Посвящение в химики
методическая разработка (химия) по теме

Григорьева Лариса Николаевна

Посвящение в химики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posvyashchenie_v_khimiki_2008-09_u.g.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО ЛО «Волховский политехнический техникум»

Посвящение в химики

внеклассное мероприятие

 по химии

Преподаватель высшей

квалификационной категории: Григорьева Л.Н.

Волхов  2013

Тема: «Посвящение в химики»

Цель: способствовать развитию познавательного интереса студентов; обобщить, систематизировать, закрепить первоначальные знания учащихся о химических элементах и их расположении в Периодической системе Д.И.Менделеева; продолжить формировать умение определять степени окисления элементов, исходя из их положения в периодической системе химических элементов, составлять формулы веществ, классифицировать неорганические вещества и называть их.

Оборудование: карточки с заданиями, два лотка с химическим оборудованием  (пробиркодержатель,  кольцо, лапка, спиртовка,  пробирка,  колба, цилиндр, стеклянная палочка, ступка, пестик, химический стакан, капельница),  два стакана с водой, стаканы со щелочью и кислотой, лакмус, штативы с пробирками (с раствором щелочи),  большой стакан со смесью раствора соляной кислоты и фенолфталеина, стальной тигель,  перманганат калия, порошок железа, древесный уголь.

Список литературы:

  1. Настольная книга учителя. Химия 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова,

      А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.

  1. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. – М.: АРКТИ, 1998.

Ход занятия:

Вводное слово учителя.

   Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.

   И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию студентов нашего  техникума и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.

 Представление команд и жюри.

Задание 1 «Разминка» (по два участника от каждой команды).

   Химия – это наука, которой несколько тысяч лет. Кого же считали химиками и тогда, и сегодня? Вам предлагается расшифровать высказывание Вернеля.

   Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице Д.И.Менделеева и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой.

   После расшифровки учитель объединяет два отрывка и получается фраза: «Химики – это весьма немногочисленное сообщество со своим языком, законами и тайнами».

х

77

42

77

19

77

-

99

22

76

23

63

16

ь

25

7

10

63

25

11

76

31

76

ч

49

16

3

63

11

28

76

63

16

76

76

4

щ

63

16

22

23

76

21

76

16

23

76

49

42

я

79

ы

48

76

42

 ,

79

18

19

76

28

7

25

39

49

22

18

й

28

7

42

49

.

Пока четверо учащихся расшифровывают послание, учитель проводит разминку с другими игроками и их болельщиками, задавая шуточные вопросы:

1. Какой элемент всегда рад?                                                            Радон.

2. Какой газ утверждает, что он не он?                                                Неон.

3. Какой элемент может родить воду?                                                Водород.

4. Какой элемент состоит из двух животных?                                        Мышьяк.

5. Какой элемент вращается вокруг Солнца?                                        Уран.

6. Какой элемент является настоящим гигантом?                                Титан.

7. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей?

                                                                                                                                  Цирконий.

8. В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов?                                                                                                                   Хром, бром.

9. Какой элемент не имеет постоянной прописки в таблице Д.И.Менделеева?

                                                                                                                          Водород.

10. Часть какого элемента лает?                                                        Гафний.

11. В состав каких элементов входят названия рек?                Нильсборий,

                                                                                                                 радон, индий, полоний.

   Задание 2 «Эстафета»

   Задача игроков: выстроившись в цепочку и передавая мел друг другу, расставить степени окисления элементов, исходя из их положения в Периодической системе Д.И.Менделеева, и составить формулы соединений. Последним идет капитан и проверяет правильность составления формул.

I       CH ,  HS , KP ,  LiN  , CaF

II      NaS , AlCl ,  NH , MgN ,  SiH

Задание 3 Литературный конкурс

   Учитель читает отрывки из стихотворений, в которых упоминаются названия металлов. Задача игроков: отгадать название стихотворения и автора.

                В колымагах золотых

                Пышный двор встречает их;

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжьей шапкой и главой

Возглашают над собой.

                        А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

                          А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

                        С.Есенин «Береза»

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой –

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

                        А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Старушонка хлеб поймала,

«Благодарствую, - сказала. –

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови».

И к царевне наливное

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит.

                        А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи

                                                            богатырях»

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

                        С. Есенин «Черемуха».

Вот мудрец перед Додоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

                        А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

В слезах отчаянья Людмила

От ужаса лицо закрыла,

Бежит в серебряную дверь.

                        А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

Задание 4 «Ассорти»

   Перед командами лежат карточки с формулами веществ. Задача первой команды: выбрать оксиды и кислоты, второй – основания и соли. Все вещества необходимо назвать.

I   KOH,  HCl , MgO , H2SO4 , Na3PO4 , KNO3 , P2O5 , Zn(OH)2 , CaCO3 , H2SiO3 , CuSO4 

       Li2O ,  AgCl ,  Ca(OH)2 

 

II   SO3 , NaOH , H2SO3 , AlCl3 , CO2 , Ca(OH)2 , Mg(NO3)2 , Fe(OH)3 , H2S , Al2O3 , SiO2 ,

       HNO2 , K2SO4 , Cr2O3 

Задание 5 «Химическое оборудование»

   В лотках находится химическое оборудование. Задача команд: назвать предлагаемые предметы и определить, для чего они предназначаются.

I лоток: пробиркодержатель, кольцо, колба, спиртовка, цилиндр, стеклянная палочка.

II лоток: лапка, пробирка, капельница, ступка с пестиком, химический стакан.

Задание 6 «Умники и умницы»

Командам предлагается, подумав 1 минуту, ответить на вопросы:

  1.     В трудном положении оказались герои приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». В поисках спасения они покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом  бензина. Помощь явно запаздывала. И тут судьба улыбнулась полярникам.

      Химик нефтяной компании предложил простой и эффективный способ очистки

      бензина от сахара. Как вы думаете, какой? Учтите, что сахар не растворяется в

      бензине, а полная очистка бензина отстаиванием или фильтрованием занимает

      много времени.

  1.    Школьники решили пошутить: привязать к воздушному шарику письмо с дружеским напутствием тому, кто его найдет, и отпустить шарик в небо. Каким газом можно было бы заполнить шарик?

  1.    Как следует держать пробирку при сборе углекислого газа, аммиака? Ответ обоснуйте.

  1.    Фаталисты утверждают, что судьбу обмануть невозможно. А потому в спорных ситуациях все решается с помощью жребия. Так в 1985 году в Голландии на матче претенденток на звание чемпионки мира по шахматам между Наной Александрией и Милункой Лазаревич жеребьевка проводилась с помощью графинов и мензурок. Жидкость, которую налила Нана из графина в мензурку, окрасилась в черный цвет, а в мензурке Милунки осталась прозрачной. Таким образом, Милунке «вылилось» играть первую партию белыми.

                  Предложите свой вариант аналогичной жеребьевки.

Задание 7 (участвуют болельщики)

     Соперникам необходимо называть известные им металлы. В случае ошибки игрок выливает в стакан с раствором кислоты и фенолфталеина слабый раствор щелочи. Игра идет до тех пор, пока смесь в стакане не окрасится. Первоначальная жеребьевка проводится с помощью лакмуса.

 

Задание 8. Загадки.

    Командам предлагается угадать элементы, о которых идет речь в стихотворении.

                        В этих строчках элементы

От твоих укрылись глаз.

Ты подумай над загадкой

Полминуты, а не час.

Этот – дивный хвойный лес,

Что красой своей пленяет,

Этот – греческий гигант,

Что с Богами в спор вступает.

Эти – страны. Их в Европе

Ты отыщешь без труда,

Если буквы поменяешь:

Букву «й» на букву «я».

Если три последних буквы

Поменяешь на одну,

Алый камень ты получишь –

Точно я сказать могу.

Ну а этот превратится

В превосходнейший десерт,

Если две последних буквы

Не учитывать совсем.

                                                                B , Ti , Ge , Fr , Rb , Fe

Задание 9

    Команды поочередно отвечают на вопросы. Выигрывает та команда, которая последней дает правильный ответ.

- Способ разделения смеси с помощью фильтра называется …                  (фильтрование)

- Какие частицы находятся в узлах молекулярной кристаллической решетки?  

                                                                                                                            (молекулы)

- Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются                             (простыми)

- Степень окисления простого вещества равна …                                          (нулю)

- Сколько основных классов неорганических соединений вам известно?                 (4)

- Какую степень окисления проявляет кислород в оксидах?                                       (-2)

- Способ разделения жидкостей, основанный на разнице их температур кипения,

   называется …                                                                                                                (перегонка)

- Как называются частицы, в которые превращаются атомы в результате принятия или отдачи  

   электронов?                                                                                                                   (ионы)

- Каково число электронов в атоме натрия?                                                   (11)

- Наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ называется …            (химия)

- Какую окраску приобретает метилоранж в кислой среде?                                       (розовую)

- Какой из металлов: натрий или магний, имеет больший радиус?                           (натрий)

- Как называется в быту вещество состава NaCl ?                                                       (поваренная соль)

Жюри подводит итоги.

Учитель: А теперь настало время для торжественного посвящения в юные химики.

Читает клятву химика:

Клятва химика

 Мы, учащиеся ВПТ, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы находить ответы. Клянемся!

В заключении учитель устраивает фейерверк (смесь перманганата калия, порошка железа и древесного угля в соотношении 1:1:1 насыпать в металлический тигель и нагреть в пламя спиртовки).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" для 8 класса...

КВН "Посвящение в химики"

Внеклассная работа по химии – важнейшее звено учебно-воспитательной работы в нашей школе. Её содержание всегда связано с изучаемым курсом химии Особенностью этой формы работы является проведение мероп...

Внеклассное мероприятие для учеников 8 класса "Посвящение в химики"

В научно – познавательной форме показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем....

Сценарий химического вечера "Посвящение в химики"

Предлагаю сценарий химического вечера "Посвящение в химики". Данное мероприятие провела в рамках недели биологии и химии. Участвовали 7 -1 0 классы. Мероприятие прошло очень живо и интересно. Химическ...

Внеклассное мероприятие"Посвящение в химики"

Данное мероприятие предлагаю проводить в четвертой четверти, когда пройдены темы: составление формул по валентности, классификация основных неорганических соединений, типы химических реакций....

Посвящение в химики

для учащихся 8-го класса...

Командная игра"Посвящение в химики"

Командная игра "Посвящение  в химики" для учащихся 8 классов.В нашей школе она проводится ежегодно во время декады естественных наук....