших периодов, изотопы, П. | Знать основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, изотопы; уметь определять заряд иона | §1,№2, №5, №6, №7 стр.10-11 | §1,№8, №9 стр. 10-11 | Демонстрация моделей атомов, таблиц. | ||
3 | Периодический за- кон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 1 | Комбинированный | Выяснить предпосылки открытия ПЗХЭ. Периодический закон и строение атома. Значение периодического закона для развития науки. | Знать три формулировки Периодического закона Д. И Менделеева, характеризовать хим. элементы № 1-38 по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева. Объяснять структуру периодической системы, закономерности изменения свойств элементов в периоде и в группе. Р. | §2, №4, №5, №7 стр.24 | §2, №10 стр.24 | Периодическая таблица хим. элементов Д. И. Менделеева. | |||
4 | ТЕМА 2. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ (3 часа) | Ионная связь. | 1 | Комбинированный урок. | Дать понятия о ионной связи. | Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях. | §3, №3, №4, №5, №6, №7 стр. 28-29 | §3, №9, №10 стр.29 | |||
5 | Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. | 1 | Комбинированный урок. | Дать понятия о ковалентной связи, научить записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул, сформировать понятие о кратности ковалентной связи. ознакомить с понятием электроотрицательности, продолжить формировать умения составлять схемы образования соединений молекул. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях. Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях. | §4, №1, №2, №4, №7, №8 стр.37 | §4, №3, №5, №6 стр.37 | ||||
6 | Металлическая связь. | 1 | Комбинированный урок. | Сформировать представления о металлической связи, показать природу химической связи. | Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. | §5, №2, №3 стр.46, | §5, №4 стр.46, | ||||
7 | Водородная связь | 1 | Комбинированный урок. | Сформировать представления о водородной связи, показать природу химической связи. | Знать определение водородной связи, объяснять свойства соединений, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. | §6, №1, №2 стр.53 | §6, №3 стр.53 | ||||
8 | ТЕМА 3. ВЕЩЕСТВО (9 часов) | Полимеры | 1 | Урок изучения нового материала | Дать классификацию орг. и неорг. полимеров, их строение, свойства, получение и применение. | Называть и характеризовать основные методы синтеза В М С, классификацию орг. и неорг. полимеров, их строение, свойства, получение и применение. | §7 .1-6 с.66 | §7 .7-10 с.66 | Коллекции пластмасс, каучуков и волокон. Образцы неорг. полимеров. | ||
9 | Газообразные вещества | 1 | Комбинированный | Вспомнить и объяснить Закон Авогадро и Менделева -Клайперона. Состав воздуха и природного газа: кислород, водород, азот, углекислый газ, этилен. Их свойства, применение. | Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи). | §8 .1-9 с.79 | §8 .10-14 с.79 | ||||
10 | Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов» | 1 | Урок-практикум | Практическое занятие «Получение, собирание и распознавание газов» | Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ | Записи в тетради | Стр. 214 | Практические занятия «Получение, собирание и распознавание газов» | |||
11 | Жидкие вещества | 1 | Комбинированный урок. | Ознакомит с биологической ролью воды, круговоротом воды в природе, применением воды в промышленности и сельском хозяйстве; жесткость воды, жидкие кристаллы и их использование. | Уметь различать временную и постоянную жесткость воды. Способы ее устранения. | §9 .1-8 с.87 | §9 .9-11 с.87 | Лаб. опыт 3-4 стр. 206 | |||
12 | Твердые вещества | 1 | Комбинированный урок. | Дать понятие о кристаллических и аморфных веществах, их применение. | Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.. | §10.1-4 с.79 | §10 .5-11 с.79 | ||||
13 | Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели) | 1 | Комбинированный урок. | Дать понятие о коллоидах и их значении (золи, гели) | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий | §11. №1,4,5,6 стр. 103-104 | §11, №7,8 стр.103-104 | Демонстрацииобразцы пищевых,косметических,биологических и медицинских золей и гелей. Эффект Тиндаля | |||
14 | Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей | 1 | Комбинированный урок. | Познакомить с понятием чистые вещества и смеси. Дать способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ (гидратации). Явления, происходящие при растворении веществ: разрушение кристаллической решетки, диффузия | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве | §12 , в 1-8 | §12, в 9-14 | Демонстрации растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)) | |||
15 | Контрольная работа №1 | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль знаний, умений и навыков | Знать важнейшие классы веществ Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических и неорганических соединений, общие химические свойства основных классов органических и неорганических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 11 класс» О.С. Габриеляна. | |||||
16 | ТЕМА 4. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (8 часов) | Понятие о химической реакции. Реакции , идущие без изменения состава веществ. | 1 | Урок изучения нового материала | Дать понятие аллотропии и изомерии, ознакомить с реакциями изомеризации, выяснить причины многообразия веществ. | Знать строение аллотропных модификаций углерода, их физические свойства; химические свойства углерода. Уметь составлять схему строения атома углерода с указанием числа электронов в электронных слоях, описывать его физические и химические свойства. Знать виды изомерии органических соединений.( Р ) | §13 , в 1-5 | §12, в 6-9 | |||
17 | Классификация химических реакции , идущие с изменением состава веществ. | 1 | Комбинированный урок. | Дать определение понятию «химическая реакция», перечислить признаки и условия течения химических, реакций, дать определение экзо- и эндотермическим реакциям, привести примеры. Дать понятии тепловой эффект химической реакции | Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии. Знать определение понятия «химическая реакция». Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. | §14 , в 1-5 | §14, в 6-9 | Лаб. опыт 7-8 стр. 207-208 | |||
18 | Скорость химической | 1 | реакции Комбинированный | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы | Знать понятия: скорость химической реакции, катализ; уметь объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов | §15, №1,2, 6,7 стр.136 | §15, №4,10 стр.136 | Демонстрации зависимость скорости реакции от концентрации и температуры; разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (ката лазы)) | |||
19 | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения | 1 | Комбинированный | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения | Знать понятие химического равновесия; уметь объяснять зависимость положения химического равновесия от различных факторов | §16, №1,2,5 стр. 142 | §16, №6 стр.143 | ||||
20 | Роль воды в химических реакциях | 1 | Комбинированный | Вспомнить о реакциях ионного обмена в водных растворах | Знать понятия: электролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит; теорию электролитической диссоциации; уметь определять заряд иона | §17, №6,7 стр. 149-150 | §17, №9 стр.150 | Лабораторные опыты: проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов | |||
21 | Гидролиз неорганических и органических соединений. | 1 | Комбинированный | Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная Водородный показатель (рН) раствора | Уметь определять характер среды в водных растворах неорганических соединений | §18, №1,2,9 стр. 154-155 | §18, №3 стр.154 | Лабораторные опыты: определение характера среды с помощью универсального индикатора | |||
22 | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. | 1 | Комбинированный | Окислительно-восстановительные реакции. Практическое применение электролиза. Электролиз растворов и расплавов | Знать понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление; уметь определять окислитель и восстановитель | §19, №1,2,5 стр. 162-163 | §19, №3 стр.162 | ||||
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Теоретические основы химии» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обощение знаний, умений и навыков | Выполнение упражнений и заданий разного уровня сложности | §13-19, №9 стр.126, №11 стр.136, №10 стр.150, №7 стр.155, №8 стр.162 | §13-19, №8 стр.155, №7 стр.126 | ||||
24 | Контрольная работа №2 «Теоретические основы химии» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Контроль знаний, умений и навыков | Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических и неорганических соединений, общие химические свойства основных классов органических и неорганических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 11 класс» О.С. Габриеляна. | |||||
25 | ТЕМА 5. ВЕЩЕСТВА иИ ИХ СВОЙСТВА (10 часов) | Металлы. | 1 | Комбинированный | Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии Общие способы получения металлов | Знать основные металлы и сплавы; уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; уметь характеризовать общие химические свойства металлов. Знать обшие способы получения металлов | §20, №1.2.5(a-в) стр.173 | §20. №5(6), 7 стр. 173-174 | Демонстрацииобразцы металлов и их соединений; взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой; взаимодействие меди с кислородом и серой. Лабораторные опыты: знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями) опыты по коррозии металлов и защите от нее | ||
26 | Неметаллы и их свойства. Благородные газы | 1 | Комбинированный | Дать определение металлам. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Благородные газы. | Знать понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения, уметь характеризовать общие химические свойства неметаллов | §21, №1,2,3,4,5 стр.179 | §21, № 6,7,8 стр.179 | Демонстрации: возгонка йода; изготовление йодной спиртовой настойки; горение серы, фосфора в кислороде. Лабораторные опыты: знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями) | |||
27 | Кислоты | 1 | Комбинированный | Вспомнить химические свойства основных классов неорганических соединений | Знать важнейшие вещества: серную, соляную, азотную и уксусную кислоты; уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ | §22, №1,2,3, 5(a) стр. 187-188 | §22, №5(6), 6 стр.188 | Лабораторные опыты: взаимодействие цинка и железа с растворами кислот | |||
28 | Основания | 1 | Комбинированный | Вспомнить химические свойства основных классов неорганических соединений | Знать важнейшие вещества: щелочи; уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ | §23, №1,2,3, 5(a) стр.192 | §23, №5(6), 6 стр.192 | Лабораторные опыты: взаимодействие цинка и железа с растворами щелочей | |||
29 | Соли | 1 | Комбинированный | Вспомнить химические свойства основных классов неорганических соединений | Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ | §24, №1,2.5(a) стр.199 | §24, №5(6), 6 стр. 199-200 | Лабораторные опыты: распознавание хлоридов и сульфатов | |||
30 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений | 1 | Комбинированный | Научить составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций. | Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ | §25, №1,2,5 стр.204 | §25, №3 стр.204 | ||||
31 | Практическая работа №3 Сравнение свойств неорганических и органических соединений | 1 | Урок-практикум | Научить сравнивать свойства неорганических и органических веществ | Уметь доказывать и сравнивать свойства неорганических и органических веществ путем хим. эксперимента. | Записи в тетради | Стр 216 | ||||
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме 3 | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение знаний, умений и навыков | Выполнение упражнений и заданий разного уровня сложности | §20-25, №9 стр.173, №11 стр.179, №10 стр.187, №7 стр.192, №8 стр.199 | §20-25, №8 стр.1173, №7 стр.179 | ||||
34 | Контрольная работа №3 «Теоретические основы химии» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Контроль знаний, умений и навыков | Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических и неорганических соединений, общие химические свойства основных классов органических и неорганических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. | Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 11 класс» О.С. Габриеляна. | |||||
35 | ТЕМА 6. Химия и жизнь (1 час) | Химия и повседневная жизнь человека | 1 | Пресс-конференция | Изучить домашнюю аптеку; моющие и чистящие средства; средства борьбы с бытовыми насекомыми; | 0Уметь применять знания по химии в повседневной жизни | Защита проектов |
Стартовая контрольная работа
Вариант №1
1. Для вещества, формула которого СН2 = СН – СН2 – СН3 , составьте структурные
формулы двух его гомологов и двух изомеров. Назовите все вещества по
международной номенклатуре.
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
превращения по схеме:
СН4 → СН3 Вr → С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН
Дайте названия исходных веществ и продуктов реакции.
- .В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы глицерина, уксусной кислоты и формалина. Составьте план распознавания веществ. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно идентифицировать данные вещества.
- Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором рана 75% , водорода 25%, относительная плотность вещества по кислороду равна 0,5.
( Ответ: СН4)
Стартовая контрольная работа
Вариант №2
- Для вещества, формула которого СН3 – СН2 – С ≡ СН, составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по международной номенклатуре.
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:
О О О
⁄⁄ ⁄⁄ ⁄⁄
С2Н5ОН → СН3 – С →СН3 – С →СН3 – С →
\Н \ ОН \О – СН3
↓
О
⁄⁄
→ СН3 – С
\ОNа. Назовите все вещества.
- В трёх пронумерованных пробирках находятся водные растворы глюкозы, уксусной кислоты и этиленгликоля. Составьте план распознавания веществ. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно идентифицировать данные вещества.
- В углеводороде массовая доля углерода равна 82,76%, водорода 17,24%. Относительная плотность углеводорода по воздуху равна 2. Выведите его молекулярную формулу.
( Ответ: С4Н10)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 по темам «Строение вещества. Химические реакции»
Вариант №1
- Определите тип химической связи в веществах, формулы которых: C2H2, Br2, K3N. Напишите их электронные формулы.
- Даны уравнения трех химических реакций:
А) 2HBr(г) ↔ Br2(г) + H2(г) - 𝑄, Б) Cr2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Cr + 𝑄, В) 2SO2 + O2 ↔ 2SO3 + 𝑄 Рассмотрите их, сопоставьте друг с другом и ответьте на вопросы:
- Какое из них соответствует следующей характеристике: обратимая реакция разложения, эндотермическая и т.д.? Дополните описание этой реакции.
- Дайте полую характеристику реакции Б.
- В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение В при: понижении давления; повышении температуры; уменьшении концентрации кислорода?
- Даны соли: карбонат натрия, нитрат меди (II), сульфат калия. При гидролизе одной из них среда раствора становится кислой. Напишите молекулярное и краткое ионное уравнение первой стадии гидролиза этой соли. Какая из солей также подвергается гидролизу? Напишите молекулярное и краткое ионное уравнение первой стадии ее гидролиза.
- Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
Si + HNO3 + HF → SiF4 + NO↑ + H2O
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 по темам «Строение вещества. Химические реакции»
Вариант №2
- Определите тип химической связи в веществах, формулы которых: BaCl2, CO2, C2H6. Напишите их электронные формулы.
- Даны уравнения химических реакций:
Сu, ZnО Н+
а) СО (г) + 2Н2(г) ↔ СН3ОН (г) + Q, б) СН3СООН + С2Н5ОН ↔ СН3СООС2Н5 + Н2О + Q
в) 4Р + 5О2 = 2Р2О5 + Q.
Рассмотрите их, сопоставьте друг с другом и ответьте на вопросы:
1.Какое из них соответствует следующей характеристике: реакция соединения, экзотермическая и т.д.? Дополните описание этой реакции.
2. Дайте полую характеристику реакции Б.
3.В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение А при:
повышении давления; понижении температуры; увеличении концентрации водорода?
- Даны соли: карбонат натрия, нитрат меди (II), сульфат калия. При гидролизе одной из них среда
раствора становится кислой. Напишите молекулярное и краткое ионное уравнение первой стадии
гидролиза этой соли. Какая из солей также подвергается гидролизу? Напишите молекулярное и
краткое ионное уравнение первой стадии ее гидролиза.
- Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
S + HNO3 → H2SO4 + NO2↑ + H2O
Итоговая контрольная работа по химии за курс средней школы
Вариант №1
- Определите валентные возможности фтора и хлора. Укажите степени окисления хлора в соединениях, напишите формулы этих соединений.
О
//
- Для вещества, формула которого СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – С
\ ОН
напишите формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества.
3. В уравнении HCl + MnO2 → MnCl2 + Cl2 + H2O расставьте коэффициенты
методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
- Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие
превращения:
Fe(NO3)2 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → FeCl2
↓
FeCl3
- Сколько граммов соли получается при взаимодействии раствора гидроксида натрия массой 10г с
раствором азотной кислоты массой 18,9г? ( Ответ: 21,25г)
Итоговая контрольная работа по химии за курс средней школы
Вариант №2
- Определите валентные возможности азота и фосфора. Укажите степени окисления фосфора в соединениях, напишите формулы этих соединений.
- Для вещества, формула которого СН3 – СН = СН2 – СН2 – СН3 напишите формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества.
3. В уравнении KOH + Cl2 → KCl + KClO3 + H2O расставьте коэффициенты
методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие
превращения:
S → ZnS → SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4
- Сколько граммов соли получается при взаимодействии раствора гидроксида натрия массой 4г с
раствором соляной кислоты массой 18,25г? ( Ответ: 5,85г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...