Анализ УМК по химии для 8 -11 классов Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.
учебно-методический материал по химии по теме

Ткаченко Светлана Николаевна

Анализ УМК по химии  для 8 -11 классов  Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

(издательство «Просвещение»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_umk_po_khimii.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК по химии

 8  - 11 классы

(авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман  и др.)

                                                                                                                 Анализ составила:

                                                                                                            Ткаченко С.Н.,

                                                                                                                                учитель биологии и химии

                                                                                                                                      МБОУ СОШ № 2 г. Кимовска

2013 год

Анализ УМК по химии  для 8 -11 классов  Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

(издательство «Просвещение»)

 

Состав УМК «Химия» для 8-11 классов: 

  • Программа  курса химии для  8- 9 классов общеобразовательных учреждений, программа  курса химии для  10- 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).  Автор: Гара Н.Н.
  •  Учебники с приложением на электронном носителе. 8, 9, 10(базовый уровень), 11(базовый уровень)  классы. Авторы:   Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
  • Рабочие  тетради. 8, 9 классы. Автор: Габрусева Н. И.
  • Задачник с «помощником». 8-9 классы, 10-11 классы.  Авторы: Гара Н.Н., Габрусева Н.И.
  • Дидактические материалы. 8-9 классы.  Автор: Радецкий А.М.
  • Дидактические материалы. 10-11 классы. Автор: Радецкий А.М.
  • Пособия  для учителя. 8, 9, 10(базовый уровень), 11(базовый уровень)  классы. Автор: Гара Н.Н.

Программы   разработаны к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана для 8 и 9 классов, а также для 10 – 11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений. Структура и содержание программ соответствую т  федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

Программа для 8-9 классов

В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций. Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. В изучении курса большая роль отводится химическому эксперименту.

Программа для 10  - 11  классов (базовый уровень)

Программа составлена на базовом уровне в двух вариантах: 140 ч/год (2ч/нед.) и 70 ч/год (1 ч/нед.). Эта  программа рекомендована обучающимся, которые не выбрали  свою будущую специальность, связанную с химией.

Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Курс 10 класса – органическая химия, теоретическую основу которой составляет  теория строения органических соединений.

Весь курс пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.

Курс 11 класса – это систематизация, обобщение, углубление знаний о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.

  Содержание обоих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических соединений.

Программа  курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.

Учебники химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, приведенные в соответствие с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта, сохранили свои лучшие качества - традиционность, фундаментальность, четкую структуру, которые сочетаются с живой, занимательной и доступной формой изложения. Материал учебников  представлен  последовательно, логично, имеет строгую структуру, что позволяет моделировать образовательный процесс с  использованием современных технологий. Уточнены в соответствии с современными научными представлениями некоторые понятия и определения, добавлены новые параграфы. Доступно и кратко изложен теоретический материал, в параграфах  имеются портреты ученых и аннотации их важнейших открытий;  рубрика «Знаете ли вы что…» позволяет получить дополнительные знания необходимые в жизни. Все это в целом способствует воспитанию у обучающихся общекультурных и  общечеловеческих ценностей.

  Дифференцированный подход к изложению заданий и упражнений в конце параграфов позволяет выявить уровень усвоения предмета. Ключевые темы курса химии раскрыты логично, последовательно, выдержан принцип научности материала. Сводные таблицы химических свойств позволяют концентрировать внимание учащихся на их изучении.  В учебнике прослеживаются межпредметные связи. Несомненным достоинством учебников  является иллюстративный ряд;  он подобран удачно и, самое главное, информативен. Его отличает простота, доступность, четкость изображения, отсутствие лишних деталей, отвлекающих внимание школьников, полное соответствие излагаемому материалу , соответствие возрастным и психоэмоциональным особенностям обучающихся соответствующего класса.

   Учебники выходят вместе с электронным приложением, на котором есть весь учебник, необходимые таблицы, множество изображений и видео лабораторных опытов, иллюстрирующих способы получения и свойства химических соединений.    

Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса,  включены  в Федеральный перечень учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они  соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования.

Электронные  приложения  к учебнику являются составной частью УМК «Химии» Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Структура приложения соответствует структуре учебника, электронный разворот полностью тождественен развороту учебника. На электронном развороте в виде активных зон выделены наиболее важные компоненты содержания. Это превращает электронный разворот в своеобразный опорный конспект. Каждая из выделенных активных зон содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы: красочные анимации; биографии; проверочные тестовые задания; интерактивные модели молекул; дополнительные текстовые материалы; словарь химических терминов; интерактивная периодическая система Д.И. Менделеева; примеры решения задач. Всего электронное приложение включает более 1200 мультимедиаресурсов.

Рабочие  тетради  предназначены для выполнения домашних заданий, закрепления пройденного материала, самостоятельной проверки знаний, подготовки к контрольным работам.

Задачник с «помощником» содержит краткие сведения, алгоритмы решения расчетных задач по химии, задачи и тестовые задания. Может использоваться для выполнения домашних заданий, самостоятельной проверки знаний, подготовки к контрольным работам и итоговой аттестации за курс основной школы.

Дидактические материалы переработаны в соответствии с изложением материала в учебниках 8 и 9 классов, 10 и 11 классов Г.Е Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Каждая работа дидактического пособия содержит четыре варианта заданий. Задания различаются дидактическими целями: одни из них требуют от учащихся простого воспроизведения материала, другие заставляют сравнивать и анализировать, для выполнения третьих необходимо творческое осмысление и применение знаний в новых ситуациях. Приведены задания для итоговой проверки знаний учащихся. Пособие можно использовать с любыми учебниками для основной школы.

В пособии для учителя к учебникам для каждого урока определены тема, цель, основные понятия, планируемые результаты обучения, краткое содержание,  домашнее задание. В пособие включены также примеры контрольных и проверочных работ, тестовых заданий. Приведены алгоритмы составления химических формул, уравнений реакций, решений расчетных задач.

предмет

название учебной программы

используемые учебники (наименование, автор, год издания)

используемые пособия для учителя

 и для учащихся

Химия,

8 класс

Н.Н. Гара. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 8-9 классы, 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008

Химия: неорган. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

2. Химия. Дидактический материал. 8  - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2011.

Для учащихся:

1. Химия. Задачник с «помощником». 8 -9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2011.

2. Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н.Габрусева . – М., Просвещение, 2012.

Химия,

9 класс

Н.Н. Гара. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 8-9 классы, 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008

Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 9  классе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

2. Химия. Дидактический материал. 8  - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2011.

Для учащихся:

1. Химия. Задачник с «помощником». 8 -9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2011.

2. Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н.Габрусева . – М., Просвещение, 2012.

Химия, 10  класс

(базовый уровень)

Н.Н. Гара. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 8-9 классы, 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

Химия. Органическая химия. 10  класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений: базовый уровень  / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2012.

Для учителя:

1.Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

2. Химия. Дидактический материал. 10   - 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2011.

3. Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в  10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

Для учащихся:

1. Химия. Задачник с «помощником». 10 -11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2011.

Химия,

11 класс

(базовый уровень)

Н.Н. Гара. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 8-9 классы, 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

Химия. Основы общей химии. 11   класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений: базовый уровень  / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1.Гара Н.Н. Химия. Уроки в 11 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

2. Химия. Дидактический материал. 10   - 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2011.

3. Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в  10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

Для учащихся:

1. Химия. Задачник с «помощником». 10 -11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2011.

Мультимедийные приложения:

  • Электронное приложение к учебнику  Химия. Неорганическая химия. 8  класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.
  • Электронное приложение к учебнику  Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.
  • Электронное приложение к учебнику  Химия. Органическая химия. 10  класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений: базовый уровень  / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2012.
  • Электронное приложение к учебнику  Химия. Основы общей химии. 11   класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений: базовый уровень  / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Недостатками представленного учебно-методического комплекта считаю:

  • Размещение упражнений и заданий после нескольких подряд идущих параграфов. Необходимо, чтобы  каждый параграф завершался системой дифференцированных заданий — от репродуктивных к исследовательским.
  • Небольшое количество тестовых заданий, которые необходимы современному школьнику при подготовке к ГИА и к ЕГЭ.
  • Рабочая  программа предполагает изучение химии в 10 -м и 11- м классах на базовом уровне по 1-му часу в неделю (34 часа в год), а теоретический материал учебника рассчитан на 2 часа в неделю.
  • Небольшое количество расчетных задач  в учебнике 11 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков химии 11 класс к учебнику авторов:Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана

Планирование составлено на основе программы  курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11классов общеобразовательных  учреждений (базовый уровень). Авто...

Урок развития речи в 9-ом классе по картине В. Фельдмана "Родина"

Данный урок направлен на развитие  ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся,предполагает дифференцированный подход (работа в группах). Знакомит учащихся с построением синквейна,...

Контрольная работа по теме «Соединения азота» для 9-го класса по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Фельдмана в 8-ми вариантах, двухуровневая

Контрольная работа по теме «Соединения азота» для 9-го класса по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Фельдмана в 8-ми  вариантах,  двухуровневая составлена для контроля усвоения учащимися понятий «окис...

Контрольная работа по теме «Соединения азота» для 9-го класса по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Фельдмана в 8-ми вариантах, двухуровневая

Контрольная работа по теме «Соединения азота» для 9-го класса по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Фельдмана в 8-ми  вариантах,  двухуровневая составлена для контроля усвоения учащимися понятий «окис...

тематический план по учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса   составлена на основе:-  Примерной программы основного общего  образования по химии,  Про...

Рабочая программа по химии к учебнику Рудзитиса Г.Е и Фельдмана Ф.Г., 8-9 классы

Рабочая программа по химии к учебнику Г.Ею Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, 8-9 классы...

Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 8 класс

Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 8 класс...