Формирование регулятивных учебных действий на уроках химии.
учебно-методический материал по химии (5 класс) на тему
Выступление учителя по теме: "Формирование регулятивных учебных действий на уроках химии". Текст выступления и презентация. Памятка по развитию универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1vystuplenie_uud_29.08.13.doc | 455.5 КБ |
pamyatka_ruud.doc | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
учителя МБОУ СОШ №58
Зажигиной Дианы Витальевны
на РМО учителей химии 29.08.2013г.
Формирование регулятивных учебных действий на уроках химии.
Каковы функции регулятивных учебных действий (РУД)? Что они в себя включают?
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Чтобы ученик сам ставил цели и шёл к их достижению, необходимо , чтобы учитель умел это делать.
Цели должны быть построены по принципу ВОДКИ, если хочешь, чтобы твои цели были эффективными, сформулируй их так, чтобы они были:
Важными и Вдохновляющими S specific конкретные
Ограниченными по времени М measurable измеряемые
Дерзкими, но достижимыми А achievable достижимые
Конкретными R relevant обоснованные
Измеряемыми T time bound ограниченные во времени
- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик
- ПЛАНИРОВАНИЕ — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. После того как цель поставлена, определено, что может быть в конце, необходимо спланировать свою учебную деятельность.
Предлагаю рассмотреть:
1. Сущность регулятивных учебных действий;
2. Выделение регулятивных учебных действий из конкретной ситуации;
3. Формирование регулятивных учебных действий на уроке химии в 9 классе по теме: «Жёсткость воды и её устранение».
- КОНТРОЛЬ — в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- КОРРЕКЦИЯ — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
- ОЦЕНКА — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
Роль данного УУД для школьника.
Умение учиться обеспечивается тем, что УУД, как обобщенные действия, открывают возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений, формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Основная функция УУД включает:
Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Владение РУУД даёт школьнику:
оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе).
- Ученик умеет составлять план действий.
- Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости .
- Ученик осознаёт то, что уже усвоено и что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
- Ученик способен к волевому усилию.
- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
- У ученика сформирован внутренний план действий.
- Ученик перед тем, как начать действовать, определяет последовательность действий.
- Ребёнок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.
Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться «видеть» действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале – один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД.
Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом – чтобы грамотно вставлять «жи», «ши» в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Также и с УУД.
Таким образом, подобная работа даёт возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по-новому.
Итак, на данном этапе мы будем анализировать ситуации и искать в них разные виды РУУД. В качестве предмета анализа выступят фрагменты мультфильма «Мешок яблок».
-ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ хорошо проявляется в начале мультфильма (Заяц знает, что ему надо сделать и следует этой цели).
-ПЛАНИРОВАНИЕ – объективно относится к способам достижения цели (не может переплыть озеро – идёт в обход).
- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ развито недостаточно (не может до конца просчитать сколько можно раздать, а сколько принести домой).
- КОНТРОЛЬ развит недостаточно ( в конце концов он раздаёт все яблоки и домой ничего не приносит).
- КОРРЕКЦИЯ выражена слабо, в основном действует по шаблону (встретил-отдал сколько-то яблок).
- ОЦЕНКА недостаточно развита, поскольку не может соотнести реальное количество яблок и количество нуждающихся в них.
- ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ – способен контролировать своё поведение, преодолевая встречающиеся трудности.
СХЕМА
Так как начать формулировать цель невозможно без наличия мотивации на уроке:
Будет мотив, будет и деятельность.
На уроках химии стараюсь подбирать разного рода мотивацию, конечно, с учётом индивидуальности ребёнка.
Кто-то имеет потребность получать хорошие оценки, другой учится, чтобы избежать наказания, а кто-то просто познаёт мир и ему уже от этого комфортно.
Возьмем для примера тему одного урока:
Мотив | 9 класс Тема: «Жесткость воды и её устранение». | 11класс (к уроку «Мыла, СМС») |
Создание и анализ проблемной ситуации | Учитель предлагает учащимся, опираясь на личный опыт, к какой проблеме имеют отношения ключевые слова, и составить небольшой рассказ об этой проблеме. Ключевые слова: природная вода, жёсткость воды, растворимые соли, умягчение воды, кипячение, сода, уксус, мягкая вода, образование пены, накипь. Учитель не комментирует ответы, не оценивает. Ученики сами проговаривают проблему, подходя к теме. | Существует жёсткая вода, которая пагубно сказывается на живых организмах и технических приборах. Вопрос: Как связана жёсткая вода с таким явлением природы как карстовые пещеры. |
Прогнозирование | Ученик прогнозирует, что можно сделать, чтобы найти ответ на проблему. Возможно дело в природе воды, в её некоторых свойствах, выдвигают гипотезы. Учитель все гипотезы записывает на доске, потом к ним вернутся. | Гипотеза Жесткость воды обусловливают какие-то примеси, которые возможно удалить химическим путем. |
Целеполагание | Ученики проговаривают цель урока и обсуждают её вместе. Изучить явление жесткости и определить её составляющие факторы. | Цель: выяснить природу жесткой воды,какие вещества в ней содержатся, определить понятие жесткости, объяснить некоторые природные явления на основе «жесткости». |
Планирование. Принятие решения. | У учителя на доске план урока, который после обсуждения принимается.
| Чтобы выяснить природу воды необходимо провести эксперимент, целью которого является получение новых знаний, доказательство гипотез. |
Действия, коррекция |
4)Учитель показывает схему, которая могла бы быть 5)Просмотр видеоролика о красивом пещерном месте (записать гипотезы). 6)Учебный текст - технология пометок. 7)Сопоставление результатов поставленной цели. 8)Выходной тест. | Учащиеся выполняют эксперимент целью которого является проверка надежности гипотезы о природе жесткой воды и ее свойствах. Делают выводы. Отвечают на вопрос: Достигли цели? Сл. этап: получение новой информации из учебника и оформление любым удобным способом. Сличение способа действия с эталоном.
Проанализировав поставленную цель в начале урока, приходим к выводу, что мы пока не умеем объяснять явления природы, такие как образование карстовой пещеры. Смотрим видео об образовании карстовых пещер, уточняем в тексте. |
Контроль, оценка | Проводится самооценка своих результатов, возвращаемся к своей проблеме, цели и гипотезе. Учитель предлагает обобщить результаты – поставить себе оценку за урок, подводят итог планированию, правильно ли выбрали план действий, какие действия стали продуктивнее всех для поиска решений. |
В идеале формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии плодотворно происходит при исследовании свойств веществ и анализе практических действий, а также выполнении проектных работ и немаловажную роль играют рабочие тетради, различного рода задания.
Чтобы ответить на поставленные вопросы и выполнить задания необходимо внимательно проработать параграф. Здесь формируется навык получения информации из книг, внимательному чтению текста. Не все ребята могут найти нужный ответ, хотя все они в учебнике есть. Некоторые задания сформулированы необычно (необходимо понять, что спрашивают). Выполнить задание без консультации удаётся не всем учащимся.
Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия.
- Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели (по П.Я. Гальперину).
- В каждый урок должны быть вставлены проблемные ситуации.
Предлагаю Вашему вниманию памятку по формированию РУУД.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги педагоги!
В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":
Шаг 1. Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:
Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.
Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:-необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.
Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.
Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
*Режиссерская игра
*Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.
Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе ; «ищу ошибки».
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
И наша задача - помочь ученикам в этом. Желаем вам терпения и творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии»
Проектная работа по формированию УУД на уроках химии...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование регулятивных учебных действий на уроках физической культуры в условиях реализации ВФСК ГТО »
Знак "ГТО"На груди у него.Больше не знаютО нем ничего…….. Это стихотворение известного детского п...
Выступление на педагогическом совете "Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка".
Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)....
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование регулятивных учебных действий на уроках профессионально - трудового обучения в основной школе" (2017 г.)
В данном материале содержатся основные приемы работы по формированию РУД...
Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы
Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...
Формирование регулятивных учебных действий на уроках физики
В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересо...
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование регулятивных учебных действий на уроках профессионально - трудового обучения в основной школе" (2021 г.)
Данный материал содержит теоретическую часть этого вопроса и презентацию, в которой показаны некоторые приемы по формированию регулятивных учебных действий....