Формирование регулятивных учебных действий на уроках химии.
учебно-методический материал по химии (5 класс) на тему

Зажигина Диана Витальевна

Выступление учителя  по теме: "Формирование регулятивных учебных действий на уроках химии". Текст выступления и презентация. Памятка по развитию универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1vystuplenie_uud_29.08.13.doc455.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_ruud.doc15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

учителя МБОУ СОШ №58

Зажигиной Дианы Витальевны

 на РМО учителей химии 29.08.2013г.

Формирование регулятивных учебных действий на уроках химии.

Каковы функции регулятивных учебных действий (РУД)? Что они в себя включают?

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.  К ним относятся:

  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Чтобы ученик сам ставил цели и шёл к их достижению, необходимо , чтобы учитель умел это делать.

        Цели должны быть построены по принципу ВОДКИ, если хочешь, чтобы твои цели были эффективными, сформулируй их так, чтобы они были:

Важными и Вдохновляющими             S  specific       конкретные

Ограниченными по времени                 М measurable  измеряемые

Дерзкими, но достижимыми                 А achievable    достижимые

Конкретными                                          R relevant        обоснованные

Измеряемыми                                         T  time bound  ограниченные во времени

  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик
  • ПЛАНИРОВАНИЕ — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. После того как цель поставлена, определено, что может быть в конце, необходимо спланировать свою учебную деятельность.

Предлагаю рассмотреть:

1. Сущность регулятивных учебных действий;

2. Выделение регулятивных учебных действий из конкретной ситуации;

3. Формирование регулятивных учебных действий на уроке химии в 9 классе по теме: «Жёсткость воды и её устранение».

  • КОНТРОЛЬ — в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • КОРРЕКЦИЯ — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
  • ОЦЕНКА — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что подлежит усвоению,  осознание качества и уровня усвоения.
  • ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Роль данного УУД для школьника.

        Умение учиться обеспечивается тем, что УУД, как обобщенные действия, открывают возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

        Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений, формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Основная функция УУД включает:

        Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

        Владение РУУД даёт школьнику:

        оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе).

  1. Ученик умеет составлять план действий.
  2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости .
  3. Ученик осознаёт то, что уже усвоено и что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
  4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
  5. Ученик способен к волевому усилию.
  6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
  7. У ученика сформирован внутренний план действий.
  8. Ученик перед тем, как начать действовать, определяет последовательность действий.
  9. Ребёнок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться «видеть» действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале – один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом – чтобы грамотно вставлять «жи», «ши» в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Также и с УУД.

Таким образом, подобная работа даёт возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по-новому.

Итак, на данном этапе мы будем анализировать ситуации и искать в них разные виды РУУД. В качестве предмета анализа выступят фрагменты мультфильма «Мешок яблок».

-ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ хорошо проявляется в начале мультфильма (Заяц знает, что ему надо сделать и следует этой цели).

-ПЛАНИРОВАНИЕ – объективно относится к способам достижения цели (не может переплыть озеро – идёт в обход).

- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ развито недостаточно (не может до конца просчитать сколько можно раздать, а сколько принести домой).

- КОНТРОЛЬ развит недостаточно ( в конце концов он раздаёт все яблоки и домой ничего не приносит).

- КОРРЕКЦИЯ выражена слабо, в основном действует по шаблону (встретил-отдал сколько-то яблок).

- ОЦЕНКА недостаточно развита, поскольку не может соотнести реальное количество яблок и количество нуждающихся в них.

- ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ – способен контролировать своё поведение, преодолевая встречающиеся трудности.

СХЕМА

Так как начать формулировать цель невозможно без наличия мотивации на уроке:

Будет мотив, будет и деятельность.

На уроках химии стараюсь подбирать разного рода мотивацию, конечно, с учётом индивидуальности ребёнка.

Кто-то имеет потребность получать хорошие оценки, другой учится, чтобы избежать наказания, а кто-то просто познаёт мир и ему уже от этого комфортно.

Возьмем для примера тему одного урока:

                               

Мотив

                         9 класс

Тема: «Жесткость воды и её устранение».

                 11класс

(к уроку «Мыла, СМС»)

Создание и анализ проблемной ситуации

Учитель предлагает учащимся, опираясь на личный опыт, к какой проблеме имеют отношения ключевые слова, и составить небольшой рассказ об этой проблеме.

Ключевые слова: природная вода, жёсткость воды, растворимые соли, умягчение воды, кипячение, сода, уксус, мягкая вода, образование пены, накипь.

 Учитель не комментирует ответы, не оценивает. Ученики сами проговаривают проблему, подходя к теме.

Существует жёсткая вода, которая пагубно сказывается на живых организмах и технических приборах.

Вопрос: Как связана жёсткая вода с таким явлением природы как карстовые пещеры.

Прогнозирование

Ученик прогнозирует, что можно сделать, чтобы найти ответ на проблему. Возможно дело в природе воды, в её некоторых свойствах, выдвигают гипотезы. Учитель все гипотезы записывает на доске, потом к ним вернутся.

Гипотеза

Жесткость воды обусловливают какие-то примеси, которые возможно удалить химическим путем.

Целеполагание

Ученики проговаривают цель урока и обсуждают её вместе. Изучить явление жесткости и определить её составляющие факторы.

Цель: выяснить природу жесткой воды,какие вещества в ней содержатся, определить понятие жесткости, объяснить некоторые природные явления на основе «жесткости».

Планирование. Принятие решения.

У учителя на доске план урока, который после обсуждения принимается.

  1. Проведение лабораторного исследования;
  2. Работа с учебным текстом;
  3. Работа со схемой;
  4. Видеофрагмент;
  5. Работа с текстом;
  6. Выводы.

Чтобы выяснить природу воды необходимо провести эксперимент, целью которого является получение новых знаний, доказательство гипотез.

Действия, коррекция

  1. Выполняет лабораторный эксперимент по свойствам омыления разных вод (дистиллированной водой, жесткой, после кипячения). Анализ лаб. исследования.
  2. Учитель организует работу по тексту с применением пометок (+-так и думал, - -ошибался, !- интересно, ?-непонятно).
  3. Оформляют основные понятия текста в тетради (конспект, схема, таблица).

4)Учитель показывает схему, которая могла бы быть

5)Просмотр видеоролика о красивом пещерном месте (записать гипотезы).

6)Учебный текст - технология пометок.

7)Сопоставление результатов поставленной цели.

8)Выходной тест.

Учащиеся выполняют эксперимент целью которого является проверка надежности гипотезы о природе жесткой воды и ее свойствах. Делают выводы.

Отвечают на вопрос: Достигли цели?

Сл. этап: получение новой информации из учебника и оформление любым удобным способом.

Сличение способа действия с эталоном.

 

Проанализировав поставленную цель в начале урока, приходим к выводу, что мы пока не умеем объяснять явления природы, такие как образование карстовой пещеры.

Смотрим видео об образовании карстовых пещер, уточняем в тексте.

Контроль, оценка

Проводится самооценка своих результатов, возвращаемся к своей проблеме, цели и гипотезе. Учитель предлагает обобщить результаты – поставить себе оценку за урок, подводят итог планированию, правильно ли выбрали план действий, какие действия стали продуктивнее всех для поиска решений.

В идеале формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии плодотворно происходит при исследовании свойств веществ и анализе практических действий, а также выполнении проектных работ и немаловажную роль играют рабочие тетради, различного рода задания.

Чтобы ответить на поставленные вопросы и выполнить задания необходимо внимательно проработать параграф. Здесь формируется навык получения информации из книг, внимательному чтению текста. Не все ребята могут найти нужный ответ, хотя все они в учебнике есть. Некоторые задания сформулированы необычно (необходимо понять, что спрашивают). Выполнить задание без консультации удаётся не всем учащимся.

Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия.

- Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели (по П.Я. Гальперину).

- В каждый урок должны быть вставлены проблемные ситуации.

Предлагаю Вашему вниманию памятку по формированию РУУД.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги педагоги! 

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":


Шаг 1. Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:

 Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.

 
Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:-необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности. 


Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности 
*Режиссерская игра 
*Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

 Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе ; «ищу ошибки».

 
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

И наша задача - помочь ученикам в этом. Желаем вам терпения и творчества! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование регулятивных учебных действий на уроках физической культуры в условиях реализации ВФСК ГТО »

Знак "ГТО"На груди у него.Больше не знаютО нем ничего……..               Это стихотворение известного детского п...

Выступление на педагогическом совете "Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка".

Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)....

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...

Формирование регулятивных учебных действий на уроках физики

В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересо...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование регулятивных учебных действий на уроках профессионально - трудового обучения в основной школе" (2021 г.)

Данный материал содержит теоретическую часть этого вопроса и презентацию, в которой показаны некоторые приемы по формированию регулятивных учебных действий....