1 этап .Организационный этап.
Здравствуйте ,садитесь. Все ли приготовились к уроку ? Кто отсутствует ? Оцените ,насколько вы готовы к сегодняшнему уроку по заданным критериям и поставьте ее в рейтинговый лист (Приложение 9). «5» - хочу знать, могу знать, интересно узнавать, делать, решать, «4»- готов к работе, «3»- мне не все удается, я плохо понимаю материал, мне нужна помощь. На разных этапах урока вам придется поработать и самостоятельно и в группах Проекция на экране : « Виды продукции силикатной промышленности». Приложение10 (Презентация учащихся) Учитель: На прошлом уроке вы узнали о строении атома кремния и его свойства . Познакомились со свойствами некоторых его соединений . Как вы думаете, имеют ли соединения кремния: - общие характерные свойства? Попробуйте предположить на основе известных вам свойств , где могут использоваться соединения кремния ?
Совершенно верно, и мы сегодня должны поработать,чтобы расширить ваш кругозор. Как вы думаете, какую цель нам надо поставить на данный урок?
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с силикатами, силикатной промышленностью ,её продукцией и применением, а значит и тема урока: Силикаты. Понятие о силикатной промышленности. Но чтобы достичь поставленной цели нам надо вытащить из тайников нашей памяти кое-что ценное, например:Общую формулу силикатов,свойства оксида кремния (IV).
2. Актуализация опорных знаний. Для того чтобы успешно прошло наше знакомство с новой темой, нам необходимо проверить свои знания, которые для этого необходимы.
Сначала пройдем небольшой тест - химическое лото. Приложение 1.
Не забывайте ,что перед вами всегда ПСХЭ Менделеева, таблица растворимости, которыми вы можете воспользоваться при поиске ответа. Верно выполненное задание оцениваем –«5», одна ошибка- «4» , две-«3». А теперь проверим свои знания при решении заданий, которые вы видите у себя на карточках. Решаем, выполняя краткие записи в тетради. Задания в парах: Приложение 2. Выпиши формулы : 1 вар.- оксидов/упрощен./ 2 вар.- солей
Взаимопроверка. Передаем тетради соседу по парте , начинаем проверку . Решение на экране через мультимедийный проектор, проверяем выполнение, выясняя,что непонятно и вызывает сомнение . Критерии оценки: «5»-нет ошибок, «4»-1 ошибка,«3»- 2 ошибки. Озвучьте свои оценки ,чтобы лидер группы занес их в рейтинговый лист. |
Цель: организовать внимание, настроить ребят на рабочий лад, обеспечить на уроке благоприятную обстановку и подготовить их к восприятию нового .
Самооценка готовности позволит учителю осуществить индивидуальный подход в процессе работы на уроке, снизит уровень тревожности ребят.
Рефлексия состояния учащихся : их отношение к уроку, переживания в связи с предстоящей работой необходимо знать учителю его помощникам во время работы в группах. Это даст возможность создать атмосферу сотрудничества и достичь поставленных целей в конце урока.
Мотивация учебной деятельности, осуществляется через привлечение учащихся к самостоятельному целеполаганию с опорой на ранее изученный материал. Подготовка к восприятию, характер познавательной деятельности - репродуктивный. Форма организации- фронтальный опрос- развивает умение слушать, развивает речь, память, внимание. Связь взаимообратная.
1 часть этапа: Задача: установить прочность, глубину и осознанность ЗУН; формировать понимание связи проверяемых понятий с изучением нового материала; способствовать развитию речи, памяти ; воспитывать умение слушать,выбирать необходимую информацию , формировать навыки воспроизводить знания, применять их на практике.
Химическое лото . Индивидуально - обособленная форма организации познавательной деятельности. Используется словесно - наглядный, зрительно - слуховой методы обучения: в процессе восприятия таблицы и схемы, развивается умение видеть и читать записи с условными обозначениями.
2 часть этапа. Форма организации познавательной деятельности - групповая. Дифференцированные задания выдаются каждой группе. Выданная на парту карточка позволит активно работать в парах и провести взаимопроверку при необходимой помощи учителя, т.е. создается атмосфера сотрудничества между детьми , учителем и учениками. Характер познавательной деятельности репродуктивный и частично - поисковый. Задания дифференцированые с учетом уровня ЗУН учащихся к моменту урока.
Учебная: задача: научить находить неизвестное вещество по данным условиям, делать умозаключения при выполнении заданий . Воспитывается ответственное отношение к труду, развивается умение контролировать и оценивать свою работу и товарища. При этом возникает соревновательный эффект - кто быстрее -заинтересованность в высокой оценке самостоятельной работы.
Оценка знаний осуществляется путем взаимоконтроля и выставления оценок самими учащимися ,что способствует воспитанию уважения к труду ,умению критически оценивать работу товарища ,чувство коллективизма ,честности .
|
Учащиеся занимают места за столами. Дежурные сообщают об отсутствующих в группах.
Оценивают и выставляют самооценку в рейтинговый лист. Ученики отвечают в ходе фронтальной работы.
Варианты ответов на вопрос учителя: общие свойства , характерные для силикатов- нерастворимость в воде солей и оксида кремния. Вероятно,их можно использовать при строительстве,быту.
Ученики участвуют в формулировке цели. Например: вспомнить, познакомиться с силикатами, рассмотреть образцы продукции силикатной промышленности, изучить процесс производства . Научиться записывать уравнения реакций производства силикатной промышленностью.
Возможны ошибки, если ученик не смог догадаться или неверно составил формулу .
Возможные ошибки: Забыли степени окисления,запутались , перепутали определения оксидов и солей.
Исправляем ошибки по наводящим вопросам учителя: Вспомните ,сколько хим.элементов образуют любой оксид? Из чего состоят соли?
|
- Изучение нового материала.
Подготовка к восприятию нового: При выполнении задания вы все пользовались таблицей растворимости , Д.И.Менделеева, т.е. наглядность помогает угадать многие закономерности,свойства, понять и запомнить их. Давайте еще раз прибегнем к этому методу. Как вы думаете, что может объединять выданные вам образцы ?
Демонстрационный опыт: Образцы стекла, керамики и цемента.(кирпич,стекло бутылочное, оптическое-линза,лабораторное , фарфоровая чашка, статуэтка, цемент) Внимательно рассмотрите их . Опишите их внешний вид, прочность, хрупкость, способность пропускать свет. Заполните таблицу. Приложение 3. 1.
Образец | Внешн. вид | Прочность, хрупкость | Способность пропускать свет | Силикатный кирпич |
|
|
| Фарфор |
|
|
| Фаянс |
|
|
| Цемент |
|
|
| Оптическое стекло |
|
|
| Хрусталь |
|
|
| Оконное стекло |
|
|
|
1 этап изучения нового материала:
Лаб. опыт №12(Приложение 3.2) Ознакомление с природными силикатами. Выберите четыре любых из списка: - Яшма SiO2
- Кварц SiO2
- Кремнезём SiO2
- Агат SiO2
- Гранит SiO2
- Песчаник SiO2
- Нефелин Na (ALSiO4)
- Полевой шпат K2O x AL2O3 x SiO2
- Каолин AL2O3 x 2SiO2 x 2H2O
- Асбест H2Mg3Si2O9
- Флогопит H2Mg(Si3AlO10) [ (F, OH)2
Образец | Внешний вид | Прочность, хрупкость |
|
|
|
Мы рассмотрели несколько экземпляров силикатов ,которые можно найти в природе, а современная промышленность выпускает намного больше образцов, поэтому я попрошу 1 группу поработать над вопросом - производство стекла. 2 группа - производство керамики. А ребята из 3 группы- рассматривают производство цемента.
Кластеры оформляем ,вывешиваем на доску, обсуждаем , делаем необходимые записи , проверяем .
Посмотрите ,есть ли ошибки на кластерах ? Кто из группы нашел и исправит свои ошибки? Оцениваем свои ответы: «5»-нет ошибок на кластере, «4»-2 ошибки на кластере, «3»- 3 ошибок на кластере . Озвучьте свои оценки, чтобы лидер группы занес их в рейтинговый лист.
2 этап изучения нового материала: Мы разобрались в процессах производства ,а теперь рассмотрим некоторые виды продукции этой отрасли промышленности.
Лаб. опыт №13(Приложение 3.3) Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Я попрошу по плану составить ответ: 1 группу на вопрос - виды стекла 2 группа - виды керамики . А ребята из 3 группы- виды материалов на основе цемента.
План . 1.Формула. 2.Внешний вид,цвет. 3.Свойства. 4.Применение . После окончания лабораторного опыта один представитель от каждой группы дает ответ на поставленный группе вопрос. Ответы всех групп записываем в таблицу. Характеристики | Стекло | Керамика | Цемент | Вид, Формула |
|
|
| Внешний вид,цвет |
|
|
| Свойства |
|
|
| Применение |
|
|
|
Прекрасные ответы, поставьте в рейтинговый лист оценку . Итак, обобщим выступления ребят и сделаем вывод по всему изученному материалу.
4. Закрепление изученного материала. Чтобы убедиться, что изученный материал вам понятен, попробуем применить его при решении задач.
Работаем по карточкам на ваших столах (Приложение 7). 1 и 2 группы работают самостоятельно, у доски /на обороте/от 1 группы решает задачу Бобровская Олеся, от 2 группы решает задачу на доске/ на обороте/ Речкина Катя, 3 группа решает задачу вместе с учителем . Окончание работы оповещаем светофором.
А сейчас проверим свое решение, сверив его с доской, и поставим оценки в рейтинговый лист. Проверку решений начнем с 3 группы, затем - 2 группа и 1, если у вас что-то не получилось, не огорчайтесь: не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы же всегда можете получить помощь, от товарищей или учителя. Надеюсь, что следующий шаг будет успешнее.
Рефлексия .Самостоятельная работа . Предлагаю выполнить тестовое задание. (Приложение 8) Времени на его решение отведено совсем немного,поэтому будем внимательны. Отвечайте кратко. - В состав оконного стекла входят…
- Реакция получения стекла…
- Сырьем для производства стекла служат…
- Глина состоит из…
- Цемент и бетон имеют одинаковый состав?
- В бетон добавляют наполнители – газ, щебень?
Нарисуйте ваше настроение на сегодняшнем уроке
Ответы на вопросы: сверяем с доски. Оцениваем свои ответы сами : «5»-нет ошибок, «4»-4 верных ответа, «3»- 3 верных ответа. Озвучьте свои оценки ,чтобы лидер группы занес их в рейтинговый лист.
5. Подведение итогов урока. Вот и подходит к концу наш урок, подведем итоги. Какая, цель была у нас в начале урока?
Давайте посмотрим еще раз презентацию (Приложение 10), которую вы видели в начале урока. Какие материалы вы узнали?Оглянитесь,какие окружающие нас предметы изготовлены с использованием силикатов? А теперь вернемся к рейтинговому листу, где в начале урока вы ставили оценку готовности к уроку. Посмотрите налево на доску: перед вами критерии оценок ваших знаний в конце урока. Пожалуйста, оцените себя и поставьте через дробь рядом с первой оценкой, например: 5\4. Критерии оценок: «5» - я удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я с пользой и хорошо поработал на уроке, я все понимал и получил заслуженную оценку. «4» - урок был интересен, я принимал активное участие в работе, сумел выполнить ряд заданий, урок - полезен для меня. «3» - получил пользу от урока, хотя не все сумел выполнить, на уроке работал так, как мог. Итак, сегодня мы плодотворно поработали, многое успели сделать, Хочется отметить, что вы стали применять в своих ответах химические понятия, ваша речь стала более научной, особенно при описании химических производств и материалов.
Мне понравилось логическое построение ответов у доски. Отмечаю также умелое применение знаний и формул при решении задач. Уважаемые лидеры групп, сдайте рейтинговые листы. Мы отлично поработали вместе. 5.Домашнее задание дифференцированое Для того ,чтобы следующий урок прошел успешно, к нему надо хорошо подготовиться. Задание на дом 3 группе: выучить материал п.30 и записи в своих тетрадях ,выполнить упр.№4 «а». 2 группе: выучить п. 30 и записи в своих тетрадях ,решить задачу № 4 «а» и «б» 1 группе: выучить п. 30 и записи в своих тетрадях , составить условие задачи по данной теме и решить задачу № 3. Прочитайте задания ,вызывают ли они затруднения? Всем спасибо за урок. До свидания. | Задачи этапа: обеспечить усвоение свойств силикатов через самостоятельное изучение свойств образцов, исходя из индивидуальных особенностей учащихся; содействовать развитию и обогащению речи; умений сравнивать, описывать свойства различных материалов; создать условия для ответственного и усердного труда на основе отношений сотрудничества между детьми, а также между учителем и учениками.
Формы работы. Фронтальная при создании проблемной ситуации, с использованием словесно - наглядного метода. Характер познавательной деятельности: учащихся проблемный и частично - поисковый. Привлечение учащихся к самостоятельному изучению веществ их свойств, достигается через задачу развития речи и обогащения словарного запаса, развитие интеллекта через приемы умственной деятельности: анализа, сравнения, выделения главного – происходит развитие мышления, внимания и памяти.
Опыт проводится самими учащимися , Ознакомление с природными силикатами.
Ребята учатся применять опорные знания для изучения нового материала.
Групповая работа позволяет быстро и эффективно методом, мозгового штурма выделить главное , упорядочить информацию ,схематически её записать.
Методы обучения: аналитически -обобщающий. Форма работы - групповая. Образовательная цель момента достигается разделением труда, а сотрудничество и взаимопомощь помогут избежать ошибок и создают ситуацию успеха и благоприятного психологического климата для каждого ученика, усилят значимость и вклад каждого в выполнение задания группы. При обсуждении проблемы происходит прямое идейно -эмоциональное воздействие на всех учащихся, что позволяет поддерживать неослабевающий интерес к новым знаниям и умениям -важный стимул познавательной активности учащихся.
Индивидуальное пояснение по кластеру перед всем классом обеспечивает выявление и исправление ошибок и неточностей в ответах через дополнения с мест, помогает слабым учащимся лучше осознать материал. Осуществляется активное обучение химическому языку: учащиеся говорят сами, слушают, исправляют неточности в речи выступающих . Развивается память, внимание, интерес к предмету и рефлексия учащихся.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый, репродуктивный.
Организация познавательной деятельности: от незнания к знанию через активное мышление. Оценочная деятельность: ученик -ученик, учитель - ученик.
Задача: закрепление ЗУН. Цель: выяснить уровень осознанности знаний, понимание сущности производства и свойств веществ, умение узнавать вещества , умения записывать реакции, примененять их при решении задач. Форма работы групповая. Групповая работа способствует развитию умения работать самостоятельно, развивает сотрудничество между учащимися, взаимопомощь, взаимную ответственность. Повышает интерес к работе. Задания дифференцированные, в зависимости от ЗУН учащихся в группе. Это позволит включить в работу всех, а сильным учащимся даст возможность работать на более высоком уровне.
Методы: словесно - наглядный, сравнительный. Самопроверка способствует развитию внимания, наблюдательности; воспитывает чувство ответственности и честности. Характер познавательной деятельности: частично - поисковый. В результате работы учитель установит степень понимания, усвоения и применения знаний на репродуктивном уровне - 3 группа, конструктивном - 2, творческом - 3 группа. Мотивация на правильное выполнение заданий обеспечит творческий подход к решению практических задач, воспитывает умение организовать учебный труд, контролировать и оценивать свою деятельность и товарища, проявлять коллективизм, сотрудничество, взаимопомощь. Создает условия для развития логического мышления при изучении производства различных химических материалов - строительстве аналогий, решении стандартных задач. В ходе проверки - установить типичные ошибки и найти пути их решения.
Рефлексия учебной работы через самостоятельную работу. Цель: Закрепление новых знаний,умений и навыков; сознательное и прочное усвоение ,воспитание таких качеств личности как самостоятельность, организованность, ответственность за порученное дело. Самостоятельная работа носит развивающий характер, т.к. ученик в полной мере реализует свои способности,память,мышление,воображение,внимание. Деятельность индивидуально-обособленная с подбором дифференцированных заданий тестов, применение иллюстративного и частично-поискового метода. Оценочная деятельность-рефлексия учебного труда,самоконтроль и контроль со стороны учителя.
Фронтальный опрос - итог со словесным методом обучения, с целью подведения итога урока через умение воспроизводить формулировки, понятия и термины , используя ключевые слова.
Задачи: сообщить учащимся домашнее задание,разъяснить его выполнение ,используя дифференцированные задания,исходя из способностей учащихся. Способствовать развитию чувства долга,ответственности,любознательности и интереса к предмету. Разноуровневое задание способствует развитию индивидуальных способностей учащихся. |
Возможные ответы: Одинаковый цвет,состав. Это осколки. То из чего изготовлены предметы. Вещества не растворятся в воде.
Ребята быстро заполняют таблицу,поскольку подобные задания часто встречаются при изучении природных материалов –сырья для химического производства.
Дети получили опережающее домашнее задание по производствам силикатов. С опорой на свои записи они рассказывают группе, Составление кластера по производствам не вызвает затруднений, поскольку подобные задания часто использую при изучении любого производства веществ . ( Приложение 4- 6)
Ребята проверяют сами ,а затем те ошибки , что не заметили исправляем , сверяясь с проекцией в презентации.
Ребята быстро находят ответы ,поскольку подобные задания часто встречаются при изучении различных производств.
Дети выступают перед своими группами с краткими сообщениями, подготовленными дома.(опережающее дом.задание)
Возможный вывод: Силикатная промышленность важная составляющая экономики государства. А её продукция широко используется в нашей жизни .
Учащиеся решают задачи,при необходимости обращаясь за помощью друг к другу.
Возможные ошибки. Выбрали не самый рациональный путь решения. Допустили вычислительные ошибки. Перепутали названия веществ. Исправляем ошибки при помощи наводящих вопросов учителя.
Большинство учащихся ответят на эти вопросы, поскольку имеют еще до урока представление об этих материалах. Возможные ошибки: Наугад поставлены ответы,не запомнили свойства,не смогли применить полученные на уроке знания.
Мы познакомились с силикатной промышленностью и продукцией , которую она выпускает. Научились определять состав и давать характеристику материалов.
Учащиеся пытаются проговорить названия продукции силикатной промышленности, которые увидели и узнали: Керамика,фарфор,майолика, Стекло оптическое, стекло оконное,медицинское, Цемент ,бетон. Возможные ошибки: Затруднились назвать некоторые материалы. Дали неточные названия материалам. Не узнали их.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
Обычно задачи подобного типа не вызывают особых затруднений у большинства учащихся.
Ребята задают вопросы, учитель поясняет. |